Жигули ВАЗ-21011 ВАЗ-21013
Сейчас уже часто встречаются люди, не улавливающие разницу между классическими моделями Жигулей. А для мальчишек из семидесятых было принципиально важно: 11-я или 13-я въехала во двор?
Прогресс тогда видели в каждой изменившейся мелочи. Вот у левого бокового зеркала круглая площадка для крепления на кузове вдруг стала вытянутой. И само зеркальце тоже уже не круглое. Это снаружи. А внутри? Вместо ручной помпы омывателя стекла наконец поставили электрическую. И не надо теперь накачивать смешную грелку под капотом, чтобы полить на стекла. Навсегда запомнишь, как пахнет напечатанная в типографии ВАЗа инструкция по эксплуатации нового автомобиля. А откроешь багажник — там ненадеванная резина запаски выдает еще один непередаваемый аромат.
Вазовская «копейка» с клыками на бампере выпускалась лет семь, к 77-му году она получила новый декор и новые индексы: ВАЗ 21011 и 21013. И было интересно, чем столь похожие машины все-таки отличаются. 11-я оказалась на пять лошадиных сил мощнее 13-й. 69 против 64. И шильдик на крышке багажника гордо провозглашал: 1300 — это новый рабочий объем форсированного мотора в кубиках. А вот 13-я довольствовалась лишь слегка допиленным мотором от первой модели в тысячу двести кубов. 20 секунд до сотни — сейчас это кажется вечностью.
Зато им обеим для пущего форсу прикрутили бампера без клыков, но с резинкой. И припоминается еще одна деталь. Для того, чтобы пропустить сквозь передний бампер рукоятку кривого стартера, требовалось открутить номерной знак. Особо смышленые автомобилисты прилаживали на бампер специальный кронштейн, держащий номер чуть выше: аккумуляторы с открытыми свинцовыми перемычками тогда служили недолго. Пара лет – и можно сдавать в утиль. Но кривой стартер не решал проблему: высокооборотистый фиатовский мотор с рукоятки не очень-то и заводился. Проще было катнуть все это хозяйство с пригорочка, впрыгнуть в салон и сразу врубить вторую, а то и третью, и потом – вперед!
Простоватость одиннадцатых и тринадцатых Жигулей глаз тогда никому не колола, в потоке встречались куда более архаичные «Москвичи» и Запорожцы, и в фильме «Полеты во сне и наяву» интересовал не кризис мужчины в сорокалетнем возрасте, а те самые нюансы: 11-я или 13-я?
Слушайте авторскую программу «Механика» Георгия Хачатурова и Николая Ушанова на Радио ЗВЕЗДА!
Главные отличия ВАЗ-2101 от ВАЗ-21011 | Автомобили TopDrive
К сожалению, сейчас мало встретишь на улицах автомобиль ВАЗ-2101, в простонародии — «копейку».
Да если и встретишь, то скорее всего можно будет увидеть как жизнь ее потрепала. Хорошие экземпляры встречаются редко. Существует много модификаций «копейки», но сегодня мы поговорим о самых популярных — это 2101 и 21011. Расскажу как их отличить друг от друга.Источник фото: Яндекс.картинкиИсточник фото: Яндекс.картинки
Пожалуй одно из самых выделяющихся отличий — это вентиляционные отверстия на задних стойках, закрытые пластиковыми накладками. На обычной «единичке» их и вовсе не было, начиная с «одиннадцатой» модели такое отверстие есть на всей классике.
Второй элемент который хотелось бы отметить — это решетка радиатора. На 011 вертикальные декоративные полосы решетки стали чередоваться чаще. Вроде и пустяк, а заметишь сразу. Легко спутать, так как многие любят их менять.
Бампера. На 2101 они полностью хромированные и имеют по два клыка, а на 21011 они попроще, лишены клыков, а по периметру добавлена резиновая накладка. Вот по ним в наше время можно и ошибиться, так как многие заменяют их по ряду различных причин. Сам приобрел такой экземпляр, модель одиннадцатая, а бампер передний «копеечный».
Спустимся ниже решетки и заметим, что на 21011 есть четыре прорези которые служат для лучшего охлаждения радиатора, на первой модели их конечно же нет.
Естественно раз потребовалось хорошее охлаждение, значит и появился новый мотор. На новой модификации устанавливали более мощный мотор объем которого составлял уже 1,3 литра (64 л.с./92 Нм) вместо старых 1,2 литра (59 л.с./ 85 Нм).
Заднюю часть автомобиля очень легко различить. Во-первых, задние фонари, на «копейке» они грубо говоря «двухсоставные» и если посмотреть сбоку имеют ромбовидную форму, а катафоты располагаются отдельно, ниже фонарей. На «рестайлинговой копейке» фонари уже «трехсоставные» и имеют прямоугольную ровную форму, а катафоты переместились в середины фонарей. И во-вторых, фонарь заднего хода, на 2101 он изначально отсутствовал, а позже стал отдельно крепиться снизу заднего бампера, а на 21011 он располагается чуть ниже заднего фонаря.
Шильдики тоже изменилисьШильдики тоже изменились
Переместимся в салон и самое первое что бросается в глаза — это измененный руль, теперь в нем нет хромированного ободка как на «копеечке», а надпись «ВАЗ» теперь красуется в центре рулевого колеса. Изменилось оформление спидометра, вместо серебристого фона стали использовать черный. Декоративные серебряные вставки поменяли на вставки «под дерево». Некий шарм люксовости. Стоит еще отметить дизайн торпедо, на первой модели было много вертикальных декоративных рисок, а на новой их стало гораздо меньше!Изменился и комфорт спереди, новые кресла с небольшой поддержкой были установлены заместо старых. В задние двери переехали пепельницы.
Салон ВАЗ-2101Салон ВАЗ-2101
Салон ВАЗ-21011Салон ВАЗ-21011
И напоследок, даты выпуска 2101 (1970-1983), а 21011 (1974-1983).
На этом всё! Спасибо за просмотр! А был ли у вас опыт владения 2101 или 21011? Напишите в комментарии.
Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить самое интересное, а также не забудьте поставить лайк 👍
цифры, даты, факты и уникальные фото
19 апреля легендарная «Копейка», ВАЗ-2101, празднует полувековой юбилей. По этому случаю мы вспоминаем историю модели и делимся уникальными фотографиями из архива Волжского автозавода
Редакция
Конструкция автомобиля
В качестве основы ВАЗ-2101 был использован FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года». В этом же году Министерство внешней торговли СССР и FIAT заключили генеральное соглашение о создании проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.
В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применены более надежные синхронизаторы.
Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции. По итогам суровых испытаний итальянской модели на полигоне и обычных дорогах Советского Союза, конструкторами был усилен кузов и увеличен дорожный просвет.
Производство
Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.
Всего в апреле были собраны шесть автомобилей, а в августе Волжский автозавод начал реализацию ВАЗ-2101 через торговую сеть. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.
Бренд
Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.
Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти.
Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 90-х годах.
Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
Экспорт
Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.
В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветку на LADA 2101. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Их автомобиль 1975 года сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.
Сервис
До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю».
В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО.
В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.
Цифры и факты о ВАЗ-2101:
1967 – Началось строительство Волжского автозавода.
1968 – Стартовали испытания прототипов автомобиля.
1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.
1970 – Выпущен первый ВАЗ-2101.
1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.
1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.
1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.
1975 – С конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).
1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.
1984 – Собран последний ВАЗ-2101.
1988 – Собран последний ВАЗ-21011.
Всего за период 1970-1988 гг. выпущено 4 846 900 ВАЗ-2101 и его модификаций. Сегодня на учете в России стоит около 400 тысяч таких автомобилей.
Редакция рекомендует:
Хочу получать самые интересные статьи
ВАЗ 2101 и его модификация 21011 — автомобиль столетия в России
ВАЗ 2101 — это модель, а ВАЗ 21011 — это модификация. Советская система обозначения марок автомобилей была устроена шиворот-навыворот. Значение первой цифры зависит от того, какая цифра стоит на втором месте. Почему так произошло, неизвестно.
Вернуться к оглавлению
Идентификация советских автомобилей
Обозначение модификации ВАЗ 21011 соответствует утверждённой в 1966 г. в Советском Союзе системе обозначений марок автомобилей. Эта система предусматривает использование буквенно-цифрового способа индикации. Буквенная и цифровая часть разделяются чёрточкой. Буквами обозначают завод-изготовитель. ВАЗ — это аббревиатура Волжского автомобильного завода (АвтоВАЗ). ГАЗ — это Горьковский, а МАЗ — Минский автозаводы.
Справа от чёрточки располагаются цифры. Путаница начинается именно здесь. Русскоязычный человек привык читать слева направо. От общего к частному. В обозначении марок автомобилей «по-советски» самая общая категория — тип автомобиля — стоит на втором месте. Авторы отраслевой нормали внесли путаницу своими руками. У них именно вторая, а не первая цифра обозначает тип автомобиля:
- 1 — легковой;
- 2 — автобус;
- 3 — грузовой автомобиль и так далее.
Первая, или самая левая цифра обозначает класс автомобиля, и её расшифровка зависит от второй цифры. В случае легковых машин (вторая цифра — 1), первая цифра означает, в зависимости от технических характеристик, следующее:
- 1 — особо малый класс;
- 2 — малый;
- 3 — средний;
- 4 — большой класс.
Значит ВАЗ 21011 — это легковой автомобиль (вторая цифра — 1) малого класса (первая цифра — 2), то есть с объёмом двигателя от 1100 до 1799 куб. см. Если речь идёт о грузовиках, то первая цифра означает уже не объём двигателя, а полную массу. Так КамАЗ-5320 — это грузовик (вторая цифра — 3) с полной массой от 14 до 20 тонн (первая цифра — 5).
Одиннадцатая модель, как и все автомобили классического семейства ВАЗ, относится к малому классу, поэтому самая левая из цифр в обозначении модели — двойка. Логично было бы идти от общего к частному: начать с типа автомобиля, а потом обозначать класс, поскольку нумерация классов зависит от типа. Тогда Жигули первых выпусков следовало бы назвать ВАЗ-1201. Но случилось иначе.
Вернуться к оглавлению
Модификация — это не модель
Третья и четвёртая цифры в обозначении соответствуют номеру модели автомобиля. У ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 эти третья и четвёртая цифры совпадают — 01. Это одна и та же модель, первая модель завода АвтоВАЗ. Классическая «копейка». Шестая цифра служит для обозначения модификации, то есть ВАЗ 21011 — это первая модификация первой модели АвтоВАЗа. Граница между пониманием обновлённой машины как новой модели или новой модификации довольно условна. Новый двигатель и прорези в передке корпуса у 21011 — это модификация. А новый двигатель и сдвоенные фары — это уже новая модель ВАЗ 2103.
Разница между ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 состоит, прежде всего, в том, что «одиннадцатая» получила новый мотор. Экстерьерный тюнинг ВАЗ 21011 и обновлённый салон играли второстепенную роль. Пользуясь тем, что, в отличие от Фиата 124, двигатель ВАЗ 2101 имел увеличенное расстояние между осями цилиндров, конструкторы увеличили диаметр камер сгорания с 76 до 79 миллиметров.
Технические характеристики | Улучшения |
рабочий объём | вырос с 1200 до 1300 куб. см; |
мощность | возросла с 64 до 69 л. с.; |
разгон до сотни | уменьшился на 2 сек. |
Двигатель получился настолько удачным, что пережил модификацию, для которой был разработан. До середины девяностых сохраняла своё место на конвейере популярная модификация «шестёрки» ВАЗ 21063, на которую ставился именно 1300-кубовый мотор 21011. Этот же мотор послужил основой разработки двигателя ВАЗ 2105. Он получил ремённый привод газораспределительного механизма, а в остальном повторял тот же самый двигатель от ВАЗ 21011.
Преемственность двигателей обеспечивает высокую степень доступности запчастей для ремонта.
Вернуться к оглавлению
Стильный внешний вид
Увеличение мощности мотора потребовало увеличения притока охлаждающего воздуха в подкапотное пространство. Между радиаторной решёткой и передним бампером появились четыре прорези в передке кузова. Этот элемент не только обеспечил поступление воздуха к радиатору охлаждения, но явно улучшил внешний вид передней части автомобиля.
Современному внешнему виду «одиннадцатой» ещё больше способствовал отказ от клыков на бампере — явного наследия Фиатов 50-х и начала 60-х годов. Вместо них появилась продольная декоративная накладка. Внешний вид фар остался прежним, но в них перекочевал габаритные огни. Из-за этого стали цветными передние указатели поворотов.
Задняя часть кузова тоже обновилась. Фонарь заднего хода переместился из-под бампера вверх, под правый задний фонарь. Под левым разместилась табличка «Жигули 1300». Многие, в порядке ремонта, меняли её на купленный на авторынке краденый с завода экспортный шильдик «Lada 1300». Катафоты передвинули в середину задних фонарей. Салон 21011 тоже подвергся модернизации: рулевое колесо потеряло хромовое колечко, обновилась панель приборов, улучшились передние сиденья. Многие из этих изменений впервые появились на модели FIAT 124S, и использование европейского опыта действительно пошло на пользу «копейке».
Справедливости ради надо сказать, что заимствования не были односторонними. Утопленные дверные ручки, например, перекочевали с Жигулей на FIAT 124 Spiciale. Впрочем, рестайлинг и тюнинг не продлили конвейерный век 124-й модели за пределы 1974 года, в то время как ВАЗ 21011 пережил свой прототип на полтора десятка лет. Выпуск «одиннадцатой» продолжался до 1988 года, и она успешно переносила отечественное бездорожье, сомнительного качества бензин и ремонты в частном гараже своими руками.
Вместе с ВАЗ 2101 «одиннадцатая» в 2000 году по результатам масштабного опроса журнала «За рулём» получила звание лучшего отечественного автомобиля столетия.