О том, как выбрать сабвуфер для автомобиля, можно, конечно, прочитать в одном из тематических журналов – на данный момент существует великое множество подобных статей. Однако проблема в следующем: внимания заслуживают лишь дорогие модели сабвуферов компаний Sony, Kenwood и других ведущих марок, которые стоят дороже, чем, собственно, большинство отечественных автомобилей. Именно поэтому обзорами дорогих моделей такое дело, как выбор оптимального сабвуфера для авто, ограничиться не может – необходимо знать саму концепцию.
Что представляет собой сабвуфер
Автомобильный сабвуфер – это отдельная акустическая система, служащая для усиления самых нижних частот звука. Как правило, это диапазон от 20 до 120 герц – звуки ниже двадцати человеческое ухо уже не может воспринять, а выше ста двадцати достоверно передаются простыми колонками. Интервал между 20 и 120 герцами – уязвимая зона, и именно ее укрепляет сабвуфер, придавая таким образом композиции дополнительную глубину и плотность, и освобождая основные колонки от необходимости пытаться воспроизвести нижние частоты, искажая весь частотный диапазон. Сабвуфер понадобиться всего один, и расположение его не имеет большого значения, ведь человеческое ухо неспособно распознать направление такого низкочастотного звука.
Виды автомобильных сабвуферов
Основная классификация сабвуферов позволяет подразделять их на активные и пассивные.
Активные сабвуферы гораздо проще в использовании — для того, чтобы произвести их установку, не нужно разбираться в электрике — однако, и стоимость их гораздо выше.
Пассивный сабвуферы позволяет сэкономить, но при этом придется поломать голову над тем, как его подключить.
Также сабвуфера подразделяются на типы по акустическому оформлению:
• Закрытый ящик
Звуковые колебания внутри сабвуфера такого типа возникают в закрытом объеме и гасятся, превращаясь в тепло. Конструкция типа «закрытый ящик» — самая простая в плане расчета характеристик, она имеет минимальный риск повреждения или выхода из строя, максимально достоверно при этом передает басовый звук благодаря более ровной по сравнению с другими видами амплитудно-частотной характеристике. Однако существует и минус такого вида – весьма низкий КПД, который стремительно падает при уменьшении размера устройства.
• Фазоинвертор
В отличие от закрытого ящика фазоинвертор излучает энергию не только к тыловой части диффузора, но и вдоль крайних стенок, что позволяет значительно повысить эффективность его работы в диапазоне 1-2 басовых октав. Таким образом, звук фазоинверторного сабвуфера очень теплый и приятный на слух. Минус же фазоинвертора в том, что он крайне капризен в выборе настроек: необходимо тщательно отрегулировать объем ящика, поперечное сечение и длину тоннеля, что на слух удается сделать далеко не каждому.
• Бандпасс
Этот вид сабвуфера – полосовой, являющийся средним вариантом между фазоинвертором и закрытым ящиком. Он содержит встроенные фильтры верхних и нижних частот, что подчас бывает весьма удобно. При этом бандпасс – абсолютный лидер по КПД, который, кстати, зависит от ширины полосы пропускания. Однако в использовании такой сабвуфер весьма капризен, а импульсные его характеристики вовсе не на высоте – все это и заставляет владельцев автомобилей отказываться от него в пользу других видов.
Как выбрать автомобильный сабвуфер
При выборе автомобильного сабвуфера важно обращать внимание на технические параметры, а именно на:
• Номинальную мощность – это та мощность звука, которую сабвуфер может воспроизвести без искажения частотного диапазона. Достаточно, чтобы значение этого параметра достигало 300-600 Ватт, более высокие цифры – уже перебор.
• Чувствительность. Здесь перебора быть не может. Чем большее количество децибелов может воспроизвести динамик, тем лучше.
• Частоту резонанса. Если это значение превышает 35 герц, звук, издаваемый таким сабвуфером, будет, скорее всего, искажен.
• Эквивалентный объем. Эта величина отражает максимальный объем воздуха, упругость которого соответствует упругости подвеса сабвуфера.
Обращать внимание на такой параметр, как максимальная мощность сабвуфера не стоит. Обычно рядом с такой красивой формулировкой значится число, ничем не обоснованное и только вводящее покупателя в заблуждение. Полезнее оценить длину тоннеля и размер самого сабвуфера. Если размер тоннеля менее 30 см, его звук едва ли будет радовать. Оптимальным же размером самого автомобильного сабвуфера, позволяющим получить хорошую детализацию и глубокий звук, будет 12 дюймов.
Стоит понимать, что гарантировать качественный звук автомобильного сабвуфера не сможет никто. Дело вовсе не в качестве, а в субъективном восприятии звука. Именно поэтому лучше всего приобретать сабвуфер в таком магазине, где существует возможность его обмена в течение 14 дней, или вообще прослушать 2-3 вероятных варианта в собственном автомобиле еще до покупки. Таким образом можно составить хотя бы поверхностное впечатление о качестве сабвуфера, что уже избавит от необходимости совершать «слепую» покупку.
Мастерил сабвуфер сам, получилось не очень. Жаль не нашел вашу статью раньше, спасибо за полезные советы.
А пасивный самостоятельно подключить можно, если немного соображаешь в электронике или лучше сразу идти на СТО?