Химический состав тормозной жидкости – Состав тормозной жидкости. Правила применения

Содержание

Состав тормозной жидкости. Правила применения

Тормозная жидкость (ТЖ) — технический компонент гидравлических систем, который осуществляет перенос давления с главного тормозного цилиндра на колодки барабанного или дискового тормоза. Химический состав тормозной жидкости определяет физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Рассмотрим основные компоненты этого состава и его назначение.

Тормозная жидкость — процентный состав

Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:

Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание — 60–90%.

Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание — до 30%

Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.

Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор — натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей

Состав тормозных жидкостей разных видов

Качественное и количественное содержание компонентов отличается в зависимости от сферы применения ТЖ. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.

Минеральные составы — техническая жидкость бурого цвета. В качестве смазывающего компонента используется касторовое масло общей формулы C3H5(C18H33O3)3. Химические свойства подобных масел отличаются температурной лабильностью, склонностью к образованию коксовых отложений на латунных и медных поверхностях. Частично нивелировать подобные качества удалось введением бензтриазола, триметилбората и прочих антиокислительных и антикоррозионных присадок. Ввиду температурной неустойчивости минеральные составы применялись в гидравлических системах с барабанным типом колодок.

Гликолевые жидкости — традиционные составы с содержанием полигликолевых эфиров и борнокислотных полиэфиров. Гликолевые ТЖ более известны по маркировкам DOT 3, DOT 4, DOT 5. Соотношение полигликоль-эфиров и смазочных компонентов в сочетании с экологически безопасными присадками соответствует международным стандартам качества.

Силиконовые жидкости — в качестве основы используются полиорганосилоксаны, представляющие полимерные кремнийорганические компоненты. Введение принципиально нового смазочного реагента позволило достигнуть полной индифферентности ТЖ по отношению к резине и металлам, а также высокой текучести независимо от температуры.

Правила применения

Тормозная жидкость, выпускаемая различными производителями, имеет ряд специфических требований, которые указаны в рекомендациях по эксплуатации. Существуют общие правила применения ТЖ. Составы DOT 5.1 на основе силиконов несовместимы с гликолевыми аналогами. Смешивать различные типы ТЖ возможно при условии идентичности баз. Замену тормозной жидкости производят в срок, установленный производителем.

avtozhidkost.ru

Тормозная жидкость — какую заливать, когда менять?

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Тормозная жидкость

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Заливка тормозной жидкости

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Тормозная жидкость классификация

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3.«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

Тормозная жидкость DOT-4

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневый. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

DOT 5.1

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗ Достоинства Недостатки
DOT 3
  • Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичностью (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичностью (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5.1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Читайте также: Самостоятельная замена тормозной жидкости

avtoexperts.ru

Тормозная жидкость — состав и свойства

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Содержание статьи

Основные свойства тормозных жидкостей

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Наименование показателя DОТ 3 DОТ 4 DОТ 5 БСК Нева А Нева Б Томь
Температура кипения,°C, не ниже 230 240 260 115 200 195 220
Температура кипения увлажненной жидкости,°C, не ниже 140 155 180 140 137 160
Вязкость кинематическая при -40°C,мм/сек., не более 1500 1800 900 1500 1500 1500

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах “разгон-торможение”). Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”. Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.Тормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

avtonov.info

Тормозная жидкость и способ ее получения

Сущность: жидкость содержит смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей, полные эфиры борной кислоты и монометиловых эфиров полиэтиленгликолей, антикоррозионную и антиокислительную присадки. Смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей общей формулы СН3(СН2СН2O)nОН (1), где n=2-6, средней молекулярной массы 170-180 ед. имеет следующий состав, мас.%: монометиловый эфир диэтиленгликоля 1-5; монометиловый эфир триэтиленгликоля 60-75; монометиловый эфир тетраэтиленгликоля 18-26; монометиловый эфир пентаэтиленгликоля 3-7,5; монометиловый эфир гексаэтиленгликоля 0,6-1,5. Тормозную жидкость получают оксиэтилированием гидроксилсодержащего соединения в присутствии щелочного агента, с обработкой оксиэтилированного продукта борной кислотой, отгонкой низкокипящих компонентов и введением присадок. Процесс оксиэтилирования ведут до получения реакционной смеси средней молекулярной массы 85-120 ед. Смесь подвергают ректификации с получением дистиллата и кубового продукта формулы (I) средней молекулярной массы 170-180 ед., который обрабатывают борной кислотой в количестве 5-7 мас.%. Из полученного борированного продукта отгоняют воду в присутствии антиокислительной присадки, после этого вводят антикоррозионную присадку. В качестве гидроксилсодержащего соединения используют смесь метанола и рециклового дистиллата в массовом соотношении 0,05-0,15:1. Дистиллат после ректификации рециркулируют на стадию оксиэтилирования. Технический результат — повышение температуры кипения жидкости и снижения вязкости при отрицательных температурах. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей (ТЖ), используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники, и способам их получения.

В настоящее время во всем мире к тормозным жидкостям, используемым в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей, предъявляются высокие требования, которые постоянно ужесточаются в связи с производством автомобилей новых типов, значительного изменения условий их эксплуатации. В зависимости от условий эксплуатации автомобильной техники в соответствии с международным стандартом ISO 4925 и стандартом США FMVSS 116 из широкого круга физико-химических свойств тормозных жидкостей выделяют обычно наиболее важные показатели, которые являются ответственными для обеспечения надежной и бесперебойной работы тормозной системы автомобилей в конкретных условиях эксплуатации. Такими показателями являются: температуры кипения сухой и увлажненной тормозной жидкости и вязкость при низких температурах, которые приведены в таблице 1.

Большая часть применяемых в настоящее время ТЖ изготовлена на основе гликолей, моно- и диалкиловых эфиров гликолей, борных эфиров спиртов и моноалкиловых эфиров гликолей, антикоррозионных, антиокислительных и других компонентов.

Тормозные жидкости марки ДОТ 5.1 по FMVSS 116, а также класса 5-1 и класса 6 по ISO 4925 обеспечивают превосходную работу тормозных систем по сравнению с тормозными жидкостями других классов за счет более высокой температуры кипения сухой и увлажненной жидкости, значительно более низкой кинематической вязкости при температуре минус 40°С и т.п.

Известные тормозные жидкости (RU 2052493, 15.07.1993 г.; RU 2078121, 23.03.1995 г.; RU 2124043, 11.06.1996 г.), содержащие моноалкиловые эфиры гликолей, полипропиленгликоль, эфиры борной кислоты на основе смеси моноалкиловых эфиров, пластификатор, антиокислительную и антикоррозионную присадки, по своим физико-химическим характеристикам отвечают лишь требованиям марки ДОТ 4 или класса 4.

Известная тормозная жидкость (Патент США №4371448, 1983 г.) содержит 20-40 мас.% эфиров борной кислоты на основе диэтиленгликоля и моноалкилового эфира этиленгликоля; 30-60 мас.% моноалкилового эфира гликолей; 10-40 мас.% бис-формаля; 0,1-5 мас.% алкиламина; 0,05-5 мас.% стабилизатора РН и/или ингибитора коррозии и окисления. Данная ТЖ в соответствии с примерами 2 и 9 удовлетворяет требованиям марки ДОТ 5.1, но согласно примерам 7-9 не соответствует марке ДОТ 5.1 как по температурам кипения сухой и увлажненной жидкости, так и по низкотемпературной вязкости. ТЖ приготовляют смешением большого количества компонентов, некоторые из них в Российской Федерации не выпускают, например, бис-формали. Рецептура по данному патенту не гарантирует получение ТЖ марки ДОТ 5.1.

Недостатком смесовых ТЖ является их сложный многокомпонентный состав, требующий значительного числа уникальных индивидуальных веществ, подбора и выдерживания точного соотношения соответствующих разбавителей.

Наиболее близкой по составу и способу получения является тормозная жидкость, описанная в патенте RU 2087528, 22.06.95 г. Данная тормозная жидкость содержит в своем составе монометиловые эфиры полиэтиленгликолей при следующем соотношении компонентов, мас.%:

монометиловые эфиры:

диэтиленгликоля — 1-5

триэтиленгликоля — 7,5-25

тетраэтиленгликоля — 7,5-25

пентаэтиленгликоля — 5-18

гекса-, гепта и октаэтиленгликолей в сумме — 0,5-25.

Кроме того, в состав тормозной жидкости входят полные эфиры борной кислоты и монометиловых эфиров вышеуказанных гликолей в количестве 40-58 мас.%, антикоррозионная присадка в количестве 0,05-0,2 мас.%, антиокислительная присадка в количестве 0,05-0,2 мас.%.

Для придания жидкости необходимых свойств используют дополнительно пластификатор и антивспениватель. Данную тормозную жидкость получают путем оксиэтилирования гидроксилсодержащего соединения в присутствии щелочного агента с последующей обработкой оксиэтилированного продукта борной кислотой и отгонкой низкокипящих компонентов с последующим введением присадок, в качестве гидроксилсодержащего соединения используют метанол или смесь монометиловых эфиров моно-, ди- и триэтиленгликоля и оксиэтилирование ведут до получения продукта молекулярной массы 140-165, борную кислоту или ее производные используют в количестве 3-5 мас.% в расчете на борную кислоту, и отгонку низкокипящих компонентов ведут до остаточного содержания монометилового эфира диэтиленгликоля 1-5 мас.%.

Компонентный состав вышеуказанной тормозной жидкости не позволяет совместить высокую температуру кипения и остальные важные показатели, например низкотемпературную вязкость для ТЖ марки ДОТ 5.1, поэтому данная ТЖ относится лишь к марке ДОТ 4. Наличие в составе ТЖ высококипящих метиловых эфиров — гекса-, гепта- и октаэтиленгликолей в сумме 0,5-25 мас.% резко влияет на изменение низкотемпературной вязкости: при содержании их более 2,5% вязкость превышает 1800 сСт. Небольшое содержание метиловых эфиров три- и тетраэтиленгликолей, которые являются компонентами полигликолевой основы, определяющими заданные свойства ТЖ, и их широкий интервал (7,5-25 мас.%) не обеспечивают получение качественной ТЖ как по температуре кипения, так и по вязкости, поэтому данная рецептура не обеспечивает получение ТЖ марки ДОТ 5.1, FMVSS 116 или класса 5 и класса 6 по ISO 4925. Получение полигликолевой основы, то есть смеси монометиловых эфиров гликолей и борных эфиров, характеризуется наличием отходов при перегонке борсодержащей смеси в количестве 25-30% от исходной реакционной массы (см. примеры 1-4), что существенно ухудшает экономические показатели процесса по расходным нормам сырья (окись этилена и метанол) и ухудшает экологию окружающей среды; а также при желании переработки этих отходов требует сложной схемы ректификации в связи с наличием водных азеотропов с метиловыми эфирами этиленгликолей, то есть возрастают капитальные и эксплуатационные затраты на технологию. Оксиэтилирование водных смесей метиловых эфиров (см. пример 2) может привести в условиях опыта к образованию заметного количества моно-, ди- и других этиленгликолей, что, в свою очередь, обуславливает повышение низкотемпературной вязкости. Однако в рецептуре наличие гликолей не указано.

Техническая задача данного изобретения заключается в получении тормозной жидкости, соответствующей марке ДОТ 5.1 по FMVSS 116 или классу 5-1 и классу 6 по ISO 4925, имеющей высокую температуру кипения сухой (не ниже 260°С), увлажненной (не ниже 180°С) тормозной жидкости, низкую вязкость: при минус 40°С не более 900 мм2/с.

Поставленная задача достигается тем, что тормозная жидкость содержит смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей общей формулы СН3(СН2СН2O)nОН (I), где n=2-6, средней молекулярной массы 170-180 ед. в количестве 45-54,9 мас.%, и полные эфиры борной кислоты и вышеуказанных монометиловых эфиров полиэтиленгликолей формулы [СН3(СН2СН2O)2-6О]3В (II) — 45-54,9 мас.%, антикоррозионную присадку — 0,05-0,2 мас.%, антиокислительную присадку — 0,05-0,2 мас.%. Смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей формулы I имеет следующий состав, мас.%:

монометиловые эфиры:

— диэтиленгликоля (М2Г) — 1-5

— триэтиленгликоля (МЗГ) — 60-75

— тетраэтиленгликоля (М4Г) — 18-26

— пентаэтиленгликоля (М5Г) — 3-7,5

— гексаэтиленгликоля (М6Г) — 0,6-1,5

Поставленная задача достигается способом получения тормозной жидкости путем оксиэтилирования гидроксилсодержащего соединения в присутствии щелочного агента до получения реакционной смеси со средней молекулярной массой 85-120 ед. Затем эту смесь подвергают перегонке (ректификации) с получением дистиллата, содержащего низшие метиловые эфиры гликолей, который затем рециркулируют в процесс оксиэтилирования, а кубовый продукт формулы (I), имеющий среднюю молекулярную массу 170-180 ед., обрабатывают борной кислотой в количестве 5-7 мас.%. Из полученного борированного продукта отгоняют воду до остаточного содержания не более 0,1 мас.% в присутствии антиокислительной присадки в количестве 0,05-0,2 мас.%, после этого вводят антикоррозионную присадку в количестве 0,05-0,2 мас.%. В качестве гидроксилсодержащего соединения используют смесь метанола и рециклового дистиллата со стадии перегонки (ректификации) в массовом соотношении метанол/рецикловый дистиллат 0,05-0,15/1.

Преимущества предлагаемой тормозной жидкости и способа ее получения заключаются в следующем. На стадии оксиэтилирования получают смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей с молекулярной массой 85-120 ед., которая не содержит высокомолекулярных эфиров гепта- и октаэтиленгликолей и содержит лишь следы метилового эфира гексаэтиленгликоля — не более 1,5 мас.%. Низкомолекулярные (низкокипящие) оксиэтилированные компоненты отгоняют до стадии борирования и полученный дистиллат, не содержащий влаги, назовем его рецикловый, используют в дальнейшем как основу для оксиэтилирования с дополнительно введенным метанолом, то есть этим приемом исключают образование отходов в отличие от прототипа. Смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей формулы I имеет узкое молекулярно-массовое распределение: преимущественно содержит в сумме 86-93 мас.%. М3Г и М4Г и не содержит высокомолекулярные метиловые эфиры гепта- и октаэтиленгликолей, оказывающие сильное влияние на низкотемпературную вязкость. На стадии оксиэтилирования в качестве гидроксилсодержащего соединения используют смесь метанола и рециклового дистиллата, полученного при перегонке оксиэтилированного продукта в соотношении метанол/рецикловый дистиллат 0,05-0,15/1.

Предлагаемое техническое решение позволяет получать тормозную жидкость с заданными свойствами, отвечающую требованиям марки ДОТ 5.1 по FMVSS 116 и классов 5-1 и 6 по ISO 4925.

Заявляемое изобретение иллюстрируется примерами 1-3. Перечень физико-химических характеристик образцов ТЖ в соответствии с требованиями ISO 4925 приведен в таблицах 2-3.

Пример 1

В реактор емкостью 4 л загружают 1634,2 г исходного вещества, состоящего из 1473,6 г смеси, выделенной из реакционной массы в качестве рециклового дистиллата, содержащей в мас.%: метанол — 6,0, монометиловый эфир моноэтиленгликоля — 39,5, монометиловый эфир диэтиленгликоля — 54,0, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 0,5 и 160,6 г дополнительно введенного метанола. Массовое соотношение метанол:рецикловый дистиллат — 0,10:1.

В исходном веществе растворяют 1,2 г гидроксида натрия, затем при температуре 95-115°С и давлении 2,5-3,5 кгс/см2 присоединяют 765,8 г окиси этилена. Полученную реакционную смесь средней молекулярной массы 108,5 ед. подвергают разделению на вакуумной ректификационной колонне при остаточной давлении 60 мм рт.ст.

Получают 1448,6 г дистиллата и 952,6 г кубового продукта со средней молекулярной массой 175,5 ед., содержащего в мас.%:

монометиловый эфир диэтиленгликоля — 5,0

монометиловый эфир триэтиленгликоля — 61,5

монометиловый эфир тетраэтиленгликоля — 25,2

монометиловый эфир пентаэтиленгликоля — 6,8

монометиловый эфир гексаэтиленгликоля — 1,5.

Кубовый продукт обрабатывают при температуре 80°С борной кислотой в количестве 55,9 г (5,5 мас.%) и из полученного борированного продукта в присутствии 1,0 г дифенилолпропана (антиокислительной присадки) отгоняют воду. Отгонку воды осуществляют на вакуумной ректификационной колонне при остаточном давлении 50 мм рт.ст.

Получают 960,6 г основы тормозной жидкости, добавляют 1,0 г бензотриазола (антикоррозионную присадку). Смесь перемешивают, фильтруют и получают тормозную жидкость следующего состава, мас.%:

смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей
формулы СН3(СН2СН2O)nОН, где n=2-6,
средней молекулярной массы 175,4 ед. 49,5
полные эфиры борной кислоты и
вышеуказанных монометиловых эфиров
полиэтиленгликолей формулы
[СН3(СН2СН2O)2-6О]3В 50,3
антиокислительная присадка (дифенилолпропан) 0,1
антикоррозионная присадка (бензотриазол) 0,1

Основные технические характеристики тормозной жидкости приведены в таблице 2.

Пример 2

В реактор емкостью 4 л загружают 1574,6 г исходного вещества, состоящего из 1448,6 г смеси, выделенной из реакционной массы в качестве реликлового дистиллата по примеру 1, содержащей в мас.%: метанол — 5,8, монометиловый эфир моноэтиленгликоля — 38,9, монометиловый эфир диэтиленгликоля — 54,8, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 0,5 и 126,0 г дополнительно введенного метанола. Массовое соотношение метанол:рецикловый дистиллат — 0,08:1.

В исходном веществе растворяют 1,0 г гидроксида натрия, затем присоединяют 483,7 г окиси этилена. Процесс проводят в условиях примера 1. Полученную реакционную смесь средней молекулярной массы 99,7 ед., содержащей в мас.%: метанол — 4,9, монометиловый эфир моноэтиленгликоля — 27,2, монометиловый эфир диэтиленгликоля — 39,5, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 21,0, монометиловый эфир тетраэтиленгликоля — 6,0, монометиловый эфир пентаэтиленгликоля — 1,2, монометиловый эфир гексаэтиленгликоля — 0,2 подвергают разделению на вакуумной ректификационной колонне при остаточном давлении 60 мм рт.ст.

Получают 1453,0 г дистиллата и 606,3 г кубового продукта средней молекулярной массы 171,2 ед., содержащего в мас.%: монометиловый эфир диэтиленгликоля — 4,9, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 70,0, монометиловый эфир тетраэтиленгликоля — 20,5, монометиловый эфир пентаэтиленгликоля — 4,0, монометиловый эфир гексаэтиленгликоля — 0,6.

Кубовый продукт обрабатывают при температуре 80°С борной кислотой в количестве 39,8 г (6,2% мас.) и из полученного борированного продукта в присутствии 1,1 г дифенилолпропана отгоняют воду. Отгонку воды осуществляют на вакуумной ректификационной колонне при остаточном давлении 50 мм рт.ст.

Получают 612,5 г основы тормозной жидкости, добавляют 1,1 г бензотриазола, смесь перемешивают, фильтруют и получают тормозную жидкость следующего состава, мас.%:

смесь монометиловых эфиров
полиэтиленгликолей формулы
СН32СН2O)nОН, где n=2-6,
средней молекулярной массы 171,2 ед. 45,0
полные эфиры борной кислоты и
вышеуказанных монометиловых эфиров
полиэтиленгликолей формулы
[СН3(СН2СН2O)2-6O]3В 54,6
антиокислительная присадка (дифенилолпропан) 0,2
антикоррозионная присадка (бензотриазол) 0,2

Основные технические характеристики тормозной жидкости приведены в таблице 2.

Пример 3

В реактор емкостью 4 л загружают 1612,8 г исходного вещества, состоящего из 1453,0 г смеси, выделенной из реакционной массы в качестве рециклового дистиллата по примеру 2, содержащей в мас.%: метанол — 6,9, монометиловый эфир моноэтиленгликоля — 38,6, монометиловый эфир диэтиленгликоля — 53,9, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 0,6 и 159,8 г дополнительно введенного метанола, массовое соотношение метиловый спирт:рецикловый дистиллат — 0,11:1.

В исходном веществе растворяют 1,2 г гидроксида натрия, затем присоединяют 691,2 г окиси этилена. Процесс проводят в условиях примера 1. Полученную реакционную смесь средней молекулярной массы 104,3, содержащей в мас.%: метанол — 4,3, монометиловый эфир моноэтиленгликоля — 25,2, монометиловый эфир диэтиленгликоля — 36,0, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 23,3, монометиловый эфир тетраэтиленгликоля — 8,6, монометиловый эфир пентаэтиленгликоля — 2,2, монометиловый эфир гексаэтиленгликоля — 0,4 подвергают разделению на вакуумной ректификационной колонне при остаточном давлении 60 мм рт.ст.

Получают 1485,0 г дистиллата и 820,2 кубового продукта средней молекулярной массы 174,8, содержащего в мас.%: монометиловый эфир диэтиленгликоля — 4,1, монометиловый эфир триэтиленгликоля — 64,6, монометиловый эфир тетраэтиленгликоля — 24,2, монометиловый эфир пентаэтиленгликоля — 6,0, монометиловый эфир гексаэтиленгликоля — 1,1.

Кубовый продукт обрабатывают при температуре 80°С борной кислотой в количестве 43,5 г (5,0 мас.%), из полученного борированного продукта в присутствии 0,7 г дифенилолпропана отгоняют воду. Отгонку воды осуществляют на вакуумной ректификационной колонне при остаточном давлении 50 мм рт.ст.

Получают 826,4 г основы тормозной жидкости, добавляют 0,7 г бензотриазола. Смесь перемешивают, фильтруют и получают тормозную жидкость следующего состава, мас.%:

монометиловые эфиры полиэтиленгликолей
формулы СН3(СН2СН2O)nОН, где n=2-6,
средней молекулярной массы 174,8 ед. 54,5
полные эфиры борной кислоты и
вышеуказанных монометиловых
эфиров полиэтиленгликолей
формулы [СН3(СН2СН2O)2-6О]3В 45,3
антиокислительная присадка (дифенилолпропан) 0,1
антикоррозионная присадка (бензотриазол) 0,1

Основные технические характеристики тормозной жидкости приведены в таблице 3.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет получать современную тормозную жидкость марки ДОТ 5.1 по FMVSS и классов 5-1 и 6 по ISO 4925 в полном соответствии с действующими международными стандартами при определенном компонентном составе путем простой и экономичной технологии.

1. Тормозная жидкость, содержащая смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей, полные эфиры борной кислоты и монометиловых эфиров полиэтиленгликолей, антикоррозионную, антиокислительную присадки, отличающаяся тем, что содержит смесь монометиловых эфиров полиэтиленгликолей общей формулы СН3(СН2СН2O)nОН (I), где n=2-6, средней молекулярной массы 170-180 ед. следующего состава, мас.%:

монометиловый эфир диэтиленгликоля 1-5
монометиловый эфир триэтиленгликоля 60-75
монометиловый эфир тетраэтиленгликоля 18-26
монометиловый эфир пентаэтиленгликоля 3-7,5
монометиловый эфир гексаэтиленгликоля 0,6-1,5

при следующем соотношении компонентов в жидкости, мас.%:

монометиловые эфиры полиэтиленгликолей формулы 1 45-54,9
полные эфиры борной кислоты и вышеуказанных
монометиловых эфиров полиэтиленгликолей
формулы [СН3(СН2СН2O)2-6О]3В (II) 45-54,9
антикоррозионная присадка 0,05-0,2
антиокислительная присадка 0,05-0,2

2. Способ получения тормозной жидкости путем оксиэтилирования гидроксилсодержащего соединения в присутствии щелочного агента с обработкой оксиэтилированного продукта борной кислотой, отгонкой низкокипящих компонентов и введением присадок, отличающийся тем, что процесс оксиэтилирования ведут до получения реакционной смеси средней молекулярной массы 85-120 ед., которую подвергают ректификации с получением дистиллата и кубового продукта формулы (I) средней молекулярной массы 170-180 ед., который затем обрабатывают борной кислотой в количестве 5-7 мас.%, из полученного борированного продукта отгоняют воду в присутствии антиокислительной присадки, после этого вводят антикоррозионную присадку с получением жидкости с соотношением компонентов, соответствующим п.1.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что в качестве гидроксилсодержащего соединения используют смесь метанола и рециклового дистиллата в массовом соотношении 0,05-0,15:1.

4. Способ по п.2, отличающийся тем, что дистиллат после ректификации рециркулируют на стадию оксиэтилирования.

findpatent.ru

Химический состав тормозной жидкости. Тормозная жидкость состав

Тормозная жидкость — это тип гидравлической жидкости, которая используется в гидравлических тормозных системах и гидравлических системах сцепления на автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках, а также велосипедах. Жидкость используется для передачи давления и для усиления тормозного усилия.

Общие сведения о тормозной жидкости

Принцип работы тормозной жидкости заключается в ее малой сжимаемости. Молекулы не имеют внутренней пустоты, поэтому при сжатии объем жидкости не уменьшается, а давление быстро распространяется на весь объем.

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость бывает разных типов, но обычно ее производят из маловязкого растворителя, к примеру, спирта, и вязкого нелетучего вещества, например, глицерина.

На основе полиэтиленгликоля производят тормозную жидкость под марками DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.

На основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов марка DOT 5.

Для автомобилей с антиблокировочной системой, могут использоваться тормозные жидкости марки DOT 5.1/ABS на основе силикона и гликолей. О тормозных жидкостях вики: ссылка .

Характеристики и свойства тормозной жидкости

Чтобы тормозная система работала исправно, тормозная жидкость должна иметь определенные характеристики и отвечать стандартам качества.

Температура кипения . Новая тормозная жидкость не содержит влагу, поэтому ее точка кипения находится в допустимых пределах. Но со временем, влага из окружающего воздуха попадает в жидкость, обычно это 1-2% в год от всего объема, но характеристики тормозной жидкости начинают меняться.

Во время торможения рабочая жидкость нагревается до очень высоких температур из-за трения. В эти момент очень важно, чтобы тормозная жидкость не закипела, так как в этом случае происходит испарение влаги из жидкости в виде пара. А пар опасен тем, что он легко сжимаем и при следующем торможении давление на тормоза будет меньше, так как часть объема отнимет сжимаемый пар.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от количества воды в ней. Чем больше воды, тем ниже точка кипения и тем больше шанс «потерять» тормоза.

Гигроскопичность . Некоторые марки «тормозухи» имеют минимальную гигроскопичность (влагопоглощение), например, DOT 5 и могут на протяжении всего срока службы сохранять необходимые характеристики. А вот самые распространенные марки DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 постепенно теряют свои свойства из-за все большего количества влаги в них.

Вязкость . От этой характеристики будет зависеть то, как тормозная жидкость будет прокачиваться по всей системе. А она должна прокачиваться хорошо и при -30 градусах Цельсия и при 200 градусах, во время торможения.

Если жидкость замерзает полностью или местами, то это блокирует работу тормозов. Слишком густая жидкость будет с трудом прокачиваться по всей системе, что приведет или к плохому торможению или разному усилию на разных колесах. А слишком жидкая приведет к появлению течей.

Защита от коррозии . Сама тормозная жи

orthograf.ru

Тормозные жидкости

Существуют моменты, когда скорость автомобиля не важна, а важно быстро остановиться. Резкое нажатие на педаль тормоза — умный автомобильный мозг быстро передает команду на сложную электронику, включая все возможные помощники в торможении. И во всем этом великолепии электроники основную работу выполняет старая проверенная временем «гидравлика». 

Рабочий процесс автомобильных тормозов остается неизменным на протяжении многих лет. Добавился легкий антураж в виде электронных помощников, но суть не изменилась. Основным исполнителем является тормозная жидкость, находящаяся в системе под давлением.
Нажатие на педаль дает команду на главный тормозной цилиндр, он создает давление тормозной  жидкости, а далее тормозная жидкость передает усилие на поршни суппортов, которые, в свою очередь, давят на тормозные колодки, сжимая тормозной диск. Итогом становится остановка автомобиля.

На первый взгляд выглядит все достаточно просто, но не все так легко как кажется. В процессе торможения внутри системы повышается давление, а значит, растет температура, в свою очередь это приводит к нагреванию тормозной жидкости, иногда вплоть до кипения. Кипящая жидкость приведет к образованию пара, смесь жидкости и пара повлечет за собой способность сжиматься, а в этом случае тормозная система утратит способность реагирования на нажатие педали тормоза. Итогом могут стать крайне неприятные последствия, так как снизится эффективность работы тормозной системы, и усилие на тормозные колодки передаваться будут в малом объеме.

 

Свойства тормозной жидкости.
Выше описанная ситуация, к сожалению не редкость, чтобы избежать этого к выбору тормозной жидкости и периодичности обслуживания тормозной системы нужно подходить серьезно.

Тормозная жидкость должна обладать определенными характеристиками для полноценной работы в системе, эти же характеристики влияют на эксплуатационные качества.
Три основных свойства тормозной жидкости:
1. Температура застывания – параметр, отвечающий за низкотемпературную вязкость тормозной жидкости. Если жидкость не будет обладать хорошими низкотемпературными свойствами, то в этом случае жидкость станет густой, и полноценная прокачка по системе будет не возможна. Нажать на педаль тормоза будет сложно, что может привести к неприятным  последствиям.
2. Гигроскопичность – важнейший параметр показывает способность тормозной жидкости впитывать влагу. Конечно же, чем ниже этот показатель, тем лучше. От этого зависит, в том числе, и срок службы тормозной жидкости. Влага, попадая в тормозную жидкость, может понизить ее температуру кипения, а так же сильно ухудшит свойства жидкости. Эксплуатация автомобиля с такой жидкостью может привести к образованию коррозии в системе.
3. Агрессивность  — параметр, показывающий, насколько хим. состав жидкости оказывает негативное влияние на резиновые, пластиковые, а так же металлические элементы тормозной системы. Тормозная жидкость с высокой агрессивностью будет сильно влиять на износ таких элементов, что так же может закончиться отказом системы в самый неожиданный момент.

Кстати! В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

 

Виды жидкостей для тормозной системы.

  • Основную классификацию жидкостей тормозной системы разработал Департамент транспорта США (USDOT). И на сегодняшний день существует несколько видов тормозной жидкости:
  • DOT-1 и DOT-2 к настоящему времени практически не используются.
  • DOT-3. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, несильно агрессивна к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям. Обладает высоким уровнем гигроскопичности. Имеет сухую температуру кипения в 205оС. Нечасто, но все еще попадается в требованиях производителей.
  • DOT-4. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, агрессивна к лакокрасочному покрытию, нейтральна к резиновым изделиям. По сравнению с DOT-3 имеет меньший уровень гигроскопичности. Сухая температура кипения составляет 230оС. Часто попадается в рекомендациях производителей для тормозных систем, не оснащенных умными электронными помощниками.
  • DOT-5. Тормозная жидкость, выполненная на основе силикона. Оригинальный пакет присадок сильно снижает уровень гигроскопичности. Жидкость полностью нейтральна к лакокрасочному покрытию и резиновым изделиям. Сухая температура кипения составляет 260оС. Этот класс жидкостей на транспортных средствах применяется крайне редко.
  • DOT-5.1. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, агрессивна к лакокрасочному покрытию, нейтральна к резиновым изделиям. Уровень гигроскопичности сравнительно не большой. Сухая температура кипения составляет 275оС. Рекомендуется производителями на автомобили с высокими тепловыми нагрузками.

У некоторых производителей, так же существуют условные «подклассы» жидкостей. Это продукты с дополнительными пакетами присадок улучшающие некоторые характеристики.

 

Смешивание тормозных жидкостей.
Жидкости, изготовленные на одной основе, условно являются смешиваемыми. Тем не менее, разные производители могут использовать различные пакеты присадок, из-за этого существует мнение специалистов, что если уж смешивать, то в рамках одного производителя.

Соответственно жидкости класса DOT-5, имея силиконовую основу не совместимы с жидкостями на гликолевой основе (DOT-3, DOT-4, DOT-5.1).
Тормозные жидкости разных классов в большинстве своем имеют разный цвет:

 

Как выбрать тормозную жидкость для своего автомобиля.

При выборе тормозной жидкости опираться, в первую очередь, нужно на рекомендации производителя автомобиля. Условно, если по инструкции прописан тип жидкости DOT-4, то уж точно не стоит смотреть в сторону DOT-3.
Поэтому вначале открываем инструкцию. Как правило, на одной из последних страниц указан тип необходимой жидкости для автомобиля. В этом случае выбираем соответствующую классификации жидкость, или продукт в том же классе с улучшенными характеристиками.

Зачастую автомобиль может быть с вторичного рынка и инструкция нам не доступна. В таком случае, Liqui Moly предлагает ориентироваться в выборе тормозной жидкости на примере собственной продукции следующим образом:

  • Жидкость DOT-3 рабочие характеристики этого класса значительно уступают классам последующим. Применение жидкостей DOT-3 ограничивается автомобилями прошлых поколений рассчитанных на не большие скоростные режимы и не оснащенных даже ABS. В настоящий момент жидкость мало востребована потребителем, по этой причине отсутствует в ассортименте.

  • Жидкость DOT-4 — продукт так же достаточно универсален, но все же имеет отличия по пакету присадок. Этот продукт подойдет для большинства автомобилей с дисковыми тормозами. DOT-4 имеет высокую вязкость, а значит, будет хорошо работать в сильно изношенных системах, что дополнительно минимизирует вероятность утечки жидкости.

  • Жидкость DOT-4 SL6 хорошо подойдет для автомобилей новых и предыдущих годов выпуска. Жидкость имеет малую вязкость, и ориентирована на быструю прокачку по системе. Рассчитана на работу с тормозными системами, оснащенными быстродействующими ABS с расширенной функциональностью (ASR, ESR и т.п.) Благодаря высокой сухой температуре кипения (265оС), покажет отличные результаты на дороге, где могут присутствовать тяжелые нагруженные режимы для тормозной системы.
  • Жидкость DOT-5 этот класс кардинально отличается от остальных, в основе используется силикон. Не смотря на достаточно хорошие вязкостные и температурные характеристики, применяется на специальной технике, тормозная система которых рассчитана на работу в экстремальных условиях. В ассортименте Liqui Moly отсутствует.

  • Жидкость DOT-5.1 хорошо подойдет для автомобилей новых и предыдущих годов выпуска. Жидкость так же имеет малую вязкость, и ориентирована на быструю прокачку по системе. А, значит, будет уверенно себя чувствовать в тормозных системах, оснащенных различными электронными помощниками(ASR, ESR и т.п.). Благодаря высокой влажной температуре кипения (180оС) покажет хорошие результаты при работе в экстремальной влажной среде.

  • Racing Brake Fluid уникальная жидкость, ориентированная, в первую очередь, для спортивного применения. В таких условиях  используются тормозные системы, способные выдержать высокие нагрузки, или же речь идет об эксплуатации в экстремальных условиях. Учитывая такие нагрузки, Racing Brake Fluid имеет полновязкую основу, а сухая и влажная температура кипения значительно выше предыдущих типов 320оС и 195оС соответственно.

 

Чем отличаются тормозные жидкости разных производителей. Какая тормозная жидкость лучшая.

Лучшая тормозная жидкость для автомобиля — это правильно подобранная тормозная жидкость, учитывая условия эксплуатации. Конечно же, необходимо учитывать качество продукта. Не дорогая тормозная жидкость, как правило, будет обладать необходимыми пакетами присадок по минимальному пределу. Тормозные жидкости дорогого сегмента напротив обладают более богатыми наборами пакетов присадок и зачастую могут работать в диапазоне превышающим требования производителя. К продукции с такими характеристиками  с полной уверенностью можно отнести тормозные жидкости компании Liqui Moly. Тормозные жидкости Liqui Moly обладают хорошей стабильностью, достаточной вязкостью, низкой гигроскопичностью. Благодаря высоким эксплуатационным свойствам, обеспечивают бесперебойную и эффективную работу системы торможения.

 

С какой периодичностью производить замену тормозной жидкости?

Регламент замены жидкости определяет производитель автомобиля. В массе своей такая замена происходит на пробеге 30 тыс. км. или 2 года (что наступит быстрее). На премиальных брендах и спортивных автомобилях минимум раз в год. Но как мы писали выше, тормозные жидкости в большей или меньшей степени гигроскопичны, поэтому рекомендуется периодически производить замеры жидкости на содержании влаги. Такие замеры производят в рамках стандартного сервисного обслуживания или же это возможно сделать самостоятельно с помощью электронного тестера для тормозной жидкости.

Если замеры покажут содержание влаги свыше 3,5% (красная лампа на тестере), то жидкость необходимо заменить.

 

Как правильно менять тормозную жидкость?

Правильность замены тормозной жидкости будет зависеть от автомобиля. На многих автомобилях выходящих с конвеера в наши дни старый «дедовский способ — на яме в гараже» уже не подойдет. Автомобили новейшего поколения (например, оснащенные системой Start-Stop) просто не дадут этого сделать, сложная электроника потребует подключения диагностического сканера, и запуска сервисной программы по замене тормозной жидкости. Только после этого, мастер сможет провести процедуру замены, используя специальный инструмент.

Для автомобилей, не требующих такого деликатного подхода, в идеальном варианте тормозная жидкость меняется так же в условиях техцентра специальным аппаратом способным прокачать жидкость с подсоединением к тормозному бачку. В таком случае все делает автоматика, параллельно проводя промывку тормозной системы.

Но чаще всего замену производят вручную. Когда поочередно прокачивают каждый контур тормозной системы (так же — с промывкой), добавляя тормозную жидкость в бачок по мере необходимости. Процедура включает в себя несколько этапов. Главное при проведении таких работ не допустить попадания воздуха в систему.
Начинать нужно с задней оси автомобиля, правого по ходу движения суппорта. Обеспечить свободный доступ к штуцеру. Если за тормозной системой следили, то дополнительных работ по раскисанию штуцера проводить не понадобится.

 Следующим шагом, выкачиваем старую тормозную жидкость из тормозного бачка. Для этого понадобится большой шприц или спринцовка. После удаления из бачка старой жидкости, необходимо залить свежую жидкость в соответствии с требованиями производителя.  

Далее необходимо надеть на прокачной штуцер суппорта прозрачную виниловую трубку, второй конец трубки помещается в пустую тару.

С этого момента начинается процесс замены самой жидкости, и без помощи не обойтись. За руль садится помощник, двигатель заводится, педаль тормоза нажимается несколько раз и фиксируется в нажатом состоянии.

Пока педаль зажата, прокачной штуцер откручивается на половину оборота, под давлением выходит отработавшая тормозная жидкость.

Такие манипуляции нужно повторять до тех пор, пока в тару не начнет поступать свежая тормозная жидкость. В процессе не забываем подливать свежую тормозную жидкость в бачок. Прокачка колесной магистрали закончена, штуцер закручивается и все собирается в обратной последовательности. Следующие этапы включают в себя повторение процедуры на каждом тормозном суппорте. Последним должен быть передний левый суппорт. Финальным этапом будет проверка хода педали, это 10-15 мм свободного хода. А так же контроль уровня тормозной жидкости в бачке.

Важно! Отработанная тормозная жидкость является опасным отходом, выливать ее в открытый грунт запрещено. Жидкости такого плана должны быть правильным образом утилизированы.

 

Итог.

Тормозная система автомобиля является важнейшим узлом любого автомобиля. Она отвечает за самое важное в автомобиле – за безопасность! Так как тормозная жидкость довольно гидроскопична, то необходимо производить регулярную ее замену. Выбирая тормозную жидкость, будьте уверены в правильности подбора и в качестве используемого продукта. Компания Liqui Moly предлагает потребителям качественный продукт, производящийся в Германии по международным стандартам.


liquimoly.ru

Тормозные жидкости их свойства. Химический состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним. Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости.

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость состоит из основы и различ

kurskavtoservis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *