Лампа в стоп сигнал – Лампы стоп-сигналов: стоп сигналам — журнал За рулем

Лампы стоп-сигналов: стоп сигналам — журнал За рулем

Лампы в стоп-сигналах перегорают чаще, чем в других приборах. Оно и понятно: число включений у них многократно больше. Изделия какой фирмы надежнее?

1

Чтобы приблизиться к реальным условиям работы стоп-сигналов, мы заставляли лампочки то и дело вспыхивать и крепко трясли подопытных. Напомним читателям, что срок службы лампочек накаливания очень сильно зависит от напряжения. Поэтому вместо того, чтобы ждать тысячи часов, можно ускорить процесс, повышая напряжение до значений, которых в бортовой сети, конечно же, не бывает. Сказать при этом, каким будет реальный ресурс, невозможно, зато сравнить лампочки между собой — легко. Та, которая на стенде перегорит первой, и в автомобиле проработает меньше, а та, что останется гореть дольше всех, заслужит звание победителя.

Участников испытаний разделили на две группы: однонитевые и двухнитевые — в зависимости от моделей авто. Кроме того, мы решили потрясти инновационную светодиодную «лампочку» SHO-ME. О том, что ставить подобные вместо нормальной лампы нельзя, мы многократно писали — и подтверждаем еще раз. С лампами накаливания такие светодиодные стоп-сигналы тягаться не могут: их почти не видно, особенно на фоне включенных габаритов. А любители физики могут поспорить между собой, каким станет спектр голубоватого светодиода, пропущенный через красный светофильтр.

Любопытно, что в целом лампы стоп-сигналов оказались куда более живучими, нежели их коллеги из головной оптики. Если те испытания закончились на рубеже 18,5 В, то «стоповые» здесь, по сути, только начались. Первая лампочка (заметьте, безымянная!) погасла лишь при 19 В, а победитель продержался аж до 22 В, но и в этом варварском режиме исправно светил несколько часов. Кстати, о часах: их на испытания ушло много — по четыре на каждые полвольта, начиная с 14,5 В.

Печальный, но ожидаемый итог: перегорели все лампы, кроме светодиодной. Конечно, на самом деле ее не стоило пытать таким образом, ведь законы, которые описывают происходящее с нитью накаливания и с кристаллом кремния, совершенно разные. Тем интереснее результат: даже при 22 вольтах в лампе еще оставались работоспособными около половины светодиодов! Так что в реальном автомобиле это был бы вечный свет, хотя, увы, довольно тусклый. Но со временем потускнели от осевшего на колбу вольфрама и обычные лампочки: эффект, который в галогенках не наблюдается. Получается, есть смысл в профилактической замене столь важных для безопасности ламп.

2

Конкретные результаты (в часах и вольтах) показаны на фото, где все лампочки расставлены по часовой стрелке в порядке перегорания. Какие же выводы? Во-первых, наличие второй нити накаливания не влияет на долговечность первой. Во-вторых, безымянное изделие хоть и стоит пятерку, но прослужит меньше и почернеет раньше. И наконец, похоже, что победа лампы ОSRAM в предыдущем тесте не была случайной. Знают там, видимо, некую тайну долголетия.

ТОЛЬКО ПОХОЖИЕ

Изготовители автомобилей не слишком задумывались о бедном владельце, который решит сам поменять лампочку стоп-сигнала. Мало того, что лампы бывают цокольные и бесцокольные, — первые только кажутся одинаковыми. И ладно бы еще однонитевые или двухнитевые, так еще у каждого из типов фиксирующие выступы на цоколе расположены по-разному! Несколько лет назад эти штырьки всегда располагали по диаметру, то есть строго напротив друг друга, — все было хорошо, просто и ясно. Но потом зачем-то придумали сместить их по дуге окружности на пару десятков градусов — и ассортимент вырос вдвое! Кроме того, осталась традиционная «фишка» двухнитевых ламп: здесь штырьки расположены хоть и по диаметру, но на разной высоте. В общем, не полагайтесь на глазомер, а возьмите перегоревшую лампочку с собой в магазин для тщательного сравнения.

3

4

5

www.zr.ru

Стоп-сигнал: спорим, вы не все о нем знаете?

Давным-давно…

Считается, что первые стоп-сигналы были замечены на европейских самодвижущихся экипажах в 1912 году. Правда, делали их не электрическими, а механическими – в виде вздергивающихся жестяных «флажков», управляемых тросиками или тягами. Несовершенство конструкции не вызывало затруднений благодаря низкой плотности автомобильного трафика на рубеже веков и малым скоростям эпохи зари автомобилизма.

Первые автомобили унаследовали от конных карет упрощенные тормоза – только на заднюю ось. Когда же в 20-х годах прошлого столетия начали появляться машины с колодками на всех четырех колесах, разница в эффективности торможения новых и старых моделей стала слишком заметна, и пришло повсеместное понимание необходимости установки стоп-сигналов как элементов безопасности движения. Окончательная стандартизация тормозных фонарей была закреплена в 1949 году Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах. Долгие годы в технические регламенты никаких изменений касательно стоп-сигналов не вносилось: лишь в восьмидесятых — девяностых (в Новом свете раньше, в Старом — позже) обязательным стал третий фонарь – вспомогательный, расположенный по центру заднего стекла или спойлера.

В отечественном автопроме первый штатный электрический стоп-сигнал появился на «Победе» ГАЗ-М20 в 1946 году. Ее единственный и едва заметный по современным меркам «стопарь» располагался по центру крышки багажника в общем блоке с фонарём освещения номерного знака (на шоферском жаргоне именуемым «самолетиком» или «птичкой»). А на советском двухколесном транспорте первый стоп-сигнал, включающийся при нажатии педали тормоза, получил мотоцикл Минск М-105 двумя десятилетиями позже, в 1967 году. Кстати, специфическим был стоп-сигнал и на знаменитой «двадцать первой» Волге — для стоп-сигналов и указателей поворотов использовались одни и те же лампы! Если при нажатой педали тормоза водитель включал сигнал поворота, соответствующая тормозная лампа переключалась с постоянного горения на моргание. В эпоху, когда «21-е» вовсю колесили по дорогам, такой алгоритм был привычен шоферам и не вызывал удивления, сегодня же световая сигнализация ретрокара выглядит непривычно и неочевидно. И все владельцы «машин с оленями», которые не пренебрегают их выгуливанием на дорогах общего пользования, давно переделали фонари на нормальный свет, чтобы их маневры трактовались соседями по дороге однозначно и безопасно.

ГАЗ М-20 Победа ГАЗ М-20 Победа ‘1949–55

К слову, иногда стоп-сигналы даже становились одной из «визитных карточек» автомобиля – не ключевой, конечно, но запоминающейся. Например, к таким можно смело отнести фирменные  сдвоенные кругляши на корме культового Nissan Skyline, элементы стилизованного британского флага в задних фонарях Mini, «крестики» у Jeep Renegade, «глаз улитки», торчащий из-за запасного колеса у Land Rover Freelander, и так далее.

Nissan Skyline GT-R M-Spec Nür (BNR34) Nissan Skyline (BNR34) ‘2002

Технически же управление стоп-сигналами десятилетиями представляло собой не меняющуюся простейшую схему, понятную даже тем, кто в школе прогулял всю физику напрочь: под педалью тормоза находился выключатель без фиксации (на шоферском жаргоне именуемый «лягушкой»), подающий +12 вольт на лампы в задней части автомобиля – и, в общем-то, всё! В семидесятые — восьмидесятые годы автопроизводители стали дополнять эту простейшую схему устройством контроля исправности ламп – оно отмечало ток, потребляемый двумя лампочками, и зажигало индикатор на приборной панели, когда одна из них перегорала, уменьшая общий ток вдвое.

005

Не горят, а мигают

В конце 90-х годов практически все автопроизводители начали внедрять в свои машины системы, которые принято называть «сигнализацией экстренного торможения» — Emergency Stop Signal или ESS (многие автобренды выдумывали для этого и собственные аббревиатуры). При торможении с относительно плавным замедлением автомобиля лампы стоп-сигналов зажигаются обычным образом, но при экстренном торможении огни автоматически переходят в режим интенсивного мигания – с частотой в несколько раз выше, чем при включении «аварийки». Этот режим доступен только на скоростях выше 50-60 км/ч, так что если вам взбредет в голову внезапно резко ударить по тормозам в вяло ползущей пробке, он не включится.

Согласно заводским тестам Mercedes и других автоконцернов, мигающие стоп-сигналы привлекают внимание следующего сзади водителя в среднем на 0,2 секунды раньше постоянно горящих. На скорости 100 км/ч, к примеру, это дает выигрыш тормозного пути в 5,5 метра. Мелочь – а полезно! Несложная с технической точки зрения система ESS позволяет повысить безопасность движения, ибо внимание водителя идущего сзади автомобиля склонно притупляться, и он неадекватно долго не реагирует на стоп-сигнал двигающегося впереди авто. Производители автомобилей, проведя ряд исследований, сошлись во мнении, что при срабатывании системы ESS лампы стоп-сигналов должны мигать, если легковой автомобиль замедляется со скоростью более 6 метров в секунду, а грузовик или автобус — более 4 м/с. Частота мигания при этом должна быть не менее 4 герц – иначе говоря, не менее 4 вспышек в секунду, дабы работу ESS невозможно было спутать с прерывистым нажатием на педаль или включением «аварийки», при которой лампы указателей поворота обычно мигают с частотой 1-1,5 Гц.

Стоп-сигналы_html_m7dce25d5

Функция Emergency Stop Signal появилась на авто от среднего класса и выше, но уверенно проникает и в бюджетный сегмент. К примеру, на вполне народном Hyundai Solaris она имеется, начиная со второй генерации. Некоторые же продвинутые самодельщики изготавливают и устанавливают блок ESS на свои авто самостоятельно, используя GPS-приемники для определения скорости и акселерометры для обнаружения резкого замедления. Гаджет подключается в разрыв провода, подающего +12 вольт на лампы стоп-сигналов. При плавном замедлении автомобиля он «спит», а при резком торможении включается в работу и прерывает подачу тока на лампы быстрыми импульсами.

К сожалению, промышленность и торговля подобных устройств не предлагают, а китайские ремесленники выпускают лишь жалкие подобия ESS, не связанные с контролем динамики замедления и скоростью. С их помощью при нажатии на педаль тормоза стоп-сигналы сперва делают несколько вспышек, после чего, если педаль не отпущена, продолжают гореть уже постоянно, без мигания. Обычно такое реализуют для дополнительного сигнала на заднем стекле, хотя некоторые энтузиасты подключают «мигалки» и к основным «стопарям». Подобный гаджет можно приобрести на AliExpress совсем недорого. Вот только стоит ли?

007

Да, вспышки привлекают внимание извне в большей степени, нежели постоянное горение стоп-сигналов – факт совершенно бесспорный и доказанный давным-давно. Однако ESS неразрывно связана с датчиком скорости и получает разрешение на включение при резком торможении, только если торможение осуществляется со скоростей 50 км/ч и выше. В плотном и медленном городском движении мигать «стопарями» категорически не разрешается, о чем однозначно говорится везде – и в ГОСТе «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», и в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности автотранспортных средств»: «Сигналы торможения (как основные, так и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем и работать в постоянном режиме». Мигание аварийных сигналов торможения ESS отдельно оговорено и разрешено/ А вот бесконечно «выносить мозг» вспышками красных огней едущему сзади – неприемлемо! Это опасно, поскольку все выходящее за нормы обыденного на дороге воспринимается неоднозначно (да, вспышки внимание привлекут – но будет ли адекватной реакция?). Это опасно, поскольку заставляет водителей совершать лишние маневры, пытаясь объехать нервирующего «мигальщика».

Сигнал торможения… без торможения!

Любопытный алгоритм управления стоп-сигналами предложила недавно небольшая компания MechOptix из Хантсвилля, штат Алабама. Инженеры MechOptix рассудили весьма свежо и смело: по-хорошему, для повышения безопасности движения водитель, едущий впереди, должен оповещать водителя, едущего сзади, о любых своих замедлениях, включая и те, что происходят БЕЗ нажатия на педаль тормоза. А таких, в общем-то, немало — торможение двигателем при сбросе газа, переключение на пониженную, внезапные перебои в работе мотора, кончившийся бензин и прочее. Чем раньше водитель задней машины поймет, что передняя начала замедляться, тем лучше и безопаснее!

Для реализации такой логики были разработаны особые светодиодные лампы для стоп-сигналов – со стандартными распространенными цоколями и чуть увеличенными колбами. Собственно, внутри ламп и располагается вся умная электроника, поэтому подключение упрощено до предела – в проводку внедряться не требуется, достаточно просто поменять обычные лампы в «стопарях» на лампы Stoptix. В этих «умных лампах» находится электронный модуль с G-сенсором, отслеживающим ускорения и замедления, и собственный небольшой аккумулятор. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, все работает совершенно штатно и заурядно – лампы стоп-сигналов просто загораются. Если же вы бросили газ, но на тормоз не нажали, «стопари» вспыхнут сами по себе, за счет управляющей электроники и мини-аккумуляторов внутри ламп. Аккумуляторов этих, к слову, хватает на 20 секунд непрерывного свечения, держат они заряд 3 часа, и подзаряжаются за секунду от любого, даже самого короткого нажатия на педаль тормоза — видимо, в их качестве используются ионисторы.

008

В России вряд ли можно встретить Stoptix вживую – собственно, особой популярности они пока и у себя на родине-то не добились, да и стоят немало. А вот нечто идеологически близкое к идее ламп Stoptix встречалось мне в свое время в одном из выпусков ежегодного альманаха «В помощь радиолюбителю» годов эдак 80-х! Алгоритм и техническая база там были иными, но мысль, в сущности, реализовывалась та же самая – сообщить едущему сзади, что вы перешли на движение накатом и начали плавно замедляться. В отечественной концепции предлагалось собрать несложный электронный блок и смонтировать дополнительный концевой выключатель над педалью газа – такой же, как штатно установлен над педалью тормоза. Логика работы была такая – когда автомобиль двигался равномерно или с ускорением (педаль газа нажата) фонари стоп-сигналов не светились. При брошенном газе (торможении двигателем) они загорались постоянно, а при нажатом тормозе – вспышками.

«Светофор» на корме

История, как известно, развивается по спирали, и будет совершенно неудивительно, если со временем вернется интерес к экспериментальным системам автомобильной внешней световой сигнализации, которые уже пытались аргументировать и внедрять в прежние годы – например, в США в шестидесятые — семидесятые. В некоторых штатах страны (в частности, в Вашингтоне, Орегоне и Айдахо) до сих пор не потеряло силы старое разрешение на использование на транспорте многоцветных стоп-сигналов! В свое время Национальная администрация безопасности дорожного движения США активно стимулировала исследования в области нестандартных конфигураций сигнальных систем транспортных средств для определения свежих перспективных направлений. В результате появились вспомогательные стоп-сигналы, которые работали по весьма логичному алгоритму всем известного светофора:

  • нажатие на тормоз (замедление) – красный свет
  • нажатие на акселератор (ускорение) – зеленый свет
  • отпускание газа и движение накатом (плавное снижение скорости) – желтый свет

Подобные фонари много лет назад можно было приобрести как дополнительные гаджеты и смонтировать их на заднее стекло или бампер автомобиля – куда, к слову, обожали ставить два дополнительных нештатных красных «стопаря» водители в СССР…

Кнопка под педалью тормоза

Традиционно выключателем (или, вернее, включателем!) стоп-сигналов была и остается кнопка-концевик над педалью тормоза, «лягушка». Но, как ни странно, простейшая и надежнейшая концепция кнопки возле педали тормоза не всегда была самой распространенной! В ХХ веке достаточно долгое время массово применялись гидравлические выключатели ламп стоп-сигнала — в качестве замыкателя электрической цепи выступала не кнопка над педалью, а мембранный выключатель, вкрученный в тройник тормозных трубок. По логике все было оправдано – нажимаем на педаль тормоза, в магистрали появляется давление жидкости, оно изгибает мембранку выключателя, а та, в свою очередь, замыкает контакт. Вот только в отличие от обычной и весьма долговечной кнопки, мембранный выключатель был штукой нестабильной… Резинка в нем со временем дубела, и «стопари» начинали небезопасно зажигаться лишь при торможении «в пол»! Однако это ненадежное решение применялось достаточно широко – гидравлический выключатель ВК-12Б использовался и на Волгах, и на УАЗах, и на грузовиках, и на автобусах – в первую очередь совместно с гидровакуумным усилителем тормозов. Хотя никакой объективной надобности в применении именно «гидрокнопки» вместо обычной кнопки под педалью не было… К слову, в эпоху советского дефицита каждый гаражный мастер знал способ восстановления эластичности резинок, в том числе и мембраны в тормозном выключателе ВК-12Б — стакан кипятка и столовая ложка соды. Опытные «шофера» частенько… варили неисправные тормозные «вэкашки» и ставили их обратно! На какое-то время помогало…

Казалось бы, все очевидные «грабли» уже вконец истоптаны, и сегодня столь элементарная вещь как электрический педальный концевик должен уже стать беспроблемным и не приносить головной боли. Как бы не так! Кровушки «лягушка» может попить изрядно, ибо с усложнением конструкции автомобилей на эту ерундовую детальку легла масса новых функций.

009

Например, сегодня во многих автомобилях к тормозному концевику подходят не два провода, как в дедовские времена, а как минимум четыре. Часто внутри «лягушки» находятся два независимых выключателя, один из которых подает питание на стоп-сигналы, а второй – на блок управления двигателем для реализации эффективного торможения накатом и экономии топлива. К примеру, многим вазоводам, имеющим машины с «е-газом», знаком «чек энджин» из-за рассогласования датчиков педали тормоза. Из-за невысокого качества «лягушки» два независимых выключателя в ней могут начать срабатывать несинхронно, порождая сбои в работе двигателя… Но и импортные комплектующие порой не лучше — владельцы целого ряда моделей KIA/Hyundai помнят массовую проблему ненадежной механической контактной «лягушки», приводившую к глюкам в круиз-контроле или ESP – закрыть эту историю производителю удалось лишь заменой выключателя с механическими контактами на сложный электронный, с микроконтроллером, датчиками Холла и транзисторными ключами внутри! Ну и  «классика жанра» — когда на машинах с АКП ухудшение контакта в «лягушке» является причиной зависания селектора в положении «паркинг»…

www.kolesa.ru

Какую выбрать светодиодную лампу для стоп-сигнала и указателя поворота

В новом обзоре – современные светодиодные сигнальные лампы для стоп-сигнала, указателя поворота и заднего хода в цоколе 1156 (P21W или BA15s) и 1157 (P21/5W или BA15d) китайского производства, какие можно купить на AliExpress.

Думаю, уважаемый читатель уже знаком с предыдущими обзорами, посвященными светодиодному освещению автомобиля: о лампах для фар ближнего/дальнего света h5 и о Дневных Ходовых Огнях (ДХО). Настал черед и для сигнальных ламп автомобиля.

Давно уж отшумел светодиодный бум, когда “новомодные” светодиоды пробовали применить где угодно и как-угодно. Многочисленные попытки запихнуть светодиоды в автомобильные фонари, особым успехом тогда так и не увенчались, поскольку на то время светодиоды по яркости ну никак не могли конкурировать с обычными лампами. Но время идет, прогресс не стоит на месте… С появлением новых мощных SMD-чипов, светодиоды стали даже штатно применять на крутых моделях авто. Ну а что же всем остальным, у кого накальные лампы, ведь тоже хоцца такое дело, чтобы и ярко, и красочно, и современно? Вот для этого дела производители подсуетили целый ворох самых разных вариантов на базе самых разных светодиодов и под любой цоколь. Попробуем разобраться в этом многообразии.

Как бы там ни было, а, пожалуй, самые распространенные сигнальные лампочки для «стопов» и «поворотов» – это лампы в цоколе P21W (1156) и P21/5W (1157 – совмещенный двуконтактный вариант с «габаритами»). Впрочем, и остальные лампы с другой цоколевкой отличаются только цоколем, все остальное у них то же самое. Для фонарей заднего хода, стоп-сигнала и поворотников идут лампы на 21Вт, для габаритов – 5Вт, в совмещенных лампах – присутствуют две спиральки указанной мощности. Сигнальные лампы выдают около 250Лм и должны быть четко видны в яркий солнечный день. Габаритные лампы светят, соответственно, в несколько раз слабее, поскольку их задача просто обозначить автомобиль в темное время суток, при этом не слепить остальной транспорт.

Как правило, на корпус (цоколь) подается «минус» (масса), а на центральный контакт – «плюс» питания, но в некоторых моделях авто – наоборот. И если накальным лампам, такое дело совершенно “до лампочки”, то светодиодные лампы при обратной полярности работать не будут, хотя и есть и “не чувствительные” экземпляры, которые работают при любой полярности. В любом случае, перед покупкой светодиодной лампы лучше заранее проверить полярность подключения ламп в вашем автомобиле.

У большинства светодиодных ламп в цоколе 1157, одна и та же проблема – высокая яркость для режима габаритных огней и, как следствие, крайне маленькая разница в яркости между режимами «стоп» и «габарит». В таком виде, без доработки использовать лампы крайне нежелательно! Конечно, некоторым образом спасает ситуацию отдельный дополнительный стоп-сигнал, например на спойлере, но на это уповать не сто́ит. Как вариант, нужно хотя бы просто в цепь для габаритов “врезать” последовательно дополнительный резистор.

Представленные в обзоре образцы – это китайские свтодиодные лампы со стоимостью до 7 у.е., поскольку менять стандартные накальные лампочки стоимостью чуть меньше доллара, которые вполне справляются со свой задачей многие годы, на модные “штучки” в 10…20 раз дороже, ну просто не вижу смысла. Конечно, есть такие надежные брендовые лампы, как Philips, Osram и т.п. Стоимость таких лампочек Philips от 10 у.е. за яркость в 70 Лм. до 20 у.е. за 125 Лм, лампы Osram в среднем тоже около 15 у.е. А как же экономичность, насыщеные цвета, а главное скорость реакции и надежность, спросите вы? Если стоимость LED превышает в 10 раз оригинальную лампу, то про “экономичность” можно забыть, а все остальное – чистый маркетинг и “развод на бабки” доверчивого покупателя.

Ну что ж, немного “заправившись теорией”, можно и начинать наш обзор…

Образец №0 – “ретро”

Как обычно, начнем с самого “топового” героя нашего обзора. Думаю, многие помнят эти первые образцы на заре светодиодной эпохи. В глаз они светили очень даже ярко, а вот в автомобильном фонаре выглядели весьма паскудненько. Вместо сочно светящегося плафона получается такое бледненькое пятнышко по центру размером с монетку на 5 копеек. Да-а-а, уж… Казалось бы сколько лет прошло, ан нет – все равно есть еще и спрос, и предложение на это недоразумение по 0,9 у.е. Есть даже варианты с торчащими в разные стороны, как иголки у рыбы-ежа, светодиодами, но мы даже не будем на этом останавливать внимание, а перейдем к более современным образцам.

Образец №1 – COB

В лампах этой категории в качестве излучателя используется COB-матрица. Самые простые образцы – это плата с матрицей, просто припаянной к цоколю, дешевле накальных ламп – около 0,35 у.е. на Ali. В основном, продается белого света, но может быть и желтого или красного цвета. Дает широкий направленный пучок света, как у Образца №0, а значит и эффект такой же, только немного ярче, при этом, яркости хватит, разве что для использования в качестве габаритных огней.

Как разновидность ламп, основанных на COB-технологии, есть вариант, имеющий несколько светодиодных модулей в разных плоскостях. При таком расположении излучающих пластин уже задействуется отражатель фонаря и практически вся рифленая поверхность плафона, если таковая есть. Стоимость таких ламп около 2…3 у.е. Могут светить белым, красным или желтым светом. Реальной яркости хватает для замены, разве что, габаритных ламп на 5Вт.

Самые дорогие представители этой категории в 3…4 у.е. имеют фокусирующую линзу и могут быть исполнены в самых разных цоколях. По бокам, как правило, расположены 4 COB-пластины на 3 LED-кристалла, под линзой – тоже COB на 2…3 кристалла.

Что интересно, находятся умники, умудряющиеся ставить такие лампы с цоколем h5 в головной свет, и удивляются потом, и жутко возмущаться, что их лампа аж за 3 уя светит куда хуже штатной на 55Вт. [fool]

В большинстве случаев лампы этой категории, не зависимо от стоимости и исполнения имеют весьма посредственное качество. У кого лампы погорели очень быстро от перегрева, у кого-то в лампах что-то болтается…

Образец 2 – SMD 3528

Светодиоды SMD 3528 – одни из первых SMD-светодиодов, что начали широко использовать куда не попадя, не только для декоративной подсветки, но и даже для освещения. Ввиду очень низкой мощности даже очень “настоящего” светодиода, для обеспечения мало-мальски достойного светового потока, эквивалентного стандартной лампе в 21 Вт, потребуется не менее 50…70 таких чипов. А с учетом поправки на “китай”, то где-то 150…250 шт. на лампу.

Параметр 
Световой поток, Лм5
Прямое напряжение, В3,2…3,4
Номинальный ток, мА20
Мощность, мВт60

Популярный на AliExpress формат ламп на SMD 3528 – “кукурузины” на 80 чипов при стоимости чуть более 2 у.е.; есть варианты мега-“початков” на 120 чипов за 3…4 у.е. Не взирая на красочные увещевания продавцов про 2400Lm, результат работы таких ламп весьма прогнозируем: даже с номинальными параметрами такая лампа будет светить весьма посредственно, едва ли дотягивая до эквивалентной накальной лампы.

Образец 3 – SMD 5050

Лампы на базе трехкристальных светодиодов SMD 5050, как правило, выполнены в виде “кукурузы”, и в основном отличаются только количеством чипов, что и обуславливает их стоимость. В основном, на лампу приходится 13 (0,75 у.е.), 18 (1 у.е.) или 27 (1,5 у.е.) светодиодов. Конечно, есть и совсем примитивные плоские конструкции на 3…8 чипов, но такие лампы не годятся даже для габаритных огней, даже не будем на них заострять внимание.

Параметрбелыйкрасный / желтый
Световой поток, Лм15…189…10
Прямое напряжение, В3,2…3,41,8…2,2
Мощность, мВт200120
Номинальный ток, мА60 (20×3)

Как видно из таблицы, при количестве чипов не менее 27 шт. цветная лампа должна светить на 240…270Лм, т. е. быть тождественной накальной лампе на 21 Вт. Но на практике, в лампах напаяны дешевенькие чипы и светят они раза в 3 слабее положенного – вместо номинального тока в 60мА на светодиоды подается всего 22мА!

Даже в пасмурный неяркий день лампы практически не заметны. Но, хоть и раскачав ток до положенного номинала, прирост яркости наблюдается весьма незначительный – вся добавленная мощность просто уходит в нагрев. В результате такие LED-лампы светят, в лучшем случае, как накальные лампы на 5Вт – ни в стоп-сигнал, ни в поворотник они не пригодны.

Более подробно об автолампах на SMD 5050 можно почитать в отдельном обзоре.

В силу очень низкого качества “китайских” светодиодов SMD 5050, лампы на их основе даже с максимальным количеством чипов не могут заменить стандартные сигнальные лампы 21Вт и пригодных разве-то только в качестве габаритных огней, эквивалентных лампам 5Вт.

Образец 4 – SMD 2835

Более современный светодиоды SMD 2835 по габаритным размерам похожы на старые SMD 3528, но заметно тоньше, при этом они примерно в 3 раза мощнее и эквивалетны SMD 5050. Автомобильные лампочки на SMD 2835 изготовляют в виде разных конструкций, но самые популярные – это эдакий “сэндвич” на 15 чипов – две пластины со светодиодами, а между ними радиатор-прослойка из алюминия. В теории, тепло от светодиодов должно полностью отводится на эту металлическую пластину, но вопрос только в том, куда эта пластина будет отводить тепло: площадь для охлаждения с торцов во много раз меньше нагреваемой основной площади. В цокольных версиях 1156 и 1157 на цоколе закреплен дополнительно небольшой кольцевой типа радиатор – и опять вопрос, насколько он соединен с основной пластиной-прослойкой для отвода тепла.

При плохом охлаждении на особую яркость таких ламп даже на SMD 2835 ожидать не приходится.

Стоимость на АлиЭкспресс: около 2,5 у.е. Есть экземпляры с явно лучшим качеством, радиатор с чернением, встроенная обманка – эти продают по 4,5…5 у.е., при этом продавцы заявляют про 800Лм с одной лампы! Просто, фантастика!

Параметр 
Световой поток, Лм20…24
Прямое напряжение, В3,2…3,4
Номинальный ток, мА60
Мощность, мВт200

В принципе, лампы на SMD 2835 светят достаточно ярко, на уровне штатных, однако из-за плоской конструкции засветка отражателя будет неполной. В лампах с цоколем 1157 у некоторых продавцов может отсутствовать диодная развязка: в результате при торможении будут включаться передние габариты. Разница для режимов «стоп/габарит», как и у остальных ламп, небольшая, поэтому, используя такие лампы без отдельного дополнительного стоп-сигнала, крепко сто́ит задуматься о возможных последствиях.

Кроме “сэндвичей”, есть в природе на SMD 2835 и мега-“кукурузины”: есть на 33 чипа, а есть аж на 66 диодов. При этом эффективность охлаждения остается такой же, как и кукурузок на более слабых диодах SMD 3528 и 5050. Яркость таких монстров примерно на уровне накальных ламп. Получается, что при таком количестве мощность одного светодиода ниже плинтуса.

Образец 5 – SMD 5630, 5730

По своим параметрам светодиоды SMD 5630, 5730 значительно превосходят остальные образцы, что упоминались ранее в обзоре. Как видно из таблицы, если брать в расчет данные для “настоящего” светодиода, то для изготовления тождественной лампы на 21Вт понадобилось бы всего 6…8 чипов. Но, поскольку, так уж повелось в рисовом краю, что светодиоды на лампы клепают очень сомнительного происхождения с параметрами в 2…3 раза хуже заявленных, то, в реальности, на лампу приходится целая куча таких “чипцов”.

Параметр5603
Световой поток, Лм40…55
Прямое напряжение, В3,2…3,4
Номинальный ток, мА150
Мощность, мВт500

Конструкция самых популярных ламп на SMD 5630, 5730 – все те же “кукурузки”. Пожалуй, самый распространенный вариант – на 33 чипа (3 в торце под линзой, и 5 групп по 6 по периметру). Распределение излучающих модулей в соотношении 1:10 дает хорошее световое наполнений рефлектора фонарей, но огромный размер корпуса ограничивает применение таких ламп только в глубоком отражателе.

Качество сборки этих лампочек “кому как повезет”: в основном, так вроде и нормально, но бывает пару чипов не рабочих, бывает припаяно кривовато, линза иногда болтается, у кого-то цоколь по дороге отвалился, а у кого-то через неделю-другую заморгали и погасли навеки-вечные несколько чипов или вся лампа от перегрева… Однако, Китай, брат…

Если белая лампа светит где-то наравне, а иногда и немного сильнее стандартной лампочки, то желтые – слабее, и красные еще слабее. При таком раскладе и таком количестве чипов получается, что каждый чип LED-выдает не более 8…9 Лм, т.е. хуже чем SMD 5050?

По такому малоэффективному использованию теоретически мощных светодиодов эти лампочки напоминают лампы Foxanon для 220В.
В лампах на SMD 5730 как правило устанавливается миниатюрный драйвер постоянного тока на 300мА, получается 20…30 мА на группу из 3-х чипов (так же, как и на лампах на SMD 5050), т.е. в 5…7 раз меньше номинального. Почему так? А потому что, если дать номинальный ток, то светодиоды за считаные минуты перегорят от перегрева, поэтому вместо обеспечения нормального охлаждения, китайские “самогонщики” просто занижают мощность. Корпус здоровый, а толку не много. У кого шибко умная бортовая электроника, часто выдает ошибку лампы. Если лампа снабжена нормальным драйвером, то, как правило, нечувствительна к полярности подключения.

На AliExpress можно купить за 2…3 у.е., а цена типа “фирменных”, как «S&D», может затянуть аж на 5 у.е.

Еще один вариант: мини-“початок” на 16 чипов – 4 под линзой и 12 по периметру (соотношение 1:3). Ток потребления все те же 300мА. Конструктивно, лампа похожа на вариант с 33 чипами, но гораздо компактнее и с КПД одного чипа в 2 раза выше предыдущих “кукурузин”.

Цена на AliExpress: все те же 2,8…3,0 у.е.. Более подробно о этил лампах – в моем отдельном обзоре.

И еще один вариант, в основном для цоколя 1157 – комбинированный – по периметру все те же SMD 5630 (12шт), но под линзой один мощный светодиод, который китайцы лукаво называют «Cree XP-E». По факту, это скорее всего какой-то SMD 3535 безродный. Ток потребления все те же 250мА. Хм, можно сказать, что те же… гхм… лампы, только в профиль. На AliExpress можно купить все за те же 2…3 у.е., и типа “фирменные”, как «S&D» – за 4,5…6,5 у.е.. Про лампы от «S&D» известно, что ток потребления у них выше: 50/350мА, что в принципе не плохо, по крайней мере разница между яркостями в разных режимах ощутима. Вообще, такое впечатление, что лампы такой конструкции были некотороым “прототипом”, с которого наклепали более дешевые: вместо центрального мощного диода – несколько послабее, вместо нескольких сильных боковых диодов – куча маломощных.

Есть еще похожий закос на 15 чипов: внешний вид и количество боковых чипов такое же, но вместо одного центрального SMD 3535 под линзой наляпано по периметру (даже не по центру) 3 чипа, таких же, как и по бокам. Про центральный SMD 3535, если он есть, продавец обязательно укажет в объявлении, если нет, то просто скромно отмолчится. Перед заказом подобных ламп, внимательно смотрите комментарии с реальными фото покупателей.

И напоследок, пару слов о совсем простеньких лампах на SMD 5630. Ток на одном чипе все те же ≈30мА, соответственно света от них крайне мало. Для габаритных огней может еще как-то с натягом и сойдут, а для сигнальных не годятся аж никак.

Светодиодные лампы на базе SMD 5630/5730 в теории должны светить очень даже ярко, но и греться тоже не слабо. Производители не сильно заморачиваясь с охлаждением, просто ставят дешевые чипы с уменьшенными кристаллами. Как следствие, куча малоэффективных чипов, малый ток, низкая яркость.

В заключение…

Как вы понимаете, как и везде, “не все йогурты одинаково полезны”… Стоимость большинства представленных выше экспонатов около 2…3 у.е. и в большинстве своем они едва дотягивают по яркости до стандартной накальной лампы, а образцы, до 2 у.е. вообще не пожлежат к рассмотрению.

При выборе светодиодной лампы в сигнальные фонари автомобиля следует руководствоваться не количеством светодиодных чипов, а их эффективностью и эффективным охлаждением. Здоровенная лампа, улепленная сотней малоэффективных чипов, обычно светит хуже компактной лампочки с несколькими мощными светодиодами. Лампы с линзами могут быть эффективны лишь в оптике, не закрытой рифленым плафоном, иначе получим все то же пятнышко на плафоне, как от древнего Образца №0, только значительно ярче.

Просмотры: 12 031

www.it-spectrum.com.ua

Светодиодные лампы для стоп-сигнала

В этом обзоре я протестирую три вида светодиодных ламп для стоп сигнала в цоколе 1157.

Для начала я как обычно расскажу про электрические и тепловые характеристики каждой из ламп.
20 Ваттную лампу накаливания все знают, говорить про неё много не буду, просто покажу таблицу её потребляемой мощности.

Мой генератор в нормальном режиме работы выдаёт 14,3 Вольта, поэтому я все характеристики ламп снимал при таком напряжении.

Лампа №2


Для светодиодных ламп включая эту я снял электрические характеристики и построил по ним графики для работы в режиме габарита и стоп-сигнала.

Из графиков видим что данная лампа имеет в себе драйвер, который активен в режиме стоп сигнала, а в режиме габаритного огня питание лампы осуществляется через токоограничительный резистор, который стоит заменить, на резистор с более высоким сопротивлением.

Как можно заметить из теплограмм, лампа уж очень сильно нагревается в режиме габарита. Режим стоп сигнала не продолжителен и скорее всего лампа не успеет разогреться до таких высоких температур как в моём экспетименте. Для достижения максимальной рабочей температуры лампе понадобится около 10 минут. Подходит вам эта лампа или нет зависит от вашего стиля вождения.

Лампа №3


Видим что в отличии от предыдущей лампы здесь нет драйвера, питание осуществляется через токоограничительный резистор для обоих режимов работы.

Резистор для режима габаритного огня подобран очень хорошо, лампа не перегревается. Данная лампа больше остальных, и светодиоды распределены по всей её поверхности, что даёт более равномерный прогрев, но длительная работа в режиме стоп сигнала для этой лампы черевата перегревом. Будет лучше, если резистор для этого режима работы будет заменён. Однако именно на этой лампе я проездил около 7000км, лампа всё ещё прекрасно работает, не смотря на то, что резистор я не перепаивал.

Лампа №4


Эта лампа отличилась тем, что не дожила до основных испытаний. Конструкция сделана таким образом, что лампа может развалиться при извлечении из цоколя. В моём случае отошли дорожки от платы драйвера, починить не получилось.
Однако прогреть её и измерить яркость я всё же успел.

87 градусов в режиме габарита всё же многовато, если заменить резистор на габаритном режиме работы, то возможно получится вполне себе хорошая лампа, если её часто не вынимать из цоколя.

Более подробно о том, как я измеряю яркость можно посмотреть в моем предыдущем обзоре. Для экономии времени я приведу таблицу, в которой указана яркость для каждой лампы в режиме габаритного огня и стоп-сигнала.

А теперь посмотрим на работу ламп в их естественной среде обитания.
Кстати можно заметить у меня конструкция задней фары предполагает пользование двух ламп каждого типа.

Ну и как обычно, кому лень читать есть видео версия:

На этом у меня всё. Каждый выбирает то, что ему понравилось больше. Если не хочется самому что-то дорабатывать, третья лампа будет оптимальным вариантом. Сначала лампа номер 2 мне не понравилась из-за высокой температуры работы но если её доработать, то получится очень яркая лампа, то же самое касается лампы номер 4, однако её конструкция оставляет желать лучшего.

Всем спасибо)

mysku.ru

Светодиодные двухконтактные лампочки в стоп-сигналы с габаритным огнем

В этом обзоре я расскажу про светодиодные лампы в цоколе 1157, предназначенные для габаритных огней и стоп-сигнала.

Лампа содержит 16 SMD светодиодов типоразмера 3030. Четыре из них расположены торце лампы, под пластиковой линзой. Остальные 12 поделены на группы, по три в каждой и расположены по четырем сторонам лампы. Светодиоды, расположенные по периметру лампы, защищены от внешних воздействий прозрачной пластиковой вставкой. Пластиковая вставка закреплена между двумя кольцами с насечками. Верхнее кольцо, также удерживающее линзу, накручено на корпус лампы, и место соединения промазано герметиком. На боковых светодиодах установлены 4 отражателя.

Сразу возникает вопрос с теплоотводом. Светодиодов много, тепло отводить надо, а пластиковая колба явно этому препятствует. В любом случае далее мы этот вопрос разберем более детально, а пока рассмотрим основные параметры ламп.

Цветовая температура ламп: 6500К.
Максимальный световой поток: 680Лм.
Размер лампы: 55,5 х 18мм. Вес: 16г.

Заявленная потребляемая мощность 80Вт, вот тут заявяли так заявили. Для себя я сделал вывод, что при выборе светодиодных ламп в цоколях 1156, 1157, на это значение мощности можно не обращать внимания. Его всегда указывают несколько большим, чем в действительности, в данном случае, что-то уж слишком перестарались. Конечно, потребляемую мощность во всем диапазоне напряжений я замерил и расскажу об этом.

Диапазон рабочих напряжений указан следующим образом: 12-24V. Весьма не однозначно то ли подразумевается, что лампа рассчитана на этот диапазон напряжений, то ли подразумевается, что лампа предназначена для работы в бортовых сетях 12 и 24В. А значит, что максимальное напряжение превысит 24В. Дабы не оставить этот вопрос без ответ я протестировал ламу в диапазоне напряжений от 9 до 30В. До 9В лампа не светит, поэтому значения ниже этого уровня я в график включать не стал.

Для большей наглядности я построил по табличным данным график зависимости потребляемой мощности от напряжения.

Это не есть хорошо, когда потребляемая мощность в режиме габарита примерно равна потребляемой мощности в режиме стоп сигнала. Видим что на 14В потребляемая мощность почти 5Вт, для ламп подобного типа это многовато. Посмотрим как у нас обстоят дела с нагревом лампы.

Для этого эксперимента я как обычно поместил лампу в маленькую коробочку, в которой она находилась на протяжении всего теста. Нагрев лампы проводился при питающем напряжении 14В. Из следующего графика и теплограмм видим, что максимальная температура светодиода в режиме габарита составила 83,3 °С, в режиме стоп-сигнала 104,5 °С.

Две теплограммы слева это режим габарита и стоп-сигнала, без защитного стекла, справа в защитном стекле. Нагрев в обоих случаях проводил в защитном стекле, но на картинках слева я его снимал.

Для большей наглядности приведу кривую нагрева. Видим, что лампа выходит на установившейся режим работы примерно за 15 минут.

Теплограммы с температурной шкалой

Режим габарита:

Режим стоп-сигнала:

Видим, что максимальная рабочая температура находится на пределе (это я про режим габарита). При езде по городу значение температуры явно будет выше за счет частого нажатия на педаль тормоза.

Давайте посмотрим на эти лампы в деле.
Для начала я сравню данную светодиодную лампу со штатной галогенной лампой на 20Вт в условиях плохого освещения.

А для того, чтобы оценить численно, во сколько раз светодиодная лампа ярче штатной галогенной лампы я воспользуюсь люксметром. Расположив датчик на 10см от лампы, я замерю освещенность создаваемую лампами и затем сравню полученное значение.

Получилось, что данная лампа ярче штатной галогенной лампы в режиме габарита в 4,7 раза, в режиме стоп-сигнала в 2,5 раза.

Обычно подобные лампы очень легко можно доработать вытащив драйвер и заменив резистор. Это позволит добиться нужного значения яркости и снизить тепловыделение. Так я и рекомендую обычно делать, но в данном случае драйвер расположен таким образом, что его проблематично достать из цоколя. А наличие герметика делает эту задачу очень трудно решаемой. Да и покупая лампы по такой цене, не очень хочется что-либо дорабатывать. Хочется поставил и забыл.

Давайте также посмотрим как светят данные лампы при дневном свете.

Также можно посмотреть видео версию этого обзора:

На этом у меня всё.
Надеюсь обзор был для вас полезен.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о