Как выгнать воздух из системы охлаждения гранта: Решение проблемы завоздушивания системы охлаждения двигателя на автомобилях Лада » Лада.Онлайн

Содержание

Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения – Все о Лада Гранта

Вопрос перегрева двигателя из-за появления воздуха в системе охлаждения (воздушная пробка) волнует многих автомобилистов.Тема довольно популярная, так как от появления воздушной пробки не застрахован ни один автомобиль. В начале несколько слов о том, откуда берется воздух в системе охлаждения, то есть как образуется воздушная пробка.
Причины появления воздушной пробки
Причиной появления воздуха в системе может быть неплотность в соединениях, через которые собственно и происходит подсос воздуха. Чем раньше вы найдете место разгерметизации, тем меньше воздуха поступит в систему охлаждения, следовательно, тем меньший урон будет нанесен самому мотору.
Нередко воздушная пробка образуется после замены охлаждающей жидкости (ОЖ) или частичного ее долива.
Из-за нарушения герметичности в водяной помпе или по вине повреждения или изношенности прокладки помпы или прокладки ГБЦ.
Воздушная пробка может образоваться по причине залипания воздушного клапана в расширительном бачке.
Как удалить воздушную пробку? Удаление воздуха из системы охлаждения
Способ №1
Заезжаем на яму, ставим машину на ручник.
Используя домкрат, поднимите машину на 30-40 см.
Аккуратно открутите крышку расширительного бачка, следите за тем, чтобы не обжечься.
Заведите мотор и включите «печку» на максимум.
Не спеша начинайте заливать антифриз в расширительный бак до максимума.
Поднимите обороты двигателя до 3000 об/мин.
Дальше нужно дождаться открытия термостата и сдавить нижний патрубок, который ведет к радиатору, рукой. Проделывая это, необходимо быть предельно аккуратным, чтобы не обжечься, шланг будет горячим, поэтому понадобятся перчатки.
Все вышеописанные действия необходимо проделывать до тех пор, пока из расширительного бачка будет идти воздух, как только вы увидите, что из бачка идет жидкость без пузырей воздуха, проверьте патрубки, они должны быть горячими.

Включите «печку» и убедитесь, что из воздуховодов поступает горячий поток воздуха.
Далее необходимо опустить передок машины домкрата и долить необходимое количество ОЖ по уровню. Верхний уровень делать не стоит, так как это чревато переливом, который рано или поздно выдавит через крышку.
Способ №2

Заезжаем на яму, ставим машину на ручник, включаем нейтраль.
Прогреваем двигатель до 90°C, дожидаемся, когда термостат откроется полностью и антифриз начнет циркулировать по большому кругу.
Заглушите мотор и ослабьте хомут патрубка дроссельного узла, после чего снимите и сам патрубок. Необходимо быть предельно осторожным, так как ОЖ очень горячая, есть опасность получения ожогов.
Снимите резиновый патрубок и дождитесь пока через него выйдет вся воздушная пробка. Как правило, воздух выходит вперемешку охлаждающей жидкостью.
Когда воздух выйдет быстро, оденьте патрубок обратно, после чего зажмите его хомутом.
Заведите двигатель и проверьте устранилась ли проблема.

Полезные советы по недопущению появления воздушных пробок в системе охлаждения

Если вы не хотите заниматься подобной работой и боитесь за двигатель своего автомобиля, следует регулярно следить за состоянием системы охлаждения вашего авто. Достаточно несколько раз в месяц просто заглядывать под капот и заезжать на яму, чтобы проверить нет ли подтеков или разгерметизации в системе охлаждения.
Заливайте только качественный антифриз и производите его полную замену в соответствии с пробегом, указанным исключительно для вашей модели авто.

В процессе работы двигатель автомобиля охлаждается незамерзающей жидкостью, циркулирующей через водяную рубашку и основной радиатор. В нормальном режиме малый и большой контур циркуляции герметично закрыт и находится под давлением. Но если в трубопроводы снаружи проникнет воздух, то движение антифриза остановится, мотор начнет перегреваться. Чтобы избежать неприятных последствий, связанных с ремонтом силового агрегата, следует выгнать воздушную пробку из системы охлаждения. Почему она возникает и как правильно выполнить ее удаление, подробно описывается в данной инструкции.

Причины завоздушивания

Воздух, проникший внутрь системы, собирается в один пузырь, движущийся по каналам до определенного места. Дойдя до самой высокой точки или сужения, он останавливается и блокирует течение антифриза (тосола). Практика показывает, что чаще всего воздушная пробка возникает в большом контуре циркуляции, включающем основной радиатор. Хотя случается и обратная ситуация, например, завоздушивание теплообменника салонного отопителя (в просторечии – печки).

Как воздух проникает в охлаждающую систему двигателя авто:

  • наиболее распространенный случай – неправильное заполнение тосолом;
  • вследствие протечек антифриза через неплотности соединений либо неисправные детали, например, негерметичный сальник помпы;
  • по причине заклинивания перепускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка.

Главная задача, решаемая в процессе заливки антифриза, – одновременно выгнать воздух из системы охлаждения. Если выполнять операцию в спешке и не соблюдать простые правила, образование воздушной пробки обеспечено. Заполнение на скорую руку позволяет воздуху проникать в систему вместе с жидкостью через воронку, а после собираться в один пузырь.

Важный момент! Очевидный признак завоздушивания – критический подъем температуры охлаждающей жидкости на любых режимах работы двигателя.

Включение электрического вентилятора зависит от марки и модели автомобиля: если температурный датчик стоит в головке цилиндров, принудительный обдув точно сработает. При другом расположении измерителя (в главном радиаторе, на патрубке) вентилятор может не запуститься из-за датчика, попавшего в застойную зону.

Вы спросите: как воздух попадет через протечки в системе, находящейся под давлением? Алгоритм простой:

  1. В процессе прогрева тосол увеличивается в объеме и вытесняет воздушную прослойку из расширительного бачка через клапан пробки.
  2. После остановки мотора охлаждающая жидкость остывает и сжимается до прежнего объема, а клапан запускает воздух обратно.
  3. Во время остывания и сжатия тосола протечки в элементах системы превратятся в источники подсоса дополнительного воздуха.

Подобным образом завоздушивание системы охлаждения происходит от заклинивания перепускного клапана. Остывающий и сжимающийся антифриз провоцирует образование разрежения, которое не пополняется воздушным потоком извне. Тогда возникает подсос в наиболее слабых соединениях.

Способы удаления воздуха

Если вы наблюдаете на приборной панели постоянное превышение рабочей температуры двигателя (100 и более градусов), выполните ряд действий по выявлению неполадки:

  • исследуйте стыки патрубков, водяной насос и расширительную емкость на предмет протечек;
  • проверьте уровень жидкости в бачке;
  • убедитесь, что салонный отопитель исправно функционирует;
  • если температурный датчик установлен вне головки цилиндров, проверьте работоспособность электрического вентилятора замыканием контактов.

Прежде чем прокачать систему охлаждения, необходимо устранить все утечки, если таковые обнаружены. Потерявший герметичность сальник водяного насоса следует заменить (как правило, вместе с помпой), подтянуть хомуты шлангов и так далее. Удалять воздушную пробку из протекающей системы охлаждения бессмысленно.

Проверка печки и датчика вентилятора поможет точнее определить местонахождение пузыря воздуха. Когда температура мотора достигает критического порога, а отопитель не греет, значит, пробка стоит в малом контуре циркуляции – в самой печке либо подводящих патрубках. Если датчик вовремя не включает принудительный обдув, то он попал в зону, где движение антифриза остановилось – пузырь находится в большом контуре.

Совет. Нередко из-за воздушной пробки термостат отказывается открывать проход тосолу по большому кругу, потому что не «видит» повышения температуры. Не совершайте распространенную ошибку и не торопитесь менять термостат – сначала попытайтесь развоздушить систему охлаждения.

Способ первый – продувка

Этот простейший метод требует от автолюбителя осторожности, поскольку производится на полностью прогретом моторе. Порядок операций такой:

  1. При необходимости добавьте жидкость до минимального уровня и прогрейте силовой агрегат до рабочей температуры. Аккуратно свинтите крышку расширительной емкости.
  2. Наденьте перчатки и отсоедините тонкий патрубок охлаждающей системы в наиболее высокой точке. Для двигателя с инжектором это блок подогрева дроссельной заслонки, на карбюраторном моторе – впускной коллектор либо нижняя часть самого карбюратора.
  3. Тщательно протрите горловину бачка. Подставив под снятый шланг широкую посудину, подуйте в расширительную емкость. Когда из патрубка потечет чистый тосол, наденьте его на штуцер и зафиксируйте хомутом.

Внимание! Пробку расширительного бачка на прогретом двигателе откручивайте медленно, давая выйти воздуху. Если снять ее резко, из горловины выплеснется горячий антифриз и обожжет вам руки.

Если на автомобиле установлена термостатическая крышка основного радиатора, попробуйте удалить воздушную пробку через нее. Откройте обе пробки и дуйте в горловину расширительного резервуара.

Способ второй – полная замена

Данный вариант подходит для всех случаев, когда обнаружить и вытолкнуть пузырь из трубопроводов не удается. Суть заключается в том, чтобы полностью опорожнить систему и обратно залить тосол, соблюдая все правила. Недостаток метода – сложность реализации в дорожных условиях.

Процедура выполняется в следующем порядке:

  1. Слейте антифриз в широкий таз, поочередно подставив его под пробку на блоке цилиндров и главном радиаторе.
  2. Установите все крышки на места и затяните их.
  3. Ослабьте хомут и снимите патрубок обогрева дроссельной заслонки или карбюратора (самая высокая точка системы).
  4. Вставьте воронку в горловину расширительного бачка и медленно тонкой струей заливайте охлаждающую жидкость. Удаление воздуха будет происходить через снятый шланг.
  5. Отслеживайте момент, когда из патрубка побежит тосол, и сразу надевайте его на штуцер.

Перед опорожнением не забудьте полностью открыть кран салонной печки.

Когда шланг подогрева дросселя (или карбюратора) надет и закреплен хомутом, долейте жидкость в емкость до нормы. Далее, проверяйте работоспособность охлаждения путем полного прогрева мотора, пока не откроется термостат и не включится электровентилятор.

Способ третий – дорожный

Столкнувшись с перегревом силового агрегата в пути, постарайтесь убрать воздушную пробку таким методом:

  1. Зафиксировав автомобиль ручным тормозом, поднимите переднюю часть домкратом на высоту 0,3–0,4 м.
  2. Медленно открутите пробку расширительного резервуара, запустите двигатель и включите салонный отопитель на максимальный режим.
  3. Тонкой струей лейте тосол в бачок, пока его уровень не достигнет верхнего предела. Повысьте обороты коленчатого вала до 3000 об/мин и дождитесь полного прогрева.
  4. Сжимайте рукой нижний шланг, ведущий к радиатору. Воздух должен выйти через расширительную емкость. Используйте перчатки или плотную ткань, чтобы не обжечься.

Процедура заканчивается, когда из бачка перестанет выходить воздух. Ощупайте остальные патрубки – они должны прогреться. Убедитесь, что печка выдает горячий поток.

Чтобы не приходилось возиться с удалением воздушных пробок, всегда заливайте антифриз по инструкции, описанной в предыдущем разделе. Это лучший способ вытеснить воздух из системы. Своевременно устраняйте протечки, не ездите с бесконечными доливками охлаждающей жидкости.

Появление воздушной пробки в системе охлаждения двигателя — серьезная проблема, которая может привести к неприятным последствиям, в том числе и к повреждению других важных узлов транспортного средства. Нередко случается перегрев силовой установки или существенный сбой в работе печки. Чтобы не допустить такого хода событий, необходимо знать, как самостоятельно выгнать воздух из системы.

Определить появление пробки в охладительной системе несложно. Такое явление сопровождается выраженными признаками, а именно:

  1. 1. Сбоями в работе термостата. Если при включении мотора вентиляционная система запускается слишком быстро, возможно, термостат был выведен из строя. Иногда такая ситуация возникает при скоплении воздуха в патрубке насоса. Если в это время клапан термостата находится в закрытом состоянии, тогда охлаждающая жидкость начнет циркулировать по малому кругу. Кроме этого, существует еще один вариант развития событий, при котором стрелка температуры антифриза опускается до нулевой отметки, а двигатель сильно прогревается. Это может объясняться повреждением термостата или наличием в нем пробки воздуха.
  2. 2. Утечкой охлаждающей жидкости. Неисправность легко определяется при визуальном осмотре узлов автомобиля — на отдельных элементах мотора или ходовой части будут замечаться следы тосола.
  3. 3. Шумом помпы. Частичное повреждение этого элемента приводит к появлению странного шума.
  4. 4. Сбоями в работе обогревательной системы. Существует масса факторов, вызывающих повреждение печки, и образование пробки — один из самых распространенных.

Если был обнаружен любой из вышеперечисленных признаков, нужно как можно быстрее провести комплексную диагностику охладительной системы. Кроме того, важно найти первоначальную причину проблемы. Это поможет подобрать подходящий способ ее устранения.

Причин появления воздушной пробки в охлаждающей системе предостаточно. Одной из самых распространенных является разгерметизация системы, которая возникает в самых уязвимых местах. К нарушению герметизации приводит механическое воздействие или естественный износ из-за продолжительной эксплуатации. Также этому способствует снижение давления в системе. Кроме этого, к возникновению воздуха в системе охлаждения могут привести и такие причины:

  1. 1. Неправильный долив охлаждающей жидкости. Если антифриз заливался широкой струей, это приводит к тому, что воздух не может выйти из бачка из-за слишком узкой горловины. Чтобы избежать такого явления, важно наливать жидкость без спешки, позволяя воздуху окончательно выйти из системы.
  2. 2. Повреждение воздушного клапана. Задача этого узла заключается в удалении лишнего воздуха и предотвращении его проникновения внутрь из окружающей среды. При выходе из строя клапана в рубашке охлаждения появится воздушная прослойка. Для решения проблемы достаточно заменить крышку с клапаном или выполнить ремонтные работы.
  3. 3. Повреждение помпы. Последствия от такой неисправности проявляются точно так же, как в предыдущем случае. Если фибра и сальник пропускают внешний воздух, вскоре он окажется в системе охлаждения.
  4. 4. Утечка антифриза. Это та же разгерметизация системы, поскольку вместо жидкости для охлаждения в системе оказывается воздух, способствующий образованию пробки. Места утечек появляются на прокладках, радиаторах и других рабочих узлах. Для диагностирования проблемы достаточно оценить внешнее состояние основных составляющих двигателя и ходовой. Если замечены странные потеки антифриза, необходимо выполнить ремонт поврежденных участков.
  5. 5. Повреждение прокладки ГБЦ. При такой поломке охлаждающая жидкость начинает проникать в цилиндры силовой установки. Неполадка проявляется в виде белого дыма в выхлопной трубе, при этом в самом расширительном баке слышны звуки бурления, которые создаются выхлопными газами.

Каждый тип поломки представляет серьезную угрозу для функциональности важных узлов и механизмов автомобиля. В зоне повышенного риска оказывается двигатель, так как нарушенная вентиляция вызывает его перегрев. Эксплуатационный срок силовой установки снижается, а расход топлива возрастает в несколько раз.

Как выгнать пробку из системы охлаждения

Подробности
Категория: Ремонт
Опубликовано 03.05.2016

Сегодня расскажем о том, как самостоятельно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.

Что такое пробка в системе охлаждения?

Пробка в системе охлаждения представляет собой скопление воздуха, который находится в охлаждающей жидкости. Она ухудшает функционирование системы охлаждения.

Чаще всего воздушная пробка возникает после слива охлаждающей жидкости из автомобиля — при ее замене, обслуживании системы охлаждения и т.д. При заливке охлаждающей жидкости обратно через расширительный бачок, воздух который попал в систему, не успевает выйти и остается в виде пузырьков в жидкости. На автомобилях Лада воздушная пробка чаще всего остается в отопителе, так как его радиатор находится выше уровня расширительного бачка.

Как выгнать пробку из системы охлаждения (без Е-газа)

На старых автомобилях, без Е-газа (тросиковый привод педали газа), выгнать воздушную пробку было достаточно просто. У этих машин дроссельная заслонка обогревалась охлаждающей жидкостью. Так как дроссельная заслонка находится высоко, достаточно было перед заливкой охлаждающей жидкости отсоединить от дросселя тонкий шланг подвода охлаждающей жидкости и потихоньку наполнять расширительный бачок. При этом воздух выходил через этот тонкий шланг. Как только через него начинала поступать охлаждающая жидкость, заполнение системы можно было прекращать. Воздушная пробка при таком способе оставалась редко.

Как выгнать пробку из системы охлаждения (Е-газ)

Но в случае с Е-газом («электронная» педаль газа) ситуация другая. На автомобилях Лада с электронной педалью газа дроссельная заслонка уже не имеет подогрева, соответственно шланга тоже нет. Как же быть?

Чтобы выгнать воздух из системы охлаждения на автомобилях с электронной педалью газа, нужно сделать так, чтобы расширительный бачок оказался выше радиатора отопителя. Для этого можно использовать подъемник в автосервисе, а можно просто заехать передней частью машины на крутой пригорок.

После этого нужно открыть капот, сесть за руль и держать обороты двигателя на уровне 2-3 тыс.

Прогрев двигатель до срабатывания вентилятора, нужно выйти из автомобиля и аккуратно открыть пробку расширительного бачка.

При этом будет видно, как из системы выходят пузырьки воздуха — это и есть воздушная пробка.

После отключения вентилятора нужно повторять эту операцию до тех пор, пока из системы не перестанет выходит воздух. После этого можно закрутить пробку расширительного бачка и заглушить двигатель. Если воздушная пробка вышла, в отопителе не должно быть слышно булькающих звуков, а из дефлекторов при включении печки должен идти горячий воздух.

Проверьте уровень охлаждающей жидкости — после выхода воздушной пробки он может упасть.

Замена антифриза Лада Гранта — «Клуб-Лада.рф»

Завод изготовитель рекомендует менять охлаждающую жидкость Гранты через 75 000км. пробега или 5 лет эксплуатации (в зависимости от того, что наступит раньше). А Вы знаете, как заменить тосол в Гранте своими руками?

Как заменить охлаждающую жидкость

Потребуется: снять защиту картера (при необходимости), накидной ключ «на 13», отвертка, чистая обтирочная ткань, пустая тара, и новый антифриз.

Перед тем, как слить антифриз с Гранты, следует сначала подождать, пока остынет двигатель, затем:

  1. Снять крышку с расширительного бачка.
  2. Установить пустую емкость под двигатель и вывернуть пробку сливного отверстия на блоке цилиндров.
  3. Для двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 для доступа к пробке сливного отверстия, возможно, придется снять катушку зажигания вместе с кронштейном.
  4. Дождаться, когда тосол полностью вытечет.

  1. Установить емкость под радиатор двигателя и вывернуть пробку сливного отверстия на радиаторе.
  2. Дождаться, когда охлаждающая жидкость полностью вытечет из системы охлаждения.
  3. Завернуть пробку сливного отверстия на радиаторе, заменив при необходимости уплотнительное резиновое кольцо.
  4. Завернуть пробку на блоке цилиндров.

 

Заливаем новый антифриз в систему охлаждения Гранты до тех пор, пока ее уровень не установиться на 25-30мм. ниже метки «MAX» на стенке расширительного бачка. Затем заверните пробку бачка. Запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры (до включения вентилятора). Затем заглушите мотор и при необходимости долейте жидкость до метки «MAX». Проверьте уровень жидкости через несколько дней.

После замены тосола следите за температурой охлаждающей жидкости по комбинации приборов.

Если сигнализатор перегрева загорелся (№7), а вентилятор радиатора не включился, включите отопитель (печку) и проверьте, какой воздух идет из воздуховодов. Если воздух горячий — возможно неисправности в системе работы вентилятора, если холодный — значит, в системе охлаждения образовалась воздушная пробка.


Как выгнать воздух из системы охлаждения Гранты

  1. Дать двигателю остыть.
  2. Отвернуть пробку расширительного бачка.
  3. Запустить двигатель и дать ему поработать 3-5 минут.
  4. Закройте крышку бачка.
  5. Для лучшего заполнения системы без воздушных пробок периодически прожимайте шланги радиатора рукой.

Кстати, а Вы знаете, какой антифриз заливают в Гранту?


Ключевые слова:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Удаление воздушной пробки из системы охлаждения Лада Калина

Автомобиль Лада Калина по отзывам многих автовладельцев признан одним из самых теплых автомобилей отечественного производства. В автомобиле зимой очень тепло, салон равномерно прогревается и задним пассажирам в автомобиле комфортно, так как горячий воздух от печки подается в ноги задних пассажиров в полном объеме и не «теряется» в воздушных тоннелях вентиляционной системы как в автомобилях 2109 и 2110.

Если однажды в салоне автомобиля Lada Kalina стало прохладно, а из печки вместо привычного горячего воздуха начал дуть холодный воздух значит возникли неполадки в системе охлаждения двигателя автомобиля. Нарушение работы системы охлаждения может стать причиной перегрева двигателя до критических температур и привести к серьезной поломке двигателя. Воздушная пробка может стать причиной многих проблем в системе охлаждения автомобиля Lada Kalina. Перед удалением пробки в первую очередь рекомендуется проверить всю систему охлаждения двигателя автомобиля (СОД), так как причиной неэффективной работы СОД и холодной печки может быть не только воздушная пробка в системе, но и поломка или деформация крыльчатки помпы, перегибы патрубков, не полное открытие термостата. Только после проверки всей системы охлаждения стоит приступать к удалению воздушной пробки.

Признаки воздушной пробки в системе охлаждения двигателя

Воздушная пробка создает в системе охлаждения препятствие, из-за которого антифриз или тосол не может циркулировать и равномерно охлаждать работающий двигатель.

Причины появления воздушной пробки в СОД (системе охлаждения двигателя):

– Воздух может попасть в систему при замене или доливе охлаждающей жидкости.

– В системе охлаждения двигателя есть подсос внешнего воздуха из-за слабого обжатия пластиковых штуцеров, неподтянутых хомутов, подтекающего радиатора, нарушения герметичности помпы и неисправного клапана крышки расширительного бачка. Одним из признаков пробки в СОД является журчание охлаждающей жидкости (ОЖ) под панелью приборов при прогреве двигателя.

Для удаления пробки нужно ослабить хомут и снять трубку 3 или 22 с подогрева дроссельного узла

–  Пробило прокладку головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате пробоя видна течь охлаждающей жидкости из-под ГБЦ. Из-под головки блока цилиндров вырываются выхлопные газы, видно бурление тосола, образование эмульсии в расширительном бачке, белый пар в выхлопе автомобиля.

Воздушная пробка в СОД может образоваться как в малом, так и в большом круге циркуляции. Недостатком СОД Калины является расположение расширительного бачка в большом круге. В результате пока термостат не откроется полностью выгнать воздушную пробку сложно. Поэтому в холодное время года помогает «газование», в результате которого автомобиль быстрее прогревается, и при достижении двигателем температуры 101-105гр. термостат открывает большой круг циркуляции и воздух выходит в расширительный бачок.

Удаление воздушной пробки возможно только через самую высокую точку системы охлаждения. Способ понять перед машины, погазовать и дать поработать двигателю для Лады Калины не эффективен, т.к. в замкнутой системе воздух может выйти только через расширительный бачок. Скорее эффективнее будет для выхода воздуха из СОД поднять левый бок автомобиля, где расположен расширительный бачок.

Для автомобилей Калина с дроссельным узлом есть более простой и быстрый способ удаления пробки из СОД. Для этого нужно ослабить хомут и снять любую трубку с подогрева дроссельного узла. Снять крышку с расширительного бачка и дуть в расширительный бачок, пока из снятой трубки не польется тосол. После чего одеваем трубку обратно на штуцер подогрева дроссельного узла и затягиваем хомут. Есть второй способ выгнать пробку. Для этого нужно немного прогреть двигатель и заглушить его, не откручивая пробку расширительного бачка ослабить хомут и снять трубку с дроссельного узла. В результате повышенного давления в СОД тосол самостоятельно польется из трубки. Одеваем трубку на штуцер и затягиваем хомут.  Все, пробка удалена, так как дроссельный узел является самой высокой точкой СОД автомобиля Лада Калина.

Датчик температуры Лада Калина с электронной педалью

На автомобилях Лада Калина с электронной педалью газа дроссельный узел отсутствует. Поэтому есть несколько способов выгнать воздушную пробку:

  1. С помощью ключа или головки на 19 выкрутить датчик охлаждающей жидкости с термостата, предварительно отсоединив жгут проводов от датчика. Ждем, когда из отверстия потечет тосол, для эффективности можно дунуть в расширительный бачок, закручиваем датчик, подключаем разъем с проводами.
  2. Вместо датчика охлаждающей жидкости можно снять со штуцера термостата тонкий шланг перемычку (при наличии). Ждем, когда из шланга потечет охлаждающая жидкость, если пробка не дает выйти ОЖ дуем в расширительный бачок. Как только тосол потек, одеваем шланг обратно и затягиваем хомут.
двигатель, калина, лада, охлаждение, пробка

Как выгнать воздух из печки лада гранта

Легковой автомобиль Лада Гранта, который считается одним из наиболее доступных в мире, оснащается стандартной для машин марки ВАЗ «печкой» (или просто — отопителем). Как правило, данный узел работает очень хорошо, но проблемы всё же могут случаться. Поэтому, если печка Лада Гранта греет плохо, то этому должны быть причины, которые просто необходимо обнаружить.

Проводим диагностику

Если за окном холодно, а салон не может нормально прогреться, то нужно проверить работу системы охлаждения, которая имеет непосредственное влияние и на обогрев салона.

Уровень охлаждающей жидкости

С этой целью необходимо открыть капот, и на непрогретом моторе проверить, где находится охлаждающая жидкость.

Если её уровень в бачке располагается между минимальной и максимальной отметками, то всё в порядке. Но, при снижении этого уровня, возможны проблемы с герметичностью системы охлаждения, а это приводит к понижению давления внутри системы. Если проблему не устранить, то печка не сможет прогревать воздух в салоне достаточно эффективно.

Термостат

Это термостат родной Luzar

Речь идёт о возможном заедании клапанов термостата в положении, где охлаждающая жидкость циркулирует только по большему кругу. Так что, в холодный период охлаждающая жидкость не будет прогреваться до нормальной температуры, поэтому и в салоне теплее не станет.

Расположение термостата под капотом

Убедиться в наличии именно этой поломки можно по тому, что машина, пребывая в пробках, начинает очень быстро перегреваться. К тому же, при передвижении по трассе со стабильной скоростью, мотор теряет свою температуру слишком быстро, если говорить о холодном времени года. Впрочем, даже если этих «симптомов» у вашего автомобиля не наблюдается, то это ещё не значит, что термостат работает надлежащим образом. Вполне возможно, что его недоработка заключается только в ощутимых проблемах с отопителем салона.

Для ещё более сложных случаев можно проверить патрубки, которые подключаются к радиатору отопителя. В нормальном состоянии один из них должен быть горячим, а другой — лишь немного теплым. Если же второй из патрубков очень холодный, то это укажет на то, что в вашем автомобиле забился печной радиатор. Прочистить его так просто не удастся. Скорее всего, придётся полностью снимать всю печку.

А для наиболее экстремальных ситуаций, когда ничего из вышеназванного не помогает, а за окном очень сильные морозы, то можно просто перекрыть радиатору доступ воздуха любым плотным предметом, вроде картона или же пластика.

При неисправном термостате в холодный период охлаждающая жидкость не будет прогреваться до нормальной температуры, поэтому и в салоне теплее не станет.

Заслонка регулятора температуры возд&

Основы системы отопления и охлаждения: советы и рекомендации

Когда воздух нагревается или охлаждается у источника тепла / холода, его необходимо распределить по различным комнатам вашего дома. Это может быть выполнено с помощью систем с принудительной подачей воздуха, гравитации или излучения, описанных ниже.

Системы нагнетания воздуха

Система принудительной подачи воздуха распределяет тепло, производимое печью, или холод, производимый центральным кондиционером, через вентилятор с электрическим приводом, называемый нагнетателем, который нагнетает воздух через систему металлических каналов в комнаты в вашем доме.По мере того, как теплый воздух из печи втекает в комнаты, более холодный воздух в комнатах стекает через другой набор каналов, называемый системой возврата холодного воздуха, в печь для обогрева. Эта система регулируется: вы можете увеличивать или уменьшать количество воздуха, проходящего через ваш дом. В центральных системах кондиционирования воздуха используется та же система принудительной подачи воздуха, включая вентилятор, для распределения холодного воздуха по комнатам и возврата более теплого воздуха для охлаждения.

Проблемы с системами принудительной подачи воздуха обычно связаны с неисправностью вентилятора.Воздуходувка также может быть шумной и добавляет стоимость электроэнергии к стоимости топочного топлива. Но поскольку в ней используется воздуходувка, система принудительной подачи воздуха представляет собой эффективный способ направлять переносимое по воздуху тепло или холодный воздух по всему дому.

Гравитационные системы

Гравитационные системы основаны на принципе подъема горячего воздуха и опускания холодного воздуха. Следовательно, гравитационные системы нельзя использовать для распределения холодного воздуха из кондиционера. В гравитационной системе печь располагается рядом с полом или под ним.Нагретый воздух поднимается по воздуховодам и попадает в пол по всему дому. Если печь расположена на первом этаже дома, регистры тепла обычно располагаются высоко на стенах, поскольку регистры всегда должны быть выше печи. Нагретый воздух поднимается к потолку. По мере того, как воздух охлаждается, он опускается, входит в каналы возвратного воздуха и возвращается в печь для повторного нагрева.

Другой основной системой распределения для отопления является лучистая система.Источником тепла обычно является горячая вода, которая нагревается печью и циркулирует по трубам, встроенным в стену, пол или потолок.

Радиант Системс

Излучающие системы работают, обогревая стены, пол или потолок комнат или, чаще, обогревая радиаторы в комнатах. Затем эти предметы нагревают воздух в комнате. В некоторых системах используются электрические нагревательные панели для выработки тепла, которое излучается в комнаты. Как и гравитационные настенные обогреватели, эти панели обычно устанавливают в теплом климате или там, где электричество относительно недорогое.Системы излучающего излучения нельзя использовать для распределения холодного воздуха от кондиционера.

Радиаторы и конвекторы, наиболее распространенные средства распределения лучистого тепла в старых домах, используются с системами водяного отопления. Эти системы могут зависеть от силы тяжести или от циркуляционного насоса для циркуляции нагретой воды от котла к радиаторам или конвекторам. Система, в которой используется насос или циркулятор, называется гидравлической системой.

Современные системы лучистого отопления часто встраиваются в дома, построенные на фундаменте из бетонных плит.Под поверхностью бетонной плиты прокладывается сеть водопроводных труб. Когда бетон нагревается трубами, он нагревает воздух, соприкасающийся с поверхностью пола. Плита не должна сильно нагреваться; в конечном итоге он будет контактировать с воздухом по всему дому и нагревать его.

Системы Radiant, особенно когда они зависят от силы тяжести, подвержены ряду проблем. Трубы, используемые для распределения нагретой воды, могут забиться минеральными отложениями или наклониться под неправильным углом.Также может выйти из строя бойлер, в котором вода нагревается у источника тепла. В новых домах системы горячего водоснабжения устанавливаются редко.

В следующем разделе вы узнаете, как термостат и другие элементы управления используются для поддержания климата в помещении, создаваемого вашими системами отопления и охлаждения.

.

Наука лета: как работает кондиционер?

Примечание редактора : В этой еженедельной серии LiveScience рассматривает научные аспекты летнего сезона.

По мере того как в августе по всей стране становится жарко, для многих летняя жара будет милостиво сдерживаться с помощью кондиционирования воздуха. По данным Управления энергетической информации, эта технология оказала глубокое успокаивающее влияние на современную жизнь, и сегодня около 87 процентов американских домов имеют те или иные формы кондиционирования воздуха.

Так как же работает обычный кондиционер и помогает вам оставаться в здравом уме в летнюю жару? Основная концепция заключается в том, что химическое вещество, называемое хладагентом, циркулирует изнутри дома наружу и обратно, поглощая и отводя тепло в процессе. «Хладагент охлаждается, а затем снова поступает в дом, начиная цикл заново», — пояснил Гленн Хурахан, старший вице-президент компании Air Conditioning Contractors of America.

Хурахан сказал, что в бытовых кондиционерах обычно используются два хладагента: R-22 и более новый R-410A, оба из которых химически известны как гидрохлорфторуглероды или ГХФУ.

Эти химические вещества очень легко переходят из жидкого в газообразное состояние, и именно эти так называемые фазовые переходы делают ГХФУ столь полезными в качестве хладагентов.

Обычный фазовый переход, который мы все видели, — это когда жидкая вода нагревается и испаряется в газ или водяной пар. То же самое и с хладагентом: он поглощает тепло в жидком состоянии, превращаясь в газ. Затем хладагент снова превращается в жидкость, отводя тепло, которое он поглотил, и, таким образом, готов снова впитать тепло.[Таинственная физика семи повседневных вещей]

Неисправность кондиционера

По словам Хурахана, система кондиционирования состоит из четырех частей: испарителя, компрессора, конденсатора и расширительного устройства.

Часть дома, где испаряется хладагент, — это, естественно, испаритель. Домашние вентиляторы продувают воздухом змеевики испарителя.

«Когда воздух из птичника движется через испаритель, хладагент внутри змеевика поднимает температуру воздуха», — сказал Хурахан.«Хладагент поглощает тепло из воздуха и превращается из жидкости в пар. Он превратился из холодной жидкости в более горячий пар, и в то же время воздух отдали тепло, поэтому воздух перестал быть теплее к холоднее «.

Испарившийся хладагент затем попадает в компрессор, который находится снаружи в блоке кондиционирования воздуха рядом с домом (или часто на крыше предприятия) вместе с конденсатором. Как следует из названия, компрессор сжимает газ до состояния с более высоким давлением и более высокой температурой.

Отсюда горячий сжатый газ проходит через третий компонент, конденсатор. Здесь газ конденсируется обратно в жидкое состояние, когда тепло излучается. Наружные блоки часто имеют металлические ребра, которые помогают быстрее рассеивать тепло.

Охлажденная жидкость теперь возвращается в дом. Расширительное устройство регулирует поток жидкого хладагента в испаритель, где, как и раньше, он поглощает тепло и превращает фазу из жидкости в газ с низким давлением.

Влагоотделитель

Удаление тепла — это еще не все, что делает кондиционер, поскольку он, кхм, кондиционирует воздух. Влажность — количество водяного пара в воздухе — является основным фактором, влияющим на то, как наши тела ощущают тепло; более влажная среда предотвращает испарение пота с кожи, что помогает отвести нежелательное тепло тела. [7 распространенных летних проблем со здоровьем]

Итак, чтобы сделать среду в доме или на работе более комфортной, кондиционеры также осушают.

«Когда воздух движется по змеевику испарителя, змеевик поглощает тепло, а также отжимает влагу, — сказал Хурахан. «Воздух теперь имеет более прохладную температуру и более сухой, поэтому, когда он выходит из регистров [вентиляционных отверстий], он смешивается с комнатным воздухом и делает комнату более комфортной».

Вся вода, вымываемая из воздуха кондиционерами, может скапливаться или стекать из устройства, особенно во влажные дни.

Современный кондиционер был создан с целью контроля влажности.В 1902 году инженер Уиллис Кэрриер разработал метод удаления из воздуха утомительной влажности в типографии в Бруклине, штат Нью-Йорк.

«Самая первая установка Уиллиса Кэрриера предназначалась не для контроля температуры, а для контроля влажности, — сказал Хурахан. «У вас охлаждение как побочный продукт».

Пройдет еще около шести десятилетий, прежде чем кондиционеры действительно получат широкое распространение в Америке. «В 30-х и 40-х годах они начали заходить в дома — в богатые дома, — сказал Хурахан. «Только в 50-х и 60-х годах кондиционирование воздуха начало использоваться в домах среднего класса.»

Лето — возможно, к лучшему — никогда не будет прежним.

Следуйте за нами @livescience , Facebook & Google+ . Оригинальная статья на LiveScience.com .

.

7 основных причин проблем с кондиционером и способы их предотвращения

Если вы когда-либо проводили жаркое лето в Нью-Йорке дома или на работе, где возникли проблемы с кондиционером, это, безусловно, опыт, который вам не нужен. Не хочу повторяться. Не оставляйте летний комфорт на волю случая! Узнайте о наиболее распространенных причинах проблем с кондиционером и простых шагах, которые можно предпринять для предотвращения проблем с ремонтом.

Семь основных причин проблем с кондиционером:

1.Низкий уровень хладагента. Хладагент — это вещество, которое ваш кондиционер использует для отвода тепла и влажности из воздуха в вашем доме или офисе. Если в вашей системе возникнут утечки в линиях хладагента, у вас может оказаться недостаточно хладагента для эффективного охлаждения воздуха. К сожалению, правильное решение этой проблемы с кондиционером — это не просто замена хладагента. Технику по ремонту HVAC необходимо найти утечки и отремонтировать отверстия в линиях, что иногда может быть трудоемким и дорогостоящим процессом, особенно при множественных утечках.

2. Замерзшие змеевики испарителя. Змеевик испарителя вашего кондиционера наполнен хладагентом и отвечает за поглощение тепла из воздуха, как губка. Это может показаться нелогичным, но для правильной работы этим змеевикам необходим теплый воздух, циркулирующий вокруг них. Когда что-то идет не так с воздушным потоком и змеевик испарителя становится слишком холодным, снаружи может образовываться слой льда. Когда это произойдет, вы получите теплый воздух или совсем не получите его из регистров подачи воздуха.

Связанная статья: Устранение неисправностей переменного тока: ЗАМОРОЖЕННАЯ система ОВК? Не отпускай!

3. Загрязнение змеевиков конденсатора. Змеевики конденсатора вашего блока, являющиеся частью наружного блока, избавляются от тепла, удаляемого из воздуха, выводя его за пределы здания. Змеевик конденсатора не будет работать, если он покроется слоем грязи и сажи. Это очень распространенная проблема в Нью-Йорке, связанная со всей сажей и загрязнением воздуха. Когда это происходит, теплопередача затрудняется, и вашему устройству приходится усерднее работать, чтобы выполнять свою работу, что приводит к повышенному износу деталей и даже отказу системы.

Связанная статья: Очистка змеевиков конденсатора системы HVAC = более низкие счета за электроэнергию

4. Проблемы с вентилятором. Есть вентилятор, который обдувает воздух из помещения над змеевиком испарителя вашего блока, чтобы охладить воздух, и другой, который обдувает воздухом конденсатор наружного блока, чтобы отвести поглощенное тепло за пределы здания. Если какой-либо из этих вентиляторов не работает должным образом — из-за неисправного двигателя, недостатка смазки, изношенных ремней или слишком большого количества грязи и мусора — вы закончите с плохой циркуляцией воздуха и проблемами с кондиционером.Если пренебречь проблемой, это может привести к отказу компрессора, что часто является смертным приговором для вашего кондиционера.

5. Негерметичные воздуховоды. Воздуховоды, проходящие через стены и потолок, переносят охлажденный воздух из кондиционера по всему пространству. Однако если в воздуховодах есть дыры или разрывы (которые могут быть вызваны грызунами или неосторожными работниками), этот дорогой охлажденный воздух попадает внутрь ваших стен, где никому не приносит никакой пользы. И, конечно же, этот сценарий заставляет ваш кондиционер работать больше и увеличивать ваши счета за электроэнергию.

6. Проблемы с термостатом. Особенно, если у вас все еще есть старые термостаты с круговой шкалой, они могут быть неправильно откалиброваны, что означает, что ваш кондиционер не получает правильные инструкции от системы управления. Эту проблему довольно легко решить, заменив или перенастроив термостаты. Если у вас есть новые программируемые термостаты, иногда их сложно запрограммировать, и они могут быть настроены неправильно. Если у вас все еще есть руководство, проверьте его, чтобы убедиться в правильности настроек термостата.

7. Засоренные стоки. Вся влага, которую ваш кондиционер удаляет из воздуха, должна куда-то уходить. Его предполагается вывести из помещения через сливную линию в поддон и, наконец, в канализацию. Если линия или слив забьются или поддон заполнится, вода может скопиться и повредить вашу систему. Вы также можете столкнуться с протечками воды, которые повредят ваши стены, потолок и мебель. Если вы не заметите это сразу, у вас в конечном итоге будет рост плесени.

Связанная статья: Утечка воды переменного тока: Проблемы с кондиционером и советы по поиску и устранению неисправностей

Простые шаги по предотвращению проблем с кондиционером:

1.Заменить загрязненные воздушные фильтры. Проблемы с потоком воздуха, которые приводят к замерзанию змеевиков, часто возникают из-за засорения воздушных фильтров.

2. Осмотрите воздуховоды и отремонтируйте все отверстия. Если кажется, что из регистров поступает недостаточно воздуха или ваши счета за электроэнергию продолжают расти, попросите специалиста по ОВК проверить состояние ваших воздуховодов.

3. Установите программируемый термостат и узнайте, как им пользоваться. Устраните проблемы со старыми системами управления, установив новые термостаты, которые являются более точными и экономят энергию.Вы даже можете приобрести термостаты, которыми можно управлять удаленно с помощью смартфона или планшета.

4. Удалите щетку и мусор вокруг наружного блока. Когда конденсатор и внешний вентилятор забиваются листьями, мусором и грязью, блок не может эффективно отводить тепло.

5. Не пренебрегайте регулярным обслуживанием. Практически все наиболее распространенные причины проблем с кондиционером можно легко предотвратить с помощью регулярного обслуживания. Каждую весну приглашайте специалиста по HVAC для проверки и настройки вашей системы перед ее первым запуском.Это относительно недорого, и вы избавите себя от необходимости звонить в службу экстренной помощи, когда кондиционер перестанет работать в самый жаркий день года.

Советы по контракту на техническое обслуживание кондиционера

  • Знаете ли вы, что вы получите лучшее предложение по техническому обслуживанию кондиционера, если подпишете годовой контракт на обслуживание?
  • Не все контракты равны. Убедитесь, что вы получаете тот, который соответствует вашим потребностям и вашему оборудованию.
  • Продолжайте делать покупки, если ожидается, что вы подпишете контракт на юридическом языке, из-за которого невозможно понять, что покрывается.Авторитетные поставщики услуг должны убедиться, что вы понимаете, что подписываете.

Хотите узнать больше о поиске подходящего поставщика услуг и контрактов? Получите полезную информацию из нашего бесплатного руководства: Контракты на профилактическое обслуживание HVAC: как найти подходящий вариант для вашей инфраструктуры HVAC.

.

Улучшение качества воздуха в помещении | Качество воздуха в помещении (IAQ)

Доступная информация на испанском языке

Представленная здесь информация основана на текущем научном и техническом понимании представленных вопросов. Следование данным советам не обязательно обеспечит полную защиту во всех ситуациях или от всех опасностей для здоровья, которые могут быть вызваны загрязнением воздуха в помещении.

Существует три основных стратегии улучшения качества воздуха в помещении:

  1. Источник управления
  2. Улучшенная вентиляция
  3. Воздухоочистители

Источник управления

Обычно наиболее эффективным способом улучшения качества воздуха в помещении является устранение отдельных источников загрязнения или сокращение их выбросов.

Некоторые источники, например содержащие асбест, могут быть закрыты или закрыты; другие, например, газовые плиты, можно отрегулировать для уменьшения количества выбросов. Во многих случаях контроль источников также является более экономичным подходом к защите качества воздуха в помещении, чем усиление вентиляции, поскольку увеличение вентиляции может увеличить затраты на энергию.

Начало страницы


Улучшенная вентиляция

Для большинства проблем с качеством воздуха в доме наиболее эффективным решением является контроль источника.

Еще один подход к снижению концентрации загрязнителей воздуха в помещении в вашем доме — увеличить количество наружного воздуха, поступающего в помещение.

Большинство домашних систем отопления и охлаждения, включая системы принудительного воздушного отопления, не обеспечивают механической подачи свежего воздуха в дом. Открытие окон и дверей, включение вентиляторов на окнах или чердаках, когда позволяет погода, или включение оконного кондиционера с открытым регулятором вентиляции увеличивает скорость наружной вентиляции.Местные вентиляторы для ванной или кухни, выбрасывающие наружу, удаляют загрязнения непосредственно из помещения, в котором расположен вентилятор, а также увеличивают скорость вентиляции наружного воздуха.

Особенно важно предпринять как можно больше этих шагов, когда вы вовлечены в краткосрочную деятельность, которая может генерировать высокие уровни загрязняющих веществ — например, покраска, снятие краски, нагревание с помощью керосиновых обогревателей, приготовление пищи или участие в обслуживании и хобби, такие как сварка, пайка или шлифование.Вы также можете заняться некоторыми из этих мероприятий на открытом воздухе, если сможете и если позволяет погода.

Современные конструкции новых домов начинают включать механические системы, доставляющие наружный воздух в дом. Некоторые из этих конструкций включают энергоэффективные вентиляторы с рекуперацией тепла (также известные как воздухо-воздушные теплообменники).

Вентиляция и затенение помогают контролировать температуру в помещении. Вентиляция также помогает удалять или разбавлять переносимые по воздуху загрязнители, поступающие из внутренних источников.Это снижает уровень загрязнения и улучшает качество воздуха в помещении (IAQ). Тщательно оцените использование вентиляции, чтобы уменьшить загрязнение воздуха в помещении, где поблизости могут находиться внешние источники загрязняющих веществ, такие как дым или мусор.

Использование наружного воздуха является одним из важных факторов в обеспечении хорошего качества воздуха. Воздух может попадать в дом несколькими способами, в том числе:

  • через естественную вентиляцию, например через окна и двери
  • с помощью механических средств, например через воздухозаборники наружного воздуха, связанные с системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC)
  • через инфильтрацию — процесс, при котором наружный воздух проникает в дом через отверстия, стыки и трещины в стенах, полах и потолках, а также вокруг окон и дверей.

Проникновение в той или иной степени происходит во всех домах.

Естественная вентиляция описывает движение воздуха через открытые окна и двери. При правильном использовании естественная вентиляция иногда может помочь снизить температуру воздуха в помещении, которая может стать слишком горячей в домах без систем кондиционирования воздуха или когда отключение электроэнергии или отключение электричества ограничивают или делают невозможным использование кондиционирования воздуха.

Естественная вентиляция также может улучшить качество воздуха в помещении за счет уменьшения количества загрязняющих веществ в помещении.Примеры естественной вентиляции:

  • открытие окон и дверей
  • Затенение окон, например, закрытие жалюзи

Большинство бытовых систем принудительного воздушного отопления и кондиционирования воздуха не обеспечивают поступление наружного воздуха в дом механически, и для поступления наружного воздуха в дом используются инфильтрация и естественная вентиляция. В передовые проекты новых домов начинают добавляться механические приспособления, которые направляют наружный воздух в дом через систему HVAC.Некоторые из этих конструкций включают в себя энергоэффективные вентиляторы с рекуперацией тепла, чтобы снизить затраты на охлаждение и нагрев этого воздуха летом и зимой.

Начало страницы


Воздухоочистители

На рынке представлено множество типов и размеров воздухоочистителей, от относительно недорогих настольных моделей до сложных и дорогих систем для всего дома. Некоторые воздухоочистители очень эффективны при удалении частиц, в то время как другие, включая большинство настольных моделей, гораздо менее эффективны.Воздухоочистители обычно не предназначены для удаления газообразных загрязнителей.

Эффективность воздухоочистителя зависит от того, насколько хорошо он собирает загрязняющие вещества из воздуха в помещении (выражается в процентах эффективности) и сколько воздуха он пропускает через очищающий или фильтрующий элемент (выражается в кубических футах в минуту).

Очень эффективный коллектор с низкой скоростью циркуляции воздуха не будет эффективен, как и очиститель с высокой скоростью циркуляции воздуха, но менее эффективный коллектор.Долговечность любого воздухоочистителя зависит от его обслуживания в соответствии с указаниями производителя.

Еще одним важным фактором, определяющим эффективность воздухоочистителя, является мощность источника загрязнения. В частности, настольные воздухоочистители могут не удалять достаточное количество загрязнителей из близких источников. Люди, чувствительные к определенным источникам, могут обнаружить, что воздухоочистители полезны только в сочетании с согласованными усилиями по удалению источника.

За последние несколько лет появились сообщения о том, что комнатные растения, как было показано в лабораторных экспериментах, снижают уровни некоторых химических веществ. Однако в настоящее время нет доказательств того, что разумное количество комнатных растений удаляет значительные количества загрязняющих веществ в домах и офисах. Комнатные растения не следует поливать, потому что слишком влажная почва может способствовать росту микроорганизмов, которые могут поражать аллергиков.

В настоящее время EPA не рекомендует использовать воздухоочистители для снижения уровня радона и продуктов его распада.Эффективность этих устройств сомнительна, поскольку они лишь частично удаляют продукты распада радона и не уменьшают количество радона, попадающего в дом. EPA планирует провести дополнительные исследования относительно того, являются ли воздухоочистители или могут стать надежным средством снижения риска для здоровья от радона.

Начало страницы

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *