Порядок работы двигателя смд 62 – Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Содержание

Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Категория:

   Трактор Т-150

Публикация:

   Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Читать далее:



Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Механизм газораспределения осуществляет впуск в цилиндры свежего воздуха и выпуск отработанных газов. Механизм состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточного механизма, связывающего распределительный вал с клапанами.

Расположение деталей механизма газораспределения отличается от широкораспространенной схемы у рядных двигателей.

Распределительный вал расположен по центру блок-картера и является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается вал з четырех опорах, расточенных в блок-картере.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Взаимное расположение кулачков определяется порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. Порядок работы цилиндров 1—4—2—5—3—6. Фазы газораспределения показаны на рисунке.

Угол пЬворота коленчатого вала, когда одновременно открыты впускной и выпускной клапаны, называется перекрытием клапанов. Перекрытие клапанов у двигателя СМД-60 составляет 11°.

На заднем конце распределительного вала болтами закреплен блок шестерен, состоящий из шестерни распределительного вала и промежуточной шестерни для привода топливного насоса. Шестерни привода распределительного вала и топливного насоса расположены с заднего торца блок-картера. Осевое усилие от распределительного вала воспринимается с одной стороны буртом заднего подшипника, с другой — упорным фланцем (рис. 1), который располагается между опорой вала и шестерней.

Рис. 1. Механизм газораспределения: 1 — вал распределительный; 2 — штанга толкателя; 3 — клапан впускной; 4 — винт регулировочный; 5 — гайка регулировочного винта; « — втулка направляющая клапана; 7 — клапан выпускной; 8 — толкатель; 9— пружины клапана; 10 — ось коромысел; —пружина распорная; 12 — коромысло клапана; 13 — стойка оси коромысел; 14 — кольцо стопорное; 15 — шестерня промежуточная; 16 — шестерня распредвала; 17 — фланец упорный; 18— задняя опорная шейка;19— маслоканал для подачи масла на коромысла,

Рис. 2. Диаграмма фаз газораспределения.

Рис. 3. Установка шестерен распределения по меткам: 1 — шестерня коленвала; 2 — шестерня распредвала; 3 — шестерня промежуточная; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — клапан; 8 — толкатель.

Упорный фланец крепится к блок-картеру двумя болтами. При монтаже и демонтаже распределительного вала доступ к болтам крепления фланца осуществляется через отверстия в блоке шестерен. Шестерни в зацепление устанавливаются по меткам. Совпадение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов соответствует моменту положения поршня первого цилиндра в ВМТ на ходе сжатия.

Клапаны расположены в один ряд вверху на каждой головке цилиндров. Если смотреть на головку цилиндров сверху, то расположение клапанов справа налево следующее: 1—3—5 — впускные, 2—4—6 — выпускные. Со стороны нижней плоскости головки цилиндров клапаны легко отличить по размеру тарелки. Диаметр тарелки впускного клапана равен 56 мм, а выпускного 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемы с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ.

Клапаны в направляющих втулках удерживаются двумя пружинами каждый. В верхней тарелке клапан закреплен двумя коническими сухарями .

Верхняя тарелка пружин разъемная. Сопряжение тарелки с втулкой по сферической поверхности обеспечивает возможность вращения клапана в процессе работы и, следовательно, более равномерный износ но седлу клапана.

Тарелки клапанов утопают под нижнюю плоскость головки цилиндров впускных на 0,5+0,2 мм, а выпускных на 0,8±0,2 мм. Герметичность клапанов проверяют путем заливки керосина в патрубки. При появлении течи керосина за время менее 30 сек клапаны притирают.

Сухари и клапанные пружины взаимозаменяемы с пружинами двигателей ЯМЗ и АМЗ.

Толкатели — цилиндрические, расположены в колодцах блок-картера, имеют плоские донышки. Оси направляющих колодцев смещены относительно осей кулачков распределительного вала.

Толкатели взаимозаменяемы с толкателями двигателя СМД-14.

Штанги служат для передачи движения от толкателей к коромыслам. Изготовлены штанги из стального прутка диаметром 10 мм. Верхний и нижний концы штанги имеют выпуклые сферические поверхности, которыми она упирается в сферические поверхности на донышке толкателя и регулировочном винте коромысла клапана.

Коромысла стальные литые, невзаимозаменяемы для одного цилиндра. Поэтому на каждый цилиндр устанавливается коромысло правое и коромысло левое. Правильность установки коромысел проверяется по совпадению бойка коромысла с торцом клапана..

Коромысла установлены на полой оси, закрепленной в трех разрезных стойках. Стойки крепят к головке цилиндров шпильками, которые одновременно служат фиксаторами осей коромысел от проворота. Коромысла к стойкам поджимаются пружинами, надетыми на оси, а крайние коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами, поставленными в канавки на оси.

Усилие затяжки гаек крепления стоек 6—8 кгм. Гайки контрятся замковыми шайбами. Неправильная установка контровочной шайбы приводит к ослаблению крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанном механизме.

Внутренняя полость осей коромысел используется в качестве масляного канала. На клапанный механизм левой головки масло подается из передней опоры распределительного вала, а на клапанный механизм правой головки — из задней опоры распределительного вала.

Масло из оси через отверстия поступает для смазки втулок коромысел. От втулки по сверлению в коромысле масло подается к винту регулировочному: в центре зинта имеется отверстие для поступления смазки к сферической поверхности, сопрягаемой со штангой.

Регулировка зазоров в клапанах. Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, мощность и экономичность двигателя. Зазор (0,48—0,5 мм) устанавливают между бойком коромысла и торцом клапана по щупу. Зазоры регулируют одновременно в клапанах двух противоположных цилиндров 1—4; 2—5; 3—6.

Порядок регулировки обычный для всех двигателей.

Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия; вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, следят за движением клапанов цилиндра; после того, как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика, и продолжают вращать коленчатый вал до попадания стержня указателя в лунку на маховике.

Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее с риской на маховике, отмеченной ВМТ.

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвратится в первоначальное положение), продолжают вращать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 40—45е) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4». В этом положении коленчатого вала щупом проверяют зазор между бойком коромысла и торцом всех клапанов первого и четвертого цилиндров. Щуп должен плотно входить в зазор. При необходимости зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и при помощи отвертки устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора. После затяжки контргайки проверяют рукой плавность вращения штанги, а щупом — величину зазора.

Рис. 4. Установка клапанных пружин 1 — клапан; 2 — сухарь; 3— втулка тарелки; 4 — тарелка клапана; 5 — пружина клапана наружная; 6—пружина клапана внутренняя; 7 — шайба пружин клапана.

Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения стрелки с меткой с цифрами «2» и «5», аналогично проверяют и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров, а затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки с меткой с цифрами «3» и «6», проверяют и регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Следует помнить, что при повороте коленчатого вала от метки «1» — «4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»—«6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя.

После регулировки зазоров колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить правильностью установки резиновой прокладки, чтобы избежать появления течей из-под колпака.

Рис. 5. Указатель ВМТ.

Рис. 6. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ.

Рис. 7. Метки на маховике: а — метки на маховике двигателей выпуска 1973 г.; б — метки на маховике двигателей выпуска 1971—1972 гг.

На двигателях выпуска 1971 —1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2—5—3—6. Зазор в клапанах регулируют по каждому цилиндру отдельно. В положении ВЛ1Т регулируют зазоры в клапанах первого цилиндра, дальше проворачивают коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой цифры «4» — регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно во 2—5—3—6 цилиндрах.

Рекламные предложения:

Читать далее: Система питания двигателя СМД-62

Категория: — Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Регулировка зазоров в клапанах двигателя СМД-60

Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, что влияет на мощность и экономичность двигателя СМД-60. Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу, величина зазора при холодном двигателе для всех клапанов — 0,48—0,5 мм. Зазоры регулируются одновременно в двух противоположных цилиндрах (1—4; 2—5; 3—6).

Порядок регулировки клапанов в двигателе СМД-60/62

Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактора Т-150): сначала устанавливается поршень 1 цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, необходимо следить за движением клапанов первого цилиндра; после того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика (рис. 39), и продолжают вращать коленчатый вал, пока стержень указателя попадет в лунку на маховике. Коленчатый вал прокручивают при помощи дублирующего механизма пуска.

Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4» (рис. 40).

Щупом проверяют зазор между бойком коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора; щуп должен плотно входить в зазор. После затяжки контргайки проверяют (рукой) плавность вращения штанги и величину зазора (щупом).

Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения метки с цифрами «2» и «5» с концом стрелки, аналогично регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров. Затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки и метки с цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Следует иметь в виду, что при повороте коленчатого вала от метки «1»—«4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»— «6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя. После регулировки клапанов колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить за правильностью установки резиновой прокладки, а также не следует перетягивать гайки крепления колпаков, чтобы избежать появления течи масла из-под колпака.

На двигателях СМД-60 выпуска 1971—1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2— 5—3—6 (рис. 40). Зазоры в клапанах регулируются по каждому цилиндру отдельно: в положении ВМТ — в клапанах первого цилиндра, потом проворачивается коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой «4» и регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно в 2—5—3—6 цилиндрах.

Рис. 40. Расположение меток на маховике:

а — метки на маховике двигателя выпуска о января 1973 г., б — метки на маховике двигателя выпуска 1971—1972 гг.

traktora.org

Двигатель СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К: устройство, схема, ремонт

На гусеничном тракторе Т-150 установлен двигатель СМД-60, который является базовой моделью нового семейства дизелей, выпускаемых отечественной промышленностью. Его конструкция принципиально отличается от предыдущих моделей тракторных двигателей.

Рис. 32. Порядок нумерации цилиндров в дизеле СМД-60.

Устройство двигателя СМД-60

Дизель СМД-60 — четырехтактный, шестицилиндровый, короткоходовый, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Цилиндры расположены в два ряда под углом 90° и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещен относительно правого на 36 мм (рис. 32), что дало возможность устанавливать два шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатого вала.

Агрегаты и механизмы на двигателе скомпонованы с учетом использования преимуществ V-образной схемы расположения цилиндров, что обеспечило компактность моторной установки на тракторе Т-150.

В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Топливный насос НД-22/6Б4 установлен в задней части, имеет привод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной и тонкой очистки дизельного топлива, а для фильтрации масла — полнопоточную центрифугу. Воздухоочиститель — циклонного типа, с автоматическим удалением пыли из пылесборника. Водяной насос — центробежного типа, располагается на передней крышке блок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носке коленчатого вала. Пуск дизеля СМД-60 осуществляется одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем П-350 с одноступенчатым редуктором. Для облегчения пуска при низких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателе установлен генератор переменного тока.

Двигатель СМД-62

Двигатель СМД-62, устанавливаемый на колесном тракторе Т-150К, является модификацией базовой модели СМД-60 и отличается регулировкой на мощность 165 л. с. при скорости вращения коленчатого вала 2100 об/мин, а также установкой компрессора для пневмосистемы трактора Т-150К.

Разделы:

traktora.org

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

________________________________________________________________________

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

Двигатель СМД-60, СМД-62 трактора Т-150 четырехтактный, шестицилиндровый, с V-образным расположением цилиндров жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Дизель состоит из блок-картера (блока цилиндров), двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма распределения, узлов и агрегатов систем питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов, а также узлов и агрегатов пускового
двигателя и редуктора.

Цилиндры дизеля СМД-60, 62 трактора Т-150К расположены в два ряда под углом 1,53 рад (90°) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера.

Топливный насос ТНВД распределительного типа с механическим всережимным регулятором расположен в задней части дизеля и имеет привод от механизма газораспределения.

Для очистки топлива на двигателе Т-150 установлены два фильтра: один — для грубой очистки, другой — для тонкой очистки. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, на дизеле применен воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами.

Для фильтрации масла применена полнопоточная масляная центрифуга. Водяной насос центробежного типа с вентилятором и компрессор имеют ременный привод от шкива на переднем носке коленчатого вала, а генератор — от шкива на водяном насосе.

Запускается дизель одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем, передача от которого к маховику дизеля осуществляется одноступенчатым редуктором. Для уменьшения шума дизель оборудован глушителем. На дизеле предусмотрены места для установки датчиков давления масла и
температуры воды, а также датчика сигнализации аварийного давления масла.

Каждый цикл работы дизеля СМД-62, 60 трактора Т-150 осуществляется в течение двух оборотов коленчатого вала и включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т.к н.м.т., в цилиндр через открытый впускной клапан поступает свежий воздух.

При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. (впускной и выпускной клапаны закрыты) воздух сжимается, при этом температура его повышается. В конце такта сжатия через форсунку в камеру в поршне впрыскивается топливо. Распыленное и перемешанное в среде сжатого воздуха топливо воспламеняется, давление в камере повышается.

Образующиеся при сгорании газы, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется от в.м.т. к н.м.т. и через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, заставляя его вращаться, то есть происходит рабочий ход.

Ремонт блока цилиндров двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам блока цилиндров (блок-картера) Т-150 относятся трещины, пробоины, износ рабочих поверхностей неподвижных сопряжений (поверхности под вкладыши коренных подшипников и втулок распределительного вала, опорные поверхности под бурты гильз цилиндров, отверстия под
нижний посадочный поясок гильз), износ рабочих поверхностей подвижных сопряжений (отверстия под подшипники распределительного вала, отверстия для толкателей; отверстия под установочные штифты и направляющие втулки; повреждение резьбы шпилек и отверстий, забоины и неровности на
привалочных плоскостях).

После осмотра и испытания блока цилиндров на герметичность под давлением 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см2) на протяжении 5 мин измеряют и оценивают точность его геометрических форм. Проверяют на герметичность на стендах, а соответствие размеров и формы элементов определяют универсальными измерительными средствами.

Особенность дефектации блок-картера двигателей СМД-60 и СМД-62 — тщательный контроль взаимного расположения их рабочих (несущих) поверхностей, состояния выточек под бурты гильз цилиндров в блок-картере, соосности отверстий под подшипники коленчатого и распределительного
валов, параллельности опорных поверхностей под гильзы цилиндров к плоскости, сопрягаемой с плоскостью головки блока цилиндров.

Состояние выточек под бурты гильз цилиндров проверяют при помощи приспособления, состоящего из корпуса и индикатора. Ножка имеет специальную форму. В состав приспособления входит калибр при помощи которого проводят наладку на размер по глубине выточки.

Приспособление, установленное в выточку под бурт гильзы, позволяет одновременно проверять глубину выточки (износ) и параллельность ее основания относительно верхней плоскости. Разница измерений в пределах одного гнезда не должна превышать 0,03 мм, а всего блока — 0,05 мм.

Коробление верхней плоскости контролируют при помощи линейки и щупа. Коробление не должно превышать 0,1 мм. Несоосность отверстий под коренные подшипники проверяют, используя приспособление, которое состоит из корпуса и малогабаритных индикаторов.

На корпусе расположены неподвижные и подвижные упоры. Особенность приспособления та, что шкалы индикаторов четко видны независимо от положения приспособления в корпусе.

Несоосность отверстий проверяют в вертикальном положении блока цилиндров Т-150 по отклонению стрелок индикаторов от нуля. Перед измерением приспособление неподвижными упорами устанавливают на проверочную линейку, а стрелки индикаторов совмещают с нулевыми отметками шкал.

Точность взаимного расположения отверстий под опорные шейки распределительного вала проверяют калибром (скалкой), размеры которого меньше размеров отверстий на 0,04 мм.

Допускается несоосность отверстий под коренные подшипники коленчатого вала до 0,02 мм, а под подшипники распределительного вала — до 0,03 мм.

Параллельность опорных поверхностей под гильзы к оси коленчатого вала проверяют при помощи устройства, состоящего из оправки, которая имитирует ось отверстий подкоренные подшипники, и корпуса, в котором установлены два индикатора.

К устройству приложена эталонная пластинка, предназначенная для его настройки. Сначала в отверстия устанавливают оправку, затем корпус — на опорные выточки блока цилиндров под гильзы так, чтобы наконечники индикаторов касались оправки. По разности показаний индикаторов определяют параллельность опорных буртов относительно оси коленчатого вала.

Во время дефекации блок-картера двигателя СМД-62, 60 трактора Т-150К проверяют состояние задней поверхности блока, к которой крепят картер маховика. В местах контакта этих деталей их поверхности изнашиваются. Неперпендикулярность поверхности к оси коленчатого вала не должна
превышать 3,2 мм.

Не допускаются кавитационные повреждения нижнего посадочного пояска под гильзу, так как они могут быть причиной протекания воды из водяной рубашки в картер двигателя. При износе отверстий под вкладыши подшипников до диаметра более 98,04 мм отверстия растачивают под вкладыши
ремонтного размера 98,5+0.021 мм.

Коробление или повреждение поверхностей прилегания головок цилиндров блок-картера и верхней крышки устраняют шлифованием. Допустимая не плоскостность составляет соответственно 0,10 и 0,15 мм на всей длине.

Гильзы цилиндров 9 съемные, «мокрого» типа, изготовлены из специального чугуна. Внутренняя поверхность их закалена ТВЧ. По внутреннему диаметругильзы делятся на большую (Б) и малую (Н) группы. Маркировка группы наносится ударным клеймом на торце бурта гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.

Головка блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150 представляет собой чугунную отливку, выполненную как одно целое с клапанной коробкой. Для уплотнения плоскости разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка 3 из асбостального полотна. Головки цилиндров
взаимозаменяемы.

Ремонт головки блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам головки цилиндров двигателя СМД-60,62 относятся износ внутренних поверхностей направляющих втулок и клапанных гнезд. Износ втулок определяют при помощи пробок или индикаторного нутромера. Втулки, изношенные до диаметра более 12,06мм, заменяют новыми.

Последние развертывают до номинального размера. Износ клапанных гнезд (раковины, риски на рабочих поверхностях, утопание тарелки клапана относительно нижней плоскости головки впускного более 1,0 мм, выпускного — более 1,2 мм) контролируют калибрами или штангенглубиномером.
Изношенное седло выпрессовывают, а гнезда под седла растачивают под ремонтный размер.

При замене седел и направляющих втулок клапанов головку цилиндров Т-150 нагревают до 90 С. Седло клапанов перед запрессовкой охлаждают до минус 70…90 °С.

Седла впускных клапанов запрессовывают с натягом 0,040…0,105 мм, а выпускных — 0,035…0,105 мм. После запрессовки седло зачеканивают в шести точках, равномерно размещенных по окружности. Усилие зачеканки 5000…6000 Н (500…600 кгс).

Рабочие фаски седел впускных клапанов обрабатывают под углом 30°, а выпускных — под углом 45°. Ширина их при этом должна находиться соответственно в пределах 2…2,5 и 1,5…2,3 мм. К седлам притирают клапаны, качество притирки проверяют по наличию на их конических поверхностях
кольцевой матовой полоски, ширина которой должна находиться в пределах 1,5…2,5 мм.

Полоска не должна иметь разрывов и должна находиться в середине фаски, но не менее чем в 1,5 мм от кромки цилиндрического пояска тарелки клапана. Разница в ширине притертой фаски седла должна быть не более 0,6 мм. Биение рабочей фаски седла относительно оси втулки клапана не должно превышать 0,05 мм.

Герметичность сопряжения клапан — седло клапана для двигателя СМД-60, 62 проверяют при помощи приспособления, подающего воздух под давлением 0,03…0,05 МПа (0,3…0,6 кгс/см2). Просачивание воздуха при этом не допускается.

Можно проверять герметичность керосином, заливаемым во впускные и выпускные каналы клапанов. Подтекания или наличия капель керосина из-под тарелок клапанов в течение 1 мин не допускается.

Сухари клапанов должны плотно прилегать к поверхности втулок тарелок и стержней клапанов. Стержни клапанов перед сборкой смазывают моторным маслом или смесью моторного масла с графитом. Высота выступания шпилек над привалочными поверхностями головки цилиндров должна быть равна 79 ± 1,5 мм.

Неперпендикулярность шпилек крепления стойки оси коромысла к плоскости прилегания головки допускается не более 0,3 мм на длине 90 мм. При установке головки цилиндров на блок-картер гайки крепления затягивают в правильной последовательности.

Впускные и выпускные клапаны СМД-60, 62 трактора Т-150

На головках цилиндров двигателя трактора Т-150 смонтирован клапанный механизм. На нижней плоскости головки против каждого цилиндра выполнены по две цилиндрические расточки для установки впускного и выпускного клапанов. В расточках запрессованы седла из специального никелевого сплава.

В седлах впускных клапанов имеется ширма, при установке седла в головку она должна быть расположена относительно оси клапана. Утопание тарелок впускных клапанов относительно нижней плоскости головки составляет 0,25—0,75 мм, выпускных — 0,45—0,95 мм.

Толкатели — стальные, имеют плоские донышки. Коромысла клапанов — стальные, для впускных и выпускных клапанов они отличаются по конфигурации.

Перемещение их вдоль оси ограничивается распорными пружинами. Для подвода масла к втулкам ось коромысел выполнена полой. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жароупорной стали.

К основным дефектам клапанов СМД-60, 62 трактора Т-150К относятся раковины и риски на рабочей поверхности тарелки, износ рабочей поверхности и стержня, обгорание тарелок и изгиб стержня. Клапан ремонтируют при помощи шлифования рабочей фаски и последующей притирки ее к гнезду в головке цилиндров.

Допустимая непрямолинейность образующей стержня клапана, овальность и конусность его не должны превышать 0,02 мм. Биение шлифованной фаски тарелки клапана относительно оси стержня должно быть не более 0,03 мм.

Клапанные пружины должны иметь определенную упругость, размеры и форму. При сжатии наружной пружины клапана до высоты 42 мм нормальное усилие сжатия должно быть равно 446 + 26 Н (44,6 ± 2,6 кгс), допустимое — 400 Н (40 кгс). Если сжать внутреннюю пружину до высоты 37 мм,
номинальное усилие сжатия должно быть равно 256 ± 1,5 Н (25,6 ± 0 , 1 5 кгс), а допустимое усилие — 230 Н (2:3 кгс).

Внутренняя пружина клапана двигателя СМД-60, 62 должна под действием собственной массы надеваться на стержень диаметром 24 мм по всей длине и каждым концом — на калибр диаметром 24,3 мм на длине до 8 мм.

Наружная пружина клапана должна любым концом надеваться на калибр диаметром 35 мм на длине до 8 мм. После 20-кратного сжатия пружин до соприкосновения витков не должно быть остаточной деформации.

Трещины и изломы на поверхности коромысел и их осей, а также сминание резьбы не допускаются. Износ внутреннего диаметра втулки без ее замены допускается до 24,11 мм. При установке новой втулки необходимо совместить отверстия во втулке и коромысле. Допускается сверление отверстия во втулке после ее запрессовки в коромысло.

Износ бойка коромысла клапана двигателя Т-150К допускается до высоты 19,4 мм. После ремонта шлифованная и полированная поверхности его должны иметь твердость не менее HRC 50. Износ сферической поверхности регулировочного винта допускается до глубины 6,5 мм. Износ поверхности под втулки оси коромысла допускается до диаметра 28,05 мм.

Номинальное усилие при сжатии распорной пружины коромысел до высоты 91 ± 2,5 мм должно быть равно 35 ± 5,5 Н (3,5 ± 0,55 кгс), допустимое — 25 Н (2,5 кгс). Штанга толкателя не должна иметь изгиб более 0,5 мм. Общая длина ее не должна быть менее 342 мм.

Износ торцевой поверхности толкателя от кулачка распределительного вала допускается на глубину не более 0,05 мм. При ремонте ее шлифованием уменьшение высоты толкателя допускается до 67,30 мм.

Регулировка зазоров в клапанах СМД-60, СМД-62 трактора Т-150

Для регулировки клапанов двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 проводим следующие действия:

— Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу. Величина зазора на непрогретом двигателе для всех клапанов находится в пределах 0,48…0,50 мм. Регулировка происходит одновременно в двух противоположных цилиндрах 1…4; 2…5; 3…6.

— Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, наблюдают за движением клапанов первого цилиндра. После того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, который находится с правой стороны на картере маховика.

— Коленчатый вал продолжают вращать до тех пор, пока стержень указателя не попадет в лунку на маховике. Устанавливают стрелку под болт на картере маховика (при снятом лючке) и совмещают ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

— Продолжают проворачивать коленчатый вал дизеля СМД-60, 62 по часовой стрелке примерно на 45° до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «1» и «4». При помощи щупа проверяют зазор между бойками коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров.

— Ослабляют затяжку контргайки ключом и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение необходимой величины зазора, при этом щуп должен плотно входить в зазор. Затянув контргайки, проверяют плавность вращения штанги и щупом проверяют величину зазора.

— Проворачивают коленчатый вал на 240 градусов в том же направлении до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «2» и «5», и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров.

— Провернув коленчатый вал до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

— Закончив регулировку зазоров в клапанах, устанавливают на место колпаки. Во избежание появления течи из-под колпака проверяют, правильно ли установлена резиновая прокладка.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Регулировка теплового зазора в клапанах двигателя СМД-60

Рис. Указатель в углублении маховика

  1.  Снять колпаки головок цилиндра.
  2. Вращая коленчатый вал ручным дублирующим механизмом (наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра ).
  3. Когда оба коромысла опустятся (сначала коромысла выхлопного клапана, а затем всасывающего) и потом возвратятся в исходное положение, нажимают на стержень указателя ВМТ расположенного на картере маховика, и вращают коленчатый вал до тех пор, пока указатель не войдет в углубление маховика. При этом поршень первого цилиндра будет находиться в ВМТ такта сжатия.
  4. Открыв люк картера маховика с правой стороны двигателя, прикрепляют проволочку к одному из болтов крышки люка, установив её конец на метку ВМТ на маховике.
  5. Затем повертывают коленчатый вал по часовой стрелке на 45″, чтобы метка на маховике с цифрами 1 и 4 совпало с концом проволочки.(на рисунке показаны метки на маховике) В этом положении проверяют и, если необходимо, регулируют зазор между клапанами и коромыслами 1 и 4 цилиндра. Нормальная величина зазора у холодного двигателя должна быть 0,48–0,5 мм. для всех клапанов.
  6. Поле регулировки зазоров необходимо проверить рукой плавность вращения штанги.
  7. Далее проворачивают коленчатый вал еще на 240″ и регулируют зазор в клапанах 2 и 5 цилиндров. При этом с концом проволочки совпадет метка на моховике с цифрами 2 и 5. Следует иметь в виду , что при повороте коленчатого вала от метки 1-4 до метки 2-5 пропускается метка 3-6. Это положение метки 3-6 соответствует расположению поршней 3 и 6 цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска.
  8. Затем повертывают коленчатый вал еще на 240″ до совпадения конца проволочки с меткой 3 и 6 на маховике и регулируют зазор в клапанах 3 и 6 цилиндра.
  9. Собрать инструменты и сдать рабочее место.

Рис. Метки на маховике

ustroistvo-avtomobilya.ru

Порядок выполнения некоторых операций технического обслуживания трактора

Категория:

   Работа на тракторе

Публикация:

   Порядок выполнения некоторых операций технического обслуживания трактора

Читать далее:



Порядок выполнения некоторых операций технического обслуживания трактора

Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения выполняется в следующем порядке.

Проверка. Очистите от пыли и грязи колпак и крышку головки двигателя, снимите й тщательно промойте его дизельным топливом.

Проверьте крепления стоек осей коромысел и при необходимости подтяните их.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Вывинтите установочный штифт из гнезда и вставьте его в то же отверстие ненарезанной частью.

Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) конца такта сжатия. Для этого, наблюдая за клапанами первого цилиндра, вращайте коленчатый вал по ходу часовой стрелки до тех пор, пока выпускной, а затем впускной клапаны не откроются и следом закроются. После этого нажмите пальцем на установочный штифт, вставленный в отверстие против маховика, и вращайте коленчатый вал в ту же сторону до тех пор, пока штифт не войдет в сверление в маховике.

Для шестицилиндровых V-образных двигателей откройте лючок на корпусе маховика с правой стороны и закрепите одним из снятых винтов проволочную стрелку, установив ее конец против метки в. м. т. на маховике. После этого поверните коленчатый вал по ходу часовой стрелки на 45° так, чтобы метка с цифрами на маховике расположилась против стрелки.

Проверьте тепловые зазоры с помощью приспособления КИ-9918, для чего переместите рамку (рис. 1, а) в крайнее нижнее положение и затяните тормоз. Поставьте корпус на тарелку пружины проверяемого клапана и отпустите тормоз. Рамка нод действием пружины упрется в боек коромысла. После этого плавно поверните коленчатый вал двигателя до момента начала открытия клапана и установите индикатор на ноль. Далее продолжайте вращать коленчатый вал до тех пор, пока индикатор не покажет максимальное отклонение стрелки, что и будет соответствовать зазору в соединении.

Если нет приспособления КИ-9918, то зазоры с достаточной точностью можно проверить с помощью щупа (рис. 1, б).

Регулировка. После того как определены зазоры в клапанах первого цилиндра (а в двигателях СМД-60 и СМД-62 — в клапанах первого и четвертого цилиндров), приступайте к регулировке с помощью отвертки.

Рис. 1. Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателей:
а — проверка прибором КИ-9918; б — проверка щупом; в — проверка и регулировка приспособлением ПИМ-4816; 1—тарелка пружины; 2 — коромысло; 3 — тормоз; 4 — индикатор; 5 — пружина; 6 — рамка; 7 — корпус; 8 — диск; 9 — нониус; 10 и II — рукоятки; 12 — торцовый ключ.

Для регулировки зазоров служит приспособление ПИМ-4816, состоящее из корпуса с рукояткой (рис. 1, в) и торцовым ключом, нониуса, диска и отвертки с рукояткой. Наденьте торцовый ключ на контргайку регулировочного болта и ослабьте ее крепление. Затем, вращая отверткой регулировочный болт, затяните ёго до упора, т. е. до устранения зазора. Далее установите нониус на нулевое деление диска и, удерживая рукояткой контргайку, поверните отверткой за рукоятку регулировочный болт на нужный угол (по диску) и затяните контргайку.

Для четырехцилиндровых двигателей после регулировки клапанов в первом цилиндре поверните коленчатый вал на половину оборота и отрегулируйте зазоры клапанов третьего цилиндра, затем опять поверните на половину оборота и отрегулируйте зазоры клапанов четвертого цилиндра и, наконец, второго.

В шестицилиндровых двигателях V-образного типа, например СМД-60, поверните коленчатый вал на 240° так, чтобы метки с цифрами 2 и 5 на маховике расположились против стрелки. В этом положении отрегулируйте зазоры второго и пятого цилиндров. Затем поверните коленчатый вал еще раз на 240° так, чтобы метки на маховике расположились против стрелки, и отрегулируйте зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Установите на место все снятые детали.

Проверка компрессии (давление сжатия) в цилиндрах двигателя.

Хорошо прогрейте двигатель для того, чтобы детали приняли размеры, которые они имеют во время его работы.

Снимите форсунки с двигателя или выверните искровые свечи зажигания из цилиндров (или из цилиндра) пускового двигателя.

Поставьте на место снятой форсунки первого цилиндра компрессиметр — прибор, с помощью которого определяют давление в цилиндрах. Заверните запорный винт (рис. 2).

Рис. 2. Проверка давления в цилиндре:
1 — запорный винт; 2 — манометр.

Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива насосом высокого давления. Отъедините топливопровод от штуцера, по которому топливо подается в первый цилиндр, установите на штуцере моментоскоп (рис. 3, а и б),

Поставьте рычаг управления подачей топлива в положение наибольшей подачи. Удалите воздух из системы питания и заполните насос топливом до выхода его из стеклянной трубки моментоскопа.

Рис. 3. Проверка установки топливного насоса на двигатель:
а — размещение моментоскопа на насосе; б — размеры моментоскопа; в — определение в. м. т.; г — установка момента подачи: 1 — момейтоскоп; 2 — винт; 3 — фланец.

Вращайте коленчатый вал двигателя по ходу часовой стрелки до тех пор, пока из стеклянной трубки моментоскопа не потечет топливо. После этого немного поверните коленчатый вал в обратную сторону (на 1/4 оборота).

Рис. 4. Установка коленчатого вала двигателя в положение начала подачи топлива:
а — д-240 и д-240Л; б — А-41 и смд-14Г; в и г — смд-60, смд-62; д — д-73е и д-144; 1 и 2 — шкивы; 3, 4, 5, 6, 7 и 8 — метки; 9 — лимб на проставке топливного насоса; 10 — метка на фланце топливного насоса; С—стрелка.

Удалите встряхиванием часть топлива из трубки моментоскопа и, медленно вращая по ходу часовой стрелки коленчатый вал, следите за уровнем топлива в трубке. Как только уровень дрогнет и начнет подниматься, вращение прекратите и нанесите на шкиве (рис. 4, а и б) метку или запишите деление, против которого стоит стрелка (рис. 4, в и г).

Вывинтите установочный штифт из гнезда и вставьте его в то же отверстие ненарезанной частью до упора в маховик (кроме двигателей СМД-60 и СМД-62).

Нажмите на установочный штифт пальцем и одновременно повертывайте коленчатый вал по ходу часовой стрелки до тех пор, пока штифт не войдет в углубление маховика (что соответствует положению в. м. т. поршня первого цилиндра), и нанесите вторую метку на шкиве или запишите деление, против которого стоит стрелка.

Регулировать угол опережения подачи топлива рекомендуется в такой последовательности.

Секционные сложные насосы на двигателях СМД-60 и СМД-62. Определив, на сколько градусов следует изменить угол подачи топлива в сторону увеличения или уменьшения, ослабьте гайки крепления топливного насоса к проставке, но старайтесь при этом его не повернуть.

Заметьте, с каким делением на лимбе проставки совпадает метка 4 на фланце насоса. Каждое деление на лимбе соответствует 2° поворота коленчатого вала. Для увеличения угла подачи топлива поверните топливный насос по ходу часовой стрелки на соответствующее число делений, а для уменьшения — наоборот.

Закрепите насос на проставке и повторите проверку угла подачи моментоскопом.

Секционные простые насосы. Откройте люк в крышке распределительных шестерен.

Отогните замковые шайбы и выверните два винта, прикрепляющих шлицевой фланец к ступице шестерни привода насоса.

Поверните ключом фланец с валом насоса в нужном направлении: для увеличения угла подачи — по ходу часовой стрелки, для уменьшения — против хода часовой стрелки. Если фланец повернуть до совпадения соседних отверстий на нем с отверстием на ступице шестерни, то угол опережения изменится на 3° поворота коленчатого вала. Заверните на место винты.

Вторично проверьте угол опережения моментоскопом.

Снятие и установку топливного насоса высокого давления выполняют в следующем порядке.

Снят/ие насоса. Очистите от пыли и грязи насос, топливопроводы, форсунки и прилегающие к ним поверхности деталей двигателя. Особенно тщательно очищайте стыки в разъемах.

Установите противень под топливным насосом и перекройте расходный кран топливного бака трактора.

Отъедините от насоса тягу управления подачей, снимите трубки высокого давления и отъедините трубки низкого давления. В накидные гайки трубок высокого давления ввинтите чистые пробки, а на штуцеры насоса и форсунок поставьте защитные колпачки.

Концы трубок низкого давления оберните тканью или бумагой. Все отверстия топливопроводных каналов насоса высокого давления и подкачивающего насоса плотно закройте болтами с предохранительными втулками.

Отверните винты (или гайки), крепящие насос к крышке, и снимите его с двигателя. Перед снятием насоса с двигателя СМД-60 или СМД-62 предварительно установите поршень первого цилиндра в в. м. т. при такте сжатия и отметьте место совпадения метки на фланце топливного насоса (с левой стороны) с делением шкалы на проставке (рис. 4, г).

Если новый насос будет установлен не сразу, то закройте отверстия в крышке распределения защитной пластиной (картонной или металлической).

Установка насоса на примере двигателей Д-240, Д-240Л и их модификаций. Откройте отверстие в крышке распределения, если оно было закрыто, и снимите крышку люка в крышке распределения.

Поставьте вал насоса в такое положение, при котором широкий шлиц расположится против широкой впадины в шлицевом фланце, и осторожно, чтобы не повредить прокладку, поставьте насос на место.

Если при установке насоса шлицы не совпадут, то поверните немного вал насоса до необходимого совпадения.

Закрепите насос на крышке распределения винтами, затягивайте их равномерно и надежно.

Снимите с насоса и форсунок все защитные устройства, поставьте на место топливопроводы, тягу управления насосом и крышку люка в крышке распределения.

Откройте расходный кран топливного бака. Заполните систему питания топливом и удалите из нее воздух. Убедитесь в том, что нет утечки топлива, устраните неисправность.

Установка насоса на примере двигателей СМД-60 и СМД-62. Установите поршень первого цилиндра в положение в. м. т. при такте сжатия. Проверьте, есть ли пружина на ступице полумуфты привода топливного насоса и поставьте на кулачки шестерни привода текстолитовую шайбу.

Полумуфту автомата опережения разместите так, чтобы кулачки находились в вертикальном устойчивом положении (кулачок с меткой должен быть вверху, а прорезь на текстолитовой шайбе — совпадать с меткой «Т» на шестерне), и в этом положении поставьте топливный насос на место, введя кулачки муфты в свободные пазы текстолитовой шайбы.

Совместите метку на фланце топливного насоса с делением шкалы на проставке, с которым она совпадала перед снятием насоса.

Закрепите насос гайками к проставке и присоедините снятые трубки и тягу управления насосом.

При соединении трубок, подающих топливо к форсункам, пользуйтесь схемой, показанной на рисунке 5,б. Учтите, что неправильное присоединение трубок высокого давления, а также установка насоса не на такте сжатия в первом цилиндре приведет к обгоранию кромок камеры сгорания и выходу двигателя из строя.

Откройте расходный кран топливного бака, заполните систему питания топливом и удалите из нее воздух. Убедитесь в отсутствии утечки топлива и при необходимости устраните неисправность.

Рис. 5. Топливный насос на двигателях СМД-60 и СМД-62:
а — привод; б — схема соединения насоса с форсунками; 1 — шайба; 2 — пружина; 3 — про-ставка; 4 — насос; 5 — фланец; I. VI — форсунки в цилиндрах.

Рис. 6. Проверка топливной аппаратуры:
а — проверка форсунки прибором КМ-9917; б — то же, максиметром; в — проверка состояния плунжерных пар топливного насоса; 1 —трубка; 2 — форсунка; 3—манометр; 4 — резервуар; 5 — насос высокого давления; 6 — регулировочный болт; 7 — контргайка; 8 — отвертка; 9 — форсунка; 10—гайка-заглушка; 11 — шарик; 12 — гайки.

Проверка действия форсунки и регулировка давления впрыскивания топлива. Давление впрыскивания для двигателей тракторов должно быть следующим: Т-150, Т-150К, МТЗ-80, Т-40М, Т-40АМ — 17+0’5 МПа, для ДТ-75М— 15,0+0’5, для МТЗ-50 и ДТ-75— 13,0+0’5 МПа.

Проверка с помощью прибора КИ-9917. Отъедините от форсунки (рис. 6, а), установленной на двигателе, трубку высокого давления и присоедините вместо нее трубку прибора, в резервуар которого залито топливо.

Нагнетайте топливо насосом высокого давления и определите по манометру давление впрыскивания.

Во время нагнетания прослушайте шум впрыскиваемого топлива в цилиндре. Четкий звонкий щелчок указывает на хорошее распы-ливание. Глухой растянутый шум свидетельствует о неудовлетворительном распыливании. В этом случае снимите форсунку с двигателя и проверьте ее распыливание визуально; при необходимости устраните неисправность.

Проверка многодырчатых форсунок. Исправная форсунка должна давать четыре струи (форсунки двигателя трактора Т-25А — три) в виде туманообразного облака без отдельных вылетающих капель, сплошных струек и сгущений, при 60…70 впрыскиваниях в минуту. Начало и конец впрыскивания должны быть четкими. Не допускается появление капель на носке распылителя.

При плохом распыливании топлива разберите форсунку, очистите детали от нагара и промойте в дизельном топливе. Если после этого распылитель не обеспечивает перечисленных требований, то его заменяют.

Устанавливая на форсунку новый распылитель, убедитесь в том, что он соответствует двигателю. Определить нужный распылитель можно только по маркировке, нанесенной на его корпусе.

Проверка однодырчатых форсунок. В однодыр-чатых форсунках топливо должно выходить из распылителя в мелкораспыленном виде (в виде тумана), без заметных на глаз отдельно вытекающих капель и струек. Утечка топлива через сопловое отверстие распылителя перед началом и окончанием впрыскивания не допускается. Ось конуса факела распыливания должна совпадать с осью распылителя форсунки.

Проверка с помощью максиметра. Отъедините от секции топливного насоса трубку высокого давления и на ее место укрепите максиметр (рис. 68, б), а также испытываемую форсунку. Остальные форсунки отключите, для чего ослабьте затяжку гаек.

Включите декомпрессионный механизм и вращайте коленчатый вал двигателя пусковым устройством. Поворачивайте при этом гайку максиметра до тех пор, пока моменты впрыскивания топлива форсункой и максиметром не совпадут. Одновременно с этим наблюдайте за характером распыливания топлива. По окончании проверки определите по шкале максиметра давление впрыскивания.

Промывка и прочистка. Если при проверке установлено нарушение нормального действия форсунки, восстановите ее работоспособность в такой последовательности.

Отверните колпак форсунки, ослабьте контргайку и выверните регулировочный болт до полного освобождения пружины.

Открутите гайку корпуса распылителя и снимите его с форсунки вместе с иглой.

Очистите от нагапя цглу и корпус распылителя, для чего установите в приспособление для чистки форсунок стальную струну диаметром 0,25…0,28 мм и прочистите сопловые отверстия в корпусе распылителя, а затем сверлом или стальной проволокой диаметром 1 мм, укрепленном в том же приспособлении, прочистите внутреннюю полость корпуса. Если отверстия прочистить не удастся, то положите распылитель на 3…5 мин в ванночку с керосином, после чего вновь попробуйте прочистить.

После прочистки отверстий и корпуса тщательно промойте корпус и иглу в дизельном топливе. При.промывке иглу перемещайте в корпусе распылителя, не вынимая деталей из топлива. Хорошо промытые детали позволяют игле, смоченной дизельным топливом и выдвинутой на ‘/з длины направляющей части, при угле наклона в 45° опускаться под действием своей массы. Зависание иглы не допускается.

После прочистки и мойки деталей соберите форсунку и отрегулируйте ее на нужное давление впрыскивания.

Регулировка. Снимите с форсунки защитный колпачок и ослабьте крепление контргайки регулировочного болта.

Если проверка выполняется максиметром, установите его на нужное давление впрыскивания вращением гайки.

Накачивая топливо насосом прибора К.И-9917 или вращая коленчатый вал двигателя, повертывайте отверткой 8 регулировочный болт 6 форсунки до тех пор, пока давление впрыскивания, регистрируемое манометром, не будет соответствовать норме.

Снимите прибор и поставьте на место снятые детали.

Проверка состояния плунжерных пар топливного насоса макси-метром. Основным показателем технического состояния топливного насоса высокого давления служит давление топлива, которое создают его плунжерные пары. При давлении менее 30 МПа топливный насос следует снять с трактора и направить в ремонт.

Рис. 7. Очистка корпуса распылителя от нагара
а—отверстий; б—внутренней полости.

Рис. 8. Проверка состояния воздушного тракта двигателя:
а и б — определение подсоса воздуха закрытием впускной трубы; в — определение мест подсоса воздуха; 1 — уровень жидкости; 2 — вентиль, 3 — наконечник.

Проверяйте насос в такой последовательности.

Тщательно очистите его от пыли и грязи и отъедините трубки, идущие к форсункам.

Присоедините максиметр к первому штуцеру топливного насоса, а второй его резьбовой конец закройте гайкой-заглушкой.

Установите максиметр на давление 5… 10 МПа и включите полную подачу топлива ручным рычагом.

Провертывайте коленчатый вал двигателя пусковым устройством и одновременно с этим увеличивайте давление максиметром до тех пор, пока не прекратится впрыскивание топлива через распылитель максиметра. Затем прекратите вращение и определите наибольшее давление, развиваемое плунжерной парой.

Переставьте поочередно максиметр на остальные штуцера и в такой же последовательности определите давление, создаваемое второй, третьей и четвертой насосными парами.

Проверка состояния воздушного тракта двигателя трактора выполняется следующим образом. Пустите двигатель и рычагом подачи топлива установите среднюю частоту вращения коленчатого вала.

Плотно закройте куском резины отверстие центральной трубы воздухоочистителя (рис. 8, а и б). Если двигатель остановится, то соединения воздушного тракта герметичны. Если же двигатель через 10… 15 с не остановится и будет продолжать работать, хотя и неустойчиво, это будет свидетельствовать о том, что в воздушном тракте есть подсосы воздуха.

Найдите места подсоса воздуха, для чего ослабьте запорный вентиль прибора КИ-4870, приложите наконечник гибкого шланга прибора к предполагаемому месту подсоса и наблюдайте за уровнем жидкости в приборе. Если нет подсоса воздуха, то уровень жидкости будет неподвижен. При обнаружении подсоса устраните неисправность.

Техническое обслуживание воздухоочистителя с бумажными фильтр-патронами (для двигателей СМД-60, СМД-61, СМД-62, СМД-63, СМД-68 и СМД-68Д). Выбросные щели и защитные сетки моноциклона очищают ежедневно, а фильтр-патроны — по мере срабатывания индикатора засоренности. В окнах прозрачного колпака (рис. 71) будет виден барабан с ярко-красными полосами. При отсутствии индикатора очищайте через 480 мото-ч, а в условиях повышенной запыленности — через 240 мото-ч.

Рис. 9. Воздухоочиститель с бумажными фильтр-патронами:
1 — защитная сетка; 2 — щель; 3, 4 и 5 — гайки-барашки; 6 — крышка; 7 — основной фильтр-патрон; 8 — предохранительный фильтр-патрон; 9 — диск; 10 — барабан; 11 — колпак.

Рис. 10. Проверка и разборка центробежных маслоочистителей:
а—проверка степени загрязненности; б—отвинчивание гайки с оси ротора; в — снятие стакана с оси; г — снятие ротора сопловой центрифуги; 1 — ротор; 2 — стяжное кольцо; 3 — зацепы; 4 — корпус; 5 — индикатор; 6 — основание; 7 — стакан; 8 — ось; 9 — корпус ротора.

Очистите выбросные щели и защитную сетку. При этом не допускайте изменения их ширины (норма 1,5 мм).

Осмотрите фильтр-патроны, и если они имеют повреждения (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек), то замените их новыми.

Очистите фильтры от загрязнения (пыли) сжатым воздухом. Давление воздуха не должно превышать 0,3 МПа, иначе можно повредить бумажную штору. Обдувайте вначале изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Струю воздуха направляйте под углом к боковой поверхности.

Очистите фильтр-патроны моющим раствором от продуктов сгорания или масла. Для приготовления раствора возьмите универсальный моющий порошок «Лотос» или ему подобный из расчета 20 г на 1 л воды или размельченное хозяйственное мыло из расчета 10 г на 1 воды. Температура воды должна быть 40…45 °С. В этот раствор следует положить на два часа фильтр-патроны, затем в течение 20 мин прополоскать их в этом растворе, промыть в теплой воде (35…45 °С) и просушить в течение 24 ч.

После этого соберите воздухоочиститель в обратном порядке. Проверьте состояние всех уплотнительных колец и надежно затяните гайки-барашки, не повредив фильтр-патроны.

Возвратите барабан индикатора в исходное положение, для чего поверните диск 9 по направлению стрелки до упора.

Проверка и очистка ротора масляной центрифуги заключается в следующем.

Проверка. Заполнение примесями ротора может быть определено по изменению его массы с помощью приспособления КИ-9912.

Чтобы установить степень заполнения ротора примесями, снимите колпак центрифуги, разместите на ее оси основание приспособления КИ-9912 и закрепите ротор в приспособлении зацепами и стяжным кольцом. После этого, вывинчивая основание из корпуса, приподнимите ротор в пределах его свободного хода (1 мм). При этом масса ротора через зацепы будет воспринята пружинным динамометром, встроенным в корпус. Деформация пружины динамометра регистрируется индикатором. Если из замеренного значения вычесть массу чистого ротора, то можно определить массу содержащегося в нем осадка. При достаточном значении массы осадка разберите ротор и удалите отложения.

Очистка ротора бессопловой центрифуги. Тщательно очистите от грязи центрифугу снаружи, затем отверните гайку и снимите колпак. Отвинтите гайку оси ротора и снимите упорную шайбу.

Застопорите ротор от проворачивания, заложив отвертку между ротором и корпусом центрифуги, и, вращая ключом гайку крепления, снимите стакан с оси. Корпус ротора при этом останется на месте.

Тщательно удалите скребком отложения с внутренней стенки стакана и промойте его дизельным топливом. Обратите при этом внимание на отложения. Если они плотные, то центрифуга работает хорошо.

Для того чтобы при последующих очистках было легче удалять отложения, после промывки стакана заложите внутрь него и приклейте маслом к стенкам лист бумаги. Во время работы центрифуги отложения будут прилипать к бумаге и их легко будет удалить вместе с ней.

Проверьте состояние уплотняющего кольца и поставьте на место очищенный стакан, завинтив гайку его крепления до полной посадки стакана на корпус ротора. Наденьте на ось ротора упорную шайбу и наверните на ось гайку. Проверьте рукой вращение ротора. От легкого толчка рукой ротор должен вращаться легко, без рывков, заеданий и биения.

Установите на место колпак и закрепите его гайкой.

Очистка ротора сопловой центрифуги практически не отличается от той же работы с бессопловой. Особенность — разборка ротора. Ротор снимают вместе с корпусом и ставят на приспособление, затем отвинчивают руками гайку, крепящую стакан на корпусе, снимают стакан, нажимая большими пальцами на выступающий конец корпуса. Если это не удается, постукивают ротором о деревянный предмет!

Во время очистки надо прочистить также и отверстия форсунок медной или латунной проволокой диаметром 1,5 мм.

Регулировка сливного клапана в смазочной системе. Сливной клапан проверяют, промывают и регулируют при переходе к зимней эксплуатации и в тех случаях, когда наблюдается сильное падение давления масла в хорошо прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 70…95 °С).

Правильно действующий сливной клапан поддерживает определенное давление масла в главной магистрали, пропуская его излишек в поддон картера. Для двигателей Д-240, Д-240Л и их модификаций это давление составляет 0,2…0,3 МПа, для СМД-60 и СМД-62 — 0,3…0,5 МПа. В двигателях Д-37Е давление масла поддерживается редукционным клапаном (0,15…0,35 МПа).

Сливные клапаны устанавливают в корпусах масляных центрифуг или располагают в специальном корпусе, который размещают на площадке, изготовленной на боковой поверхности блока цилиндров, что дает возможность регулировать давление масла в магистрали непосредственно на двигателе.

Сливной клапан регулируйте в такой последовательности.

Пустите двигатель, прогрейте его до нормальной температуры (температура охлаждающей жидкости 80…97 °С) и установите номинальную частоту вращения коленчатого вала.

Отверните защитную пробку и, вращая отверткой регулировочный винт и наблюдая одновременно за показаниями масляного манометра, сожмите пружину до тех пор, пока давление масла не достигнет нужного значения.

Если таким путем установить необходимое давление не удастся, то остановите двигатель, выньте сливной клапан и проверьте, нет ли на нем заусенцев, исправна ли пружина. Вставьте сливной клапан на место и убедитесь в том, что он легко движется в своем гнезде. Установите на место все снятые детали.

Заведите двигатель и вторично попробуйте отрегулировать сливной клапан. Если и после этого нужное давление в смазочной системе получить не удастся, то следует искать иные причины.

Проверка частоты вращения ротора центробежной масляной центрифуги возможна с помощью прибора КИ- 1308В или по времени прекращения вращения ротора центрифуги после остановки двигателя.

Проверку проводят на двигателе, прогретом до нормальной температуры (температура охлаждающей жидкости 80…90 °С в двигателях с жидкостным охлаждением и температура масла 50…115 °С в двигателях с воздушным охлаждением).

Рис. 11. Регулировка сливного клапана двигателей:
а — Д-240; б — СМД-60 и СМД-62; в — Д-37Е и Д-144; 1 — пробка; 2 — регулировочный винт; 3 — пружины.

После прогрева двигателя КИ-154 к корпусу центрифуги лива.

Измерьте секундомером время от момента отключения подачи топлива до момента полной остановки ротора центрифуги.

Нормальная продолжительность остановки ротора должна быть в пределах 40…45 с, предельно допускаемая — 30…35 с.

Проверка с помощью прибора КИ-1308В. Отверните гайку крепления колпака и навинтите на ось ротора центрифуги прибор КИ-1308В (рис. 12, а). В тех случаях, когда колпак центрифуги не имеет отверстия вверху, применяйте специальные колпаки, на которых предварительно прорежьте отверстия, и используйте их как приспособление при проверке.

Пустите двигатель и установите наибольшую подачу топлива.

После прогрева двигателя, медленно вращая крышку прибора по ходу часовой стрелки, найдите положение, при котором размах колебаний язычка прибора станет наибольшим (рис. 12, б). Определите по шкале прибора частоту вращения ротора центрифуги (рис. 12, в).

Если наибольший размах (резонанс) будет обнаружен при частоте вращения меньше 67,6 с-1, то проверьте, нет ли резонанса при увеличенном числе оборотов. Для этого продолжите вращение крышки в том же направлении, и если обнаружите второй резонанс, то истинным показанием следует считать наибольший.

Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентилятора, генератора и компрессора. Осмотрите ремни и крепления привода вентилятора, генератора, компрессора и проверьте положение шкивов.

Ремни должны быть чистыми, без следов масла и расслоений, крепления привода — прочно затянуты, а шкивы — находиться в одной плоскости (допускаемое отклонение не более ± 2 мм).

Нажмите рукой на ремень силой 30…50 Н и определите прогиб вначале одного, а затем всех ремней привода данного двигателя. Он должен находиться в пределах 8… 14 мм.

Рис. 12. Проверка частоты вращения ротора центрифуги:
а — способ проверки; б — колебания язычка прибора; в —прибор КИ-13088.

Если установлено, что частота вращения ротора ниже нормы, то центрифугу разбирают, промывают и устраняют неисправность.

Проверка по продолжительности вращения ротора после остановки двигателя.

Рис. 13. Проверка натяжения ремней вентилятора:
а — проверка рукой; б — проверка устройством КИ-8620; в — изменение ширины ручья шкива привода; г—натяжное устройство; 1 и 8 — натяжные ролики; 2— болт; 3 — генератор; 4 — указатель нагрузки; 5 — ручка; 6 и 7 — сегменты; 9 — гайки; 10 — регулировочный болт; 11 и 13 — прокладки; 12 — щеки.

При использовании устройства КИ-8920 натяжение ремней проверьте в такой последовательности.

Нажмите кнопку, находящуюся на конце ручки (рис. 13, б), и поставьте указатель нагрузки на ноль. Затем раздвиньте сегменты так, чтобы их нижние торцы находились на одной линии. После этого поставьте устройство на проверяемый ремень, нажмите на ручку так, чтобы на указателе оказалась нагрузка, равная 30…50 Н. При этом сегменты повернутся относительно общей оси на угол, пропорциональный прогибу; по шкале сегментов определите его значение.

Если стрела прогиба не будет соответствовать техническим условиям, то отрегулируйте натяжение ремней одним из трех указанных ниже способов (тем, который принят на данном двигателе):
– ослабьте болты крепления генератора (к кронштейну и натяжной планке, поверните генератор по стрелке и затяните ослабленные болты;
– измените ширину ручья шкива, для чего отверните контргайки и гайки крепления щеки шкива и снимите щеку, переставьте регулировочные прокладки для натяжения ремня в положение I, а для ослабления — в положение II, поставьте на место снятую щеку и укрепите ее гайками;
– измените положение натяжного ролика, для чего ослабьте затяжку гаек крепления оси натяжного ролика, а затем, вращая болт в нужную сторону, отрегулируйте натяжение ремня, после чего затяните ослабленные гайки.

После регулировки вторично проверьте правильность натяжения ремней.

Промывку системы охлаждения и удаление накипи из нее выполняют в таком порядке.

Промывка. Признаками того, что нужно промывать систему охлаждения, служат перегрев двигателя (следует иметь в виду, что двигатель перегревается не только от засорения радиатора), попадание в радиатор масла, неравномерный нагрев сердцевины радиатора и др. Особенный вред приносит масло, попавшее в радиатор. Наблюдениями установлено, что даже при незначительном масляном налете сопротивление отдаче тепла от стенки цилиндра и охлаждающей жидкости увеличивается по сравнению с чистой поверхностью в несколько раз.

Для промывки слейте воду из системы охлаждения и залейте вместо нее шламоудаляющий раствор (на 1 л воды 15 г технического тринатрийфосфата или 6 г кальцинированной соды).

Пустите двигатель и при большой частоте вращения коленчатого вала и утепленном радиаторе прогрейте его в течение 10 мин. Остановите двигатель, слейте раствор и заполните систему чистой водой, затем вновь заведите и дайте ему поработать 5 мин при средней частоте вращения коленчатого вала.

Остановите двигатель, слейте воду из системы охлаждения. Если сливаемая вода грязная, то вторично промойте систему водой. Залейте в систему охлаждающую жидкость.

Удаление накипи. Чтобы определить, есть ли накипь в системе охлаждения, нужно заметить время прогревания двигателя до нормальной температуры или замерить температуру охлаждающей жидкости.

Прогрев тракторного двигателя в теплое время года или в закрытом помещении при закрытой шторке или жалюзи до исчезновения дымления, которое происходит при температуре 50…60°С, не должен превышать 8 мин. Если вода в двигателе долго не нагревается, то значит в рубашке есть накипь.

Слейте воду из системы охлаждения и, если в системе будет обнаружено масло, промойте систему шламоудаляющим раствором так, как сказано выше.

Заполните систему охлаждения содовым накипеудалителем следующего состава: на 1 л воды 100 г кальцинированной соды и 50 г керосина (или 0,75 г технического тринатрийфосфата) или на 1 л воды 80 г каустической соды и 25 г керосина.

Заведите двигатель, прогрейте его в течение 10 мин и оставьте раствор в системе охлаждения на 10… 12 ч (или проработайте на тракторе смену). I

Осмотрите систему охлаждения, прогрейте двигатель, слейте раствор. При утечке воды устраните неисправность.

Промойте систему водой и заправьте ее охлаждающей жидкостью.

Проверку действия клапана-термостата и термометра системы охлаждения проводят в такой последовательности.

Проверка клапана термостата. Снимите термостат с двигателя и прокипятите в содовом растворе до удаления накипи (75 г кальцинированной соды на 1 л воды). После этого термостат вместе с контрольным термометром опустите в прозрачный сосуд с водой и, нагревая воду электрокипятильником, наблюдайте за температурой воды и клапаном-термостатом. В правильно действующем термостате клапан должен начать открываться при температуре 70 °С, а полное открытие клапана (подъем 9 мм) должно произойти при 80 °С.

Проверка термометра системы охлаждения возможна в том же сосуде, где проверяли термостат. Поместите в этот сосуд контрольный термометр и датчик термометра трактора. Во время нагрева перемешивайте воду в сосуде и наблюдайте за показаниями обоих термометров (контрольного и проверяемого). Допускаемая разница в показаниях не должна превышать ±5% измеряемого значения (например, при t = 80°С разница составит ±4°С).

Рекламные предложения:

Читать далее: Техническое обслуживание электрооборудования трактора

Категория: — Работа на тракторе

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Работа двигателя трактора Т-150

Категория:

   Трактор Т-150

Публикация:

   Работа двигателя трактора Т-150

Читать далее:



Работа двигателя трактора Т-150

На тракторе Т-150 установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель СМД-60 (второй форзац) мощностью 150 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин, а на тракторе Т-150К — СМД-62.

Двигатель СМД-62, являющийся модификацией СМД-60, отличается от него повышенной мощностью (165 л.с.) и наличием компрессора для пневматических тормозов.

Двигатель вместе с муфтой сцепления и коробкой передач установлен на раме трактора на четырех опорах, снабженных рези-нометаллическими амортизаторами. По мере необходимости регулировочные прокладки под опорами меняют.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Цилиндры двигателя расположены в виде буквы V с углом развала 90°. В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выхлопные коллекторы.

Воздух в цилиндры двигателя подается турбокомпрессором под избыточным давлением. Благодаря турбонаддуву в цилиндры поступает увеличенное количество воздуха, и в результате сгорает повышенная доза топлива, отчего увеличивается мощность двигателя при уменьшении удельного расхода топлива.

Топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания, объем которой ограничен днищем поршня и пространством над ним. Камера сгорания — открытая, тороидальная, неразделенного типа, расположенная в толстостенном днище поршня, обеспечивает максимальное завихрение воздуха.

Непосредственный впрыск топлива в выемку поршня облегчает запуск двигателя и позволяет снизить удельный расход топлива; давление газов в цилиндре нарастает постепенно, поэтому двигатель работает мягче.

Двигатель работает по четырехтактному циклу.

1-й такт — впуск. Поршень идет, вниз, впускной клапан открывается и турбокомпрессор нагнетает воздух в надпоршневое пространство, где образовалось разрежение. Воздух поступает в цилиндр до закрытия впускного клапана.

2-й такт — сжатие. Поршень движется вверх (оба клапана закрыты), сжимая воздух в цилиндре. К концу такта сжатия объем свободного пространства уменьшается, давление воздуха в цилиндре повышается до 40 кгс/смг, а температура — до 680‘С. По мере приближения поршня к верхней мертвой точке сжатый воздух вытесняется из цилиндра в камеру сгорания, где он завихряется. В конце такта сжатия во вращающийся воздушный заряд‘воздуха форсунка впрыскивает мелкораспыленное топливо под давлением 175+5 кгс/см2. Часть впрыснутого топлива, попадая на стенки камеры сгорания, растекается тонкой пленкой. Оставшаяся часть топлива перемешивается с горячим воздухом, нагревается, испаряется и воспламеняется. В результате температура в камере сгорания повышается, и топливо испаряется. Пары топлива равномерно перемешиваются с воздухом и сгорают во всем объеме камеры. Время от начала впрыска топлива до начала его горения называют периодом задержки воспламенения. Сгорание топлива при наддуве происходит с меньшей динамичностью вследствие сокращения периода задержки воспламенения, обусловленной высокой температурой воздуха в конце такта сжатия.

3-й такт — рабочий ход. Топлировоздуш-ная смесь, сгорая, превращается в газообразное состояние. В результате расширения газов быстро нарастает давление. К концу сгорания топлива температура газов в цилиндре достигает около 2000°С, а давление возрастает до 80 кгс/см2. Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал.

4-й такт — выпуск. При подходе поршня к нижней мертвой точке открывается выпускной клапан, и газы под большим давлением выходят из цилиндра в атмосферу.

Шестицилиндровые двигатели СМД-60 и СМД-62 работают в таком порядке: 1—4— 2—5—3—6.

В состав дизельного двигателя входят кри-вошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, системы охлаждения, смазки, питания и пуска.

Рекламные предложения:

Читать далее: Кривошипно-шатунный механизм двигателя трактора Т-150

Категория: — Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Отправить ответ

avatar