Новый авиационный двигатель пд 14: пять фактов о новом российском двигателе

Содержание

пять фактов о новом российском двигателе

На прошлой неделе на иркутский авиазавод были доставлены первые турбореактивные двигатели ПД-14 производства ОДК. Они будут впервые установлены на новейший российский лайнер МС-21. Ожидается, что самолет с двигателями ПД-14 поднимется в небо уже в этом году.

Испытания МС-21 с двигателями ПД-14 – знаковое событие для отечественного авиастроения. В чем же их уникальность и почему ПД-14 считают одним из самых прорывных проектов в гражданской авиации за последние десятилетия?

1/ Первый постсоветский авиадвигатель

ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.

Идея создания двигателя нового поколения появилась в начале 2000-х годов.

Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.


Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».

Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные – в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации.
 

2/ Новый двигатель для нового самолета

Первым самолетом, который ПД-14 поднимет в воздух, станет перспективный российский лайнер МС-21. Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. Как и новый двигатель, МС-21 является первым самолетом подобного типа, полностью разработанным и выпущенным в современной России.

МС-21 («Магистральный самолет XXI века») – самолет нового поколения, который объединяет в себе передовую аэродинамику, современную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. МС-21 создавался для замены устаревшего Ту-154.


Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Недавно первые ПД-14 были переданы компании «Иркут» для установки на МС-21-300. На данный момент собрано четыре опытные машины. Пятый самолет, предназначенный для полетов с ПД-14, находится в сборке. Летные испытания двигателя в составе МС-21-300 должны пройти в 2020 году.

Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 обеспечит полноценное присутствие нашего авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.
 

3/ Один из немногих в мире

В мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое из них строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячие части двигателей SaM‑146 только на своей территории.


Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В нашей стране такое производство есть. А в декабре 2019 года на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» открылся крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин с годовой мощностью в 2 тыс. комплектов. 

Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент – обеспечение послепродажного обслуживания.

Планируется большой объем работы по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить зарубежные перспективы нового российского двигателя.
 

4/ Новые технологии и материалы

Разработка современного турбореактивного двигателя – более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать только отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, например, лопатки турбины из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 °К.


При создании двигателя применяются новые российские сплавы титана и никеля. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из отечественных полимерных композитов, благодаря чему достигается необходимый уровень шумоизоляции и снижается масса двигателя. Всего в двигателе задействовано около 20 новых российских материалов, при этом все они прошли сертификацию по международным нормам.  

Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.   
 

5/ Не один двигатель, а целое семейство

Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.


ПД-14 – это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300.

Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400. Двигатель ПД-8 сможет устанавливаться на самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Superjet 75, Ту-334, Бе-200. Для Ил-96 и Ту-204 можно будет использовать ПД-18 тягой 18-20 тонн.

Сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок. 

как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации — РТ на русском

Государственная корпорация «Ростех» прошла сертификацию Росавиации и теперь может начать серийный выпуск двигателей ПД-14 для российского пассажирского самолёта МС-21. Об этом сообщается на сайте компании. Ранее двигатель также получил дополнительный сертификат, который свидетельствует о том, что ПД-14 соответствует новым требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по выбросам вредных веществ. ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, разработанный в России после распада СССР. По словам экспертов, его создание стало важной вехой на пути к возрождению российской гражданской авиации.

Госкорпорация «Ростех» получила сертификат Росавиации на серийный выпуск двигателей ПД-14 для российского пассажирского самолёта МС-21. Об этом сообщается на сайте «Ростеха».

«Сертификат одобрения производственной организации даёт право на серийное производство новейших авиационных маршевых двигателей ПД-14 и поставку их заказчикам для установки на серийные самолёты МС-21. Документ Росавиации выдан предприятию «ОДК-Пермские моторы» Объединённой двигателестроительной корпорации», — говорится на сайте корпорации.

Как сообщает «Ростех», сертификация проходила в два этапа. В ходе первого комиссия, состоящая из представителей Росавиации и Авиационного регистра РФ, анализировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил. На втором этапе специалисты проверяли «технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных двигателей».

В рамках сертификации производства также состоялись квалификационные испытания одного из новых двигателей ПД-14, в ходе которых было подтверждено соответствие его технических характеристик конструкторской документации. 

По словам индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова, в 2021 году планируется выпустить несколько новых ПД-14.

«ПД-14 стал родоначальником целого семейства отечественных силовых установок, в которых применяются самые современные технологии и материалы. Полученный сертификат даёт возможность приступить к серийному производству этих двигателей. В 2021 году планируется произвести несколько новых ПД-14, которые будут использованы для резерва при лётных испытаниях нового самолёта МС-21-310», — сказал он. 

Также по теме

«Отвечает требованиям XXI века»: как развивается программа по созданию самолётов Ил-96-400М

В Объединённой авиастроительной корпорации заявили о начале испытаний модернизированного навигационного комплекса для широкофюзеляжных. ..

Днём ранее «Ростех» сообщил, что конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию), которое разрабатывало ПД-14, «получило дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 образца 2020 года». Оно подтвердило, что российский агрегат полностью удовлетворяет требованиям ИКАО по выбросам вредных веществ.

Дополнительная сертификация потребовалась из-за появления в январе 2020 года нового международного стандарта, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц.

«Дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 — важный этап для развития всей российской авиационной отрасли, — отметил заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. — Самолёты МС-21-310 с двигателями ПД-14 получат возможность выполнять международные рейсы. Второй важный момент заключается в том, что Россия теперь сможет поставлять на международный рынок воздушные суда с двигателями, произведёнными ОДК».

В «Ростехе» также сообщили, что ПД-14 имеет «запас по показателям массовой концентрации нелетучих частиц и готов к будущим изменениям стандартов». Так, известно, что уже с 1 января 2023 года войдут в силу новые, более жёсткие нормы эмиссии нелетучих частиц. По ним ПД-14 имеет запас 85%. 

«Безусловная победа»

 

Как отмечают эксперты, проект создания двигателя ПД-14 стал знаковым для отечественной промышленности. В первую очередь потому, что это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в РФ после распада СССР.

Техническое задание на его создание специалисты «ОДК-Авиадвигатель» получили в 2007 году. Через пять лет состоялся первый запуск двигателя-демонстратора. Ещё через три года, в 2015-м, стартовали испытания двигателя на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.  

В 2018 году агрегат получил сертификат типа Росавиации — это основной документ, подтверждающий соответствие авиатехники нормам лётной годности.

Стоит отметить, что внимание этому проекту в России уделяется на самом высоком уровне. Осенью 2015 года президент Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Нижний Тагил осмотрел новый российский двигатель ПД-14. В тот же день на заседании Госсовета он поздравил с успехом разработчиков аппарата.

«Хочу поздравить генерального конструктора и всех ваших коллег, творческий коллектив с безусловной победой за почти тридцатилетнюю историю нашего двигателестроения. Такого события, которое мы имеем сегодня, не было, если сказать поточнее, 29 лет», — сказал Путин.

  • Президент России Владимир Путин осматривает двигатели ПД-14
  • РИА Новости
  • © Алексей Никольский

Планируется, что ПД-14 будет устанавливаться на российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт МС-21. Его создание сейчас также находится на завершающем этапе. 15 декабря 2020 года состоялся первый полёт этого лайнера с установленными двигателями ПД-14. Полётное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолёта, а также функционирования его систем.

Планируется, что заказчики смогут выбирать, с каким двигателем приобретать самолёт: с российским ПД-14 или американским PW 1000G. При этом известно, что отечественный двигатель будет на 15% более экономно расходовать топливо, нежели его ближайшие зарубежные аналоги.

Также, как сообщает «Ростех», «эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14—17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15—20%».

«Задел для более мощного двигателя»

 

Как отмечают эксперты, успешная сертификация ПД-14 является важным событием для российской авиационной индустрии.

«Примечательно, что новость о сертификации появилась в День работника гражданской авиации, который отмечается 9 февраля. Это своеобразный праздничный подарок от «Ростеха». Для нашей авиационной промышленности, да и для экономики в целом, это очень важное событие», — сказал в беседе с RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Попов также назвал крайне важным тот факт, что двигатель соответствует всем нормам ИКАО, имея при этом «запас прочности» на случай ужесточения международных стандартов.

«Сегодня невозможно работать на авиационном рынке, если вы не соответствуете требованиям ИКАО. В своё время именно из-за этого нам пришлось отказаться от Ту-154 — по шумам и эмиссии выхлопных газов нормы ужесточились, и мы в них не укладывались», — пояснил аналитик. 

  • МС-21 с российскими двигателями ПД-14
  • РИА Новости
  • © Максим Блинов

Схожей точки зрения придерживается и военный эксперт Юрий Кнутов.

Также по теме

Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300

Заводы Объединённой авиастроительной корпорации приступили к агрегатной сборке двух перспективных пассажирских самолётов Ил-114-300.

«Получение сертификата ИКАО — это важный этап, который позволяет эти двигатели продавать на экспорт. ПД-14 соответствует лучшим стандартам по выбросам и шумам, с чем в своё время у нас была большая проблема. Например, Ил-86 — хороший и надёжный самолёт, но его нам пришлось снимать с международных перевозок, потому что двигатели не соответствовали по шумам и отчасти по выхлопам тогдашним стандартам», — сказал он в беседе с RT.

Кнутов также отметил, что успешная реализация проекта ПД-14 сделает возможным создание целой линейки двигателей. Над некоторыми из таких агрегатов работы уже идут.

«Это задел для более мощного двигателя. Если с ПД-14 всё получится, то в дальнейшем на его базе могут создаваться более мощные установки для более крупных лайнеров. В частности, для российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929. Так что это очень важная разработка, которая имеет принципиальное значение для прорыва в создании тяжёлых дальнемагистральных самолётов», — заявил эксперт.

По словам Владимира Попова, ПД-14 является для российского двигателестроения «установкой нового поколения», при создании которой было использовано много новых разработок. Эксперт отметил, что важность таких проектов трудно переоценить, когда Россия вынуждена жить в условиях западных санкций.

«ПД-14 будут очень востребованы у нас, поскольку мы находимся под различными видами санкций и в обозримой перспективе явно от них не избавимся. Поэтому нам надо развивать собственную авиационную промышленность и гражданскую авиацию в целом», — сказал аналитик.

Попов подчеркнул, что от реализации таких проектов, как ПД-14 и МС-21, зависит транспортная безопасность России.

«Это независимость транспортной системы государства. Мы потихоньку сможем отказываться от использования самолётов Boeing и Airbus, полагаясь главным образом на свои силы, как это было во времена Советского Союза. У нас для этого всё есть: технологические возможности, инженерно-конструкторские кадры и производственные мощности. Однако стоит признать, что для достижения намеченных целей предстоит ещё очень многое сделать», — заключил аналитик.

Первый созданный в России авиадвигатель пришлось сертифицировать повторно

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) занимается сертификацией двигателя ПД-14, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, разработчик ПД-14), человек, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), и федеральный чиновник. ОДК и ОАК входят в госкорпорацию «Ростех».

ПД-14 – один из главных проектов российского гражданского авиапрома, первый созданный в России с нуля гражданский реактивный двигатель, он предназначен для разрабатываемого ОАК среднемагистрального самолета МС-21. В октябре 2018 г. ПД-14 получил сертификат типа от Росавиации. Это ключевой документ в авиастроении, означающий возможность безопасной эксплуатации, без него невозможна поставка техники в интересах гражданских авиакомпаний.

Сертификацией авиатехники в России и 11 других бывших республиках СССР с 1991 г. занимался АР МАК. Но в декабре 2015 г. возник конфликт после остановки правительством авиакомпании «Трансаэро» (она принадлежала сыну председателя МАКа Татьяны Анодиной Александру Плешакову), и правительство России передало эти полномочия Росавиации. Но АР МАК сохранил полномочия в 11 остальных странах бывшего СССР, его документы сохраняют силу и в глазах регуляторов других стран.

В ноябре 2019 г. руководитель Росавиации Александр Нерадько в интервью «Коммерсанту» назвал сертификационные документы АР МАК «нелегитимными фантиками». Но пока выходит иначе: сертификация ПД-14 в АР МАК нужна для того, чтобы ускорить валидацию двигателя Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA), объясняют два собеседника «Ведомостей». Без признания EASA практически невозможен экспорт двигателя.

Сложность в том, что в марте 2015 г. EASA ввело два новых требования к испытаниям двигателей: на сохранение работоспособности при образовании кристаллического льда и при попадании вулканического пепла. Никто пока не знает, как симулировать попадание пепла на высоте около 10 км и скорости 850–900 км/ч, говорит один из собеседников «Ведомостей». Новое требование EASA обратной силы не имеет: т. е. для сертификационных работ, начатых до марта 2015 г., испытания на пепел не нужны, объясняют два собеседника.

АР МАК начал сертификацию ПД-14 в 2013 г., если бы этим дело ограничилось, испытания на пепел не были бы нужны. А Росавиация полномочия получила только в декабре 2015 г., поэтому для одобрения ее сертификата типа в EASA пепельные испытания нужны.

«Демонстрация работоспособности ПД-14 в условиях кристаллического обледенения и вулканического пепла могла затянуть валидацию в EASA», – рассказывал в августе в интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

«Но в феврале 2019 г. в штаб-квартире EASA в Кельне состоялась очередная рабочая встреча, – продолжал министр, – и специалисты агентства все же подтвердили, что европейские поправки не требуют таких полноразмерных испытаний ПД-14». Как раз в начале 2019 г. АР МАК возобновил сертификацию двигателя по заявке ОДК от 2013 г., знает один из собеседников «Ведомостей».

Сертификат типа от АР МАК ожидается в середине этого года, после чего к валидации двигателя приступит EASA, это может занять до года, говорит один из собеседников «Ведомостей». Изначально признание в EASA планировалось в 2019 г., Мантуров рассказывал, что оно ожидается в 2020 г., теперь получается, что возможен перенос на 2021 г. На программу самолета МС-21 это не должно повлиять: старт его поставок ожидается в начале 2021 г., первые самолеты будут оснащены американскими двигателями Pratt & Whitney 1400, с которыми лайнер и проходит испытания.

«Как руководитель Росавиации, я нетерпимо отношусь к неисполнению правительственных решений и растрате средств федерального бюджета и налогоплательщиков на получение нелегитимных уже давно «фантиков» от МАК в сфере сертификации». В интервью «Коммерсанту» 28 ноября 2019 г.

Александр Нерадько

руководитель Росавиации

Передача полномочий Росавиации создала много проблем российскому авиапрому – ведомство как сертифицирующий орган не имело признания у иностранных регуляторов. Например, все семь самолетов SSJ100, поставленных в Европу в 2016–2017 гг., получали экспортные сертификаты от АР МАК, документы Росавиации EASA не признавало. Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в прошлом году даже просил Владимира Путина одобрить сертификацию авиатехники в АР МАК, президент перепоручил вопрос правительству, но тогдашний премьер Дмитрий Медведев Чемезову отказал.

Документы АР МАК не имеют силы в России, но действительны в остальном мире. Работа с АР МАК авиапроизводителям не запрещена, но создает почву для конфликта с Росавиацией. А Росавиация, по сути, стала регулятором авиапрома, кроме Чемезова, никто из топ-менеджеров отрасли критиковать это ведомство не осмеливался.

«Необходимо сертифицировать ПД-14 в максимально короткие сроки, уже идет сборка первого серийного МС-21, на который будут установлены ПД-14, первые двигатели уже поставлены на Иркутский авиазавод. Поэтому работа идет по всем направлениям – с Росавиацией, АР МАК и EASA», – говорит представитель «Ростеха».

«Двигатель ПД-14 сертифицирован Росавиацией как уполномоченным органом в России. Росавиация полностью сопровождает работу по сертификации ПД-14 в EASA, валидация через Росавиацию никоим образом не делает этот процесс сложнее или длиннее», – настаивает представитель Росавиации.

«Необходимости подачи заявок в АР МАК, который утратил все сертификационные полномочия в России, нет. Если, по информации газеты «Ведомости», «ОДК-авиадвигатель» – компания с государственным участием – нецелевым образом расходует средства на получение документов с непонятным статусом, то это вопрос не Росавиации, а уполномоченных надзорных органов», – категоричен представитель Росавиации.

«С учетом сложностей, которые возникают у авиапрома, нужен переходный период в несколько лет: чтобы обеспечить непрерывность сертификационного процесса и сохранить доступ российской авиатехники на международный рынок», – возражает представитель «Ростеха».

Представители Минпромторга и АР МАК на запросы не ответили.

«Ростех» получил разрешение на серийное производство двигателей ПД-14

https://ria.ru/20210209/pd-14-1596678054.html

«Ростех» получил разрешение на серийное производство двигателей ПД-14

«Ростех» получил разрешение на серийное производство двигателей ПД-14 — РИА Новости, 09.02.2021

«Ростех» получил разрешение на серийное производство двигателей ПД-14

«Ростех» получил разрешение на серийное производство российских двигателей ПД-14 для пассажирских самолетов МС-21, сообщает госкорпорация. РИА Новости, 09.02.2021

2021-02-09T14:33

2021-02-09T14:33

2021-02-09T14:35

безопасность

ростех

федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)

мс-21

объединенная двигателестроительная корпорация

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/1e/1569340950_0:71:2917:1712_1920x0_80_0_0_b8de4a206343d7cab5570bd79ba15903. jpg

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. «Ростех» получил разрешение на серийное производство российских двигателей ПД-14 для пассажирских самолетов МС-21, сообщает госкорпорация.В «Ростехе» отметили, что сертификат одобрения производственной организации дает право на серийное производство новейших авиационных маршевых двигателей ПД-14 и поставку их заказчикам для установки на серийные самолеты МС-21. Документ Росавиации выдан предприятию «ОДК-Пермские моторы» (Объединенная двигателестроительная корпорация, входит в Ростех).Сертификация проходила в два этапа. В ходе первого комиссия, в которую вошли представители Росавиации и Авиационного регистра РФ, анализировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил. На втором этапе эксперты оценивали технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных двигателей.В рамках сертификации производства также состоялись квалификационные испытания одного из новых двигателей ПД-14, в ходе которых было подтверждено соответствие его технических характеристик конструкторской документации.

https://ria.ru/20210129/dvigatel-1595078871.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/1e/1569340950_104:0:2835:2048_1920x0_80_0_0_c4266b6f4d1844fdca37f77857d1f7a3.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, ростех, федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация), мс-21, объединенная двигателестроительная корпорация

ПД-14 — инновационный российский двигатель

ПД-14 — первый авиационный маршевый двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.

Идея создания двигателя нового поколения появилась в конце 90-х годов. Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.

Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2008 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 тонн). Головным разработчиком и головным изготовителем стали пермские предприятия Госкорпорации Ростех «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы» соответственно.

Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные — в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к производству и эксплуатации. В связи с вступлением в силу в январе 2020 года нового международного стандарта, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц, ПД-14 прошел дополнительные испытания по определению эмиссии и получил соответствующее одобрение главного изменения в Росавиации.

Двигатель ПД-14 разработан для перспективного российского лайнера МС-21-310 («Магистральный самолет XXI века»). Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне-среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. МС-21 — авиамашина нового поколения, которая объединяет в себе передовую аэродинамику, современные материалы, высокоэффективную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 может обеспечить полноценное присутствие российского авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячую часть двигателей SaM‑146 только на своей территории.

Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В России такое производство есть. Уже сегодня на «ОДК-Пермские моторы» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха создаются центры специализации по различным направлениям с современным технологическим оборудованием и высококвалифицированными специалистами. В реализации 4 проекта: «Лопатки турбины», «Валы ГТД», «Линии конечной сборки», «Центр теплозащитных покрытий». В стадии запуска находятся еще два — «Компрессор и турбина» и «Корпуса и камеры сгорания».

Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент — обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работ по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить маркетинговые перспективы нового российского двигателя.

Разработка современного турбореактивного двигателя — более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать преимущественно отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий.

При создании двигателя использованы новые высокопрочные российские титановые и никелевые сплавы. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из композиционных полимерных материалов, освоенных российской промышленностью. Благодаря этому снижается масса двигателя. Всего в ПД-14 использовано около 20 новых российских материалов.

Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.

ПД-14 конкурирует с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320NEO) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320NEO) и Leap-1В (самолет В737 МАХ) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma). Двигатель ПД-14 не уступает конкурентам по сумме технико-экономических параметров.

Необходимо подчеркнуть, что сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок. Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.

ПД-14 — это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300. Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску Объединенной двигателестроительной корпорацией − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400.

Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Двигатель ПД-14 прошел международную экологическую сертификацию

ПД-14

Марина Лысцева / ОАК

Перспективный российский турбовентиляторный авиационный двигатель ПД-14, разрабатываемый для пассажирского лайнера МС-21, прошел сертификацию в соответствии с дополнительными экологическими требованиями Международной ассоциации гражданской авиации. Согласно сообщению госкорпорации «Ростех», дополнение к сертификату типа двигателя ПД-14 получило конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель».

Турбовентиляторный двигатель ПД-14 разрабатывается с 2008 года. Это первый полностью новый авиационный двигатель российской разработки. Двухконтурный двухвальный двигатель ПД-14 способен развивать тягу до 14 тонн во взлетном режиме. Российским заказчикам МС-21 будет поставляться с двигателями ПД-14 в модификации МС-21-310, а на экспорт — с американскими силовыми установками PW1400G. Серийное производство ПД-14 ведется с января 2020 года.

Первая сертификация ПД-14, в том числе и в соответствии с международными стандартами, была проведена в 2018 году. В начале 2020 года в силу вступили новые международные стандарты, ужесточившие требования к дымности и эмиссии нелетучих частиц авиационными двигателями. Новая сертификация ПД-14 была проведена в соответствии с этими требованиями Международной ассоциации гражданской авиации.

Измерением выбросов ПД-14 занимались специалисты Высшей школы прикладных наук Цюриха. Исследования показали, что российский двигатель соответствует требованиям Тома II Приложения 16 ИКАО. При этом, как утверждают разработчики, силовая установка имеет запас по экологической безопасности и соответствует новыми ужесточенным требованиям, которые вступят в силу в 2023 году.

МС-21-310 с новыми российскими двигателями совершил первый полет 15 декабря 2020 года. Летные испытания лайнера состоялись на аэродроме Иркутского авиационного завода и были признаны успешными. Продолжительность первого полета лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14 составила 1 час 25 минут. В ходе полета летчики-испытатели проверили силовые установки в нескольких режимах, устойчивость и управляемость самолета.

Василий Сычёв

НЕВСКИЙ БАСТИОН, NEVSKY BASTION. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТИВЕННОГО ОРУЖИЕ, ЗАРУБЕЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. MILITARY-TECHNICAL COLLECTION. HISTORY OF DOMESTIC WEAPONS, FOREIGN MILITARY EQUIPMENT


ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-14

TURBOFAN BYPASS ENGINE PD-14

23.01.2020
ПЕРВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ПД-14 ПОСТАВЛЕНЫ НА ИРКУТСКИЙ АВИАЗАВОД ДЛЯ УСТАНОВКИ НА МС-21

На Иркутский авиационный завод доставлены первые турбореактивные двухконтурные двигатели ПД-14 производства компании «ОДК – Пермские моторы». Двигатели будут впервые установлены на среднемагистральный авиалайнер МС-21, который создается в кооперации холдингов Госкорпорации Ростех.
На первом этапе двигатели переданы на участок досборки двигательных установок. После процедуры входного контроля начнется установка ПД-14 на самолет, сборка которого уже идет на Иркутском авиационном заводе. Первый полет МС-21 с новыми российскими двигателями в рамках летных испытаний ожидается в этом году.
«ПД-14 – один из наиболее совершенных российский авиационных двигателей. Он отличается экономичностью, высокой тяговооруженностью и надежностью. Испытания МС-21 с российскими двигателями – знаковое событие для отечественного авиастроения», – прокомментировали событие в авиационном кластере Госкорпорации Ростех.
ПД-14 – первый с 1980-х гг. полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, разработанный с учетом международных норм и требований. Двигатель тягой 14 тонн создавался с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих современные эксплуатационные характеристики и высокий уровень экологичности.
Ростех

БЛИЖНЕ- СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МС-21

31.03.2020

Серийное производство двигателей ПД-14 для среднемагистрального лайнера МС-21 стартовало в России, сообщил в интервью РИА Новости исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко.
«Если же говорить про ПД-14, то его серийное производство уже началось. В январе 2020 года на иркутский авиазавод уже поставлены первые изделия для установки на новейший российский самолет МС-21″, – сказал Евтушенко.
ПД-14 – первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, разработанный с учетом международных норм и требований. Двигатель тягой 14 тонн создавался с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих современные эксплуатационные характеристики и высокий уровень экологичности. В 2018 году на двигатель ПД-14 был выдан сертификат типа Росавиации.
РИА Новости

11.11.2020

ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК Госкорпорации «Ростех») завершило постройку опытного самолета МС-21-310, который пройдет летные испытания с российскими двигателями ПД-14. 6 ноября самолет переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», сообщает пресс-служба ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»).
Напомним, что в январе 2020 года на Иркутский авиационный завод были доставлены первые турбореактивные двухконтурные двигатели ПД-14 производства компании «ОДК – Пермские моторы».
Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ им. Яковлева. Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года. Опытные самолеты этого типа, оснащенные двигателем PW2400 американской компании «Пратт энд Уитни», имели обозначение «МС-21-300».
Пятый МС-21 (зав. № 0007) стал первым самолётом МС-21-310, который строится по серийным технологиям, он оснащён двигателями ПД-14. Как ожидается, в 2021 году самолёт поднимется в небо и пройдёт сертификационные испытания уже с российскими двигателями, сообщает ВТС «Бастион».
В рамках подготовки к первому полету специалисты проведут проверки систем самолета, отработают наземный запуск силовой установки, протестируют самолет и двигатели при движении по аэродрому на различных скоростях.
«Всего несколько стран в мире способны создавать авиационную технику такого уровня. Предстоящие испытания МС-21 с отечественными двигателями – это знаковое событие для отрасли, наглядное подтверждение того, что у отечественного гражданского авиастроения есть будущее», – сказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.
Сейчас выполняется программа импортозамещения в конструкции самолета МС-21. Итогом работы должно стать завершение создания опытного образца МС-21 с импортозамещёнными агрегатами № 0012 и проведение сертификационных испытаний этого самолёта в 2024 году.
ВТС «Бастион»



БЛИЖНЕ- СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МС-21

24.11.2020

За большой личный вклад в разработку и сертификацию авиационного двигателя ПД-14 четверо представителей ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в ОООР «Союз машиностроителей России») удостоены государственных наград Российской Федерации. Награды вручил заместитель генерального директора – управляющий директор предприятия, председатель Ярославского РО Виктор Поляков.
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени вручена генеральному конструктору ПАО «ОДК-Сатурн» Храмину Роману Владимировичу. Почетной грамотой президента Российской Федерации отмечена деятельность первого заместителя главного инженера Комшина Николая Леонидовича. Благодарности президента Российской Федерации удостоены главный конструктор – руководитель проекта ПД-14 Округин Александр Александрович и эксперт конструкторского отдела компрессоров Пикунов Николай Владимирович, сообщает пресс-служба СоюзМаш.
Гражданский турбовентиляторный двухконтурный двигатель ПД-14 создан для ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 корпорации «Иркут». Пятый МС-21 (зав. № 0007) стал первым самолётом МС-21-310, который строится по серийным технологиям, он оснащён двигателями ПД-14. Как ожидается, в 2021 году самолёт поднимется в небо и пройдёт сертификационные испытания уже с российскими двигателями, сообщает ВТС «Бастион».
ПД-14 – первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, разработанный с учетом международных норм и требований. Двигатель тягой 14 тонн создавался с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих современные эксплуатационные характеристики и высокий уровень экологичности. В 2018 году на двигатель ПД-14 был выдан сертификат типа Росавиации.
ВТС «Бастион»

15.12.2020
НОВЕЙШИЙ САМОЛЕТ МС-21-310 С РОССИЙСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ПД-14 СОВЕРШИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ

15 декабря 2020 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК Госкорпорации «Ростех») состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова и Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. Продолжительность полета составила 1 час 25 минут, сообщает пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
Напомним, что программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ им. Яковлева. Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года. Пятый МС-21 (зав. № 0007) стал первым самолётом МС-21-300, который построен по серийным технологиям, он оснащён двигателями ПД-14. В 2021 году самолёт пройдёт сертификационные испытания уже с российскими двигателями, сообщает ВТС «Бастион».
6 ноября этого года самолет переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», сообщает ВТС «Бастион».

«Миссия нашей корпорации – создавать движение. ПД-14 – это высокотехнологичный, современный российский авиационный двигатель, созданный коллективом Объединенной двигателестроительной корпорации. Сегодняшний успешный первый полет – это очередное подтверждение последовательного исполнения нашей миссии. Мы продолжаем создавать авиационные двигатели мирового уровня, разрабатываем силовые установки будущего и не собираемся останавливаться на достигнутом», – сообщил генеральный директор ОДК Александр Артюхов.
Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем.
«Создание ПД-14 – это прорыв российского двигателестроения. Впервые за долгие годы появился новый, полностью российский двигатель. В этот проект были вовлечены десятки предприятий смежных отраслей, металлургические и моторостроительные заводы, производители электроники, НИИ, вузы, РАН. Создание ПД-14 стимулировало на этих предприятиях появление поколения специалистов, получивших не просто интересную работу, а опыт создания современных конкурентоспособных продуктов», – подчеркнул управляющий директор – генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев.

МС-21 – это семейство пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. Преимущество самолета МС-21 – самый широкий в своем классе фюзеляж. Это позволяет заказчикам выбирать компоновку с увеличенным проходом или с более комфортными креслами. В частности, максимально плотная компоновка салона МС-21-300 рассчитана, в первую очередь, на авиакомпании-лоукостеры, информирует ВТС «Бастион».
Преимущество самолета МС-21 – самый широкий в своем классе фюзеляж. Это позволяет заказчикам выбирать компоновку с увеличенным проходом или с более комфортными креслами. В частности, максимально плотная компоновка салона МС-21-300 рассчитана, в первую очередь, на авиакомпании-лоукостеры.
Гражданский турбовентиляторный двухконтурный двигатель ПД-14 создан для ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 корпорации «Иркут». ПД-14 – первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, разработанный с учетом международных норм и требований. Двигатель тягой 14 тонн создавался с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих современные эксплуатационные характеристики и высокий уровень экологичности. В 2018 году на двигатель ПД-14 был выдан сертификат типа Росавиации.
ВТС «Бастион»

НОВЕЙШИЙ САМОЛЕТ МС-21-310 С РОССИЙСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ ПД-14 СОВЕРШИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
БЛИЖНЕ- СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МС-21

07.02.2021
ОДК-АВИАДВИГАТЕЛЬ: ДВИГАТЕЛЬ ПД-14 ПОЛУЧИЛ СЕРТИФИКАТ ИКАО ОБРАЗЦА 2020 ГОДА И СМОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

АО «ОДК-Авиадвигатель», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, получило дополнение к Сертификату типа двигателя ПД-14. Перспективный двигатель, который разработан и производится ОДК, полностью удовлетворяет требованиям Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) по выбросам вредных веществ, сообщает пресс-служба АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
Гражданский турбовентиляторный двухконтурный двигатель ПД-14 создан для ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 корпорации «Иркут».
Напомним, что программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в её состав ОКБ им. Яковлева. Первый полёт МС-21 совершён 28 мая 2017 года. Пятый МС-21 (зав. № 0007) стал первым самолётом МС-21-300, который построен по серийным технологиям, он оснащён двигателями ПД-14. В 2021 году самолёт пройдёт сертификационные испытания уже с российскими двигателями, сообщает ВТС «Бастион». 6 ноября этого года самолет переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», сообщает ВТС «Бастион».
МС-21 – это семейство пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. Преимущество самолета МС-21 – самый широкий в своем классе фюзеляж. Это позволяет заказчикам выбирать компоновку с увеличенным проходом или с более комфортными креслами. В частности, максимально плотная компоновка салона МС-21-300 рассчитана, в первую очередь, на авиакомпании-лоукостеры, информирует ВТС «Бастион».
Двигатель ПД-14 был впервые сертифицирован Росавиацией в 2018 году и на тот момент соответствовал нормам ИКАО. В январе 2020 года вступил в действие новый международный стандарт, в котором были изменены нормы дымности и эмиссии нелетучих частиц, что потребовало дополнительной сертификации.
Измерение выбросов ПД-14 было выполнено c привлечением специалистов ZHAW (Высшая школа прикладных наук, Цюрих, Швейцария). Швейцарская мобильная система измерения эмиссии авиационных двигателей SMARTEMIS доказала, что российский двигатель соответствует требованиям Тома II Приложения 16 ИКАО. Это подтверждено сертификатом соответствия, выданным Федеральным офисом гражданской авиации Швейцарии (FOCA).
Двигатель ПД-14 имеет запас по показателям массовой концентрации нелетучих частиц и готов к будущим изменениям стандартов. Так, с 1 января 2023 года войдут в силу новые, более жесткие нормы эмиссии нелетучих частиц. По ним ПД-14 имеет запас 85%.
«ОДК-Авиадвигатель» первым в России получило опыт сертификации двигателя ПД-14 на соответствие новым и перспективным стандартам ИКАО по эмиссии нелетучих частиц. Руководство Объединенной двигателестроительной корпорации рассматривает инициативу о создании на базе «ОДК-Авиадвигатель» центра компетенций по измерению эмиссии авиационных двигателей.
«Дополнение к Сертификату типа двигателя ПД-14 — важный этап для развития всей российской авиационной отрасли, — отметил заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. — Самолеты МС-21-310 с двигателями ПД-14 получили возможность выполнять международные рейсы. Второй важный момент заключается в том, что Россия теперь имеет право поставлять на международный рынок воздушные суда с двигателями, произведенными ОДК».
В целом программа импортозамещения в конструкции самолета МС-21 рассчитана на 2019-2024 годы.
ВТС «Бастион»

ОДК-АВИАДВИГАТЕЛЬ: ДВИГАТЕЛЬ ПД-14 ПОЛУЧИЛ СЕРТИФИКАТ ИКАО ОБРАЗЦА 2020 ГОДА И СМОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

13.05.2021
В ЦАГИ ИСПЫТАЮТ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА МС-21 С ИМИТАТОРАМИ РЕВЕРСИВНОГО УСТРОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ ПД-14

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») работают над научным сопровождением создания перспективного турбовентиляторного двигателя ПД-14 (разработчик — АО «ОДК-Авиадвигатель», г. Пермь) для самолета МС-21. На данный момент изготовлена аэродинамическая модель мотогондолы двигателя с имитатором реверсивного устройства.
Ранее специалисты ЦАГИ создали математическую модель имитатора реверсивного устройства и разработали конструкторскую документацию на его изготовление.
Следующим этапом стала технологическая проработка проекта. Учитывая предыдущий опыт работ с имитатором реверсивного устройства двигателя PW1400G, который применяется на авиалайнере МС-21, специалисты опытного производства научно-производственного комплекса (ОПИ НПК) ЦАГИ предложили ряд важных узлов модели выполнить цельными, не разделяя их на отдельные элементы. Это решение позволило избежать коробления (поводки) агрегатов при обработке и обеспечить требуемую точность соответствия конструкторской документации и математической модели.
После подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ специалисты ОПИ НПК приступили к изготовлению. Отдельного внимания при производстве потребовали тонкостенные реверсивные решетки, обеспечивающие разводку реактивной струи. Они были изготовлены на 3D-принтере по технологии лазерного спекания металлических порошковых материалов.
В ближайшее время начнутся испытания в большой дозвуковой аэродинамической трубе Т-104 ЦАГИ. «Целью экспериментов является получение аэродинамических характеристик авиалайнера МС-21 во время посадки при включении реверсивного устройства. Также будет определена скорость движения самолета, при которой следует отключать режим реверсирования тяги во избежание попадания реверсивных струй в двигатель. Полученные материалы испытаний войдут в банк данных самолета МС-21», — рассказал начальник отдела научно-исследовательского отделения аэродинамики силовых установок ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Владимир Акинфиев.
Модель самолета МС-21 с имитатором реверсивного устройства будет испытана при моделировании условий его эксплуатации. Для регистрации параметров специалисты применят современные датчики, обеспечивающие высокую точность измерений.
ПД-14 — перспективный турбовентиляторный двигатель (головной разработчик — АО «ОДК-Авиадвигатель»). Главная особенность — применение унифицированного газогенератора. ПД-14 является основной силовой установкой для самолета МС-21, создаваемого ПАО «Корпорация «Иркут».
Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»

В ЦАГИ ИСПЫТАЮТ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА МС-21 С ИМИТАТОРАМИ РЕВЕРСИВНОГО УСТРОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ ПД-14
БЛИЖНЕ- СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МС-21


ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-14

В рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2007 – 2010 гг. на период до 2015 года» предприятиями ОДК был разработан гражданский турбовентиляторный двухконтурный двигатель ПД-14 («Перспективный двигатель») с тягой от 9 до 18 тонн. Это российский вариант двигателя для самолётов МС-21 («Магистральный самолет 21 века»), финансируемый из бюджета государства. Более мощные модификации на базе газогенератора двигателя (ПД-18Р) могут быть применены на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Также исследуется возможность создания промышленных газотурбинных установок на базе нового двигателя.
Двигатель нового поколения создается в большой кооперации предприятий, в которую входят ОАО «ПМЗ», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «СТАР» (Пермь), ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО), ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), ФГУП «НПЦГ «Салют» (Москва), ОАО «Металлист-Самара» и другие. Так, для газогенератора разделительный корпус из титанового сплава и ротор компрессора высокого давления прибыли из УМПО, центральный привод — из НПЦГ «Салют».

ОАО «УМПО» определено как центр компетенции по нескольким ключевым технологиям, в том числе:
— технология изготовления пустотелой широкохордной лопатки (с применением сверхпластического деформирования и диффузионной сварки) для малошумного вентилятора с уровнем КПД не менее 92% для ПД-14;
— технология создания и ремонта моноколес (блисков) вентилятора и осевого компрессора и сварных роторов компрессоров из титановых и никелевых сплавов на базе сварки трением, в том числе линейной, и электроннолучевой сварки;
— технология импульсной электрохимической обработки пальчиковых уплотнений газовоздушного тракта ГТД;
— технология изготовления высоконадежной малоступенчатой турбины низкого давления (ТНД) с лопатками из интерметаллидного титана.
Доля объединения в серийном производстве составит – 47%.

Двигатели ПД на базе унифицированного газогенератора – семейство отечественных турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей с эффективной системой шумоглушения, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных ГТУ.
Основная особенность семейства двигателей ПД – применение унифицированного компактного газогенератора и относительно легкого бесполочного вентилятора.
Основные ключевые технологии: полые широкохордные титановые лопатки, моноколеса (блиски) и сварная секция в роторе компрессора высокого давления, малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления, композитная мотогондола.
Основные преимущества двигателей ПД
Высокая надежность
Наработка на неустранимое в полете выключение двигателя > 200 000 ч
Надежность вылета ВС, связанная с готовностью двигателя > 99,96 %
Низкий расход топлива
Снижение удельного расхода топлива относительно современных двигателей > 10…15 %
Соответствие перспективным экологическим нормам
Снижение шума относительно требований главы 4 стандарта ИКАО > 15…20 EpNдБ
Снижение уровня эмиссии по NOx относительно норм ИКАО 2008 года > 30 %
Соответствие современным требованиям по сертификации АП-33, FAR-33, CS-E, ETOPS
На АО УНПП «Молния» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех» к 2019 г. завершены ОКР по разработке системы зажигания для двигателя ПД-14 российского ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта МС-21. Заказчиком данной разработки выступил один из лидеров российского двигателестроения — АО «ОДК-Авиадвигатель» (входит в АО «ОДК»). Серийное изготовление двигателя ПД-14 будет осуществляться на АО «ОДК-Пермские моторы».
«Производство узлов и агрегатов для новых российских самолетов — это стратегически важное направление деятельности нашего холдинга, — отметил генеральный директор АО «Технодинамика» Игорь Насенков. — Участие «Технодинамики» в разработке агрегатов для российского пассажирского самолёта МС-21 позволяет нам наращивать свои компетенции в производстве продукции гражданского назначения».
Комплексный подход к проектированию позволил «Молнии» выступить в качестве интегратора по системе зажигания для двигателя ПД-14. В 2019 году предприятием запланирована постановка на серийное производство и последующая поставка системы зажигания в полной комплектации, в составе: агрегата зажигания ПВФ-22-20-10МД, двух свечей зажигания СП-14МС, высоковольтных проводов зажигания ПЗВ-14Д1кл. М, ПЗВ-14Д2 кл.М.
Данная система зажигания предназначена для преобразования напряжения питания в последовательно следующие искровые разряды заданной частоты на свечах зажигания, используемых совместно с системой запуска двигателя для воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания двигателя как от обеих свечей, так и от каждой свечи по отдельности. Разработанная система позволяет обеспечить запуск двигателя: на земле, с режима авторотации в полете, при высотном запуске с подкруткой стартером, при встречном запуске двигателя (при работе противопомпажной системы), а также для поддержания горения в камере сгорания двигателя при полете в условиях турбулентной атмосферы и обледенения.
Работоспособность и высокая эффективность системы подтверждена квалификационными испытаниями в АО УНПП «Молния», положительными результатами стендовых испытаний двигателя ПД-14 типовой конструкции, летными испытаниями в составе летающей лаборатории ИЛ-76ЛЛ и испытаниями двигателя ПД-14 типовой конструкции в высотно-скоростных условиях на высотном стенде Ц-1А ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова».

Состояние проектных и доводочных работ Проекта ПД-14
• Завершен этап технического проекта. Получены положительные заключения.
• Развернута работ с ОАО «Корпорация «Иркут» по интеграции двигателя и самолета.
• Выполнен большой объём испытаний экспериментальных узлов и систем двигателя на специальных установках.
• Спроектирован демонстрационный двигатель проекта базового двигателя для подтверждения работоспособности узлов ПД-14.
• Завершен первый этап доводочных испытаний газогенератора.
• Изготовлением и испытаниями двигателя-демонстратора технологий подтверждена готовность критических технологий.
• Проведены испытания узлов МГ из ПКМ на двигателе прототипе.
• Выпущена рабочая конструкторская документация на двигатели ПД-14 и мотогондолы опытной парти.
• Сформирована производственная кооперация изготовления опытной партии двигателей и мотогондол начато изготовление опытной парти двигателей и мотогондол.
• Завершена программа испытаний двигателей демонстраторов 100-03 и 100-04, подтверждена необходимость внедрения выбранных конструкторских решений.
• Подана заявка в АР МАК на получение сертификата типа двигателя.
• Разработан Сертификацонный базис ПД-14, охватывающий требования АР МАК, EASA, FAA.
• Проведена макетная комиссия по двигателю ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
• Проведена макетная комиссия по самолету МС-21 с двигательной установкой ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
• Выполнена подготовка производства и обеспечивается VI уровень технологической готовности при изготовлении опытной партии двигателей ПД-14.
• Проводится подготовка летающей лаборатории к проведению летных испытаний двигателя ПД-14.
ПД-14 конкурирует с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320NEO) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320NEO) и Leap-1В (самолет В737 МАХ) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma).
По заключению ГНЦ РФ ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» двигатель ПД-14 не уступает конкурентам по сумме технико-экономических параметров. Комплексная оценка экономической эффективности двигателя ПД-14 в составе самолета МС-21, выполненная ОАО «НПК «Иркут», показала, что двигатель ПД-14 конкурентоспособен в сравнении с двигателем PW1400G.
Весной 2013-го состоялось значимое событие для проекта – подана заявка в АР МАК на получение сертификата типа двигателя ПД-14, а в конце года проект выйдет на этап международной сертификации в EАSА.

В 2014 году будут начаты испытания двигателя ПД-14 на летающей лаборатории Ил-76 в ЛИИ имени Громова.
Реализация проекта «Двигатель ПД-14 для МС-21» на базе широкой кооперации двигателестроительных предприятий и НИИ позволяет обеспечить высокую эффективность использования бюджетных средств. Государственные деньги вкладываются не только в разработку конкретного наукоемкого современного продукта – двигателя ПД-14, но и в реальное внедрение современных технологий проектирования, испытаний и производства, позволяющих существенно преодолеть технологическое отставание отечественного авиапрома и создать базу для его дальнейшего развития. Во-первых, есть гарантия, что эти технологии будут реально использованы при производстве востребованного конкурентоспособного продукта – двигателя ПД-14. Во-вторых, бюджетные деньги вкладываются в сильные стороны предприятий. Это минимизирует их риски освоения новых компетенций – опираясь на свой практический опыт, они могут предупредить возможные ошибки и неудачи. В-третьих, поскольку участие в кооперации «отвлекает» только часть производственных мощностей предприятий, сохраняя их возможность получать доходы от реализации других продуктов, ни для одного кооперанта не возникает угрозы существенной потери прибыли на этапе первичных, всегда очень ограниченных по объему продаж двигателей и самолетов.
Летные испытания перспективного российского авиадвигателя ПД-14, предназначенного для оснащения новейшего самолета МС-21, запланированы на осень 2015 года. Они пройдут на борту летной лаборатории Ил-76ЛЛ, в составе которой один из двигателей будет заменен на ПД-14.

МОДИФИКАЦИИ
• Семейство перспективных ТРДД для БСМС состоит из двигателей ПД-14, ПД-14А, ПД-14М, ПД-10;
• ПД-14 – базовый ТРДД для самолета МС-21-300;
• ПД-14А – дросселированный вариант ТРДД для самолета МС-21-200;
• ПД-14М – форсированный вариант ТРДД для самолета МС-21-400, МТС;
• ПД-8 (ПД-10) – вариант с уменьшенной тягой до 10…11 тс для самолета SSJ NG.
• ПД-12В – турбовальный для тяжелых вертолетов типа Ми-26Т2, Advanced Heavy Lift (AHL)

Основные параметры двигателей

(все параметры даны без учета потерь в воздухозаборнике и без отборов воздуха и мощности на самолетные нужды)

ПД-14А

ПД-14

ПД-14М

ПД-10

Тяга на взлетном режиме (Н = 0; М = 0), тс

12,5

14,0

15,6

10,9

Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч

-(10-15) % от уровня современных двигателей аналогичного класса тяги и назначения

Диаметр вентилятора, мм

1900

1900

1900

1677

Сухая масса двигателя, кг

2870

2870

2970

2350

Схема двигателя

1+3+8-2+6

1+3+8-2+6

1+4+8-2+6

1+1+8-2+5

Российский двигатель ПД-14 успешно «опробован» на самолете МС-21-310

Российский государственный Ростех объявил в четверг о завершении монтажных испытаний двигателя ПД-14 местного производства на опытном самолете МС-21-310.

Российский самолет МС-21-300 с местными двигателями переименован в МС-21-310.Более ранние прототипы с двигателем Pratt & Whitney имеют обозначение «-300».

Самолеты оснащались двигателями на Иркутском авиационном заводе.

ПД-14 разработан и изготовлен Объединенной двигателестроительной корпорацией. Модификация самолета МС-21-300 с отечественными двигателями получила название МС-21-310.

«Первая — макетная — установка новых двигателей на самолет прошла успешно: ПД-14 без замечаний встал на пилоны МС-21. Кроме того, были установлены заслонки капота и реверсивные устройства », — рассказал Иван Михайлов, представитель службы поддержки клиентов компании« ОДК-ПМ ».

По результатам предварительных испытаний выполнены доработки конструктивных элементов двигателя и планера. Параллельно в цехе окончательной сборки на самолет МС-21-310 устанавливаются системы. После завершения всех работ силовые установки ПД-14 будут установлены на опытный образец самолета для наземных и летных испытаний.

Узлы авиадвигателя ПД-14, который будет изготавливаться на Пермском заводе «Машиностроитель», будут сертифицированы в 2021 году, сообщил телеканал «Твзвезда» в мае этого года слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.

Ранее в этом году проводились испытания опытного образца МС-21 с использованием ранее приобретенных двигателей Pratt & Whitney. Но поскольку США наложили санкции на производителя МС-21, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), поставка двигателей была приостановлена. Двигатель ПД-14 разрабатывает российский производитель «Пермские моторы». Он станет первым общероссийским ТРДД, разработанным для гражданской авиации с 1980-х годов.

МС-21 выполнил первый полет с двигателями ПД-14

Первый опытный образец нового российского авиалайнера МС-21-300 с двигателями «Авиадвигатель ПД-14» успешно завершил первые летные испытания.

Согласно пресс-релизу Ростеха, 15 декабря 2020 года рейс вылетел с взлетно-посадочной полосы Иркутского авиационного завода и длился 1 час 25 минут.

«Этот полет является совместным результатом двух важнейших российских программ гражданской авиации. — самолет МС-21 и двигатель ПД-14. Усилиями ученых, производителей, инженеров и рабочих создается авиалайнер нового поколения. Он вернет нашу страну в высшую мировую авиационную лигу », — цитируется в пресс-релизе генеральный директор Ростеха Сергея Чемезова.

Все предыдущие полеты самолета, включая его первый полет в мае 2017 года, выполнялись с двигателями Pratt & Whitney PW1000G.

ТРДД Авиадвигатель ПД-14 разрабатывается Ростехом, российской государственной корпорацией, с 2012 года. Он является дальнейшим развитием двигателя ПС-90, который устанавливался на большинстве советских и российских авиалайнеров, таких как Ту-204 и Ил-96, начиная с 80-х и 90-х годов.

ПД-14 разрабатывается специально для МС-21.Он имеет коэффициент двухконтурности 8,5: 1, может генерировать тягу 14,0 тс (31 000 фунт-сил) и, как говорят, на 15% эффективнее своего предшественника ПС-90.

По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, половина из первых 630 серийных МС-21 будет оснащена ПД-14, а остальные — PW1000G.

Летные испытания ПД-14 на борту летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начались в 2015 году.

Иркут МС-21 — новый российский узкофюзеляжный авиалайнер, призванный составить конкуренцию магистральным самолетам, таким как Boeing 737 и Airbus A320. Его разрабатывает Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), и в настоящее время ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в 2021 году.

Выпущен новый российский пассажирский самолет МС-21 с двигателями ПД-14

ОАК, холдинговая компания, контролирующая крупнейших производителей авиационной техники в России, объявила во вторник, что пассажирский самолет MC-21 получил новый испытательный самолет, оснащенный двигателями PD-14 производства «Авиадвигателя».

В самолете до сих пор использовались турбовентиляторные двигатели PW1400G , произведенные в США компанией Pratt & Whitney, однако постоянные ответные меры администрации Трампа побудили Россию реализовать программу национализации компонентов.

«Лишь несколько стран в мире способны создавать авиационную технику такого уровня. Предстоящие испытания МС-21 с отечественными двигателями — знаковое событие для отрасли, яркое подтверждение того, что у отечественного гражданского авиастроения есть будущее », — сказал Анатолий Сердюков, производственный директор авиационного кластера Ростех, входящего в группу ОАК. .

МС-21-300 разработан «Иркутом» и сможет перевозить от 163 до 211 пассажиров на расстояние до 6000 км.Первый полет однокорридорного самолета состоялся в мае 2017 года, и с тех пор к программе сертификации присоединились еще три прототипа, все они были оснащены двигателем PW 1400, который также используется на A320neo.

Испытательный самолет МС-21 с двигателями ПД-14 (ОАК) Испытательный самолет МС-21 с двигателями ПД-14 (ОАК) Испытательный самолет МС-21 с двигателями ПД-14 (ОАК)

Изменение плана

При создании МС-21 использовалась та же стратегия, что и у Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), заключающаяся в расширении участия западных компаний в своем проекте с тем, чтобы самолет мог экспортироваться.

Тем не менее, SSJ100 оказался неудачным в продаже и использовался в основном только российскими авиакомпаниями. С ухудшением отношений США и Европы с Россией Владимир Путин решил, что в рамках этих программ следует инвестировать в замену иностранных поставщиков местными компаниями.

МС-21 должен пройти сертификацию в России в следующем году, а первые поставки в Аэрофлот поступят к концу 2021 года. . По данным «Иркут», эксплуатационные расходы самолета на 15% ниже, чем у моделей A320 и 737.На самолет имеется 175 заказов, в основном от российских компаний.

МС-21-300 способен перевозить 163 пассажира в двух классах на 211 одноклассных кресел (ОАК).

Россия готовит местный ПД-8 для модернизации двигателя Superjet

Российская компания United Engine Corp. (ODK) смонтировала первый сердечник отечественного турбовентиляторного двигателя, который будет использоваться в модернизированном SSJ100 без западных компонентов. Полностью собственный двигатель PD-8 заменит PowerJet SaM. 146, в котором используется сердечник Safran и холодные секции российского производства.В нем будут использоваться технологии, разработанные и испытанные на более крупном турбовентиляторном двигателе ПД-14, на котором установлен узкофюзеляжный самолет МС-21 «Иркут». В ближайшее время ОДК планирует подвергнуть новый сердечник двигателя стендовым испытаниям и продемонстрировать его на Московском авиасалоне 2021 года в июле.

ПД-8 сохранит российское содержание SaM.146 и, возможно, будет развивать более высокую тягу, поскольку новая активная зона будет иметь на 20 процентов более высокие перепад давления и температуру газа.

В прошлом году представители ОДК заявили, что испытания газогенератора начнутся весной 2021 года, но они еще не начались.Производитель надеется на сертификацию в 2023 году.

1 июня Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило, что 24-28 мая провело серию встреч с органом по сертификации Air Register в Рыбинске, где проходит сборка самолетов SaM. 146. Встреча завершилась формированием комиссии по проверке макетов, которая официально приняла запрос ODK на сертификацию ПД-8.

В интервью, транслированном 2 июня, Сергей Чемезов, глава российской госкорпорации Ростех, сказал, что экономические санкции, уже введенные США.С. и угроза большего побудили россиян ускорить завершение сертификации ПД-14 и разработку ПД-8. Отдельно местные производители освоили изготовление салонов самолетов взамен британских и американских на SSJ100 и MC-21. «Хотя интерьеры могут не выглядеть как что-то очень важное или сложное для местного производства, дело в том, что мы покупали их на Западе», — сказал Чемезов. «Вскоре мы предложим клиентам-авиаперевозчикам решение российской комплектации, включая материалы.”

Чемезов подтвердил предыдущие планы ребрендинга Superjet, «потому что кажется странным, что мы называем самолет российского производства английскими названиями и сокращениями», — отметил он.

SSJ100 находится в эксплуатации 10 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *