Ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими руками: схема, разборка, замена втулки
Содержание:
- Конструкция и принцип работы
- Характерные неисправности
- Диагностика
- Снятие
- Ремонт
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел |
Особенности |
Электромотор |
По нему через четыре щетки передается постоянный ток |
Муфта свободного хода с шестеренкой |
Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля |
Тяговое реле |
Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора |
Втулки |
Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления. |
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
Снятие
Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.
- Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
- Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
- Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
- Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
- Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
- 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
- Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
- Щетки;
- Якорь;
- Обгонная муфта;
- Тяговое реле;
- Втулки.
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Реле
Втулки
При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.
Втулки
- В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
- Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
- Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
- Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
- Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
- Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.
Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.
Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.
Загрузка …luxvaz.ru
Замена втулок стартера ВАЗ-2109 своими руками: видеоинструкция
Замена втулок стартера ВАЗ-2109 становится необходимой при сильном осевом биении. Эту проблему можно обнаружить во время запуска – обороты и мощность двигателя снижаются.
Чтобы проверить состояние втулок, придется полностью разбирать стартер, так как по-другому определить их пригодность не представляется возможным. Работа несложная, поэтому ее можно легко выполнить самостоятельно в своем гараже, не прибегая к посторонней помощи и без применения специального инструмента. Если техобслуживание автомобиля давно не проводилось, понадобятся новые втулки, а также щетки.
Снятие стартера
Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.
Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.
Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.
Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.
После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.
Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.
Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых немного отличаются.
Читайте также: регулировка зажигания на ВАЗ-2109 карбюратор
Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.
Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.
Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.
ladaautos.ru
Как Заменить Втулку Стартера Ваз 2109 ~ SIS26.RU
Как делается подмена втулок стартера ВАЗ-2109
Подмена втулок стартера ВАЗ-2109 становится нужной при сильном осевом биении. Эту делему можно найти во время пуска – обороты и мощность двигателя понижаются.Чтоб проверить состояние втулок, придется стопроцентно разбирать стартер, потому что по-другому найти их пригодность не представляется вероятным. Работа легкая, потому ее можно просто выполнить без помощи других в собственном гараже, не прибегая к сторонней помощи и без внедрения специального инструмента. Если техобслуживание автомобиля издавна не проводилось, пригодятся новые втулки, также щетки.
Снятие стартера
Перед тем как снять стартер, нужно приготовить два ключа на 10 и на 13, они пригодятся для того, чтоб снять клемму с аккума. Чтоб избежать недлинного замыкания, сначала снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.
Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать 2-мя методами: через верх либо через низ. Если избран 2-ой вариант, то необходимо временно снять защиту картера, чтоб она не мешала. Дальше нужно отсоединить втягивающее реле от 2-ух проводов. Сначала отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, потом узкий – нужный для питания обмотки реле.
Узкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового необходимо ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.
Читайте так же:
Дальше необходимо вывернуть три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.
Замена втулок стартера своими руками.
Замена втулок стартера своими руками. В этом видео разглядим подмену втулок стартера на примере ваз 2109
Читайте так же:
ЗАМЕНА ВТУЛОК СТАРТЕРА ВАЗ 2109 КАК ДОСТАТЬ ВТУЛКУ С КОЖУХА ЕСЛИ ОНА ОБХОДИТСЯ С МЕЧИКОМ
КАК ДОСТАТЬ ВТУЛКУ СТАРТЕРА С КОЖУХА ЕСЛИ ОНА ПРОВОРАЧИВАЕТСЯ ТАМ С МЕЧИКОМ .
После откручивания гаек необходимо потянуть корпус на право и увести и увести его со шпилек. Сейчас можно вытянуть стартер через верх либо низ и заняться его ремонтом.Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязюка. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Дальше снимите якорь с железных пластинок бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки раскроется вид на ось стартера, с которой необходимо снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.
Корпус стартера на «девятке» состоит из 3-х частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, потому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых незначительно отличаются.
Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут размещены параллельно корпусу, во 2-м варианте – перпендикулярно оси стартера. Древняя втулка накрепко запрессована в корпус стартера, потому чтоб ее извлечь, придется отлично попытаться. Для избавления от старенькой втулки возьмите молоток, кусочек трубы подходящего поперечника либо
оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, маленькими ударами молотка вышибите ее из места посадки. Главное, в процессе не перестараться, потому что крышка стартера может в хоть какой момент разорваться, а поменять ее окажется нечем.Читайте так же:
Чтоб не пришлось находить схожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте максимально аккуратны. Перед запрессовкой новейшей втулки лучше пройтись по месту установки тонкодисперсной наждачкой. Для запрессовки новейшей втулки лучше всего использовать старенькую, потому что он сделана из мягенького металла и будет смягчать силу удара во время установки, это дозволит не допустить возникновения трещинок на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, может быть, их необходимо заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.
Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.
sis26.ru
Как поменять втулки на стартере
Износ втулок стартера — это довольно распространённая проблема у автомобилей, которые эксплуатируются длительное время и нуждаются в техническом обслуживании. Несмотря на то, что на этапе производства в эти детали закладывается значительный ресурс, со временем они всё же подвергаются критическому износу и становятся неспособными выполнять свою функцию. То есть металлокерамические и бронзовые втулки, по сути, представляют собой расходный материал, срок службы которого зависит от качества изготовления и интенсивности эксплуатации. Поэтому владельцу машины рано или поздно приходится обращаться в автосервис для замены либо решать вопрос самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как поменять втулки на стартере, не повредив при этом сами заменяемые детали и их посадочные места.
Как определить, что проблема при нарушении работы механизма запуска двигателя кроется именно в непригодных к дальнейшему использованию втулках? Прежде всего, если они изношены или полностью разрушены, появляется чрезмерное осевое биение ротора. Это, в свою очередь, является причиной утраты контакта и отсутствия массы на роторной обмотке. В результате стартер попросту может перестать работать, а если через раз двигатель и удаётся запустить, то в процессе отчётливо слышны посторонние шумы.
Втулки изнашиваются, потому для нормальной работы стартера потребуется их замена
Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
Перед тем как поменять втулки на стартере, его придётся демонтировать, но сначала снимите с аккумулятора клемму. Потом от втягивающего реле необходимо отсоединить два провода. Если для отключения тонкого (питает обмотку реле) нужно за него просто потянуть, то снятие толстого проводника требует использования гаечного ключа на «13», чтобы открутить фиксирующую гайку. Далее, при помощи того же ключа на «13» открутите три гайки, которыми стартер прикручен к блоку сцепления.
Отсоедините провода в задней части релеПосле снятия устройство необходимо разобрать, что позволит определить, действительно ли причина неисправности кроется в изношенных втулках. Для этого сначала отсоедините втягивающее реле, открутив два болта при помощи отвёртки. Теперь нужно снять ротор с пластин бендикса. Воспользовавшись ключом на «10», демонтируйте заднюю крышку стартера, после чего откроется доступ к оси ротора. Имеющееся на ней стопорное кольцо необходимо снять при помощи плоской отвёртки. На последнем этапе разборки остаётся открутить гайки на двух шпильках, чтобы все три части, из которых состоит корпус стартера, рассоединились. На этом процесс разборки завершается. О том, как заменить втулки стартера, не прибегая к помощи мастера, вы узнаете далее.
Замена задней втулки стартера
Если в результате внешнего осмотра было выявлено, что одна или обе втулки изношены, их необходимо извлечь из посадочных мест и установить работоспособные аналоги. Даже в тех случаях, когда к дальнейшей эксплуатации оказывается непригодной только одна деталь, обычно меняют и переднюю, и заднюю. Сначала рассмотрим, как правильно должна выполняться замена втулки, расположенной в задней крышке стартера ВАЗ-2109.
Технология демонтажа мало чем отличается от того, как выполняется замена задней втулки стартера на всех классических моделях производства ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую деталь и её остатки. После этого производится запрессовка новой втулки, на чём работа и завершается. Правда, очень часто устанавливаемый образец входит в посадочное гнездо слишком туго. В этом случае его внешний диаметр следует немного уменьшить — заталкивать с большим усилием нельзя, поскольку крышка может лопнуть. Поэтому просто обработайте деталь наждачной бумагой. В процессе установки не рекомендуется использовать смазочные материалы, в противном случае втулка может проворачиваться и разбивать посадочное место.
Замена передней втулки стартера
На переднюю втулку стартера приходится более значительная часть нагрузки при пуске двигателя, в связи с чем она изнашивается гораздо быстрее. Если стартер на вашем автомобиле отказал по той же причине и вы интересуетесь, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, просто возьмите на вооружение приведённую ниже информацию.
Вначале хочется обратить внимание на то, что в отличие от классики ВАЗ у «девятки» передняя втулка находится не в корпусе стартера — она запрессована в специальное посадочное гнездо в картере сцепления. Поэтому для её снятия стартер разбирать не нужно, но демонтировать устройство всё-таки придётся, чтобы получить доступ к посадочному гнезду. Извлечь деталь голыми руками не получится — для этого понадобится метчик диаметром 14 мм с приваренной ручкой. А также желательно надеть на инструмент тяжёлую металлическую обойму, которая облегчит процесс извлечения.
Вкрутив инструмент до упора, попробуйте вытянуть его вместе с втулкойМетчик необходимо вставить в отверстие втулки и закручивать его до тех пор, пока он не упрётся в картер. Далее, попробуйте подёргать за ручку. Если усилием рук изделие не удаётся вынуть, в таком случае ударами молотка по обойме вы точно сможете её выбить из гнезда. Перед тем как заменить переднюю втулку на стартере, тщательно очистите посадочное место от загрязнений.
Не спешите устанавливать деталь на своё место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка ужимается, уменьшается её внутренний диаметр и вал стартера не заходит в отверстие. После установки никаким образом увеличить диаметр не удастся, поэтому подгонку следует выполнить заранее при помощи специального инструмента — развёртки.
Ни в одном прилагающемся к автомобилю руководстве по эксплуатации и ремонту не указывается, как правильно развернуть втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто оказываются в затруднительной ситуации. В действительности это очень простая операция, которая выполняется легко при наличии тисков и подходящей развёртки. Сначала нужно надеть деталь на вал стартера и, если окажется, что деталь заходит туго, её нужно зажать в тиски и увеличить внутренний диаметр при помощи указанного выше инструмента. Разворачивать изделие нужно постепенно, чтобы не перестараться. Регулярно проверяйте диаметр, надевая её на вал стартера. Если в итоге втулка заходит свободно и без лишнего биения, она может быть установлена в посадочное место в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.
Удобнее будет, если зажать втулку в тискахВАЖНО. Используя тиски, следите за тем, чтобы губки давили на втулку с минимальным усилием, иначе она может деформироваться или разрушиться.
Замена втулки стартера на автомобиле Ока
Несмотря на то что конструкция стартера на Оке реализована по принципу, сходному с ВАЗ-2109 (передняя втулка также расположена в картере сцепления), исполнение механизма пуска двигателя оказалось крайне неудачным, впрочем, как и большинство других узлов этой машины. Основная причина тому — стремление конструкторов максимально удешевить производственный процесс. Именно по этой причине втулки изготавливаются по технологии, взятой из порошковой металлургии, а в качестве исходного материала используется сочетание графитной крошки и бронзы. Из-за этого эти детали имеют очень незначительный запас прочности, что негативно сказывается на их ресурсе.
Для тех автолюбителей, которые интересуются, как заменить втулку стартера на Оке, необходимо знать ещё об одном недостатке двигателя этого автомобиля. Речь идёт о посадочном гнезде в самом картере сцепления, которое в процессе длительной эксплуатации разбивается, причём неравномерно. Поэтому если для замены вы купите изделие стандартного размера (внешний диаметр 13,03 мм), то, скорее всего, оно будет заходить на место слишком свободно и даже начнёт болтаться. Этого допускать не стоит, так как деталь очень скоро придёт в негодность. Зная эту особенность, специалисты рекомендуют использовать втулку ремонтного размера (внешний диаметр 14 мм), но зачастую оказывается, что её диаметр не соответствует размеру и даже форме посадочного места.
В случае когда выработка гнезда относительно одинаковая по всей окружности, проблема решается обычной подгонкой внешнего диаметра втулки при помощи наждачной бумаги. Если же при замене вы обнаружили, что посадочное место разбито неравномерно (к примеру, в виде эллипса), в этом случае его придётся выравнивать. При этом специалисты не рекомендуют пытаться развернуть гнездо передней втулки самостоятельно при помощи ручного инструмента, так как в этом случае не удастся сохранить соосность с валом стартера, что чревато проблемами в его работе. Если вы оказались в такой ситуации, лучше обратитесь к специалистам, которые с использованием специального оснащения развернут отверстие в нужном направлении. Кстати, многие автосервисы занимаются изготовлением втулок стартера ремонтного размера из бронзы.
Изготовить деталь нужного диаметра можно на специализированных СТОПосле прочтения этого руководства вы сами смогли убедиться, что замена втулок стартера на «девятке», как и на любом другом автомобиле, — это не самая простая задача. Трудности могут начаться уже на этапе снятия стартера из-за неудобства работы и закончиться запрессовкой втулок. Поэтому в процессе выполнения этого вида ремонта проявите терпение, не спешите и строго следуйте инструкциям.
carextra.ru
Замена втулок стартера ваз 2109 своими руками
Замена втулки стартера ВАЗ 2109 необходима, когда имеет место чрезмерное осевое биение ротора. Из-за этого пропадает контакт, на роторной обмотке отсутствует масса. Возникают проблемы при запуске двигателя автомобиля, мощность стартера и обороты снижаются.
При замене втулки необходимо полностью разобрать стартер, так как проверить пригодность всех его деталей иначе невозможно. Всю работу можно проделать в гаражных условиях своими руками, не прибегая к помощи напарника, не используя специальные инструменты. Вам потребуются новая втулка, новые щетки, если техобслуживание давно не проводилось.
Как снять стартер?
Для работы вам пригодятся ключи на 13 (рожковые, накидные, торцовые) и ключ на 10, чтобы снять клемму с аккумулятора. Запаситесь ими перед тем, как снять стартер. Сначала снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, чтобы не получилось короткого замыкания. Если у вашего автомобиля инжекторная система впрыска, то придется демонтировать воздушный фильтр, который находится над стартером.
Снять стартер на ВАЗ 2109 можно двумя способами: через верх и через низ. Если идете по второму пути, то придется на время избавиться от защиты двигателя. Сначала отсоединяете от втягивающего реле стартера два провода: тонкий, который необходим для питания обмотки реле, и толстый, по которому подается напряжение на сам стартер.
Первый просто вытягивается руками. Чтобы отключить второй, необходимо ключом на 13 выкрутить гайку с контакта втягивающего. Когда избавитесь от проводов, уберите их в сторону, чтобы они не мешали. Ключом на 13 теперь нужно выкрутить три гайки, которыми прикручен корпус стартера к блоку сцепления.
Если необходимо, можно воспользоваться торцовыми ключами с карданом. Но, как показывает практика, все работы проводятся без труда накидным ключом. Когда все три гайки выкручены, необходимо потянуть корпус стартера ВАЗ 2109 в правую сторону, чтобы увести со шпилек.
Теперь останется только вытянуть стартер наверх или вниз. Возможно, при вынимании его через верх потребуется немного оттянуть в сторону патрубок, идущий к радиатору системы охлаждения.
Ремонт устройства
Когда достали устройство, положите его на верстак и очистите от грязи. Сначала отсоедините втягивающее реле, которое крепится двумя болтами с головкой под отвертку. Якорь необходимо снять с металлических пластин бендикса. Ключом на 10 открутите заднюю крышку стартера ВАЗ 2109, откроется вид на ось ротора. На ней установлено стопорное кольцо, которое потребуется снять при помощи плоской отвертки.
Корпус стартера ВАЗ 2109 состоит из трех частей, которые стянуты двумя шпильками. При выкручивании гаек на этих шпильках все части устройства разъединяются, поэтому разборка стартера ВАЗ не вызывает особых трудностей. Стоит заметить, что существует два типа устройств: с планетарным редуктором и без него. У них имеются небольшие отличия в коллекторе.
Если установлен планетарный механизм, то щетки стоят параллельно корпусу стартера, а если нет, то перпендикулярно. Втулка запрессована в заднюю крышку, поэтому вам необходимо подготовиться к выпрессовке. Для того чтобы избавиться от старой втулки, вам потребуются молоток и оправка подходящего диаметра. Приставляете ее к детали и резкими ударами выгоняете из посадочного места.
Здесь главное — это баланс, так как чрезмерное усилие может стать причиной того, что по крышке пойдет трещина. А заменить ее ничем не получится, если только удастся найти похожий стартер ВАЗ. Установку новой втулки необходимо проводить в обратном порядке. Оцените, нужна ли замена щеток. Если да, то замените их, ламели на коллекторе очистите при помощи тонкого кусочка металла.
Как проверить стартер ВАЗ 2109 и правильность сборки? Попробуйте сначала подключить его напрямую к аккумуляторной батарее. Ровная и спокойная работа скажет вам о том, что сборка проведена правильно, никаких неточностей в процессе работы не было допущено. Если все собрано так, как следует, можно устанавливать стартер на место.
Если же в процессе разбора выяснилось, что имеют место серьезные дефекты (разрушение корпуса, обмоток), то необходима замена стартера ВАЗ на аналогичную модель. Стоит отметить, что наиболее эффективными в работе считаются механизмы с планетарными редукторами: у них обороты выше, следовательно, запуск осуществляется намного проще. Сборка производится в порядке, обратном тому, в котором происходило снятие стартера ВАЗ. Не забудьте по завершении установить на место воздушный фильтр и клемму аккумулятора.
Износ втулок стартера — это довольно распространённая проблема у автомобилей, которые эксплуатируются длительное время и нуждаются в техническом обслуживании. Несмотря на то, что на этапе производства в эти детали закладывается значительный ресурс, со временем они всё же подвергаются критическому износу и становятся неспособными выполнять свою функцию. То есть металлокерамические и бронзовые втулки, по сути, представляют собой расходный материал, срок службы которого зависит от качества изготовления и интенсивности эксплуатации. Поэтому владельцу машины рано или поздно приходится обращаться в автосервис для замены либо решать вопрос самостоятельно. Но для этого необходимо знать, как поменять втулки на стартере, не повредив при этом сами заменяемые детали и их посадочные места.
Как определить, что проблема при нарушении работы механизма запуска двигателя кроется именно в непригодных к дальнейшему использованию втулках? Прежде всего, если они изношены или полностью разрушены, появляется чрезмерное осевое биение ротора. Это, в свою очередь, является причиной утраты контакта и отсутствия массы на роторной обмотке. В результате стартер попросту может перестать работать, а если через раз двигатель и удаётся запустить, то в процессе отчётливо слышны посторонние шумы.
Втулки изнашиваются, потому для нормальной работы стартера потребуется их замена
Как проводится замена втулок стартера ВАЗ-2109
Перед тем как поменять втулки на стартере, его придётся демонтировать, но сначала снимите с аккумулятора клемму. Потом от втягивающего реле необходимо отсоединить два провода. Если для отключения тонкого (питает обмотку реле) нужно за него просто потянуть, то снятие толстого проводника требует использования гаечного ключа на «13», чтобы открутить фиксирующую гайку. Далее, при помощи того же ключа на «13» открутите три гайки, которыми стартер прикручен к блоку сцепления.
Отсоедините провода в задней части реле
После снятия устройство необходимо разобрать, что позволит определить, действительно ли причина неисправности кроется в изношенных втулках. Для этого сначала отсоедините втягивающее реле, открутив два болта при помощи отвёртки. Теперь нужно снять ротор с пластин бендикса. Воспользовавшись ключом на «10», демонтируйте заднюю крышку стартера, после чего откроется доступ к оси ротора. Имеющееся на ней стопорное кольцо необходимо снять при помощи плоской отвёртки. На последнем этапе разборки остаётся открутить гайки на двух шпильках, чтобы все три части, из которых состоит корпус стартера, рассоединились. На этом процесс разборки завершается. О том, как заменить втулки стартера, не прибегая к помощи мастера, вы узнаете далее.
Замена задней втулки стартера
Если в результате внешнего осмотра было выявлено, что одна или обе втулки изношены, их необходимо извлечь из посадочных мест и установить работоспособные аналоги. Даже в тех случаях, когда к дальнейшей эксплуатации оказывается непригодной только одна деталь, обычно меняют и переднюю, и заднюю. Сначала рассмотрим, как правильно должна выполняться замена втулки, расположенной в задней крышке стартера ВАЗ-2109.
Технология демонтажа мало чем отличается от того, как выполняется замена задней втулки стартера на всех классических моделях производства ВАЗ. Другими словами, нужно просто снять заднюю крышку и выбить старую деталь и её остатки. После этого производится запрессовка новой втулки, на чём работа и завершается. Правда, очень часто устанавливаемый образец входит в посадочное гнездо слишком туго. В этом случае его внешний диаметр следует немного уменьшить — заталкивать с большим усилием нельзя, поскольку крышка может лопнуть. Поэтому просто обработайте деталь наждачной бумагой. В процессе установки не рекомендуется использовать смазочные материалы, в противном случае втулка может проворачиваться и разбивать посадочное место.
Замена передней втулки стартера
На переднюю втулку стартера приходится более значительная часть нагрузки при пуске двигателя, в связи с чем она изнашивается гораздо быстрее. Если стартер на вашем автомобиле отказал по той же причине и вы интересуетесь, как заменить втулку стартера ВАЗ-2109, расположенную в его передней части, просто возьмите на вооружение приведённую ниже информацию.
Вначале хочется обратить внимание на то, что в отличие от классики ВАЗ у «девятки» передняя втулка находится не в корпусе стартера — она запрессована в специальное посадочное гнездо в картере сцепления. Поэтому для её снятия стартер разбирать не нужно, но демонтировать устройство всё-таки придётся, чтобы получить доступ к посадочному гнезду. Извлечь деталь голыми руками не получится — для этого понадобится метчик диаметром 14 мм с приваренной ручкой. А также желательно надеть на инструмент тяжёлую металлическую обойму, которая облегчит процесс извлечения.
Вкрутив инструмент до упора, попробуйте вытянуть его вместе с втулкой
Метчик необходимо вставить в отверстие втулки и закручивать его до тех пор, пока он не упрётся в картер. Далее, попробуйте подёргать за ручку. Если усилием рук изделие не удаётся вынуть, в таком случае ударами молотка по обойме вы точно сможете её выбить из гнезда. Перед тем как заменить переднюю втулку на стартере, тщательно очистите посадочное место от загрязнений.
Не спешите устанавливать деталь на своё место, не убедившись, что она подходит по размеру. Довольно часто после запрессовки бронзовая втулка ужимается, уменьшается её внутренний диаметр и вал стартера не заходит в отверстие. После установки никаким образом увеличить диаметр не удастся, поэтому подгонку следует выполнить заранее при помощи специального инструмента — развёртки.
Ни в одном прилагающемся к автомобилю руководстве по эксплуатации и ремонту не указывается, как правильно развернуть втулки стартера, из-за чего многие автолюбители часто оказываются в затруднительной ситуации. В действительности это очень простая операция, которая выполняется легко при наличии тисков и подходящей развёртки. Сначала нужно надеть деталь на вал стартера и, если окажется, что деталь заходит туго, её нужно зажать в тиски и увеличить внутренний диаметр при помощи указанного выше инструмента. Разворачивать изделие нужно постепенно, чтобы не перестараться. Регулярно проверяйте диаметр, надевая её на вал стартера. Если в итоге втулка заходит свободно и без лишнего биения, она может быть установлена в посадочное место в картере сцепления. Установка стартера на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.
Удобнее будет, если зажать втулку в тисках
Замена втулки стартера на автомобиле Ока
Несмотря на то что конструкция стартера на Оке реализована по принципу, сходному с ВАЗ-2109 (передняя втулка также расположена в картере сцепления), исполнение механизма пуска двигателя оказалось крайне неудачным, впрочем, как и большинство других узлов этой машины. Основная причина тому — стремление конструкторов максимально удешевить производственный процесс. Именно по этой причине втулки изготавливаются по технологии, взятой из порошковой металлургии, а в качестве исходного материала используется сочетание графитной крошки и бронзы. Из-за этого эти детали имеют очень незначительный запас прочности, что негативно сказывается на их ресурсе.
Для тех автолюбителей, которые интересуются, как заменить втулку стартера на Оке, необходимо знать ещё об одном недостатке двигателя этого автомобиля. Речь идёт о посадочном гнезде в самом картере сцепления, которое в процессе длительной эксплуатации разбивается, причём неравномерно. Поэтому если для замены вы купите изделие стандартного размера (внешний диаметр 13,03 мм), то, скорее всего, оно будет заходить на место слишком свободно и даже начнёт болтаться. Этого допускать не стоит, так как деталь очень скоро придёт в негодность. Зная эту особенность, специалисты рекомендуют использовать втулку ремонтного размера (внешний диаметр 14 мм), но зачастую оказывается, что её диаметр не соответствует размеру и даже форме посадочного места.
В случае когда выработка гнезда относительно одинаковая по всей окружности, проблема решается обычной подгонкой внешнего диаметра втулки при помощи наждачной бумаги. Если же при замене вы обнаружили, что посадочное место разбито неравномерно (к примеру, в виде эллипса), в этом случае его придётся выравнивать. При этом специалисты не рекомендуют пытаться развернуть гнездо передней втулки самостоятельно при помощи ручного инструмента, так как в этом случае не удастся сохранить соосность с валом стартера, что чревато проблемами в его работе. Если вы оказались в такой ситуации, лучше обратитесь к специалистам, которые с использованием специального оснащения развернут отверстие в нужном направлении. Кстати, многие автосервисы занимаются изготовлением втулок стартера ремонтного размера из бронзы.
Изготовить деталь нужного диаметра можно на специализированных СТО
После прочтения этого руководства вы сами смогли убедиться, что замена втулок стартера на «девятке», как и на любом другом автомобиле, — это не самая простая задача. Трудности могут начаться уже на этапе снятия стартера из-за неудобства работы и закончиться запрессовкой втулок. Поэтому в процессе выполнения этого вида ремонта проявите терпение, не спешите и строго следуйте инструкциям.
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел
Особенности
По нему через четыре щетки передается постоянный ток
Муфта свободного хода с шестеренкой
Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
Снятие
Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.
- Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
- Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
- Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
- Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
- Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
- 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
- Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Втулки
При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.
Втулки
- В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
- Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
- Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
- Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
- Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
- Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.
Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.
Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.
litezona.ru
Замена опорной втулки стартера — Лада 2109, 1.5 л., 2002 года на DRIVE2
В данной статье, мы поговорим о стартерах, конкретно речь пойдёт о такой работе как замена втулок стартера ВАЗ 2107-2110. Данная проблема (износ втулок стартера), сильно распространённая среди автомобилей, которые эксплуатировались длительное время и нуждаются в частичном сервисном обслуживании по причине постепенного износа деталей.
Якорь стартера вращается на специальных втулках, изготовленных из бронзы с графитовыми добавками для уменьшения износа при трении. Ресурс втулок как правело большой и выход их со строя возможен только при длительной эксплуатации.
На автомобилях ВАЗ, устанавливается несколько видов стартеров, которые существенно отличаются друг от друга, но принцип замены втулок практически одинаков, так что будем рассматривать всё по порядку.
Не будим, как говорят «лить воду» и сразу перейдём к делу.
Для начала нам нужно полностью разобрать стартер. Как его правильно разобрать, рекомендую прочитать соответствующую статью «Разборка стартера ВАЗ 2106-2114»
Начнём с автомобилей ВАЗ 2101-2107.
В стартерах данной модели, нам нужно заменить две бронзовые втулки, которые находятся спереди (в носке) и в задней крышке. Вот бронзовая втулка, запрессованная в носок стартера.
Запрессованная бронзовая втулка.
Её нужно выбить с посадочного места. Делается это с помощью молотка и специально изготовленной наставкой. Наставкой может быть кусок подходящей трубы или металлический кругляк определённого диаметра.
Выбиваем втулку наставкой из носка стартера.
При выпрессовке, будьте внимательны, что бы наставка ни пошла на перекос, потому как можно повредить посадочное место втулки в носке стартера.
После извлечения старой втулки принимаемся за установку новой. При покупке новых втулок будьте внимательны, что бы они были нужного вам размера и формы, для этого можно воспользоваться штангенциркулем и замерить размеры старой втулки. Вот так она выглядит, изношенная и новая.
Бронзовые втулки.
Смазав новые втулки маслом, запрессовываем их обратно в носок стартера. Втулка должна заходить без применения больших усилий, но если она идёт туго, нужно немного обработать её снаружи мелкой наждачной бумагой, иначе есть опасность что может лопнуть корпус носка стартера в месте запрессовки.
Место где может лопнуть носок стартера.
После запрессовки, втулка вжимается и внутренний её размер уменьшается. Если в снятом положении она находила на вал якоря стартера свободно, то после запрессовки якорь стартера не входит во втулку или если входит то очень туго. Для свободного проворачивания якоря, нам нужно втулку обработать специальной развёрткой диаметром 12 миллиметров. Лучше взять развёртку вот такого типа, это будет самый лучший вариант.
Развёртки 12мм.
Такие развёртки отлично выполняют свою работу и Вы без особого труда, подгоните внутренний диаметр втулки под нужный диаметр. Идеальным вариантом подгона втулки будет то, когда вал якоря свободно проворачивается во втулке и не болтается.
Задняя втулка меняется таким же способом, как и передняя.
Задняя втулка стартера.
Далее, замена втулок стартера ВАЗ 2109.
Задняя втулка меняется точно так же как и на всех стартерах, а вот с передней есть некоторые проблемы, вот об этом и буду дальше расказывать.
Дело в том, что на этом автомобиле (ВАЗ 2109) используется вот такой тип стартера.
Стартер ВАЗ 2109.
Здесь стартер имеет только одну опору сзади, а вторая опора расположена в корпусе коробки передач. Вот в этом и есть вся задача, что бы заменить втулку, которая установлена в картере коробки.
Опорная втулка стартера расположеная в корпусе КПП.
Здесь, просто взять и выбить повреждённую втулку не получится, потому что нет сквозного отверстия, куда бы она выходила, поэтому нужен специальный съемник, с помощью которого мы сможем вытащить её из корпуса коробки передач.
Бывает и та
drive2.ru
Замена втулок стартера ваз 2109 своими руками — Лечение суставов
Содержание:
- Конструкция и принцип работы
- Характерные неисправности
- Диагностика
- Снятие
- Ремонт
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Содержание статьи:
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел | Особенности |
Электромотор | По нему через четыре щетки передается постоянный ток |
Муфта свободного хода с шестеренкой | Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля |
Тяговое реле | Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора |
Втулки | Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления. |
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.
К признакам неисправности элемента относят:
- Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
- Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
- Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
- Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
- Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.
Проверка демонтированного узла
Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
Снятие
Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.
- Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
- Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
- Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
- Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
- Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
- 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
- Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.
Ремонт
Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:
- Щетки;
- Якорь;
- Обгонная муфта;
- Тяговое реле;
- Втулки.
Теперь обо всем поочередно.
Щетки
Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.
- Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
- Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
- Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
- Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
- Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
- Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.
Щетки
Якорь
Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.
- Снимите корпус со стартером.
- На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
- При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
- Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.
Обгонная муфта
Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.
Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.
- Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
- Снимите ограничительное кольцо.
- Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
- Достаньте промежуточную опору с вала.
- Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.
Бендикс или обгонная муфта
Тяговое реле
Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.
- Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
- Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
- Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.
Реле
Втулки
При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.
Втулки
- В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
- Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
- Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
- Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
- Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
- Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.
Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.
Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.
Загрузка …Source: luxvaz.ru
Почитайте еще:
remont-avto.uef.ru