Коленчатый вал |
Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями |
Маховик |
Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера |
Распределительный вал |
Стальной, пятиопорный |
Фазы газораспределения: |
|
открытие впускного клапана |
31° до ВМТ |
закрытие впускного клапана |
83° после НМТ |
открытие выпускного клапана |
67° до НМТ |
закрытие выпускного клапана |
47° после ВМТ |
Привод распределительного вала |
Парой косозубых шестерен. Ведомая шестерня чугунная |
Клапаны |
Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы |
Толкатели |
Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна |
Коромысла клапанов |
Стальные, с бронзовой втулкой |
Смазочная система |
Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе |
Масляный насос |
Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный |
Фильтр очистки масла |
Центробежный с реактивным приводом ротора |
Масляный радиатор |
Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором |
Вентиляция картера |
Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину) |
Система питания |
Принудительная подача топлива |
Топливный бак |
Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне |
everest-autokam.ru
|
К началу 60-х годов прошлого века армейский полноприводный грузовой автомобиль ЗИС-151 и его модификация Зил-157, созданные на основе грузовых автомобилей американского производства, поставляемых в Советский Союз по программе ленд-лиза, окончательно устарели и не удовлетворяли потребности вооруженных сил. В 1956 г. было принято решение о разработке и последующего производства на ЗИЛе серии унифицированных грузовых автомобилей военного и общего предназначения. Работа над проектированием армейского полноприводного автомобиля началась в КБ ЗИЛа под руководством главного конструктора А.М. Кригера сразу же по окончанию испытаний ЗИЛ-157. Основные новаторские идеи и конструкторские решения были уже отработаны сотрудниками КБ при создании эксперементального автомобиля ЗИЛ-128, поэтому работа продвигалась быстро и уже в конце 1956 г. был построен опытный образец ЗИЛ-131 (так стал называться новая машина) с рядным шестицилиндровым двигателем. В 1959 г. состоялись заводские и государственные испытания опытных образцов ЗИЛ-131, которые проходили достаточно успешно. Серийное производство планировалось организовать к началу 1961 г., однако из-за проблем, в основном технологического характера, первый серийный автомобиль был собран на конвейере ЗИЛа только в 1967 г. ЗИЛ-131 имел классическую капотную компоновку, оснащался V — образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем ЗИЛ-131, был полноприводным, предусматривался механизм отключения переднего моста. На машине устанавливался пеномасленный воздушный фильтр, однодисковое сухое сцепление, коробка передач пятиступенчатая с синхронизатором, двухступенчатая раздаточная коробка. Рулевое управление оборудовалось гидроусилителем. Рабочий тормоз барабанный на все колеса с пневматическим приводом. Часть выпускаемых автомобилей оборудовались лебедкой. На ЗИЛе были разработаны и серийно выпускались следующие модификации ЗИЛ-131: ЗИЛ-131А — модификация с неэкранированным электрооборудованием, ЗИЛ-131В — седельный тягач, ЗИЛ-131Н — модернизированный вариант базовой машины с двигателем ЗИЛ-5081 (выпускался с 1986 г.), ЗИЛ-131НА — модернизированный вариант с неэкранированным электрооборудованием, ЗИЛ-131НВ — седельный тягач на базе ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2 — модификации с дизельным двигателем. ЗИЛ-131 послужил шасси для разработки целого ряда боевых и специальных машин, таких как боевые машины реактивной артиллерии БМ-13НММ, БМ-14, БМ-21 «Прима», универсальный минный заградитель, транспортно-заряжающие машины зенитных ракетных комплексов, специальные машины, автотопливозаправщики и т. д. Автомобиль выпускался с 1967 по 1990 г. на ЗИЛе и по 2002 г. на Уральском автомоторном заводе. Всего было изготовлено 998429 ЗИЛ-131 всех модификаций. Машина поставлялась на экспорт во все страны социалистического лагеря и во многие государства Азии и Африки. Тактико-технические характеристики
|
|
cris9.armforc.ru
1966–1986 | |
основные | |
---|---|
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
количество мест | |
всего | 3 |
конструкция | рамная |
геометрия | |
габариты | |
длина | 6 900 мм |
ширина | 2 500 мм |
высота | 2 975 мм |
колёсная база | 3 975 мм |
колея | |
передняя | 1 820 мм |
задняя | 1 820 мм |
дорожный просвет | |
стандарт | 330 мм |
масса | |
снаряженная | 6 135 кг |
полная | 10 185 кг |
двигатель | |
название | ЗиЛ-130 |
тип | Поршневой |
расположение | спереди, продольно |
система питания | карбюратор |
материал блока | чугун |
цилиндры/клапаны | V8/2 |
объем | 5 966 см³ |
мощность | |
мощность | 150 л.с. |
в диапазоне от | 3 200 об/мин |
крутящий момент | |
крутящий момент | 402 Нм |
в диапазоне от | 1 600 об/мин |
в диапазоне до | 1 800 об/мин |
степень сжатия | 6,5 |
топливо | А-80 |
турбонаддув | нет |
охлаждение | жидкостное |
трансмиссия | |
привод | полный |
коробка передач | МКПП 5 |
сцепление | Однодисковое, сухое |
подвеска и рулевое управление | |
передняя подвеска | |
стабилизатор поперечной устойчивости | нет |
тип передней подвески (уст.) | Зависимая |
тип задней подвески (уст.) | Зависимая |
динамические характеристики | |
максимальная скорость | 80 км/ч |
эксплуатационные характеристики | |
объем топливного бака | 170+170 л |
расход топлива | |
Неустановленный метод | |
на трассе | 40 л/100км |
Система «старт-стоп» | нет |
грузоподъемность | 5 000 кг |
масса буксируемого прицепа | 4 000 кг |
разворот | |
диаметр | 20,4 м |
тормозная система | |
передние тормоза | |
тип | барабанные |
задние тормоза | |
тип | барабанные |
колёса и диски | |
материал дисков | сталь |
передние |
?J × 20 ???/?? R20 |
задние |
?J × 20 ???/?? R20 |
место производства | Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР |
autowp.ru
1966–1986 | |
основные | |
---|---|
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
количество мест | |
всего | 3 |
конструкция | рамная |
геометрия | |
габариты | |
длина | 6 900 мм |
ширина | 2 500 мм |
высота | 2 975 мм |
колёсная база | 3 975 мм |
колея | |
передняя | 1 820 мм |
задняя | 1 820 мм |
дорожный просвет | |
стандарт | 330 мм |
масса | |
снаряженная | 6 135 кг |
полная | 10 185 кг |
двигатель | |
название | ЗиЛ-130 |
тип | Поршневой |
расположение | спереди, продольно |
система питания | карбюратор |
материал блока | чугун |
цилиндры/клапаны | V8/2 |
объем | 5 966 см³ |
мощность | |
мощность | 150 л.с. |
в диапазоне от | 3 200 об/мин |
крутящий момент | |
крутящий момент | 402 Нм |
в диапазоне от | 1 600 об/мин |
в диапазоне до | 1 800 об/мин |
степень сжатия | 6,5 |
топливо | А-80 |
турбонаддув | нет |
охлаждение | жидкостное |
трансмиссия | |
привод | полный |
коробка передач | МКПП 5 |
сцепление | Однодисковое, сухое |
подвеска и рулевое управление | |
передняя подвеска | |
стабилизатор поперечной устойчивости | нет |
тип передней подвески (уст.) | Зависимая |
тип задней подвески (уст.) | Зависимая |
динамические характеристики | |
максимальная скорость | 80 км/ч |
эксплуатационные характеристики | |
объем топливного бака | 170+170 л |
расход топлива | |
Неустановленный метод | |
на трассе | 40 л/100км |
Система «старт-стоп» | нет |
грузоподъемность | 5 000 кг |
масса буксируемого прицепа | 4 000 кг |
разворот | |
диаметр | 20,4 м |
тормозная система | |
передние тормоза | |
тип | барабанные |
задние тормоза | |
тип | барабанные |
колёса и диски | |
материал дисков | сталь |
передние |
?J × 20 ???/?? R20 |
задние |
?J × 20 ???/?? R20 |
место производства | Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР |
autowp.ru
Одновременно с созданием на базе ЗИС-151 модернизированного полноприводного армейского грузовика ЗИС-157 конструкторы Московского автозавода им. Сталина (с 1956 года им. Лихачёва) под руководством главного конструктора А.М.Кригера решили разработать принципиально новый автомобиль. Основные идеи (проходные мосты, блокируемые межосевые и межтележечные дифференциалы, шины большого диаметра с регулируемым давлением воздуха, верхнеклапанный двигатель) были опробованы на экспериментальном автомобиле ЗИС-128. С учётом выявленных во время его испытаний недостатков в 1956 году был построен опытный образец ЗИС-131, унифицированный с перспективным семейством ЗИС-130. Так как ЗИС-131 был изготовлен раньше ЗИС-130, на нём ещё стоял рядный 6-цилиндровый двигатель. Из-за трудностей с изготовлением многих деталей, которые не были взаимозаменяемыми с серийно выпускавшимися, в 1958 году был изготовлен переходный ЗиЛ-165, который нёс в себе черты ЗиЛ-157 и опытного ЗиЛ-130Л. Испытания показали, что конструкция оказалась не совсем удачной. Поэтому дальнейшего развития ЗиЛ-165 не получил и конструкторы продолжили совершенствование ЗиЛ-131. В 1959 году состоялись заводские, а затем приёмочные испытания опытных образцов ЗиЛ-131. На 1961-1962 год было запланировано внедрение в производство без остановки конвейера ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, но из-за различный трудностей производственного характера работы затянулись. ЗиЛ-130 начал выпускаться с 1 октября 1964 года, а более сложный по конструкции ЗиЛ-131 попал на конвейер только в 1967 году. Но задержка пошла на пользу: за это время конструкторы успели сделать автомобиль более совершенным и разработать его модификации. По сравнению с ЗиЛ-157 у него была больше грузоподъёмность, выше скорость, ниже расход топлива на тонну перевозимого груза, на метр меньше радиус поворота, более комфортабельную кабину и более мягкую подвеску (за счёт применения удлинённых рессор). В феврале 1974 года семейству ЗиЛ-131 присвоен Государственный знак качества. В октябре 1987 года началось производство и на Уральском автомоторном заводе (город Новоуральск Свердловской области). ЗиЛ-131 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная с панораменым стеклом (от ЗиЛ-130). Кузов деревянный с задним откидным бортом, оборудован откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 4,2 кгс/см2), равная колея всех мостов и расположение их картеров в одну линию (средний мост проходного типа). Герметизация агрегатов, отключаемые система вентиляции картера двигателя и вентилятор системы охлаждения позволяют преодалевать брод до 1,4 м (кратковременно до 1,5 м). Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного карбюраторного верхнеклапанного двигателя ЗиЛ-131. Для движения по пыльным дорогам установлен пеномасляный фильтр с трёхступенчатой очисткой воздуха. Топливный насос повышенной производительности обеспечивает бесперебойную работу в условиях высоких температур. Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по двухвальной схеме. Главная передача двухступенчатая (конические и цилиндрические шестерни). Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах. Передний мост отключаемый, оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим приводом. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания (устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс). ЗиЛ-131 долгое время был одним из самых распространённых грузовиков Советской Армии. Применялся он и в гражданских организациях. Его отличала лёгкость управления, хорошая монёвренность, устойчивость движения. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На шасси ЗиЛ-131 было разработано и освоено множество специализированных автомобилей. Годовой выпуск в 1989 году достиг 48 тыс. автомобилей (из них 8 тыс. — на УАМЗ). Выпуск ЗиЛ-131Н на Московском автозаводе прекратился в 1990 году. Всего было выпущено 998429 автомобилей всех модификаций. Производство на Уральском автомоторном заводе продолжалось до 2002 года. На конвейере его сменил ЗиЛ-433420. Модификации автомобиля:
Технические харктеристики
Литература
|
aviaros.narod.ru