Характеристики зил 131 – ЗИЛ-131: технические характеристики

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-131 | ООО «Эверест»





















Коленчатый вал

Стальной, кованый, пятиопорный, с отверстиями для смазывания шатунных шеек; шатунные шейки с грязеуплотнителями


Маховик

Чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для пуска двигателя от стартера

Распределительный вал

Стальной, пятиопорный

Фазы газораспределения:


открытие впускного клапана

31° до ВМТ

закрытие впускного клапана

83° после НМТ

открытие выпускного клапана

67° до НМТ

закрытие выпускного клапана

47° после ВМТ

Привод распределительного вала

Парой косозубых шестерен. Ведомая шестерня чугунная


Клапаны

Верхние, расположены в головках блока цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала. Выпускные клапаны — пустотелые, с охлаждением жидким натрием, с жаростойкой наплавкой; имеют механизм для принудительного вращения клапана во время работы


Толкатели

Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов

Стальные, с бронзовой втулкой


Смазочная система

Смешанная под давлением, разбрызгиванием и самотеком с охлаждением масла в радиаторе


Масляный насос

Шестеренный, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров; маслоприемник неподвижный

Фильтр очистки масла

Центробежный с реактивным приводом ротора

Масляный радиатор

Воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед водяным радиатором

Вентиляция картера

Принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через фильтр вентиляции картера двигателя (маслозалнвную горловину)


Система питания

Принудительная подача топлива


Топливный бак

Два, вместимостью 170 л, установлены под платформой на левом и правом лонжероне

everest-autokam.ru

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131


  


 









  








К началу 60-х годов прошлого века
армейский полноприводный грузовой автомобиль ЗИС-151 и его модификация
Зил-157, созданные на основе грузовых автомобилей американского
производства, поставляемых в Советский Союз по программе ленд-лиза,
окончательно устарели и не удовлетворяли потребности вооруженных сил. В
1956 г. было принято решение о разработке и последующего производства на
ЗИЛе серии унифицированных грузовых автомобилей военного и общего
предназначения. Работа над проектированием армейского полноприводного
автомобиля началась в КБ ЗИЛа под руководством главного конструктора
А.М. Кригера сразу же по окончанию испытаний ЗИЛ-157. Основные
новаторские идеи и конструкторские решения были уже отработаны
сотрудниками КБ при создании эксперементального автомобиля ЗИЛ-128,
поэтому работа продвигалась быстро и уже в конце 1956 г. был построен
опытный образец ЗИЛ-131 (так стал называться новая машина) с рядным
шестицилиндровым двигателем. В 1959 г. состоялись заводские и
государственные испытания опытных образцов ЗИЛ-131, которые проходили
достаточно успешно. Серийное производство планировалось организовать к
началу 1961 г., однако из-за проблем, в основном технологического
характера, первый серийный автомобиль был собран на конвейере ЗИЛа
только в 1967 г. ЗИЛ-131 имел классическую капотную компоновку,
оснащался V
— образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем ЗИЛ-131, был
полноприводным, предусматривался механизм отключения переднего моста. На
машине устанавливался пеномасленный воздушный фильтр, однодисковое сухое
сцепление, коробка передач пятиступенчатая с синхронизатором, 
двухступенчатая раздаточная коробка. Рулевое управление оборудовалось
гидроусилителем. Рабочий тормоз барабанный на все колеса с
пневматическим приводом. Часть выпускаемых автомобилей оборудовались
лебедкой. На ЗИЛе были разработаны и серийно выпускались следующие
модификации ЗИЛ-131: ЗИЛ-131А — модификация с неэкранированным
электрооборудованием, ЗИЛ-131В — седельный тягач, ЗИЛ-131Н —
модернизированный вариант базовой машины с двигателем ЗИЛ-5081
(выпускался с 1986 г.), ЗИЛ-131НА — модернизированный вариант с
неэкранированным электрооборудованием, ЗИЛ-131НВ — седельный тягач на
базе ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2 — модификации с дизельным
двигателем. ЗИЛ-131 послужил шасси для разработки целого ряда боевых и
специальных машин, таких как боевые машины реактивной артиллерии
БМ-13НММ, БМ-14, БМ-21 «Прима», универсальный минный заградитель,
транспортно-заряжающие машины зенитных ракетных комплексов, специальные
машины, автотопливозаправщики и т. д.  Автомобиль выпускался с 1967
по 1990 г. на ЗИЛе и по 2002 г. на Уральском автомоторном заводе. Всего
было изготовлено 998429 ЗИЛ-131 всех модификаций. Машина поставлялась на
экспорт во все страны социалистического лагеря и во многие государства
Азии и Африки.

Тактико-технические характеристики


 
































































































№№

п.п.

                                                     
Наименование характеристики 
Единицы измерения   Значения характеристик
1 Количество мест в кабине   3
2 Колесная формула   6х6
3 Число передач   5х2
4 Масса полная кг 10 425
5 Грузоподъемность кг 5000
6 Максимальная скорость км/ч 90
7 Мощность двигателя: ЗИЛ-131 л.с. 150
8 Объем двигателя см³ 5996
9 Общая емкость топливных баков л 340
10 Расход топлива на 100 км пути л 51
11 Колесная база мм 4600
12 Колея мм 1820
13 Длина по корпуса мм 7040
14 Ширина мм 2500
15 Высота по кабине мм 2480
16 Дорожный просвет мм 330-355
17 Радиус разворота м 10,2
18 Запас хода по топливу км 850

 

 

cris9.armforc.ru

Технические характеристики ЗиЛ-131

1966–1986
основные
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 3
конструкция рамная
геометрия
габариты
длина 6 900 мм
ширина 2 500 мм
высота 2 975 мм
колёсная база 3 975 мм
колея
передняя 1 820 мм
задняя 1 820 мм
дорожный просвет
стандарт 330 мм
масса
снаряженная 6 135 кг
полная 10 185 кг
двигатель
название ЗиЛ-130
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания карбюратор
материал блока чугун
цилиндры/клапаны V8/2
объем 5 966 см³
мощность
мощность 150 л.с.
в диапазоне от 3 200 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 402 Нм
в диапазоне от 1 600 об/мин
в диапазоне до 1 800 об/мин
степень сжатия 6,5
топливо А-80
турбонаддув нет
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод полный
коробка передач МКПП 5
сцепление Однодисковое, сухое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип передней подвески (уст.) Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая
динамические характеристики
максимальная скорость 80 км/ч
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака 170+170 л
расход топлива
Неустановленный метод
на трассе 40 л/100км
Система «старт-стоп» нет
грузоподъемность 5 000 кг
масса буксируемого прицепа 4 000 кг
разворот
диаметр 20,4 м
тормозная система
передние тормоза
тип барабанные
задние тормоза
тип барабанные
колёса и диски
материал дисков сталь
передние ?J × 20
???/?? R20
задние ?J × 20
???/?? R20
место производства Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР

www.autowp.ru

Технические характеристики ЗиЛ-131 ‘1966–86

1966–1986
основные
расположение руля слева
количество дверей 2
количество мест
всего 3
конструкция рамная
геометрия
габариты
длина 6 900 мм
ширина 2 500 мм
высота 2 975 мм
колёсная база 3 975 мм
колея
передняя 1 820 мм
задняя 1 820 мм
дорожный просвет
стандарт 330 мм
масса
снаряженная 6 135 кг
полная 10 185 кг
двигатель
название ЗиЛ-130
тип Поршневой
расположение спереди, продольно
система питания карбюратор
материал блока чугун
цилиндры/клапаны V8/2
объем 5 966 см³
мощность
мощность 150 л.с.
в диапазоне от 3 200 об/мин
крутящий момент
крутящий момент 402 Нм
в диапазоне от 1 600 об/мин
в диапазоне до 1 800 об/мин
степень сжатия 6,5
топливо А-80
турбонаддув нет
охлаждение жидкостное
трансмиссия
привод полный
коробка передач МКПП 5
сцепление Однодисковое, сухое
подвеска и рулевое управление
передняя подвеска
стабилизатор поперечной устойчивости нет
тип передней подвески (уст.) Зависимая
тип задней подвески (уст.) Зависимая
динамические характеристики
максимальная скорость 80 км/ч
эксплуатационные характеристики
объем топливного бака 170+170 л
расход топлива
Неустановленный метод
на трассе 40 л/100км
Система «старт-стоп» нет
грузоподъемность 5 000 кг
масса буксируемого прицепа 4 000 кг
разворот
диаметр 20,4 м
тормозная система
передние тормоза
тип барабанные
задние тормоза
тип барабанные
колёса и диски
материал дисков сталь
передние ?J × 20
???/?? R20
задние ?J × 20
???/?? R20
место производства Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР

www.autowp.ru

ЗиЛ-131

Одновременно с созданием на базе ЗИС-151 модернизированного
полноприводного армейского грузовика ЗИС-157
конструкторы Московского автозавода им. Сталина (с 1956 года им.
Лихачёва) под руководством главного конструктора А.М.Кригера решили
разработать принципиально новый автомобиль. Основные идеи (проходные
мосты, блокируемые межосевые и межтележечные дифференциалы, шины
большого диаметра с регулируемым давлением воздуха, верхнеклапанный
двигатель) были опробованы на экспериментальном автомобиле ЗИС-128.
С учётом выявленных во время его испытаний недостатков в 1956 году
был построен опытный образец ЗИС-131, унифицированный с перспективным
семейством ЗИС-130. Так как ЗИС-131 был изготовлен раньше ЗИС-130, на
нём ещё стоял рядный 6-цилиндровый двигатель.

Из-за трудностей с изготовлением многих деталей, которые не были
взаимозаменяемыми с серийно выпускавшимися, в 1958 году был изготовлен
переходный ЗиЛ-165, который нёс в себе черты ЗиЛ-157 и опытного ЗиЛ-130Л.
Испытания показали, что конструкция оказалась не совсем удачной. Поэтому
дальнейшего развития ЗиЛ-165 не получил и конструкторы продолжили совершенствование
ЗиЛ-131.

В 1959 году состоялись заводские, а затем приёмочные испытания опытных
образцов ЗиЛ-131. На 1961-1962 год было запланировано внедрение в производство
без остановки конвейера ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, но из-за различный трудностей
производственного характера работы затянулись. ЗиЛ-130 начал выпускаться
с 1 октября 1964 года, а более сложный по конструкции ЗиЛ-131 попал на
конвейер только в 1967 году. Но задержка пошла на пользу: за это время
конструкторы успели сделать автомобиль более совершенным и разработать
его модификации. По сравнению с ЗиЛ-157 у него была больше грузоподъёмность,
выше скорость, ниже расход топлива на тонну перевозимого груза, на метр
меньше радиус поворота, более комфортабельную кабину и более мягкую
подвеску (за счёт применения удлинённых рессор). В феврале 1974 года
семейству ЗиЛ-131 присвоен Государственный знак качества. В октябре
1987 года началось производство и на Уральском автомоторном заводе
(город Новоуральск Свердловской области).

ЗиЛ-131 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная
с панораменым стеклом (от ЗиЛ-130). Кузов деревянный с задним откидным
бортом, оборудован откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения
проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы,
односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до
4,2 кгс/см2), равная колея всех мостов и расположение их
картеров в одну линию (средний мост проходного типа). Герметизация
агрегатов, отключаемые система вентиляции картера двигателя и вентилятор
системы охлаждения позволяют преодалевать брод до 1,4 м (кратковременно
до 1,5 м). Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного
карбюраторного верхнеклапанного двигателя ЗиЛ-131. Для движения по
пыльным дорогам установлен пеномасляный фильтр с трёхступенчатой очисткой
воздуха. Топливный насос повышенной производительности обеспечивает
бесперебойную работу в условиях высоких температур. Сцепление однодисковое
сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III,
IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по
двухвальной схеме. Главная передача двухступенчатая (конические и
цилиндрические шестерни). Рулевое управление снабжено гидроусилителем.
Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах. Передний мост
отключаемый, оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей.
Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим
приводом. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания
(устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс).

ЗиЛ-131 долгое время был одним из самых распространённых грузовиков
Советской Армии. Применялся он и в гражданских организациях. Его отличала
лёгкость управления, хорошая монёвренность, устойчивость движения.
В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На
шасси ЗиЛ-131 было разработано и освоено множество специализированных
автомобилей. Годовой выпуск в 1989 году достиг 48 тыс. автомобилей
(из них 8 тыс. — на УАМЗ).

Выпуск ЗиЛ-131Н на Московском автозаводе прекратился в 1990 году.
Всего было выпущено 998429 автомобилей всех модификаций. Производство
на Уральском автомоторном заводе продолжалось до 2002 года. На конвейере
его сменил ЗиЛ-433420.

Модификации автомобиля:

  • ЗиЛ-131 — базовый. Выпускался в 1967-1986 годах.
  • ЗиЛ-131А — с неэкранированным электрооборудованием (от ЗиЛ-130). Отличался
    отсуствием средней скамейки в кузове, фары-искателя и специального
    военного оборудования. Глубина преодалеваемого брода уменьшена до 0,9 м.
    Выпускался с января 1971 года.
  • ЗиЛ-131В — седельный тягач. Отличался укороченной рамой, седельно-сцепным
    устройством, 2 запасными колёсами. Предназначен для буксировки полуприцепа
    полной масоой до 12 т (по грунту до 10 т). Выпускался в 1968-1986 годах.
  • ЗиЛ-131Д — шасси для самосвалов (опытный).
  • ЗиЛ-131Д (второй с таким названием) — с дизелем «Катерпиллер» (на прототипе
    «Перкинс»). Разработан в 1992 году. Выпускался в Новоуральске с 1993 года.
  • ЗиЛ-131Н — модернизированный. Отличался двигателем ЗиЛ-5081, новыми
    световыми приборами, тентом из синтетического материала (как у КамАЗов).
    Ресурс увеличен до 250 тыс. км. Выпускался с 5 декабря 1986 года в
    Москве и с 27 октября 1987 года в Новоуральске.
  • ЗиЛ-131НА — модернизированный с неэкранированным электрооборудованием.
    Отличался отсутствием правого топливного бака. Выпускался с декабря
    1986 года.
  • ЗиЛ-131НВ — седельный тягач на базе ЗиЛ-131Н. Выпускался с декабря
    1986 года.
  • ЗиЛ-131Н1 — с дизелем Д-245.20 мощностью 105 л.с.
  • ЗиЛ-131Н2 — с дизелем ЗиЛ-0550 мощностью 132 л.с.
  • ЗиЛ-131С, ЗиЛ-131АС — в северном исполнении. Отличались кабиной с
    дополнительной теплоизоляцией, автономным отопителем, двойными стёклами,
    теплоизоляцией аккумуляторной батареи, противотуманными фарами,
    резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. Предназначены
    для эксплуатации при температуре до -60°C. Выпускались на Читинском
    автосборочном заводе в 1980-1986 годах.
  • ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС — модернизированные в северном исполнении.
    Вупускались на Читинском автосборочном заводе с 1987 года.
  • ЗиЛ-131Х — для эксплуатации в жарких и пустынных районах (опытный).
  • ЗиЛ-137-137Б — активный автопоезд (10×10).

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина

ширина

высота по кабине

высота с тентом

7040

2500

2480

2975
База, мм 3350+1250
Колея, мм 1820
Дорожный просвет, мм 330/355
Радиус поворота, м 10,2
Масса, кг:

в снаряженном состоянии с лебёдкой

полная

6700

10425
Грузоподъёмность, кг:

по шоссе

по грунту

5000

3500
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе

по грунту

6500

4000
Двигатель:

тип

число цилиндров

рабочий объём, см2
степень сжатия

мощность, л.с.

ЗиЛ-131
8

5996

6,5

150
Число передач 5×2
Колёсная формула 6×6
Размер шин 12,00-20″
Запас топлива, л 2×170
Скорость максимальная, км/ч 90
Запас хода, км 850
Глубина преодалеваемого брода, м 1,4
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м 12
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 40

Литература

  1. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. — М.: «Патриот», 1990. — С. 88-89.
  2. Гусев В. Первопроходцы // За рулём. — 1971. — №9. — С. 8.
  3. Колеватов А. Применение автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 // Автомобильный моделизм. — 2003. — №4. — С. 2-8.
  4. Колеватов А. Сто тридцать первый // Автомобильный моделизм. — 2003. — №3. — С. 2-7.
  5. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. — Изд. 10-е., перераб. и доп. — М.: «Транспорт», 1983. — С. 70-71.
  6. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. — М.: «Машиностроение», 1989. — С. 55-64.
  7. Технические средства тылового обеспечения. — М.: Воениздат, 2003. — С. 7-8.
  8. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. — Т. 2. — М.: «Илби», «Прострэкс», 1994. — С. 115-117.

aviaros.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о