Смазка ЦИАТИМ: характеристики, применение, свойства
На сегодняшний день горюче-смазочные материалы применяются довольно широко, а разнообразие данного продукта на рынке достаточно велико. Одним из хороших отечественных продуктов стала смазка ЦИАТИМ.
Общие сведения
Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:
- антифрикционные виды смазок;
- консервационные виды смазки;
- уплотнительные;
- канатные.
Еще один важный фактор — это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.
Термостойкая смазка
Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ — это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения — это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.
Описание смазки
Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.
Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы — от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.
Состав и характеристики
Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.
Производство и эксплуатация
В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.
Один из важнейших параметров такой смазки — это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50о. Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.
Свойства
Еще одна важная характеристика применения смазки ЦИАТИМ — это ее химическая инертность по отношению к таким веществам, как углеводород, эластомер, полимер. Принцип растворения подобного в таких соединениях не работают, так как кремнийорганическая жидкость — это не углеводородное соединение. Стоит отметить, что именно это принципиальное свойство позволяет использовать смазку в таких парах трения, как металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т. д.
Но важно заметить, что при таких качествах использовать эту смазку в паре трения металл-металл нельзя. Трибологические параметры такого сырья слишком слабые. Они не предназначены для использования состава в обычных стальных подшипниках. Это обусловлено тем, что из-за своих физико-химических свойств смазка не может применяться в паре трения металл-металл, так как она не способна дать необходимую защиту от износа. Стоит отметить, что создать подходящую трибосистему из этой смазки с добавкой любой трибоприсадки также не выйдет. Это объясняется тем, что кремнийорганическая жидкость не способна сформировать пленку, которая будет отделять детали и защищать от трения.
ЦИАТИМ-201
Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт — смазка 201. ЦИАТИМ-201 — это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.
Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.
К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:
- антифрикционные свойства этой смазки могут повысить КПД оборудования, а также существенно увеличить срок его эксплуатации;
- рабочий температурный диапазон довольно широк, что позволяет применять такое вещество круглый год, а сильная стойкость к морозу делает возможным применение смазки даже в погодных условиях Крайнего Севера;
- водостойкость сырья делает возможным использование его в открытых, а также негерметичных устройствах.
Аналоги
На сегодняшний день существуют различные импортные аналоги смазки ЦИАТИМ. К таким веществам можно отнести Mobiltemp SHC 32, а также O-Grease. Подобные смазки выпускаются компаниями Mobil и Teobil соответственно. Это аналоги, которые могут заменить смазку ЦИАТИМ-201.
Для того чтобы заменить смазку 221, можно использовать такой импортный аналог, как HUSKEY HVS-100 Silicone Grease. Однако при замене отечественного горюче-смазочного материала необходимо точно разбираться в эксплуатационных и физико-химических характеристиках обеих марок. Так как неверно выбранный аналог может попросту не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. А отсутствие смазки в различных устройствах сильно снижает их защиту от износа, трения, а также сильно ухудшает их работоспособность. В результате общий срок эксплуатации у таких машин также уменьшается.
fb.ru
ЦИАТИМ-221 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2016; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 апреля 2016; проверки требуют 26 правок.ЦИАТИМ-221 — кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла.
Название происходит от аббревиатуры ЦИАТИМ — Центральный институт авиационных топлив и масел. Именно в этом научно-исследовательском институте была разработана эта смазка. С 1954 года ЦИАТИМ перестал существовать как отдельное учреждение, превратившись в структурное подразделение ВНИИ НП (Всероссийский научно-исследовательский институт переработки нефти). Тем не менее, название «Циатим» закреплено в нормативных документах и продолжает использоваться сегодня.
ЦИАТИМ 221 (ГОСТ 9433-80) термостойкая многоцелевая смазка. В её состав входит кремнийорганическая жидкость, загущённая комплексным мылом с добавлением антиокислительной присадки.
Смазка производится по ГОСТ 9433-80. Стандарт ГОСТ 9433-80 распространяется на пластичную смазку, предназначенную для смазывания узлов трения и сопряжённых поверхностей «металл—металл» и «металл—резина», работающих при температуре от минус 60 до плюс 150 °С.
ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления, в запорных вентилях баллонов для инертных газов. Эффективно используется в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. Изначально предназначалась в основном для подшипников, являющихся частью конструкции различных агрегатов и узлов в авиационной технике и для сопряжённых поверхностей «металл-резина», предназначенных для работы в вакууме.
Основные эксплуатационные характеристики:
Внешний вид: Однородная мазь, гладкой структуры от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета
Предел прочности при 50 °С, Па, не менее 120
Смазка ЦИАТИМ-221 малоактивна, не оказывает токсического действия на организм, не раздражает кожу и слизистые oбoлочки.
Температура каплепадения, °С, не ниже 200 (По ГОСТ 6793-74)
- высокая гигроскопичность (7,1 % при выдержке в течение 16ч во влажном воздухе). При поглощении воды из влажного воздуха смазка уплотняется, и её эксплуатационные, в частности низкотемпературные свойства ухудшаются.
- водостойкость — смазка не растворяется в воде;
- сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
- низкая химическая стойкость — допустимо её применение лишь в среде с небольшими примесями агрессивных паров;
- инертна к полимерам и резине;
- сохраняет рабочие характеристики при остаточном давлении до 666,5 Па;
- температурный рабочий диапазон — от −60 до +150°С;
- допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.
Высокотемпературная смазка ЦИАТИМ-221F является фторированным вариантом смазки ЦИАТИМ-221. Благодаря введению в состав смазки ЦИАТИМ-221F ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, что в 3 и более раза повышает срок службы подшипников и других механизмов[нет в источнике]. Кроме того, смазка ЦИАТИМ-221F характеризуется лучшей термостойкостью, хорошей механической стабильностью и отсутствием гигроскопичности (не впитывает влагу). Особенно эффективно использовать смазку ЦИАТИМ-221F в подшипниках электромашин при работе в агрессивных средах при повышенных или переменных нагрузках. Кроме того, благодаря формирующейся на поверхности пар трения плёнке микронной толщины из фторопласта значительно снижается шум и вибрация.
ru.wikipedia.org
Литиевые смазки — Википедия
Литиевые смазки, лито́лы — пластичные смазки, получаемые загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Мыло и масло образуют эмульсию в виде стабильного вязкого геля. Литиевый загуститель придаёт смазке термостойкость и вязкость, она хорошо прилипает к металлам и не вызывает коррозии.
Антифрикционная многоцелевая смазка, предназначена для применения в узлах трения транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения. Литийсодержащие смазки впервые появились во время Второй мировой войны. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).
ЦИАТИМ-201[править | править код]
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки ЦИАТИМ-201:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:
- Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
- Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
- Производится по ГОСТ 6267-74
- Легко смывается водой
Недостатки[править | править код]
- Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
- При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.
ЦИАТИМ-202[править | править код]
Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.
Область применения смазки Циатим-202:
Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:
- Легко смывается водой;
- Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
- Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
ЦИАТИМ-203[править | править код]
Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.
Область применения смазки Циатим-203:
Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.
Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:
- Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
- Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.
Литол-24[править | править код]
Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.
Область применения смазки:
Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.
Основные эксплуатационные характеристики:
- Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
- Водостойкость умеренная, так как показатель вымываемости 6,5% (ссылка). Для сравнения, специализированные смазки на аналогичных нефтяных маслах на других загустителях могут иметь этот показатель до 0,8%.
- Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
- Консистенция NLGI 3
- Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — посредственная, 1400-1500 н.[1]
- Производится по ГОСТ 21150-87
Литол-24РК[править | править код]
Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.
- ГОСТ 21150-87. Смазка Литол-24- технические условия на применение, производство, хранение и транспортировку смазки литол-24
- [1] TDS на Литол-24 от Газпромнефть-СМ
ru.wikipedia.org
характеристики и применение смазки, ГОСТ
Многие автолюбители отдают предпочтение смазке Циатим-203. Благодаря характеристикам применяется для смазывания многих узлов автомобилей и других деталей. Имеет широкий температурный диапазон применения, производится исключительно по ГОСТ 8773-73.
Описание
Смазка Циатим-203 высоко эластичная фрикционная смазка, применяется в механизмах автомобилей и других видов транспорта, функционирующих при высоких нагрузках. Смазку применяют для смазывания авиамеханизмов, редукторов, подшипников скольжения и качения и многого др.
Амплитуда рабочей температуры достигает 150 ºC: от — 50 ºC, до + 100 ºC.
Состав ЦИАТИМ 203
В структуру Циатим-203 входят продукты нефтепереработки и литиевое мыло, которые прошли необходимый процесс загущения.
Также смазка имеет в своем составе специальную присадку, которая увеличивает вязкость конечного продукта.
Визуально напоминает густую мазь либо жидкий крем.
Оттенки смазки варьируются от темно-коричневого, до желто-коричневого.
Коллоидная стабильность вещества не превышает 10 %.
Устойчива к коррозии.
В состав нет свободных органических кислот.
Массовая доля серы в составе Циатим 203 составляет не более 1 к 500 от общей массы, что равняется 0,2%.
После срока хранения 24 месяцев возможно возрастание вязкости при низких температурах.
Все указанные характеристики говорят о том, что смазка изготавливается по ГОСТ 8773-73 и отвечает всем нормам.
Однако в данном смазочном материале есть один небольшой недостаток, который препятствует ее широкому распространению и общедоступному использованию. В состав входит кашалотовый жир, который является дефицитом, а также идет активное сокращение добычи и истребления китов. Специалисты работают над тем, чтобы заменить его на технический саломас. Он позволит сохранить смазочные свойства и характеристики продукта.
Срок хранения ЦИАТИМ 203 достигает 60 месяцев, если при этом не вскрыта заводская упаковка.
Средство горючее. Температура вспышки 135 ºC. В целях безопасности нужно соблюдать условия хранения и в момент, когда его готовят к использованию надевать индивидуальные средства защиты. Но в то же время не относится опасным веществам, поэтому возгорание при обычных условиях невозможно.
Смазка не является летучей, а возгорание возможно при температуре окружающей среды не ниже 130 ºC.
Применение смазки
Циатим-203 применяется для промазывания узлов механизмов автомобилей и иных видов транспорта, которые функционируют при повышенных нагрузках. Позволяет это сделать входящая в структуру смазки специальная противозадирная присадка. Именно благодаря ее свойствам все узлы и детали изнашиваются намного медленнее.
В продаже есть смазки с показателями изнашиваемости деталей выше, но и стоимость их намного дороже.
Применяется в подшипниках качения, силовых приводах, редукторов, узлы трения, винтовые пары, авиамеханизмы и многое др. Замедляет процесс их износа.
Преимущества
В сравнении с иными видами смазок механизмов, ЦИАТИМ 203 превосходит смазки предыдущих поколений (например, Циатим 201) по многим характеристикам.
Средство устойчиво к попаданию влаги. Ценится высокими значениями износостойкости.
Недостатки
Из небольших минусов является то, что хоть смазка и стойкая к воде, но показатель коррозионной устойчивости не самый высокий.
Если вы выбираете смазочное средство, необходимо в первую очередь ознакомиться с его основными характеристиками, особенностями, а также с областью его применения, прежде чем приобретать его. Ведь не всегда выбранный смазочный материал наобум и без предварительного ознакомления может подойти вашему транспортному средству.
pomaslam.ru
Смазка Циатим-221: ГОСТ, состав, технические характеристики
На рынке представлено множество смазочных материалов различных типов. Одной из самых распространенных смазок советского времени, обширно применяемой и в наши дни, является смазка Циатим-221. Далее рассмотрен состав, параметры, применение данного продукта.
Общие особенности
Изначально Циатим-221 создавалась для использования в авиационной технике, что подтверждается приспособленностью данной смазки к работе в разреженном воздухе и вакууме. Среди смазочных материалов общего назначения этот продукт относится к самым дорогим.
Состав
Отличие Циатим-221 от прочих смазок производителя заключается в кремнийорганической основе «132-24», составляющей до 88% объема. В качестве загустителя, составляющего 10% объема, используется стеарат-ацетат кальция либо кальциевое мыло. Оставшиеся 5% составляет антиокислительная присадка, улучшающая вязкость и адгезию, а также повышающая термоокислительную стабильность. Таким образом, по составу Циатим относится к кальциевым смазкам.
Скачать ГОСТ 9433-80
Нужно учитывать, что на рынке под данным названием представлены материалы другого состава. Как было сказано, состав Циатим-221 по ГОСТ 9433-80 строго регламентирован. В дешевых аналогах в некоторых случаях в качестве основы применяют очищенное нефтяное масло. Другие представляют собой разбавленную маслом более дешевую смазку Литол-24. Естественно, по параметрам они полностью отличаются от оригинала.
Общие свойства
Циатим-221 представлена мазеобразным, мягким, нетекучим составом с гладкой, однородной текстурой, наподобие вазелина, желтоватого, белого, светло-серого или светло-коричневого цветов. В этом она сходна с аналогами. Оттенок определяется типом присадок и не влияет на технические характеристики. Испаряемость смазки составляет до 2% в час при 150 °С, а температура разжижения равна 200 °С. В случае кипячения свойства восстанавливаются при остывании. Диапазон рабочих температур составляет от -60 до 150 °С. Предел прочности составляет от 120 Па, чего достаточно для высокоскоростных узлов трения. Циатим 221 выдерживает коррозионное воздействие. Возможность продолжительной работы и хранения обеспечена коллоидной стабильностью в 7%. Данный состав не взаимодействует с полимерами и резиной. Она нерастворима в воде, однако избыточно гигроскопична, то есть меняет свойства при поглощении воды, в том числе сокращается устойчивость к низким температурам. Ввиду этого недопустимо хранение в негерметичной таре. Наиболее подходят для этого жестяные банки и алюминиевые тубы. К тому же недопустимо химическое воздействие, в том числе в виде испарений. Параметры смазки сохраняются при максимальном остаточном давлении от 666,5 Па. При условии хранения в оригинальной таре гарантийный срок составляет 5 лет, но свойства сохраняются до 40 лет.
Эксплуатационные свойства и характеристики
Циатим-221 применяют как смазку широкого назначения для сложных условий (резкие температурные перепады, высокие (>150 °С) или низкие (<-60 °С) температуры, воздействие воды) Смазка стабильна при высокой температуре. Так, при непродолжительном нагреве до 180 °С, она не упрочняется и не утрачивает функциональность. Как было сказано, она нерастворима водой, но гигроскопична, вследствие чего в условиях влажности утрачивает исходные свойства ввиду затвердевания. Циатим-221 несовместима с прочими смазками, в том числе с основанными на литии с нефтяными маслами. Недопустимо и случайное смешивание. Возможно применение для металл-резиновых, пластиковых и металлических поверхностей благодаря инертности к данным материалам. Однако из-за слабых трибологических свойств, обуславливающих плохое разделение высоконагруженных металлических пар трения, смазку не желательно использовать для крупногабаритных подшипников. Циатим-221 приспособлена для вакуума и разреженного воздуха. Она пожаро- и взрывобезопасна, а также нетоксична, в том числе при нагреве (тем не менее производителем рекомендуется применять при работе СИЗ).
Применение
Сфера применения смазки Циатим-221 определяется приведенными выше параметрами. Она является многофункциональным составом, подходящим для разных нагрузок, температур и скоростей. Благодаря этому ее используют во многих отраслях. В частности, Циатим-221 подходит для приборов, узлов различных механизмов и устройств и т. д.
Циатим 221F
Данная смазка представляет собой усовершенствованный вариант Циатим-221 с добавлением фторовой присадки. Свойства Циатим-221F существенно отличаются от исходного материала:
- улучшены антиизносные и антизадирные параметры, особенно при высокой нагрузке;
- повышена термостойкость, что обеспечивает сохранение свойств в нагруженных узлах;
- устранена гигроскопичность, ввиду чего появилось возможность применения во влажной среде, где нельзя использовать Циатим-221;
- фторопластовые включения понижают шум при работе агрегатов вращения и трения.
Таким образом, смазки 221 и 221F являются аналогами по функциональному назначению, но вторая имеет расширенную сферу применения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
stankiexpert.ru
Смазка консервационная ЦИАТИМ — Справочник химика 21
Лучшие защитные свойства имеют углеводородные смазки ПВК, пушечная, технический вазелин, СХК и ПП 95/5. Почти не уступают им и некоторые мыльные смазки ЦИАТИМ-221, солидолы, МС-70, ОКБ-122-7. Хорошими защитными характеристиками даже в условиях наружной консервации обладают не только защитные, но и антифрикционные смазки солидолы, ОКБ-122-7. В таких условиях хорошо известное консервационное масло НГ-203-А, водорастворимая смазка 1-13, смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 и ЦИАТИМ-205 оказались неэффективными. [c.145]
Смазка консервационная ЦИАТИМ-215, ГОСТ 8893—58 [c.707]
Проведенные исследования по определению общего, омического и поляризационного сопротивлений под пленками разнообразных смазочных материалов показали, что изоляционная составляющая защитного эффекта во всех случаях носит подчиненный характер в защите от электрохимической коррозии, так как сама доля омического сопротивления в общем сопротивлении защитной пленки даже для неингибированных смазок невелика например для смазки ПВК она равна 0,6%, для ЦИАТИМ-221 — 2,6%, для ингибированных смазок, консервационных масел и ПИНС —около —5% [20, 108—109]. [c.79]
Большое практическое значение приобретают также ингибированные, рабоче-консервационные пластичные смазки и ПИНС-РК на их основе. Совместно с И. Г. Фуксом были проведены работы по ингибированию углеводородных (ПВК), мыльных (ЦИАТИМ-201) и силикагелевых (СИОЛ) пластичных смазок. Результаты работ представлены в табл. 40. В этой же [c.236]
Консервационные характеристики смазки ЦИАТИМ-201 невысоки. Ее химическая стабильность вполне удовлетворительна При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается при этом снижаются ее предел прочности и вязкость. Тиксотропное упрочнение для смазки ЦИАТИМ-201 не характерно под действием повышенных температур или при хранении она не уплотняется. Работоспособность смазкн при испытании на ПМТ при 100 С [c.56]
Изоляционная (омическая) составляющая защитного эффекта (Rom) смазочного материала зависит от толщины его слоя, паро-, газо- и водопроницаемости этого слоя, а также его гигроскопичности. Эти показатели связаны со структурой, реологическими и адгезионными свойствами смазочного материала, а также с теми изменениями, которые происходят в нем при эксплуатации или хранении (химическая или коллоидная стабильность, окисляемость и т. д.). Изоляционная составляющая исчезает при удалении слоя покрытия. Поэтому его пористость, микродефекты его структуры, разрыв пленки, смываемость, температура сползания имеют в этом случае решающее значение. Проведенные нами исследования по определению общего, омического и поляризационного сопротивлений под пленками разнообразных смазочных материалов показали, что изоляционная составляющая защитного эффекта является второстепенной при защите от электрохимической коррозии, так как доля омического сопротивления в общем сопротивлении защитной пленки даже для неингибированных смазок невелика для пушечной смазки — 0,6% ЦИАТИМ-221—2,6% ингибированных смазок, консервационных масел и тонкопленочных покрытий (ИТП) — 1 —5% (табл. 47) i[15, 17, 60—62]. [c.202]
Смазка консервационная К-17, ГОСТ 10877—76, литиевая, на смеси масел авиационного МС-20 и трансформаторного. Содержит петролатум окисленный, каучук СКБ-45, присадки ЦИАТИМ-339, ПМСя, дифениламин. Смазка К-17 применяется для долговременной (5 и боЛее лет) консервации изделий, в том числе ЗИП из черных и цветных металлов, хранящихся без непосредственного воздействия на смазанные поверхности климатических факторов. Двигатели внутреннего сгорания консервируют без разборки сливают щтатное масло, прокачивают смазкой и излишек смазки удаляют. Для ввода двигателя в эксплуатацию достаточно его залить штатным маслом. При консервации должна быть обеспечена циркуляция смазки у консервируемой поверхности. Это достигается прокачкой смазки через внутренние полости, многократным окунанием детали в ванну со смазкой или растиранием смазки кистью по поверхности детали. При консервации двигателей внутреннего сгорания, имеющих масляные фильтры (в особенности центробежные), их нужно отключить и обеспечить прокачку смазки через масляную систему, минуя эти фильтры. [c.354]
Дизельные, автомобильные, моторные масла с присадками, для гипоидных передач, МК-8, МС-8, трансмиссионные, для гидромеханических коробок передач и гидроусилителей, авиационное ИПМ-10, консервационное, НГ-203, смазки К-17, РЖ> масло ВНИИ НП 5Р-1-4Ф, масла для холодильных Машин, консталин жировой, смазки АМ, литол, ЦИАТИМ-221, канатная 39у, герметол, защитная, клейкая ЗЗК-Зу, насосная, специальные жидкости ПГВ, Т-50С-3, ЛЗ-МГ-2, АЖ-12т, АЖ-16, ГЖД-Ис, охлаждающие низко-замерзающие, 12ф, 13фм, РЖС, манометрическая М-1, ТГФ, ТГФ-М, синтетические масла МАС-14-Н и ВНИИ НП-МАС-ЗОНК, вспомогательные вещества ОП-7, ОП-10 [c.17]
Смазка ГОИ-54п, ГОСТ 3276—63, — углеводородная, применяется, как и смазка ЦИАТИМ-201, для смазывания узлов трения приборов и других узлов трения, работающих со средней скоростью и малой нагрузкой в диапазоне температур 50° С. Хорошо защищает металлы от атмосферной коррозии. Рекомендована ГОСТ 13168—69 как консервационная. Водостойка. Может заменяться смазками ЦИАТИМ-201 и ОКБ-122-7-5, однако HeooxofiHMO учитывать худшие защитные свойства этих смазок. [c.265]
Смазка К-15 (циатим-217-15) имеет большие преимущества перед старыми жидкими консервационпыми смазками 58м, 59 и 59ц. Эти смазки применялись для консервации двигателей определенных типов. Нельзя было, например, пр
chem21.info
характеристики и применение смазки, аналоги, ГОСТ
Смазка ЦИАТИМ 221 не потеряла своей актуальности в современном машиностроении благодаря характеристикам. За довольно длинный период эксплуатации о ней сложилось не мало мифов. Применение ЦИАТИМ 221 — отличается большим температурным диапазоном от -60°С до +150°С. Изобрел Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел.
Из-за ее происхождения существует мнение о том, что она применяется только для авиационных потребностей. На самом же деле область использования намного больше. Смазка полностью сделана по ГОСТ 9433-80.
Технические характеристики
Благодаря своим характеристикам ЦИАТИМ 221 может применяться при экстремальных температурах. При эксплуатации при минусовых температурах сильно не замерзает. Нижний предел температуры — 60 °С.
- испаряемость при 150°С: до 2%;
- коллоидная стабильность: 7%;
- свободная щелочь: не больше 0,08%;
- температура каплепадения: 200°С.
ЦИАТИМ 221 — не устойчива к коррозии
Состав ЦИАТИМ 221:
- Кремниевая органическая жидкость;
- Загуститель – комплексное мыло;
- Присадка от окиси.
В составе — отсутствует вода
Свойства
ЦИАТИМ 221 располагает свойствами, которые делали ее наилучшей для своего времени:
- обладает качеством смазывания деталей при давлении 0,6 кПа;
- не разводится в воде;
- малая устойчивость к износу;
- при поднятии температуры её свойства стабильны;
- не меняются рабочие свойства при существенном понижении температуры;
- ее применяют в отсутствии агрессивных паров;
- сохраняет плотность при впитывании влаги;
- инертна к резине и полимерам;
- работает при разной температуре от -60°С до + 150°С;
- сохраняет свое качество до 40 лет.
Применение
ЦИАТИМ 221 еще раз подчеркивает с какой тщательностью в нашей стране относятся разработчики к изготовлению товара для военной промышленности. В нем заранее закладывается огромный потенциал уникальных качеств.
ЦИАТИМ 221 используется для смазки подшипников. Достигается превосходная работа при частоте вращения до 10 000 оборотов в минуту.
Невероятно, ведь эта смазка изготавливалась сугубо для применения в авиации и разрабатывалась для 80-х годов прошлого века.
Однако по истечении продолжительного времени она не потеряла своих способностей и остается конкурентной среди современной продукции.
В настоящее время она смазывает узлы новейших разработок техники.
Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 221
Плюсы:
- не разводится в воде;
- остается стабильной при нагревании;
- инертна к полимерам и резине;
- используется круглый год;
- сохраняет свои качества даже при давлении до 666,5 Па;
- качественно осуществляет смазку узлов трения поверхностей;
- обеспечивает стабильную работу механизмов;
- смазка не является пожароопасной;
- защищает оборудование от появления коррозии;
- способна не терять своих качеств при правильном хранении до 40 лет.
Недостатки:
- маленькая химическая стойкость — применение только с небольшими примесями агрессивных паров;
- не рекомендуется для применения в больших механизмах.
Безопасность человеческого организма. ЦИАТИМ 221 безвредна для организма человека. Однако при ее использовании следует придерживаться следующих мер безопасности:
- пользуйтесь перчатками;
- тщательно мойте руки перед едой и курением.
Как уберечь себя от подделки
Для получения качественного товара необходимо его соответствие ГОСТу, выполнение требований:
- 100% придерживаться требований ГОСТ;
- тестировать характеристики во время всего производства.
Однако, есть производители ЦИАТИМ 221, которые пользуются неосведомленностью работников предприятий нашей промышленности. Они продают подделку. В качестве основы применяют очищенное нефтяное минеральное масло.
Другие, при помощи масел разбавляют смазку Литол-24 и продают ее под видом смазки ЦИАТИМ 221.
Цена аналогов значительно ниже стоимости оригинала. Соответственно характеристики таких подделок не сравнимы с оригиналом. Это вредит отзывам о ЦИАТИМ 221 и ставит под угрозу эксплуатацию приборов.
Во избежание финансовых потерь приобретать ее нужно только у лицензированных продавцов.
Особенности ЦИАТИМ 221
- Достаточно высокая температура ее применения, достигающая +150°С. И холодный предел — 60°С.
- Инертна к полимерам и пластику, применяется в узлах с резиной, пластиком и металлом.
- ЦИАТИМ 221 используется в самой разнообразной технике, где предусмотрены большие обороты. Благодаря своим качествам она подходит для применения в вакууме.
Актуальность в наше время
Несмотря на то, что указанная смазка была изготовлена еще в прошлом веке, последняя ее модификация произведена в 1980 году — она остается актуальной в наши дни. Ко всему вышеперечисленному применению ее удачно используют в качестве масла при смазывании вентиляторов охлаждения современных компьютеров. Это позволяет гарантировать долгую и бесперебойную эксплуатацию таких мелких и деликатных деталей. Данный факт лишний раз подтверждает дальновидность изобретателей смазки ЦИАТИМ 221, заложенные в ней высокие требования к рабочим характеристикам оригинального качественного продукта.
Производится в алюминиевых бочонках объемом от 40 до 200 грамм. Для транспортировки продукт складывают в ящики.
Гарантия 5 лет.
Аналоги
При отсутствии ЦИАТИМ 221 её можно заменить следующими продуктами:
- ЦИАТИМ-221F это доработанная ЦИАТИМ 221. Добавили ультрадисперсный политетрафторэтилен. В результате перестала впитываться влага, стала больше рабочая температура, улучшились смазывающие качества. Температурный диапазон от -60 ºC до 150 ºC.
- HUSKEY 350 Silicone Grease
ЦИАТИМ 221 лучше ВНИИНП-242 и смазки 1-13. Благодаря большей температуре и качественным рабочим свойствам. Однако нужно знать, что обычные электрические машины не требуют такой дорогой и качественной смазки.
С момента изобретения данного продукта уже прошло более половины века, однако благодаря удивительным качествам он остается актуальным и в настоящее время. ЦИАТИМ 221 пользуется не только авиационная промышленность — она достаточно востребована и во многих сферах. Соответственно, продукт достаточно дорого стоит.
Будьте внимательны к предложениям со значительной скидкой — остерегайтесь подделок.
pomaslam.ru