Смазка циатим 201 характеристики – Циатим 201: характеристики и применение

Содержание

Смазка ЦИАТИМ: характеристики, применение, свойства

На сегодняшний день горюче-смазочные материалы применяются довольно широко, а разнообразие данного продукта на рынке достаточно велико. Одним из хороших отечественных продуктов стала смазка ЦИАТИМ.

Общие сведения

Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:

  • антифрикционные виды смазок;
  • консервационные виды смазки;
  • уплотнительные;
  • канатные.

Еще один важный фактор — это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.

Термостойкая смазка

Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ — это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения — это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.

Описание смазки

Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.

Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы — от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.

Состав и характеристики

Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.

Производство и эксплуатация

В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.

Один из важнейших параметров такой смазки — это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50о. Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.

Свойства

Еще одна важная характеристика применения смазки ЦИАТИМ — это ее химическая инертность по отношению к таким веществам, как углеводород, эластомер, полимер. Принцип растворения подобного в таких соединениях не работают, так как кремнийорганическая жидкость — это не углеводородное соединение. Стоит отметить, что именно это принципиальное свойство позволяет использовать смазку в таких парах трения, как металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т. д.

Но важно заметить, что при таких качествах использовать эту смазку в паре трения металл-металл нельзя. Трибологические параметры такого сырья слишком слабые. Они не предназначены для использования состава в обычных стальных подшипниках. Это обусловлено тем, что из-за своих физико-химических свойств смазка не может применяться в паре трения металл-металл, так как она не способна дать необходимую защиту от износа. Стоит отметить, что создать подходящую трибосистему из этой смазки с добавкой любой трибоприсадки также не выйдет. Это объясняется тем, что кремнийорганическая жидкость не способна сформировать пленку, которая будет отделять детали и защищать от трения.

ЦИАТИМ-201

Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт — смазка 201. ЦИАТИМ-201 — это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.

Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.

К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:

  • антифрикционные свойства этой смазки могут повысить КПД оборудования, а также существенно увеличить срок его эксплуатации;
  • рабочий температурный диапазон довольно широк, что позволяет применять такое вещество круглый год, а сильная стойкость к морозу делает возможным применение смазки даже в погодных условиях Крайнего Севера;
  • водостойкость сырья делает возможным использование его в открытых, а также негерметичных устройствах.

Аналоги

На сегодняшний день существуют различные импортные аналоги смазки ЦИАТИМ. К таким веществам можно отнести Mobiltemp SHC 32, а также O-Grease. Подобные смазки выпускаются компаниями Mobil и Teobil соответственно. Это аналоги, которые могут заменить смазку ЦИАТИМ-201.

Для того чтобы заменить смазку 221, можно использовать такой импортный аналог, как HUSKEY HVS-100 Silicone Grease. Однако при замене отечественного горюче-смазочного материала необходимо точно разбираться в эксплуатационных и физико-химических характеристиках обеих марок. Так как неверно выбранный аналог может попросту не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. А отсутствие смазки в различных устройствах сильно снижает их защиту от износа, трения, а также сильно ухудшает их работоспособность. В результате общий срок эксплуатации у таких машин также уменьшается.

fb.ru

Agrinol — первая буква Автомобиля. Смазки, Приборные, ЦИАТИМ-201

Выпускается по: ГОСТ 6267–74

ЦИАТИМ-201 — литиевая антифрикционная морозостойкая и тугоплавкая смазка для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения.

Характеристики:

Наименование показателя ЦИАТИМ-201
Соответствие классификациям NLGI 2
Соответствие классификациям DIN 51502 К2Е-60
Загуститель Li
Температура, °С: каплепадения 175
Предел прочности на сдвиг при 50°С, Па 250-500
Коллоидная стабильность, %, не более 26
Вязкость эффективная, Па·с: — при (50°С) (ср. град. ск. деформации 10 с–1), не менее
Вязкость эффективная, Па·с: — при (-50°С) (ср. град. ск. деформации 10 с–1), не менее 1100


По международным классификациям смазка соответствует:

NLGI: 2


DIN 51502: К2Е-60

Состав


Маловязкое нефтяное масло, загущенное литиевым мылом с добавлением антиокислительной присадки. 


Область применения:


ЦИАТИМ-201 — литиевая антифрикционная морозостойкая и тугоплавкая смазка для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения. 


Смазка предназначена для смазывания узлов трения авиационной техники, радиотехнического оборудования, электромеханических и других приборов и точных механизмов, основных узлов автомобильной и другой наземной техники, эксплуатируемой в северных районах, работающих с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках.

Основные эксплуатационные свойства:


  • Удовлетворительная механическая стабильность;
  • Низкая коллоидная стабильность;
  • морозо- и водостойкая;


Показатели качества являются информационными и могут отличаться от показателей ГОСТа.

agrinol.ua

Характеристики смазки ЦИАТИМ-201 — Характеристики смазки ЦИАТИМ-201 — Материаловедение — Каталог статей

1. Характеристики смазки ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74:

Показатели качества

Значения показателей

Температурный предел работоспособности (верхний), 0C

+85

Температура каплепадения, 0C

175 — 190

Температурный предел работоспособности (нижний), 0C

-60

Предел прочности при 20 0C, Па

420

Коллоидная стабильность, %

20

  Характеристики качества бензина:

   Для автомобильных двигателей применяют бензины А-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98. Буква А в марке бензина означает, что этот бензин автомобильный, буква И — что октановое число определяют по исследовательскому методу, а цифры — минимальное значение октанового числа.

   Основным показателем бензинов является детонационная стойкость, определяющая способность бензина сгорать в цилиндрах двигателей нормально, без детонации. Детонацией или детонационным сгоранием рабочей смеси называется такое её сгорание, когда скорость распространения пламени в сто и более, раз превышает нормальную скорость горения (20 — 30 м/с). Одновременно в цилиндре двигателя в два раза повышается давление и увеличивается температура. Работа двигателя с детонацией вызывает падение мощности, увеличение расхода топлива и приводит к залеганию поршневых колец, прогоранию поршней и прокладки головки цилиндров, обгоранию клапанов, повреждению подшипников коленчатого вала и др.

   Детонация (сгорание топлива со скоростью близкой к взрывной) снижает прочность смазки и нарушает верхний предел работоспособности смазки, поскольку вызывает перегрев двигателя, снижая его КПД.

  Эксплуатационные свойства бензина определяются также испаряемостью, т.е. его способностью переходить из жидкого в парообразное состояние при конкретных условиях. Этот показатель характеризует пусковые свойства, полноту его сгорания и способность к образованию газовых пробок в системе питания двигателя, что приводит к увеличению времени работы смазки при низких температурах (режим долгого запуска) и перегрев смазки при работе с некачественной воздушно-бензиновой смесью.

   Плотность бензина влияет на уровень его в поплавковой камере карбюратора и экономичность работы двигателя. Уменьшение плотности влечёт за собой повышение его уровня и перерасход топлива при работе двигателя. Наличие в бензине кислот, щелочей, серы, сернистых соединений, а также загрязнённость его механическими примесями определяют надёжность и долговечность работы двигателя, поскольку приводит к механическому и химическому разрушению смазки.

   ЦИАТИМ-201 представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, загущённого стеаратом лития (литиевое мыло), содержит антиокислительную присадку, обладает морозостойкими и тугоплавкими свойствами. К смазочным маслам и консистентным смазкам добавляют следующие антиоксиданты (1—3 %): параоксидифениламин, ионол, трибутилфосфат, диалкилдитиофосфат цинка (или бария), диалкилфенилдитиофосфат цинка и др. Загустителями могут быть мыла жирных кислот, парафин, сажа, органические пигменты и т.д.

   2. Трение. Виды трения. Износ деталей.

      Под    трением    (внешним)     понимают     сопротивление     относительному 

перемещению,  возникающее  между  двумя  телами  в  зонах  соприкосновения 

поверхностей по касательной к ним. Уменьшение потерь на трение и снижение 

интенсивности   изнашивания   поверхностей   деталей        —  основное   назначение 

смазочных материалов.

      По наличию смазочного материала различают три вида трения: трение без 

смазки, граничное трение и жидкостное трение.

      Трение  без  смазки  —   это  трение  двух  твѐрдых  тел  при  отсутствии  на 

рабочих поверхностях введѐнного смазочного материала.

      Граничное  трение  возникает  в  том  случае,  когда  рабочие  поверхности 

разделены   слоем   смазки   настолько   малой   толщины   (менее   0,1   мкм),   что 

свойства  этого  слоя  отличаются  от  объѐмных  свойств,  а  сила  трения  зависит 

только  от  природы  и  состояния  трущихся  поверхностей.  Режим  граничного 

трения    очень   неустойчив,    это   предел    работоспособности      узла  трения. 

Поведение   граничных   слоев   определяется   взаимодействием   молекулярных 

пленок масла с поверхностью металла. Установлено, что толщина и прочность 

граничных  слоев  зависит  от  химического  состава  масла  и  входящих  в  него 

присадок,   особенностей,   химической   структуры   и   состояния   поверхностей 

трения.

      При     жидкостном      трении    смазочный      слой   полностью      отделяет 

взаимоперемещающиеся         поверхности     и   имеет    толщину,     при    которой 

проявляются нормальные объемные свойства масла. Сила трения в этом случае 

определяется    лишь    внутренним     трением    слоев   в  смазочном     материале. 

Устойчивость смазочного слоя, необходимого для жидкостного трения, зависит 

  от  следующих     факторов:   конструкции   узла   трения,  скорости   взаимного 

перемещения  трущихся  поверхностей,  удельного  давления  на  них,  вязкости 

смазочного   материала,   площади   трущихся   поверхностей,   величины   зазора 

между ними, температурного состояния узла трения и др. 

   Износ — постепенная поверхностная разрушение материала с изменением геометрических форм и свойств поверхностных слоев деталей.

Бывает износ:

— нормальный;

— аварийный.

В зависимости от причин износ делится на 3 категории:

1. химический;

2. физический;

3. тепловой

Нормальный износ — изменение размеров, происходящее в короткий срок из-за неправильного монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.

Химический износ — заключается в образовании на поверхности деталей тончайших слоев окиси с последующим отшелушиванием этих слоев. Происходящие разрушения сопровождаются появлением ржавчины, разъедания метала.

Физический износ — причиной может быть:

— значительные нагрузки;

— поверхностное трение;

— абразивное и механическое воздействие.

И при этом на деталях появляется:

— микротрещины;

— трещины;

— поверхность металла становится шероховатой.

Физический износ бывает:

— осповидный;

— усталостный;

— абразивный;

— эрозия.

Тепловой износ — характеризуется возникновением и последующим разрушением молекулярных связей внутри металла. Возникает из-за повышенной или пониженной температуры.

   3. Физическая стабильность бензинов.

   Стабильность бензинов должна обеспечивать сохранение их свойств в течение определенного периода. Физическая стабильность связана главным образом с испарением легких фракций при хранении и транспортировке бензина. В результате ухудшаются эксплуатационные свойства бензина, в первую очередь его пусковые свойства. Например, при испарении 3…4% бензина давление насыщенных паров может снизиться в 2…2,5 раза.

   Физическая стабильность топлив характеризуется потерей массы, нарушением гомогенности, образованием отдельных фаз в топливе. При этом протекают процессы кристаллизации, застывания, испарения, поглощения и выделения влаги.

Физическая стабильность топлива, или способность его сохранять низкокипящие фракции при хранении, обусловливается в основном упругостью его паров. В свою очередь упругость паров зависит от состава топлива, определяемого содержанием в нем тех или иных углеводородов.

   4. Рекомендуемые горюче-смазочные материалы и спецжидкости

для заправки автомобилей КАМАЗ-53207:

Наименование узла (агрегата)

Марка ГСМ

1

Система охлаждения ДВС КАМАЗ

Охлаждающая жидкость Cool Stream Standart 40

Охлаждающая жидкость «Лена-40»

   

2

Система охлаждения ДВС Cummins

ES Compleat TM EG Premix 50/50

3

Система питания топливом

Топливо дизельное ЕВРО

Сорт С – в период с 1 мая по 30 сентября (5 месяцев)

   

Сорт Е – в период с 1 апреля по 30 апреля (1 месяц)

в период с 1 октября по 31 октября (1 месяц)

   

Класс 2 – в период с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)

   

4

Рулевое управление

Масло «Экойл-Гидравлика HF» (МГ32В)

«ГИПОЛ-РС»

   

«Татнефть Р – Ойл»

   

5

Рулевое управление с узлами ZF

Shell Donax TA

ТНК ATF IID

   

6

Гидроподъемник кабины

Масло «Экойл-Гидравлика HF» (МГ32В)

«ГИПОЛ РС»

   

7

Гидропривод выключения сцепления

Тормозная жидкость «РОСДОТ»

«КАПРОС ДОТ»

   

8

Смазочная система ДВС КАМАЗ

Масло моторное «Экойл» SAE 15W-40

«Лукойл МЗк»

   

«Лукойл-Супер» SAE15W-40

   

«Экойл-Турбодизель» GAZ SAE 15W-40

   

9

Смазочная система ДВС Cummins

Масло «Лукойл-Авангард» Ультра SAE 15W-40

10

КПП КАМАЗ

Масло ТСП-15К

11

КПП ZF

Shell Spirax GX 80W-90

Statoil GEARWAY G4 80W-90

   

Shell Transmis. Oil ZFLD 75W-80

   

CASTROL SYNTRANS MAX 75W-80

   

ZF ECOFLUID A PLUS

   

12

Раздаточная коробка КАМАЗ

Масло ТСП-15К

13

Раздаточная коробка ZF (Германия), ZQS (КНР)

Shell Spirax GX 80W-90

14

Ведущие мосты КАМАЗ, MADARA, RABA

Масло ТСП-15К

Масло «Лукойл» ТМ-5

   

15

Гипоидные мосты FAW (КНР), RABA (Венгрия)

Масло «Лукойл» ТМ-5

Масло ТМ-5 SAE 85W-90

   

«Татнефть» ТМ-5-18

   

 

   ЛИТЕРАТУРА:

1. Н.Б.КИРИЧЕНКО.  АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  МАТЕРИАЛЫ.

Москва. Академия. 2003 г.

 

allmomater.ucoz.net

ГОСТ 6267-74 Смазка ЦИАТИМ-201. Технические условия (с Изменениями N 1-4), ГОСТ от 25 июля 1974 года №6267-74

ГОСТ 6267-74

Группа Б32

СМАЗКА ЦИАТИМ-201

Технические условия

Grease ЦИАТИМ-201.
Specifications

ОКП 02 5422 0100

Дата введения 1975-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 25.07.74 N 1770

3. ВЗАМЕН ГОСТ 6267-59

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94).

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в марте 1980 г., сентябре 1984 г., сентябре 1989 г., апреле 1990 г. (ИУС 4-80, 12-84, 1-90, 7-90)

Настоящий стандарт распространяется на морозостойкую смазку ЦИАТИМ-201, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90 °С.

Обозначение смазки по ГОСТ 23258 — НЛи6/9-1.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. (Исключен, Изм. N 4).

1.2. Смазка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологии, применявшейся при изготовлении опытных образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.3. По физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Норма

Метод испытания

1. Внешний вид

Однородная мазь, без комков, от светло-желтого до светло-коричневого цвета

По п.3.2

2. Вязкость эффективная при минус 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, Па·с, не более

1100

По ГОСТ 7163

3. Предел прочности при 50 °C, Па

250-500

По ГОСТ 7143

4. Температура каплепадения °С, не ниже

175

По ГОСТ 6793

5. Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

26

По ГОСТ 7142

6. Коррозионное воздействие на металлы

Выдерживает

По ГОСТ 9.080 с дополнением по п.3.3 настоящего стандарта

7. Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более

3

По ГОСТ 5734 с изменением по п.3.4 настоящего стандарта

8. Содержание свободной щелочи, в пересчете на NaOH, %, не более

0,1

По ГОСТ 6707

9. Содержание воды

Отсутствие

По ГОСТ 2477

10. Содержание механических примесей

«

По ГОСТ 6479

11. Испаряемость в чашечках-испарителях при 120 °С, 1 ч, %, не более

25

По ГОСТ 9566

12. Пенетрация при 25 °С

Не нормируется

По ГОСТ 5346

Примечание. (Исключено, Изм. N 3).

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают количество смазки массой до 11 т одновременного изготовления, однородной по своим показателям качества и сопровождаемой одним документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.4. Пенетрацию определяют только при поставке смазки на экспорт.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517.

Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.

3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят шпателем на пластину размером 50х70х2 мм из стекла по ГОСТ 111 при помощи шаблона (внутренние размеры 35х35х2) и просматривают в проходящем свете.

3.1-3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3. Коррозионное воздействие на металлы определяют на пластинах из меди марок М0к или M1к по ГОСТ 859.

3.4. Испытание на стабильность против окисления проводят на пластинках из меди марок М0к или М1к по ГОСТ 859.

3.3, 3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение смазки проводят по ГОСТ 1510 со следующим дополнением: смазку упаковывают в банки из белой жести вместимостью до 1 дм и тубы вместимостью до 250 см. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и транспортирования, предусмотренных ГОСТ 1510 и настоящим стандартом.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

5.2. Гарантийный срок хранения смазки — пять лет со дня изготовления.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Смазка не токсична. Специальной инструкции по технике безопасности при работе со смазкой не требуется.

6.2. При работе со смазкой необходимо применять индивидуальные средства защиты по типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.3. При загорании смазки применимы все средства пожаротушения, кроме воды.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Смазки. Присадки.
Технические условия: Сб. ГОСТов. —
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

docs.cntd.ru

Общее описание смазки ЦИАТИМ-201


Смазка ЦИАТИМ-201 представляет собой мазь светло-коричневого или светло-жёлтого цвета. Производится путем смешивания жидких нефтяных масел с литиевым мылом, а также с добавлением противоокислительной присадки.

Смазка обладает антиокислительными и тугоплавкими свойствами; благодаря наличию литиевых соединений имеет маловязкую консистенцию и применяется в достаточно широком температурном диапазоне от −60 °С до +90 °С.

Циатим-201 производится по ГОСТ 6267-74.

Применение пасты ЦИАТИМ-201

ЦИАТИМ-201 используется при выполнении неразрушающего контроля методом твердометрии в качестве притирочной /фиксирующей смазки.

Существуют определенные требования к контролируемым изделиям, когда проводятся измерения твердости с помощью ультразвукового или динамического твердомеров.

 

Если масса объекта менее 1 кг, то его необходимо закрепить в тисках, либо зафиксировать на опорной плите с помощью притирочной  пасты. Для этой цели идеально подходит смазка «Циатим-201», которая обеспечивает надёжную фиксацию и полный контакт с подложкой при измерении твёрдости малых и тонких изделий.

 

Физико-химические характеристики притирочной смазки Циатим-201












Температура каплепадения:

175°С

Диапазон рабочих температур:

— 60°С + 90°С

Эффективная вязкость при — 50°С :

1100 Па·с

Стабильность против окисления КОН на 1 г смазки:

3мг

Предел прочности при 50°С:

250-500 Па (гс/см2)

Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH:

0,1

Испаряемость при 150 °С за 1ч:

25%

Пенетрация:

не нормируется

Стабильность против окисления, мг КОН на 1г смазки, не более

3

Коррозионное воздействие на металлы

Выдерживает

Морозоустойчивость

Да

tverdomery.ru

Циатим 201 — Характеристики и описание смазки Циатим

Подробности
Категория: Автохимия
Опубликовано 14.08.2013 13:27

Циатим – общее название для семейства углеводородной смазки. Ее делают путем загущения нефтяных масел, церезином, парафином или их смесью с добавлением антиокислительной присадки. В некоторых случаях в ее производстве применяют петролатум с воском.

Это, в основном, светлая (преимущественно желтовато-коричневого цвета) вязкая, практически однородная масса со специфическим запахом. Само название — это аббревиатура Центрального Института Авиационных Топлив и Масел (ЦИАТиМ). Здесь и было разработано семейство Циатимов.

Им свойственны морозостойкость, водостойкость (применимо и для смазки АМС-3), химическая стабильность, ни плавление, ни охлаждение не влияет на изменение свойств смазки. У Циатима отличная работоспособность, она может применятся при достаточно широком диапазоне температур (от +150°С до -60°С). Ее используют для смазки механизмов и узлов, где трение происходит с небольшим усилием, при низких нагрузках. Смазка характеризуется неплохой стабильностью, механической и коллоидной, не растворима в воде, к полимерным материалам (к резине, например) инертна.

Циатимом смазывают приборы и механизмы с общей вращательной частотой не более 10000 мин 1, подшипники и редукторы в машиностроительной, авиационной, железнодорожной промышленности, станкостроении, в вакуумной технике.
Циатим любого типа (201, 221, 203, 202, 208, 211 и др) — относительно нетоксичное вещество, отнесенное к 4-ой группе классификации опасных веществ по стандартам ГОСТа. Смазку необходимо хранить и применять, соблюдая пожаробезопасность.

Одна из самых востребованных смазок этого типа — Циатим-201, антифрикционная, морозостойкая и тугоплавкая. Ею смазывают узлы трения с малой нагруженностью при t от -60 до + 90°С, шасси самолетов, технику, работающую на Крайнем Севере, в радиотехническом оборудовании.
Смазки -201 и -202 схожи и в большинстве случаев взаимозаменяемы. Низкотемпературную смазку Циатим-203 используют в подшипниках качения, скольжения, зубчатых передач, винтовых пар, системахавиатехники.

Превосходит предыдущие по коллоидным и химическим свойствам, противоизносным качествам. 205 — очень стойкая к коррозийным явлениям, невосприимчива к кислотам и щелочам в небольших дозах. Незаменима в химпроизводствах. 208 используют для смазывания узлов гусеничной техники. Циатим 221 встречается в вакуумной технике (от 10-1 до 10-10 Па), служит для смазки редукторов, подшипников, если необходима герметичность, не боится коррозии. Это хорошая приборная смазка, хотя и не отличается высокими противоизносными качествами.

  • < Назад
  • Вперёд >

ch-magazine.ru

Приборная смазка Циатим-201 | Масла и смазочные материалы

 

Смазка ЦИАТИМ-201 представляет собой мягкую мазь желтого или светло-коричневого цвета. Эта Li-смазка является основной морозостойкой смазкой отечественного производства. Хотя Li-смазки можно применять при температурах до 150 °С, смазка ЦИАТИМ-201 работоспособна в течение сколько-нибудь длительного времени лишь при температурах не выше 80—90°С. По низкотемпературным характеристикам смазка ЦИАТИМ-201 является в РФ одной из лучших. Во многих механизмах она сохраняет работоспособность до —60 °С и ниже. Смазка ЦИАТИМ-201 достаточно водостойка; практически в воде она не растворима. Однако в связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки. Ее химическая стабильность вполне удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя. При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость. Тиксотропное упрочнение для смазки ЦИАТИМ-201 не характерно; под действием повышенных температур или при хранении она не уплотняется. Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая. Во время хранения выделяется масло, что ухудшает ее эксплуатационные свойства. В связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка смазки ЦИАТИМ-201 в тару емкостью более 1 л нерациональна, поскольку при этом отделение из смазки масла ускоряется. Допустимый срок хранения смазки ЦИАТИМ-201, расфасованной в банки емкостью 1 л, установлен 4 года. Но в процессе хранения нужно наблюдать за отделением из нее масла.
Употребляют смазку ЦИАТИМ-201 в узлах трения всех типов (подшипники качения и скольжения, шарниры, трущиеся поверхности и др.). Не рекомендуется использовать ее при больших удельных нагрузках. Широко применяют эту смазку в узлах трения самолетов и вертолетов. До сих пор ЦИАТИМ-201 является основной, наиболее распространенной авиационной смазкой. Ею смазывают также разнообразные наземные механизмы, где необходимо обеспечить минимальное сопротивление при низких температурах. Достаточно часто эту смазку применяют в радиотехническом оборудовании, в электромеханических и других приборах и точных механизмах. Смазкой ЦИАТИМ-201 заменяют также обычные смазки при эксплуатации некоторых машин на Крайнем Севере. Так, иногда вместо солидола для смазывания рулевого управления и других мало- и средненагруженных узлов автомобилей в арктических районах зимой (но не летом) употребляют смазку ЦИАТИМ-201.
В прошлом смазка ЦИАТИМ-201 заменила ряд устаревших морозостойких смазок: АФ-70, АФ-120, ГСА, KB, НК-30, № 12, № 21.
Смазка ЦИАТИМ-201 уже во многом не соответствует современным требованиям. Прежде всего это связано с низкой максимальной температурой применения и с недостаточной механической стабильностью.
В настоящее время ведут работы по замене масла МВП из восточных нефтей в смазке ЦИАТИМ-201 на масла МС-6, МС-8 и трансформаторное из нефтей западно-сибирских месторождений; разрабатывается также способ непрерывного ее изготовления. Это должно улучшить качество и расширить сырьевую базу смазки.
В качестве заменителей смазки ЦИАТИМ-201 можно рекомендовать смазки МС-70, литу и ЦИАТИМ-221. Однако смазка МС-70 при температурах выше 65 °С неработоспособна, а стоимость смазки ЦИАТИМ-221 в 20 раз больше, чем смазки ЦИАТИМ-201.

 

 Наименование показателей     смазки Циатим-201

Норма по ГОСТ(ТУ)

 Внешний вид

 Однородная мазь гл. структуры от светло-желтого до коричневого цвета

 Температура каплепадения, °С, не ниже

 175

 Пенетрация при 25 °С , мм•10-1

Не нормируется

 Вязкость эффективная при (-50) °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1Па•с (П), не более

1100

 Предел прочности  при 50 °С, Па (гс/см2), не менее

  250-500

 Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более

26

 Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более

3

 Коррозионное воздействие на металл (сталь 40, 45 или 50)

 Выдерживает

 Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, % , не более

0,1

 Содержание механических примесей

 Отсутствие

 Содержание воды

Отсутствие

 Испаряемость при 150 °С, за 1час,% , не более

25

www.suet-oil.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о