Категории водителей – A, B, C, D, М, BE, CE, DE

Содержание

Категории классность водителей в 2019 году

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2019 году. Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели. При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2019 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2019 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2019 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2019 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

  • К третьему классу могут быть отнесены водители, обладающие водительскими правами категории В и С, либо – Д. При этом других требований, кроме обладания правом вождения соответствующих данному классу транспортных средств и умением устранять мелкие неисправности без ремонта механизмов не предусматривается. Точно так же не предполагает наличие данного класса каких-либо дополнительных доплат сотруднику.
  • Второй класс водителей обязан соответствовать более строгим требованиям. В частности, водителю следует обладать правами категории В, С и Е, либо Д и Е одновременно. При этом также необходимо, чтобы водитель хорошо осознавал техническое устройство своих транспортных средств, умел производить необходимый ремонт в полевых условиях, а также отработал не менее трех лет в третьем классе в рамках одной организации.
  • Первый класс водителей предполагает наличие у данных специалистов прав на управление транспортными средствами категории В, С, Д, Е одновременно. Кроме этого, присвоен данный класс может быть не ранее, чем через два года после работы во втором классе. Предполагается также наличие практического понимания принципов работы транспорта, знание и применение методов экономии горюче-смазочных материалов во время эксплуатации автомобильного транспорта, внесение и использование рационализаторских предложений, а также умение ремонта, в том числе и глубокого с разбором механизмов, вверенного транспортного средства в полевых условиях.

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса. В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15. Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.

Загрузка…

delatdelo.com

Увеличение возраста для сдачи экзаменов на права

Внимание! Данная статья опубликована в разделе «Законы в разработке». Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о законопроекте, который предполагает внесение изменений в закон «О безопасности дорожного движения».

Сразу же хочу заметить, что изменений довольно много и все они являются интересными для водителей. Поэтому рассмотрение будет разбито на несколько статей. В первой статье будут рассмотрены вопросы, относящиеся к категориям водительских прав и их получению:

Информация о законопроекте

20.09.2019 Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами» проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Новая категория А2 для управления мотоциклами

Итак, рассмотрим обновленный пункт 1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы (за  исключением транспортных средств категории «М»): двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него или трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в  случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час;

категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы: транспортные средства (двухколесные; трехколесные транспортные средства с любым расположением колес; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 килограмм без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 километров в час, и характеризующиеся в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров, или в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 киловатт, или в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 киловатт;


подкатегория «A2» — мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешенной максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы (за  исключением транспортных средств категории «М»): трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 400 килограмм (550 килограмм для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя которых не превышает 15 киловатт;

Во-первых, в данный пункт добавлена новая категория А2. Во-вторых, изменились описания для категорий А и М и подкатегории В1. Разберем эти вопросы поподробнее.

Подкатегория А2. Эту категорию можно назвать «средние мотоциклы». Она расположится между подкатегорией А1 (легкие мотоциклы) и категорией А (тяжелые мотоциклы). Кроме того, есть еще и самая младшая категория М — мопеды.

Категории двухколесных транспортных средств в виде таблицы:

Категория Особенности конструкции
М — мопеды Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 — легкие мотоциклы Объем двигателя меньше 125  см3 и максимальная мощность меньше 11 кВт.
А2 — средние мотоциклы Максимальная мощность меньше 35 кВт и отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
А — мощные мотоциклы Любые характеристики

Давайте еще раз разберемся с требованиями, которые предъявляются к мотоциклам категории А2. Во первых, такие мотоциклы ограничены по мощности двигателя (35 кВт или 47,59 л.с.). Т.е. они не могут быть слишком мощными. Во-вторых, они ограничены по минимальной массе.

Например, если мощность двигателя 35 кВт, то масса мотоцикла должна быть больше 175 кг. Если при такой мощности мотоцикл легче, то он относится к старшей категории А.

Ниже приведено соответствие мощности и минимальной массы мотоцикла, попадающего в категорию А2:

30 кВт — 150 кг
25 кВт — 125 кг
20 кВт — 100 кг
15 кВт — 75 кг.

Категории трехколесных ТС

Для трехколесных транспортных средств возможны следующие категории:

Категория Особенности конструкции
М — мопеды Симметричное или асимметричное расположение колес.
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 — легкие мотоциклы Объем двигателя меньше 125  см3, максимальная мощность меньше 11 кВт.
Колеса расположены асимметрично.
А2 — средние мотоциклы Максимальная мощность меньше 35 кВт, отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
Колеса расположены асимметрично.
А — мощные мотоциклы Колеса расположены асимметрично.
B1 — трициклы Колеса расположены симметрично.

Категории для четырехколесных ТС:

Категория Особенности конструкции
М — легкие квадрициклы Масса без нагрузки не превышает 350 кг (без учета массы аккумуляторов).
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
B1 — квадрициклы Масса без нагрузки не превышает 400 кг (без учета массы аккумуляторов) или 550 кг (для грузовых ТС), максимальная мощность двигателя меньше 15 кВт.

Обновленный список категорий будет именно таким. Причем в нем есть существенные отличия от существующей модели. Например, в настоящее время к мопедам (категория М) не относятся четырехколесные транспортные средства небольшой мощности. А новый список относит легкие квадрициклы к категории М.

Напомню, что подробное описание существующих категорий приведено в отдельной статье:

Возраст для получения права управления

Рассмотрим статью 26 закона «О БДД»:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «В1» — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «A2» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами категории «B» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
  • транспортными средствами подкатегории «С1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «D1»;
  • транспортными средствами категории «С» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «D» или подкатегории «С1» или «D1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «С1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в  случае соблюдения условий, установленных пунктами 3 или 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категорий «Tm», «Tb» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «C» или подкатегории «С1»; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категории «А» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «А2» в течение не менее двадцати четырех месяцев;
  • транспортными средствами категории «D» — лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории «B» в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории «С» или подкатегорий «С1» или «D1»; лицам, достигшим двадцатидвухлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
  • составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.

Рассмотрим в виде таблички информацию о необходимых условиях для открытия той или иной категории:

Категория Возраст для получения Было
М — мопеды
А1 — легкие мотоциклы
16 лет 16 лет
B1 — трициклы и квадрициклы 17 лет 18 лет
А2 — средние
мотоциклы
18 лет
A — мотоциклы 21 год
или 20 лет и стаж по категории A2 не менее 12 мес
18 лет
B — легковые
автомобили
18 лет
17 лет — с сопровождающим
18 лет
C1 — легкие
грузовики
18 лет и стаж по категории В не менее 12 мес
или 18 лет и права категорий D или D1
18 лет
C — грузовики 21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С1, D или D1
или 19 лет и стаж по категории С1 не менее 12 мес
или 18 лет только при управлении военными транспортными средствами
18 лет
Tm — трамваи
Tb — троллейбусы
21 год 21 год
D1 — небольшие
автобусы
21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С или С1
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
D — автобусы 24 года и стаж по категории В не менее 12 мес
или 24 года и права категорий С, С1 или D1
или 22 года и стаж по категории D1 не менее 12 мес
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
BE, CE, DE, C1E, D1E — составы
транспортных
средств
1 год стажа 1 год стажа

В первую очередь нужно обратить внимание на тот факт, что правила получения различных категорий стали гораздо более запутанными:

  • Для категорий А, С, D увеличился возраст получения прав.
  • Для категорий A, C1, C, D1, D добавлено дополнительное условие по стажу другой категории.
  • Для категорий C1, C, D1, D добавлено дополнительное условие по наличию другой категории.

Самые интересные особенности таковы:

1. Использовать права категории В при наличии сопровождающего можно будет с 17 лет. В настоящее время неизвестно, какие условия при этом будут предъявляться к сопровождающему. Они должны быть описаны в дополнительных нормативных документах.

2. Получить права на грузовик (С или С1) или автобус (D или D1) можно будет только при наличии стажа по категории В не менее 1 года. Сейчас некоторые автошколы обучают водителей одновременно на категории B и С. Если законопроект будет принят, то подобные схемы обучения на 2 категории перестанут использоваться.

3. Получить права на любые мотоциклы (А) можно будет только в 20 лет и только при наличии стажа по категории А2 в течение 1 года. Второй вариант получения прав категории А — подождать до 21 года.

Напомню, что действующие ограничения по возрасту для разных категорий рассмотрены в отдельной статье:

Подводя итоги данной части статьи хочу отметить, что если Вы или Ваши дети планируют учиться на новые категории прав, то имеет смысл сделать это в ближайшее время. Если законопроект будет в итоге принят, то условия могут измениться и сдача на некоторые категории станет более трудоемкой.

В каком возрасте можно сдать на права?

Пункт 3 статьи 26 закона «О безопасности дорожного движения»:

3. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «В» и «С» и подкатегории «С1» при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории «В» самостоятельное управление транспортными средствами категории «В» допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории «С» выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «С», указанными в пункте 4 настоящей статьи.

Во-первых, хочу отметить, что сам минимальный возраст для сдачи экзаменов не изменился. Заранее можно сдать только на категории B, C и C1 (в 17 лет). На все остальные категории можно сдать только после достижения возраста, дающего право на управление соответствующими категориями.

Однако изменились условия выдачи прав. Если водитель сдал экзамен на категорию B в 17 лет, то права будут выданы сразу же. Напомню, что в настоящее время права выдаются только в 18 лет, т.е. водителю нужно ждать до этого возраста. Причем использовать права можно уже начиная с 17 лет, но только в присутствии сопровождающего.

Похожая ситуация и с правами категории С. Их можно получить в 17 лет, однако использовать их можно только во время военной службы (при управлении военными грузовиками). Полноценной категория С становится только в 21 год.

Что касается подкатегории С1, то сдать на нее можно в 17 лет, а использовать права можно начиная с 18 лет. То есть права выдаются водителю сразу, однако пользоваться ими нельзя.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

Ну а в следующей статье рассмотрена новая иерархия категорий транспортных средств.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Категории и подкатегории водительских прав

Существуют 5 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Категория А
Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.

Категория A1
Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров.

Категория B
Автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).

Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «ВЕ»
Автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

Подкатегория «В1»
Трициклы и квадрициклы. 
Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Категория C
Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Подкатегория «С1»
Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Подкатегория «С1Е»
Автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами категории C1E.

Категория «D»
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.

Категория «DЕ»
Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория «D1»
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Подкатегория «D1Е»
Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Категория «M»
Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.

Категория «Tm» — трамваи; категория «Tb» — троллейбусы;
С 2015 года для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав. Раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав.


Лучшие автошколы Нижнего Новгорода


 

nnov-auto.ru

Классность водителей по категориям — 2018

Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.

Классность водителей по категориям

В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.

Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.

При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:

  • водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
  • 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
  • 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.

В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.

Присвоение классности водителям

Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

  • с 3 класса на 2;
  • со 2 класса на 1.

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Понижение классности

Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:

  • регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
  • невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
  • трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.

Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям

Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.

Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.

spmag.ru

Отправить ответ

avatar