Лучшие моторные масла 5w40 независимая экспертиза – Выбираем масло 5W40: элита в цилиндрах

Содержание

Выбираем масло 5W40: элита в цилиндрах

Восемь премиум-синтетик класса 5W-40 отправили на ресурсный тест сотрудники редакции и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета.

Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованны такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.

Вот это — отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале.

Вот это — отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале.

Вот это — отложения, которые оцениваются в 0,5 балла по нашей шкале.

А это — полтора балла высокотемпературных отложений.

А это — полтора балла высокотемпературных отложений.

А это — полтора балла высокотемпературных отложений.

ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ И АЗИЮ

15 000 км — это очень далеко! Примерно как от Лиссабона до Владивостока. Брать в такой пробег канистру масла на замену или достаточно литра на доливку? Вместо красот Европы и просторов Азии будем лицезреть стены испытательного бокса: там свои прелести… А «поедут» сразу два одинаковых движка — впрысковые вазовские восьмиклапанники. Только так обеспечим проверяемым маслам идентичные условия работы в течение всего «пробега». Чтобы приблизить вазовские «восьмерки» к моторам посовременнее, повысили на единичку степень сжатия и добавили систему масляного охлаждения поршней.

Материалы по теме

На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W-40, причем самых раскрученных брендов: Castrol («Кастрол»), Shell («Шелл»), Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»), BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total («Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества — А3/В3/В4. По классам качества API распределение такое: большинство масел — SM/CF, «Кастрол» — SN/CF, остальные — SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту. Как обычно, масла закупили в профильных магазинах двух столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью почти в полгода. Такого мы еще не делали.

И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

…свой закончили поход. Остатки всех масел слиты в канистры, моторы разобраны, обмеры и снимки сделаны. 1. (Схема слева) сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве базы, то есть исходной планки отсчета, — простенькая минералка 10W-40 класса API SJ(схемы открываются в полный размер по клику м

www.zr.ru

Экспертиза моторных масел: губительный застой

Проверяем моторные масла в условиях городского движения. На стенде синтетика — 8 образцов.

1

Масло предписано менять согласно циферкам на одометре — через десять, пятнадцать, эн тысяч километров. Как ему живется в моторе, мы выясняли неоднократно (ЗР, 2012, № 10; 2012, № 12). Машина едет, километры наматываются, мотор работает — масло стареет. Но это в идеале…

А на деле? Возьмем современную городскую езду (а порой и трассу типа Москва — Питер) — значительную, если не бóльшую, часть времени мы не едем, а торчим в пробках. Километраж смешной, а вот моточасы вполне серьезные. За сезон такой езды набегает всего две-три тысячи километров, хотя суммарное время пребывания за рулем исчисляется сотнями часов. Но ведь вместе с мотором все это время работает и масло! Как же скорректировать интервал его замены при гламурно-столичном режиме эксплуатации?

СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ ЛАД

Разобраться поможет долгий и трудоемкий эксперимент. На стенде повторим программу наших длительных ресурсных испытаний моторных масел, но крутить мотор будем на минимальных оборотах холостого хода (800 об/мин) и с нулевой нагрузкой. Назовем этот цикл словом «пробки», в отличие от прежнего — «трасса». Кроме того, уберем обдув двигателя на стенде, имитирующий охлаждение набегающим потоком воздуха. Теперь всё как в пробке: оборотов — минимум, нагрузки — ноль, масло греется в поддоне.

Остается через заданные интервалы времени отбирать пробы масла, замерять его основные физико-химические параметры и анализировать динамику их изменения. Через 120 моточасов разберем мотор и посмотрим, что с ним сделали наши истязания. А заодно проверим досужие мнения о вреде-пользе работы мотора без нагрузки. Почему именно через 120? Потому, что так предписано методикой ресурсных испытаний: это аналог 10 000 км пробега в режиме «трасса». Тут — то же время, только не едем, а толкаемся в пробках. И было важно оставить те же моменты отбора масла, что были в «километровом» пробеге.

ВСЁ ТЕ ЖЕ ЛИЦА…

Из предыдущего опыта хорошо известно, что все масла — очень разные, каждое по-своему ведет себя в процессе длительных испытаний. Поэтому возьмем восемь синтетик класса 5W-40, большинство которых каталось «от Лиссабона до Владивостока» («Элита в цилиндрах», ЗР, 2012, № 12). Почти для всех цикл «трасса» уже накатан и исследован. Итак, на старт выходят масла Shell Helix, Esso Ultron, ZIC XQ, BP Visco, Mobil 1, Elf Excellium, Total Quartz, а также французский Motul 8100 X-cess.

Сравнительный расход масла.

ЧТО КОНТРОЛИРУЕМ?

О здоровье пациента будем судить по изменению базовых физико-химических параметров. Это динамика изменения вязкости масла при разных температурах, щелочного и кислотного чисел, а также температуры вспышки. Шкала двухуровневая, типа «жив — мертв». К примеру, мертвым считаем то масло, вязкость которого выходит за пределы, предписанные классом SAE. В нашем случае допустимый диапазон вязкости берем 12,5…16,3 сСт. Падение щелочного числа более чем в два раза от исходной величины — это общепринятый браковочный параметр, его также примем условным критерием смерти масла. Другой критерий (по нему мы 

www.zr.ru

«убиваем» импортные синтетические масла российским бензином — DRIVE2

Экспертиза: «убиваем» импортные синтетические масла российским бензином

Автор: Михаил Колодочкин, Александр Шабанов Фото: «За рулем»
Издание: журнал «За рулем».
Рубрики: Детали, Масла и смазки.
Теги: экспертиза, Масла, Mobil, Castrol, Shell, Motul

Информация была взята с сайта «ЗА рулем»

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное – как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, – ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор – отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат – коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.


Через фиксированное время мы отбирали – три раза – пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают – стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.


КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS

Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости – динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.

Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).

Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.

Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.


Производители современных масел ориентируются на противоположные приоритеты. Так, фирма Shell заявляет о малой вязкости масла Helix Ultra, которая предопределяет низкие потери на трение. А компания Motul специально разработала масло 8100 X‑сlean FE, у которого заявлено высокое значение HTHS. Кто же прав?

Для полноты картины пройдем по всем температурам – от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе – у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против

www.drive2.ru

Рейтинг лучших моторных масел 5W-4 2019 года

Современный автомобильный рынок предлагает огромный ассортимент моторных масел различных категорий, свойств и производителей. Каждое масло подходит для двигателя с определёнными характеристиками и параметрами. Также выбор во многом зависит от условий, в которых эксплуатируется транспортного средство.

Масло Magnum Super

Но практика показывает, что в России самыми востребованными являются всесезонные моторные смазки, обладающие вязкостью 5W-40. При этом нельзя однозначно сказать, какое именно моторное масло лучше при вязкости 5W-40, поскольку одним больше подходит синтетика, другим полусинтетика или даже гидрокрекинговое масло. Все составы разрабатывают под определённые требования и даже под конкретные марки и модели автомобилей.

Это не мешает специалистам проводить сравнительный анализ, а обычным потребителям оставлять собственное мнение относительно того или иного продукта для смазки двигателя внутреннего сгорания.

Следует познакомиться с актуальным рейтингом среди лучших моторных масел 2019 года вязкостью 5W-40 категории синтетики и полусинтетики. Хотя при учёте возможностей и предлагаемых характеристик, основу рейтинга составляют именно синтетические продукты.

Что нужно знать про 5W-40

Прежде чем изучить рейтинг лучших составов, следует коротко рассказать про само моторное масло с параметрами вязкости 5W-40. Потребителю важно знать, что означают эти цифры, и при каких условиях актуально использовать подобные жидкости.

Вязкость является одним из ключевых параметров, по которому выбирают моторное масло. Значение SAE говорит о том, при каких температурных режимах смазочный материал способен работать и сохранять свои свойства лубриканта внутренних поверхностей двигателя.

Специальные летние составы характеризуются тем, что они быстро густеют при снижении температуры. Их можно использовать лишь в летний период и в регионах с жарким климатом. В умеренном климате, что наиболее актуально для России, применяются всесезонные смазки. А вот в районах с крайне низкими температурами в двигатель заливают строго зимние виды масел.

Чтобы понять, при какой температуре может работать та или иная смазка, от её показателя SAE нужно отнять 30-35 от первой цифры, а также отнять 5 от второго значения. Тем самым вы узнаете максимальную и минимальную температуру работы масла. В случае с 5W-40 масло может работать при температуре от -25 до +35 градусов Цельсия. Но не думайте, что когда термометр будет показывать -30 градусов, масло моментально замёрзнет. Выход за рамки рекомендуемых значений лишь провоцирует определённое снижение работоспособности жидкости.

Вязкость задаётся путём использования специальных присадок и добавок. Их перечень и пропорции каждый производитель выбирает самостоятельно. У всех разные технологии и оборудования, что и создаёт разницу между маслами с одинаковой вязкостью.

При этом все масла, имеющие SAE 5W-40, обладают некоторыми общими чертами. А именно:

  • помогают обеспечить лёгкий запуск мотора при низкой температуре;
  • увеличивают моторесурс;
  • эффективно обволакивают детали двигателя;
  • образуют на поверхностях прочную защитную плёнку;
  • являются устойчивыми к окислительным процессам;
  • защищают от коррозии;
  • обладают моющими свойствами;
  • устойчивы к испарению.

В плане химической стабильности, эффективности и долговечности объективный перевес на стороне синтетических масел. Полусинтетика уступает, но может рекомендоваться самим автопроизводителем. Минеральные масла используются всё реже, но в определённых условиях без них не обойтись.

Esso Ultron Turbo Diesel

Актуальные рейтинги моторных масел

Теперь стоит изучить актуальный рейтинг среди лучших синтетических моторных масел с вязкостью 5W-40. При этом в списках будут попадаться изредка полусинтетические смеси. Они также заслуживают внимания за счёт своих свойств, возможностей и эксплуатационных характеристик.

Чтобы определить лучшие моторные масла, которые имеют показатель SAE 5W-40, будет предложено сразу 2 рейтинга. Для одного применялась независимая экспертиза и предъявлялись определённые требования к кандидатам. Второй рейтинг сугубо народный, основанный на отзывах и комментариях потребителей.

Народный рейтинг

Для начала рассмотрим топ-10 среди лучших моторных масел с вязкостью 5W-40, которые завоевали наибольшую популярность и доверие со стороны обычных потребителей.

Рейтинг основан на комментариях и отзывах, которые автомобилисты оставляли на тематических форумах и проходили специальные социологические опросы.

  • Magnum Super. Открывает рейтинг моторных масел категории вязкости 5W-40 продукт российских специалистов из компании ТНК. Это полусинтетический состав, обладающим сбалансированным сочетанием необходимых компонентов и присадок. Хорошо защищает двигатель от загрязнений, обеспечивает лёгкий пуск зимой. Сочетается практически со всеми видами двигателей. Согласно отзывам, иногда при использовании этого масла в двигателе появляется чёрный нагар.
  • Лукойл Люкс SN CF. По мнению некоторых пользователей, это лучшие российские синтетические масла с вязкостью 5W-40, которые могут применяться для бензиновых и дизельных двигателей. Помимо легковых машин, его заливают в небольшие грузовики и микроавтобусы. Надёжно защищает ДВС даже при условии интенсивной эксплуатации. Относится к категории премиум масел, но продаётся по привлекательной цене. Единственная претензия лишь к низкому качеству самих канистр. Пластик откровенно дешёвый.
  • F Synth от G-Energy. Высококачественное моторное масло от ведущего производителя, которое ориентировано на использование в составе двигателей легковых машин, грузовичков и микроавтобусов. Активно заливается в дизель и бензиновый мотор, заслуженно попадает в рейтинг как отменное моторное масло с вязкостью 5W-40. На практике состав доказал свою способность продлевать моторесурс и уменьшать интервал между заменами смазки.
  • Evolution 900 NF. Если вы не знаете, какое масло лучше всего выбрать для автомобиля французского автоконцерна Renault, то этот состав с SAE 5W-40 идеально подойдёт. Хотя продукт компании Elf может применяться и на других марках авто. Относится к синтетическим лубрикантам, ориентирован состав на легковые машины. Подходит для дизельных и бензиновых авто. Но не рекомендуется заливать в дизели с сажевым фильтром.
  • Total Qartz 9000. Ещё один синтетический состав отличного качества. Многие владельцы турбированных автомобилей считают, что это самое лучшее моторное масло с вязкостью 5W-40. Хороший вариант для тех, кто не знает, какое масло стоит залить в турбомотор, двигатели с прямым впрыском топлива или же с общей топливной рампой. Вязкость на высочайшем уровне, очень устойчива к температурным изменениям, отлично защищает от износа и увеличивает интервал между заменами. Ориентировано масло на легковые машины.
  • Super 3000 X1. Разработка компании Mobil. Позиционируется как универсальное синтетическое масло, продлевающее срок службы силового агрегата и делающее его более надёжным. Подходит для заливки в бензиновые и дизельные двигатели. Состав может выдержать широкий диапазон температур. Актуально заливать, если машина эксплуатируется в сложных условиях. Главная проблема этого масла в том, что на рынке продаётся огромное число подделок. Это обусловлено популярностью состава.
  • Helix Ultra. Одно из лучших синтетических масел не только по мнению потребителей, но и по результатам экспертиз и независимых тестов. Автором разработка является компания Shell. Ориентирован лубрикант на дизельные и бензиновые моторы. Единственное масло, которое получило официальное одобрение от компании Ferrari, что говорит о высоком статусе и превосходном качестве смазывающей жидкости. Но и ценник довольно высокий. Плюс мошенники любят подделывать это масла.
  • Edge фирмы Castrol. Открывает тройку лидеров по мнению потребителей именно это моторное синтетическое масло. При заливке в мотор образуется прочная защитная плёнка, что обусловлено вхождением в состав титановых соединений. Имеет благоприятное воздействие на двигатель, восстанавливает его эксплуатационные характеристики, активно противостоит отложениям.
  • Molygen New Generation. Немного не хватило для первого места моторному маслу от компании Liqui Moly. Идеально подходит для всесезонного использования на легковых автомобилях. Защитные свойства масла отличаются повышенной устойчивостью. Качественно противостоит отложениям, увеличивает эксплуатационный срок двигателя. Сам производитель заявляет, что состав способствует экономии топлива на 4%. Проблема лишь в довольно высокой стоимости.
  • 8100 X-Clean. Лидером народного рейтинга в этом году стал продукт компании Motul. Это синтетическое масло предназначено для новых легковых автомобилей с современными дизельными и бензиновыми ДВС. Превосходно очищает двигатель и защищает от образования отложений. Застывание может произойти лишь при падении температуры до отметки -39 градусов Цельсия. Единственный замеченный потребителями недостаток заключается в том, что на некоторых турбомоторах повышается расход масла.

8100 X-Clean

Каждый сам для себя решает, какое именно моторное масло заливать в дизель или бензиновый силовой агрегат. Вязкость 5W-40 отлично подходит для большинства дизельных и бензиновых ДВС, которые эксплуатируются и официально продаются в России. Рейтинг не является единственным инструментом для подбора состава.

Если вы не доверяете народному рейтингу, тогда стоит ознакомиться с фаворитами по результатам экспертной оценки.

Экспертный рейтинг моторных масел

Выбирая лучшее моторное масло, обладающее вязкостью 5W-40, экспертная оценка основывалась на нескольких ключевых требованиях и параметрах. При этом в итоговый список попала только чистая синтетика, но и полусинтетика. Это доказывает, что уровень качества и эффективности полусинтетических составов значительно вырос, но всё равно до синтетики не дотягивает. При этом в отдельных ситуациях в автомобильный мотор предпочтительнее заливать именно полусинтетический лубрикант.

Что же касается параметров, по которым происходил отбор в экспертный рейтинг, то они следующие.

  1. Соответствие заявленной вязкости. Есть производители, которые маркируют свои масла 5W-40, но при этом не придерживаются стандартов SAE, не соответствуют указанным параметрам. Потому одним из ключевых требований выступает обязательное совпадение реальных возможностей с указанными на упаковке значениями.
  2. Расход смазки на угар. Чем качественнее лубрикант, тем меньше он расходуется на угар. Когда масло имеет большие потери, автомобилисту приходится регулярно его доливать. При определённых условиях смазка оказывается внутри камеры сгорания и сжигается вместе с топливом. Это нормальный и во многом естественный процесс в работе двигателя. Самые лучшие масла обладают минимальным расходом на угар.
  3. Устойчивость к окислительным процессам. Такая характеристика задаётся за счёт применения специальных присадок. Показатели термоокислительной стабильности можно проверить лишь путём использования специальных испарителей.
  4. Щелочные показатели. Этот параметр позволяет понять, насколько долго моторное масло сможет сохранять свою работоспособность. Чем выше щелочное число, тем лучше масло защищено от окисления. На щёлочность влияют моющие и диспергирующие присадки.
  5. Экологичность. Основной задачей производителей масел в плане их соответствия экологическим требованиям является снижение количества серы и фосфора, а также уменьшение объёма зольных присадок с одновременной защитой от потерь моющих свойств.
  6. Реальная защита от износа. Независимые тесты и специальные исследования позволили понять, насколько те или иные масла в условиях реальной эксплуатации могут защитить силовой агрегат от износа.

Как показал народный рейтинг, полусинтетика может демонстрировать великолепные эксплуатационные характеристики и рассматриваться как лучшее моторное масло с вязкостью 5W-40. Но полусинтетические лубриканты в рамках этого экспертного анализа не использовались.

Поэтому актуальный рейтинг состоит сугубо из синтетических моторных смазочных жидкостей, которых связывает идентичная вязкость 5W-40 по SAE.

В итоге эксперты выделили следующий топ-10 лидеров:

ZIC X9

  • ZIC X9. Продукт в виде синтетического моторного масла от ведущего южнокорейского производителя. В рамках тестирования состав продемонстрировал отличные показатели по расходу на угар, стабильную вязкость и способность восстанавливать мощность силового агрегата. Плюс наблюдалось небольшое снижение расхода горючего. Но чтобы добиться таких свойств, мотор должен работать на высококачественном топливе.
  • Shell Helix Ultra. Масло показало превосходную термоокислительную устойчивость. В рамках теста было обнаружено, что вязкость несколько меняется при эксплуатации, но не выходит за рамки допустимой нормы. Продукт от Shell способен поднять, а точнее вернуть мощность двигателя, снизить расход топлива. При этом на угар лубрикант расходуется незначительно, в обработке обнаружено минимальное количество отложений.
  • ТНК Magnum Ultratec. Отечественная разработка, которая также заслужила места в итоговом рейтинге, что обусловлено хорошими результатами проведённых тестов. Расход на угар незначительный, в отработанной смазки количество железа минимальное. При этом, в отличие от многих конкурентов, ТНК предлагается по куда более привлекательной цене, демонстрируя аналогичные показатели по эффективности и работоспособности.
  • Mobil Super 3000 X1. Моторное масло на синтетической основе продемонстрировало образцовые моющие свойства, а также высокий уровень защиты от образования нагара. В рамках испытаний вязкость практически не менялась. Проблем с расходом на угар не возникло, количество железа в отработанном масле на среднем уровне. Именно последняя особенность не позволила включить этот состав в лидирующую тройку. Но заслуженное 4 место масло всё же занимает.
  • Mutul H-Tech Prime. Отличное синтетическое масло со стабильными показателями по всем критериям. Здесь средний расход на угар, небольшое количество отложений в отработке, которое не превышает допустимые значения. Состав хорошо защищает двигатель от износа, обладает противозадирными свойствами.
  • Total Quartz Energy 9000. Буквально сразу с начала тестирования смазка начала менять свою вязкость. При этом даже при серьёзной нагрузке она не вышла за пределы нормальных значений. По содержанию железа это один из лучших образцов, который принял участие в тесте, и лидер в рейтинге. Но вот с расходом на угар возникли проблемы. Значение средние, в то время как у конкурентов оно несколько меньше. Противоизносные свойства проявляют себя неплохо, но есть куда стремиться.
  • Esso Ultron Turbo Diesel. Автомобильная моторная смазка, предназначенная для турбированных дизельных двигателей. При этом в отработке отмечается достаточно большое количество железа. Противоизносные характеристики на уровне конкурентов, хотя по стабильности параметров вязкости несколько уступает. Такое масло придётся менять чаще, чтобы сохранить его работоспособность. Максимальный пробег без замены смазки, согласно рекомендациям специалистов, составит 10 тысяч километров.

Не стоит ориентироваться сугубо на рейтинги, выбирая себе подходящее моторное масло. Подбор смазывающей жидкости для двигателя на самом деле можно существенно упростить. Для этого нужно заглянуть в руководство по эксплуатации.

Каждый автопроизводитель, разрабатывая новый двигатель, проводит множество тестов и испытаний, подбирая оптимальное масло, с которым мотор сможет работать максимально эффективно, долго и надёжно. Именно такие масла всегда указываются в списке рекомендуемых.

Если машина старая, либо официально рекомендуемое масло чрезмерно дорогое, если сложно найти на отечественном рынке, всегда есть право воспользоваться аналогами. Тогда в учёт берутся технические и эксплуатационные характеристики того моторного масла, которое рекомендуется для вашего двигателя. Ищите среди заменителей аналогичные параметры, и это позволит без ущерба для мотора продолжить эксплуатацию с уже новым, пусть и не оригинальным, моторным лубрикантом.

Также огромную роль в эффективной, длительной и надёжной работе двигателя играет правильно проведённый процесс замены. Менять масло рекомендуется полностью, если наблюдаются серьёзные признаки его износа, а также симптомы образования большого количества осадка в моторе. Периодически допускается аппаратная или экспресс-замена масла. Но её следует чередовать с процедурой полного слива всей отработки и чистки поддона картера двигателя. Это позволит сохранить ваш мотор и максимально продлить срок его службы.

rating-avto.ru

Моторное масло SW-30 — экспертиза четырех образцов — журнал За рулем

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

SONY DSC

Материалы по теме

Материалы по теме

Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.

7Y1A8936

Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали

www.zr.ru

Сравнительный тест синтетических моторных масел 5W-40 (За рулем)

Проверяем моторные масла в условиях городского движения. На стенде синтетика — 8 образцов.

Масло предписано менять согласно циферкам на одометре — через десять, пятнадцать, эн тысяч километров. Машина едет, километры наматываются, мотор работает — масло стареет. Но это в идеале…

А на деле? Возьмем современную городскую езду (а порой и трассу типа Москва — Питер) — значительную, если не бóльшую, часть времени мы не едем, а торчим в пробках. Километраж смешной, а вот моточасы вполне серьезные. За сезон такой езды набегает всего две-три тысячи километров, хотя суммарное время пребывания за рулем исчисляется сотнями часов. Но ведь вместе с мотором все это время работает и масло! Как же скорректировать интервал его замены при гламурно-столичном режиме эксплуатации?

Старые песни на новый лад

Разобраться поможет долгий и трудоемкий эксперимент. На стенде повторим программу наших длительных ресурсных испытаний моторных масел, но крутить мотор будем на минимальных оборотах холостого хода (800 об/мин) и с нулевой нагрузкой. Назовем этот цикл словом «пробки», в отличие от прежнего — «трасса». Кроме того, уберем обдув двигателя на стенде, имитирующий охлаждение набегающим потоком воздуха. Теперь всё как в пробке: оборотов — минимум, нагрузки — ноль, масло греется в поддоне.

Остается через заданные интервалы времени отбирать пробы масла, замерять его основные физико-химические параметры и анализировать динамику их изменения. Через 120 моточасов разберем мотор и посмотрим, что с ним сделали наши истязания. А заодно проверим досужие мнения о вреде-пользе работы мотора без нагрузки. Почему именно через 120? Потому, что так предписано методикой ресурсных испытаний: это аналог 10 000 км пробега в режиме «трасса». Тут — то же время, только не едем, а толкаемся в пробках. И было важно оставить те же моменты отбора масла, что были в «километровом» пробеге.

Всё те же лица…

Из предыдущего опыта хорошо известно, что все масла — очень разные, каждое по-своему ведет себя в процессе длительных испытаний. Поэтому возьмем восемь синтетик класса 5W-40, большинство которых каталось «от Лиссабона до Владивостока» («Элита в цилиндрах», ЗР, 2012, № 12). Почти для всех цикл «трасса» уже накатан и исследован. Итак, на старт выходят масла Shell Helix, Esso Ultron, ZIC XQ, BP Visco, Mobil 1, Elf Excellium, Total Quartz, а также французский Motul 8100 X-cess.

Что контролируем?

О здоровье пациента будем судить по изменению базовых физико-химических параметров. Это динамика изменения вязкости масла при разных температурах, щелочного и кислотного чисел, а также температуры вспышки. Шкала двухуровневая, типа «жив — мертв». К примеру, мертвым считаем то масло, вязкость которого выходит за пределы, предписанные классом SAE. В нашем случае допустимый диапазон вязкости берем 12,5…16,3 сСт. Падение щелочного числа более чем в два раза от исходной величины — это общепринятый браковочный параметр, его также примем условным критерием смерти масла. Другой критерий (по нему мы еще ни одно масло не отбраковали) — так называемое выпадение пакета присадок, говорящее о полной непригодности масла. Оно характеризуется резким (минимум тройным) снижением концентрации в масле активных элементов — цинка, бария, фосфора — по отношению к исходному количеству.

Как обычно, проверим уровень отложений, которые дает масло в процессе работы. Для этого оценим их количество и цвет на боковых поверхностях поршней (так называемый аналог метода ПЗВ). Совсем белый поршень — ноль баллов, весь черный — шесть баллов. Промежуточные градации имеют в этом интервале свои баллы. Все это относится к так называемым высокотемпературным отложениям. А низкотемпературные оценим количественно, взвесив до и после испытаний главные грязесборники — приемный грибок масляного насоса, а также сетку маслоотделителя из клапанной крышки. Увеличение массы деталей покажет «степень неаккуратности» работы масла.

Оценить изменения защитных функций масла при работе в циклах «трасса» и «пробки» помогут параметры изношенности двигателя после цикла испытаний. Их можно определить по содержанию основных продуктов износа в масле (для нас индикатором было наличие в нем железа), проводя точное взвешивание поршневых колец и вкладышей подшипников коленчатого вала до и после испытаний.

Неожиданности

Испытания длились почти полгода. Поверьте, нам есть что предъявить: сводные таблицы получились настолько огромными, что больше подошли бы для диссертации, нежели для журнальной статьи. Потому результаты разнесли по каждому образцу в отдельности. Но сравнивать масла и раздавать места не станем — не в этом цель испытаний. А вот некоторые общие выводы бросаются в глаза сразу.

Итак, явление первое. Вязкость всех масел при длительной работе в режиме холостого хода до определенного момента существенно меньше, чем при «трассовом заезде». Почему? Мы полагаем, что при работе мотора вхолостую (а это не такой стабильный режим, как при рабочих, более высоких оборотах) увеличивается пропуск отработавших газов в картер, а вместе с ними — несгоревшего топлива, смешивающегося с маслом. Подтверждением служит то, что одновременно падает температура вспышки, а это один из главных признаков присутствия топлива в масле.

Падение вязкости составляет 0,4…0,6 сСт. Много это или мало? Для основной массы масел это не означает перехода нижней границы вязкости класса и составляет около 5…6% среднего уровня. А вот с «двадцатками» процент будет значительнее. Впрочем, эти предположения попробуем проверить в ходе следующих экспертиз.

Дальше — интереснее. Начиная с определенного времени работы в режиме холостого хода (70…100 моточасов) вязкость начинает резко возрастать, опережая показатель цикла «трасса», — масло стареет на глазах. Почему? Скорее всего, вследствие длительного контакта с продуктами неполного сгорания, имеющими определенную кислотность. Вот вам результат езды по пробкам! На холостом ходу сказываются плохая вентиляция камеры сгорания из-за прикрытой дроссельной заслонки, малая турбулизация топливовоздушной смеси из-за относительно медленного движения поршня. Отсюда — никудышная скорость сгорания. Зато пропуск газов в картер, как уже говорили выше, максимален.

Эта динамика неодинакова для разных масел. Менее выражена она для ZIC XQ, Shell Helix, Motul X-cess и значительно более заметна у Esso Ultron и BP Visco. Смотрим результаты предыдущего теста — и на «трассе» картина изменения вязкости для тех же масел была похожей.

Кстати, как нам кажется, ситуация усугубляется повышенными температурами масла в поддоне в режиме холостого хода. О вреде объемного перегрева мы тоже писали раньше (ЗР, 2013 № 3), а здесь видим новые подтверждения этой гипотезы. До полной полимеризации мы не дошли ни в одном опыте, однако для некоторых масел динамика роста вязкости была довольно неприятной.

Чаще проверяйте состояние масла!

Грязно? Чисто!

Одна из известных страшилок о режиме холостого хода — зарастание мотора грязью. Так ли это? Вскрытие показало — да, но лишь отчасти. Хотя камера сгорания была черной-пречерной от топливных отложений, на боковых поверхностях поршней мы особой грязи не нашли. Уровень высокотемпературных отложений после цикла «пробки» был существенно ниже, чем после «трассы».

Поразмыслив, поняли — всё правильно. Ведь отложения потому и названы высокотемпературными, что образуются на поверхностях горячих деталей. А на холостом ходу температура поршня невысока — вот и загрязнения оказались сравнительно небольшими. Прослеживается корреляция с результатами предыдущего теста. Меньше всего отложений наблюдалось у Mobil 1, Shell Helix, Motul X-сess и ZIC XQ. Порадовало и BP Visco: если в цикле «трасса» отложений было больше, чем у других масел, то в «пробках» их уровень упал в два раза.

А вот для низкотемпературных отложений картина обратная. Их количество в «пробках» куда выше, чем в цикле «трасса»: не нравится мотору холостой ход.

Вредна ли холостая жизнь?

Казалось бы, в режиме холостого хода износа быть не должно. Нагрузки (и газовые, и инерционные) низкие, служить бы мотору вечно. Как бы не так! Почти у всех масел, кроме Total Quartz, содержание продуктов износа после цикла «пробки» выросло по сравнению с «трассой» — у одних в меньшей степени, у других в большей.

Почему? Чтобы износа не было, надо разделить поверхности контактирующих деталей слоем масла. А тут что? Представьте себе спортсмена на водных лыжах. На солидной скорости он лихо скользит по поверхности воды, но, если скорость буксировщика упадет до пешеходной, купание неизбежно. Так и здесь. В режиме «пробки» скорость поршня-«буксировщика» чуть не в три раза ниже, чем на «трассе». Да еще масло греется из-за отсутствия обдува. В таких условиях даже мизерные нагрузки способны просадить хилый масляный слой. Итог — железо оседает в масле. Вместе с алюминием, хромом и прочим — см. таблицу Менделеева.

Чем дольше стоите в пробках, тем быстрее портится масло в моторе.

Тест на угар: сгорело на работе

Еще один важный и информативный параметр — расход на угар. В цикле «трасса» маслá разделились на две группы: одни показали весьма умеренный расход, других еле-еле хватило на заезд, а одно даже пришлось подливать. В «пробочном» цикле картина несколько изменилась — потери масел Motul X-сess и ZIC XQ остались небольшими, BP Visco показало невысокий угар в обоих циклах, а вот Shell Helix, Elf Excellium, Total Quartz дали резкое улучшение.

О природе угара мы писали ранее (ЗР, 2012, № 7). В данном же случае объяснение кроется в изменении вязкости и температуры вспышки, характеризующей летучесть масла. Смотрим в таблицы и на гистограммы: действительно, угар растет там, где старение более выражено. Запускается цепной механизм: чем меньше масла в поддоне, тем быстрее оно стареет. Чем старее масло, тем оно гуще, а значит, растет толщина слоя, оставляемого кольцами в цилиндре, увеличивается угар.

Такое разное масло

Внимательно изучив результаты, мы еще раз убедились в необоснованности расхожего мнения — «все масла из одной бочки». Очень даже разные «бочки» получились. Лучшие ресурсные результаты при любых условиях эксплуатации выдали Shell Helix HX-8, ZIC XQ и Motul X-cess. Так и назовем эту группу — «Большой ресурс». Темп старения, вполне достаточный для обоснования заявленного производителем срока замены в 15 000 км, показали «французы» — Elf Excellium и Total Quartz. Чуть уступили им в этой гонке BP Vicso и Mobil 1. Следуя нашей терминологии, их можно назвать среднересурсными. А вот Esso Ultron, поработав в пробках, попросило более ранней замены. Кстати, и на «трассе» оно дожило лишь до «середины Сибири».

Конечно, такая терминология условна и относится к синтетикам. Ведь даже не самый лучший результат, показанный Esso Ultron, явно недостижим для полусинтетик и — тем более — минералок.

Подолгу торчите в заторах — меняйте масло в полтора-два раза чаще.

Так когда же менять

Как же учесть время торчания в пробках при определении межсервисного интервала? Интерполяции и экстраполяции оставим, опять-таки, для чьей-нибудь диссертации. Кстати, тема классная: если на каждом цикле построить графики изменения вязкости и щелочного числа и продлить их до величин браковочных параметров, можно получить конкретный ресурс каждого масла в двух циклах — «пробки» и «трасса». Останется взять статистику эксплуатации конкретного автомобиля и с ее учетом посчитать реальный пробег между сменами. Теоретически — понятно и возможно, но…

Но сейчас мы просто возьмем некое усредненное масло и усредненный цикл. И вывод сделаем очень простой и вполне запоминаемый. Итак,

для сложных условий эксплуатации (езда в пробках к ним вполне относится) сократите межсервисный срок замены масла в полтора-два раза.

Для какого масла в полтора, для какого — в два, можно понять, проанализировав приведенные в таблицах цифры. Но куда полезнее и проще действовать по обстановке, не ленясь почаще поднимать капот. Увидели, что масло стало густеть или быстро угорать, — меняйте его. И помните: чем меньше масла в поддоне, тем быстрее оно стареет. Это закон! А потому старайтесь держать уровень чуть ниже верхней отметки на щупе.

Итоги

НЕБОЛЬШОЙ РЕСУРС

ESSO ULTRON 5W-40

Долгоиграющим это масло не назовешь. Оно в обоих циклах вышло за границы браковочных параметров. Очевидно, самый большой уровень низкотемпературных отложений и износов — следствие этого.

СРЕДНИЙ РЕСУРС

BP VISCO 5000 5W-40

В обоих циклах показало достаточно высокий темп старения, однако браковочных параметров не превысило. Возможно, так быстро постарело из-за сравнительно большого расхода на угар?

ELF EXCELLIUM NF 5W-40

Темп старения в цикле «пробки» до определенного срока был невысоким. Но после 70 часов пытки масло сдалось и стало быстро густеть. Тем не менее в «пробках» оно практически не угорело, сохранив неплохие защитные свойства.

MOBIL 1 SUPER 3000 5W-40

Это масло любит движение. Порадовали практически чистые поршни после длительного заезда и защитные свойства во всех циклах испытаний.

TOTAL QUARTZ 9000 5W-40

Результаты очень неплохие. Стареет, конечно, но до браковочных параметров очень далеко. В «пробках» единственное из группы уменьшило уровень грязи в поддоне и на клапанном механизме. Очевидно, сработало резкое снижение расхода на угар.

БОЛЬШОЙ РЕСУРС

MOTUL 8100 X-CESS 5W-40

Масло показало себя с лучшей стороны: со временем стареет, но очень умеренно. Показатели защиты от износа и уровня высокотемпературных отложений среди лучших.

SHELL HELIX HX8 5W-40

Ранее оценено нами как одно из лучших. Данный тест подтвердил эти выводы. Даже единственный минус «трассового» цикла — большой угар — в «пробках» был ликвидирован.

ZIC XQ 5W-40

Когда-то, в «трансконтинентальном заезде», мы были готовы отправить это масло обратно, «из Владивостока в Лиссабон», без замены. Приятно, что сейчас тест подтвердил его высокие ресурсные характеристики. Так что на обратном пути можно еще и в московских пробках потолкаться.

Комментарии автопроизводителей

Свое мнение о сокращении интервала замены мы высказали. А что думают по этому поводу те, кто делает автомобили?

«Хёндэ»

«Современные масла прекрасно переносят городскую эксплуатацию на протяжении рекомендованного производителем межсервисного интервала (в нашем случае — 15 000 км). Обычная городская езда к тяжелым условиям не относится. Мы не считаем необходимым сокращать интервал при городской эксплуатации — в том числе и потому, что это влияет на стоимость владения».

«Пежо»

«На сегодняшний день периодичность регламентных работ для основной гаммы автомобилей следующая:
— замена масла и масляного фильтра двигателя: 10 000 км;
— полное ТО: 20 000 км или 1 год (что наступит раньше).

Таким образом, мы сегодня регламентируем операцию замены масла двигателя каждые 10 000 км, и связано это с тяжелыми климатическими и дорожными условиями эксплуатации».

«Рено»

«В сервисных книжках „Рено“ уже есть рекомендации по сокращению интервала замены моторных масел в два раза в случае использования автомобиля в особых условиях. Таковыми кроме прочих являются условия, в которых автомобиль не менее 50% времени эксплуатируется на холостом ходу (например, при частых поездках на короткие расстояния без выключения двигателя) или со средней скоростью ниже 30 км/ч. Что, по сути, полностью совпадает с режимом движения в городе, а именно — в пробках.

Как видим, счет примерно равный. Мнение «Рено» почти дословно совпало с нашими рекомендациями. «Пежо» отмечает, что рекомендованный фирмой интервал и без того небольшой. А вот корейцы никакой опасности в городской езде не видят.

Шабанов Александр, Колодочкин Михаил, За рулем

autolubricants.info

Тест импортных масел 5W40 — DRIVE2

«За рулем» протестировал кучку масел. Тест сохраню у себя, чтоб потом не искать.

Как долго может ходить двигатель без смены моторного масла? В сервисных книжках современных автомобилей указан интервал ТО с заменой масла 15 000–20 000 км. А производители синтетик часто увеличивают заявленный ресурс еще на десяток тысяч километров. Насколько обоснованны такие цифры? Не навредит ли «долгожитель» мотору? Проверим на практике.

На испытания взяли так называемые полные синтетики класса вязкости 5W-40, причем самых раскрученных брендов: Castrol («Кастрол»), Shell («Шелл»), Mobil («Мобил»), Esso («Эссо»), BP («Би-Пи»), elf («Эльф»), Total («Тоталь») и ZIC («Зик»). Такой набор охватывает примерно три четверти рынка в данном сегменте. По европейской классификации все выбранные масла относятся к высокой группе качества — А3/В3/В4. По классам качества API распределение такое: большинство масел — SM/CF, «Кастрол» — SN/CF, остальные — SL/CF. На фото и в таблицах исследуемые масла расставлены по алфавиту.
Как обычно, масла закупили в профильных магазинах двух столиц. Нас ждал длинный «забег» продолжительностью почти в полгода. Такого мы еще не делали.

1. (Схема слева) сравнение энергосберегающего эффекта испытуемых масел и способности повышать мощность двигателя. Все масла свежие, только что из канистры, а в качестве базы, то есть исходной планки отсчета, — простенькая минералка 10W-40 класса API SJ 2. (Схема справа) а вот так ухудшились показатели экономичности и мощности моторов, когда масла «постарели». Тут база для каждого масла — такое же, только свежее. Скажете, 4,5% роста расхода топлива — немного? Но учтите цены на топливо в Сибири и на Дальнем Востоке.

Пришло время отвечать на поставленные вопросы. Интересно, что обошлось без промежуточных доливок масла — четырех литров начальной заправки хватило каждому из восьми участников. Но расход масла оказался разным. Меньше всего — у масел «Зик» и «Кастрол»: моторы съели их всего по 0,6–0,7 л. Другие же масла дали результаты от 1,2 до 1,5 л, то есть, с учетом грубости метода измерения (на слив), практически одинаковые.

Все образцы после слива были черненькие и страшненькие — еще бы, столько отпахать! А вот насколько изменились их основные физико-химические параметры? Общеизвестные тенденции подтвердились: вязкость всех масел сначала падает, потом растет, щелочное число уменьшается, а кислотное — повышается. По изменению щелочного числа и содержания активных элементов все масла отработали хорошо: браковочных показателей не дало ни одно. Это значит, что все производители используют высококачественные пакеты присадок. Впрочем, это неудивительно: производителей присадок можно по пальцам перечесть, это серьезные специализированные фирмы.
А вот по вязкости картина другая. Сравните: у корейского масла «Зик» изменение вязкости за «15 000 км пробега» практически не вышло за пределы погрешности измерений. А вот «Эссо» под конец «пробега», где-то уже «в Сибири», вылезло за допускаемые классом SAE пределы изменения вязкости. Мотор это, конечно, не убило, но заметно увеличило его прожорливость. Из других масел ближе всех к запретной границе подошло масло «Би-Пи». И изменение поведения мотора на контрольных замерах это подтвердило.

С ресурсом разобрались. А что по остальным параметрам, особенно по тем, которые анализируют автопроизводители при выдаче допусков? Основные показатели работы масел в моторах — уровень отложений, степень энергосбережения и защиты от износа — приведены в диаграммах.
Все масла, как и подобает полным синтетикам высоких классов качества, проявили свои энергосберегающие функции. Большой разницы между ними мы не обнаружили, но опять проявилась некая зависимость расхода топлива от высокотемпературной вязкости. Снова получается, что мотору больше нравится какая-то оптимальная вязкость, любой отход от нее в меньшую или большую сторону приводит к ухудшению характеристик. И ближе прочих к этому оптимуму оказались масла «Кастрол» и «Зик».
Зато мощность мотора просит большей вязкости, и это понятно. В режимах максимальных нагрузок узлы трения находятся в наиболее жестких условиях, и тут масла с большой высокотемпературной вязкостью обеспечивают им лучшее смазывание. Поэтому хоть малый, но все-таки заметный бонус получили моторы, работающие на маслах «Тоталь», «Эльф» и «Би-Пи».

Защита двигателя от износа определяется как вязкостно-температурной характеристикой масла (его вязкостью при высоких температурах), так и качеством противоизносных компонентов. Чтобы оценить масло по этому показателю, исследуем степень изношенности двигателя после идентичных циклов испытаний. Минимальная потеря массы вкладышей подшипни

www.drive2.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о