Порядок работы двигателя смд 62 – Регулировка зазоров в клапанах двигателя СМД-60

Содержание

Регулировка зазоров в клапанах двигателя СМД-60

Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, что влияет на мощность и экономичность двигателя СМД-60. Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу, величина зазора при холодном двигателе для всех клапанов — 0,48—0,5 мм. Зазоры регулируются одновременно в двух противоположных цилиндрах (1—4; 2—5; 3—6).

Порядок регулировки клапанов в двигателе СМД-60/62

Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактора Т-150): сначала устанавливается поршень 1 цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, необходимо следить за движением клапанов первого цилиндра; после того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика (рис. 39), и продолжают вращать коленчатый вал, пока стержень указателя попадет в лунку на маховике. Коленчатый вал прокручивают при помощи дублирующего механизма пуска.

Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4» (рис. 40).

Щупом проверяют зазор между бойком коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора; щуп должен плотно входить в зазор. После затяжки контргайки проверяют (рукой) плавность вращения штанги и величину зазора (щупом).

Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения метки с цифрами «2» и «5» с концом стрелки, аналогично регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров. Затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки и метки с цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Следует иметь в виду, что при повороте коленчатого вала от метки «1»—«4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»— «6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя. После регулировки клапанов колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить за правильностью установки резиновой прокладки, а также не следует перетягивать гайки крепления колпаков, чтобы избежать появления течи масла из-под колпака.

На двигателях СМД-60 выпуска 1971—1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2— 5—3—6 (рис. 40). Зазоры в клапанах регулируются по каждому цилиндру отдельно: в положении ВМТ — в клапанах первого цилиндра, потом проворачивается коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой «4» и регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно в 2—5—3—6 цилиндрах.

Рис. 40. Расположение меток на маховике:

а — метки на маховике двигателя выпуска о января 1973 г., б — метки на маховике двигателя выпуска 1971—1972 гг.

www.traktora.org

Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Категория:

   Трактор Т-150

Публикация:

   Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Читать далее:



Механизм газораспределения двигателя СМД-62

Механизм газораспределения осуществляет впуск в цилиндры свежего воздуха и выпуск отработанных газов. Механизм состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточного механизма, связывающего распределительный вал с клапанами.

Расположение деталей механизма газораспределения отличается от широкораспространенной схемы у рядных двигателей.

Распределительный вал расположен по центру блок-картера и является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается вал з четырех опорах, расточенных в блок-картере.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Взаимное расположение кулачков определяется порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. Порядок работы цилиндров 1—4—2—5—3—6. Фазы газораспределения показаны на рисунке.

Угол пЬворота коленчатого вала, когда одновременно открыты впускной и выпускной клапаны, называется перекрытием клапанов. Перекрытие клапанов у двигателя СМД-60 составляет 11°.

На заднем конце распределительного вала болтами закреплен блок шестерен, состоящий из шестерни распределительного вала и промежуточной шестерни для привода топливного насоса. Шестерни привода распределительного вала и топливного насоса расположены с заднего торца блок-картера. Осевое усилие от распределительного вала воспринимается с одной стороны буртом заднего подшипника, с другой — упорным фланцем (рис. 1), который располагается между опорой вала и шестерней.

Рис. 1. Механизм газораспределения: 1 — вал распределительный; 2 — штанга толкателя; 3 — клапан впускной; 4 — винт регулировочный; 5 — гайка регулировочного винта; « — втулка направляющая клапана; 7 — клапан выпускной; 8 — толкатель; 9— пружины клапана; 10 — ось коромысел; —пружина распорная; 12 — коромысло клапана; 13 — стойка оси коромысел; 14 — кольцо стопорное; 15 — шестерня промежуточная; 16 — шестерня распредвала; 17 — фланец упорный; 18— задняя опорная шейка;19— маслоканал для подачи масла на коромысла,

Рис. 2. Диаграмма фаз газораспределения.

Рис. 3. Установка шестерен распределения по меткам: 1 — шестерня коленвала; 2 — шестерня распредвала; 3 — шестерня промежуточная; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — штанга; 6 — коромысло; 7 — клапан; 8 — толкатель.

Упорный фланец крепится к блок-картеру двумя болтами. При монтаже и демонтаже распределительного вала доступ к болтам крепления фланца осуществляется через отверстия в блоке шестерен. Шестерни в зацепление устанавливаются по меткам. Совпадение меток на шестернях коленчатого и распределительного валов соответствует моменту положения поршня первого цилиндра в ВМТ на ходе сжатия.

Клапаны расположены в один ряд вверху на каждой головке цилиндров. Если смотреть на головку цилиндров сверху, то расположение клапанов справа налево следующее: 1—3—5 — впускные, 2—4—6 — выпускные. Со стороны нижней плоскости головки цилиндров клапаны легко отличить по размеру тарелки. Диаметр тарелки впускного клапана равен 56 мм, а выпускного 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемы с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ.

Клапаны в направляющих втулках удерживаются двумя пружинами каждый. В верхней тарелке клапан закреплен двумя коническими сухарями .

Верхняя тарелка пружин разъемная. Сопряжение тарелки с втулкой по сферической поверхности обеспечивает возможность вращения клапана в процессе работы и, следовательно, более равномерный износ но седлу клапана.

Тарелки клапанов утопают под нижнюю плоскость головки цилиндров впускных на 0,5+0,2 мм, а выпускных на 0,8±0,2 мм. Герметичность клапанов проверяют путем заливки керосина в патрубки. При появлении течи керосина за время менее 30 сек клапаны притирают.

Сухари и клапанные пружины взаимозаменяемы с пружинами двигателей ЯМЗ и АМЗ.

Толкатели — цилиндрические, расположены в колодцах блок-картера, имеют плоские донышки. Оси направляющих колодцев смещены относительно осей кулачков распределительного вала.

Толкатели взаимозаменяемы с толкателями двигателя СМД-14.

Штанги служат для передачи движения от толкателей к коромыслам. Изготовлены штанги из стального прутка диаметром 10 мм. Верхний и нижний концы штанги имеют выпуклые сферические поверхности, которыми она упирается в сферические поверхности на донышке толкателя и регулировочном винте коромысла клапана.

Коромысла стальные литые, невзаимозаменяемы для одного цилиндра. Поэтому на каждый цилиндр устанавливается коромысло правое и коромысло левое. Правильность установки коромысел проверяется по совпадению бойка коромысла с торцом клапана..

Коромысла установлены на полой оси, закрепленной в трех разрезных стойках. Стойки крепят к головке цилиндров шпильками, которые одновременно служат фиксаторами осей коромысел от проворота. Коромысла к стойкам поджимаются пружинами, надетыми на оси, а крайние коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами, поставленными в канавки на оси.

Усилие затяжки гаек крепления стоек 6—8 кгм. Гайки контрятся замковыми шайбами. Неправильная установка контровочной шайбы приводит к ослаблению крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанном механизме.

Внутренняя полость осей коромысел используется в качестве масляного канала. На клапанный механизм левой головки масло подается из передней опоры распределительного вала, а на клапанный механизм правой головки — из задней опоры распределительного вала.

Масло из оси через отверстия поступает для смазки втулок коромысел. От втулки по сверлению в коромысле масло подается к винту регулировочному: в центре зинта имеется отверстие для поступления смазки к сферической поверхности, сопрягаемой со штангой.

Регулировка зазоров в клапанах. Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, мощность и экономичность двигателя. Зазор (0,48—0,5 мм) устанавливают между бойком коромысла и торцом клапана по щупу. Зазоры регулируют одновременно в клапанах двух противоположных цилиндров 1—4; 2—5; 3—6.

Порядок регулировки обычный для всех двигателей.

Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия; вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, следят за движением клапанов цилиндра; после того, как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика, и продолжают вращать коленчатый вал до попадания стержня указателя в лунку на маховике.

Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее с риской на маховике, отмеченной ВМТ.

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвратится в первоначальное положение), продолжают вращать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 40—45е) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4». В этом положении коленчатого вала щупом проверяют зазор между бойком коромысла и торцом всех клапанов первого и четвертого цилиндров. Щуп должен плотно входить в зазор. При необходимости зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и при помощи отвертки устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора. После затяжки контргайки проверяют рукой плавность вращения штанги, а щупом — величину зазора.

Рис. 4. Установка клапанных пружин 1 — клапан; 2 — сухарь; 3— втулка тарелки; 4 — тарелка клапана; 5 — пружина клапана наружная; 6—пружина клапана внутренняя; 7 — шайба пружин клапана.

Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения стрелки с меткой с цифрами «2» и «5», аналогично проверяют и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров, а затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки с меткой с цифрами «3» и «6», проверяют и регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Следует помнить, что при повороте коленчатого вала от метки «1» — «4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»—«6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя.

После регулировки зазоров колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить правильностью установки резиновой прокладки, чтобы избежать появления течей из-под колпака.

Рис. 5. Указатель ВМТ.

Рис. 6. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ.

Рис. 7. Метки на маховике: а — метки на маховике двигателей выпуска 1973 г.; б — метки на маховике двигателей выпуска 1971—1972 гг.

На двигателях выпуска 1971 —1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2—5—3—6. Зазор в клапанах регулируют по каждому цилиндру отдельно. В положении ВЛ1Т регулируют зазоры в клапанах первого цилиндра, дальше проворачивают коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой цифры «4» — регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно во 2—5—3—6 цилиндрах.

Рекламные предложения:


Читать далее: Система питания двигателя СМД-62

Категория: — Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Двигатель трактора Т-150: от СМД-60 до ЯМЗ-236

Содержание:

Тракторы Т-150 и Т-150К разрабатывались инженерами Харьковского тракторного завода. Эта модель сменила другую оригинальную разработку ХТЗ — Т-125, выпуск которой прекратили в 1967 году.

Т-150 был в разработке несколько лет и поступил в серийное производство в 1971 году. Изначально это была модель Т-150К — трактор на колесной базе. С 1974 года начался выпуск гусеничного трактора с маркировкой Т-150.

Принцип, заложенный инженерами ХТЗ при разработке Т-150 и Т-150 К, заключался в максимальной унификации этих моделей. Колесный и гусеничный тракторы имеют настолько схожую конструкцию, насколько это возможно с учетом разных движителей. В этой связи большинство запчастей и узлов маркируются для Т-150, но подразумевается, что они подходят и колесному трактору Т-150К.

Двигатели, устанавливаемые на трактор Т-150

Моторы на тракторах Т-150 и Т-150К имеют переднее расположение. К агрегату через муфту подключается сцепление и коробка передач. На колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливались двигатели:

  • СМД-60,
  • СМД-62,
  • ЯМЗ-236.

Двигатель Т-150 СМД-60

На первых тракторах Т-150 был дизельный двигатель СМД-60. Мотор имел принципиально отличную конструкцию для того времени и сильно отличался от других агрегатов для спецтехники.

Двигатель Т-150 СМД-60 является четырехтактным, короткоходовым. У него шесть цилиндров, расположенных в 2 ряда. Мотор турбированный, имеет системы жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива.

Особенностью двигателя трактора Т-150 СМД-60 является то, что цилиндры располагаются не друг напротив друга, а со смещением на 3,6 см. Это было сделано для того, чтобы установить на одну шатунную шейку коленвала шатуны противоположных цилиндров.

Конфигурация двигателя Т-150 СМД-60 кардинально отличалась от строения других тракторных моторов того времени. Цилиндры движка имели V-образную компоновку, что сделало его намного компактнее и легче. В развале цилиндров инженеры расположили турбонагнетатель и выпускные коллекторы. Подающий дизель насос марки НД-22/6Б4 размещен сзади.

Двигатель СМД-60 на Т-150 оснащен полнопоточной центрифугой для очистки моторного масла. Топливных фильтров у мотора два:

  1. предварительный,
  2. для тонкой очистки.

Вместо воздушного фильтра на СМД-60 используется установка циклонного типа. Система очистки воздуха автоматически очищает пылесборник.

Особенности двигателя Т-150 СМД-60

На тракторах Т-150 и Т-150К с двигателем СМД-60 использовался дополнительный бензомотор П-350. Этот пусковой двигатель карбюраторного типа, одноцилиндровый, с системой водяного охлаждения генерировал 13,5 л.с. Контур водяного охлаждения у пусковой установки и СМД-60 единый. П-350 в свою очередь запускался стартером СТ-352Д.

Для облегчения запуска в зимнее время (ниже 5 градусов) двигатель СМД-60 оборудовали предпусковым прогревателем ПЖБ-10.

Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

150 л.с.

Обороты

2000, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

950 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 СМД-62

Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на основе движка СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Главным отличием стала установка компрессора на пневмосистему. Также у двигателя СМД-62 на Т-150 увеличилась мощность до 165 л.с. и число оборотов.

Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

165 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

1100 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 ЯМЗ 236

Более современной модификацией является трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ 236. С мотором ЯМЗ-236М2-59 спецтехника производится по сей день.

Необходимость замены силового агрегата назревала годами — мощности первоначального двигателя СМД-60 и его преемника СМД-62 в некоторых ситуациях просто не хватало. Выбор пал на более производительный и экономичный дизельный мотор производства Ярославского моторного завода.

Впервые эту установку в широкое производство запустили в 1961 году, но проект и прототипы существовали с 50-х годов и весьма неплохо себя зарекомендовали. Долгое время двигатель ЯМЗ 236 оставался одним из лучших дизелей в мире. Несмотря на то, что с момента разработки конструкции прошло почти 70 лет, она остается актуальной до сих пор и используется в том числе в новых современных тракторах.

Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150

Трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 серийно выпускался в разных модификациях. В свое время устанавливались и атмосферные моторы, и турбированные. В количественном отношении наиболее популярной стала версия Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 ДЗ — атмосферником с рабочим объемом 11,15 л, крутящим моментом 667 Нм и мощностью 175 л.с., который запускался электростартером.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

175 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1035 кг

Средний расход

220 г/кВ*ч

Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150

На новые колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливается двигатель ЯМЗ-236 М2-59. Этот мотор с унифицирован с ЯМЗ-236, который выпускался до 1985 года, и ЯМЗ-236М, выпуск которого прекратился в 1988 г.

Двигатель ЯМЗ-236М2-59 — это дизельный атмосферный движок, непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением. Мотор имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

180 л.с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1185 кг

Средний расход

245 г/кВ*ч

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.

Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Вам будет интересно:

Колесный погрузчик ZW80 Hitachi: обновления и 10 % экономии топлива
JCB установила рекорд скорости для тракторов
Пикап из Теслы 3 своими руками
Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
Какие бывают трактора: фото, классификация и виды

Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе «Новости спецтехники»!

spectehnika74.ru

Двигатель СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К: устройство, схема, ремонт

На гусеничном тракторе Т-150 установлен двигатель СМД-60, который является базовой моделью нового семейства дизелей, выпускаемых отечественной промышленностью. Его конструкция принципиально отличается от предыдущих моделей тракторных двигателей.

Рис. 32. Порядок нумерации цилиндров в дизеле СМД-60.

Устройство двигателя СМД-60

Дизель СМД-60 — четырехтактный, шестицилиндровый, короткоходовый, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Цилиндры расположены в два ряда под углом 90° и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещен относительно правого на 36 мм (рис. 32), что дало возможность устанавливать два шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатого вала.

Агрегаты и механизмы на двигателе скомпонованы с учетом использования преимуществ V-образной схемы расположения цилиндров, что обеспечило компактность моторной установки на тракторе Т-150.

В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Топливный насос НД-22/6Б4 установлен в задней части, имеет привод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной и тонкой очистки дизельного топлива, а для фильтрации масла — полнопоточную центрифугу. Воздухоочиститель — циклонного типа, с автоматическим удалением пыли из пылесборника. Водяной насос — центробежного типа, располагается на передней крышке блок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носке коленчатого вала. Пуск дизеля СМД-60 осуществляется одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем П-350 с одноступенчатым редуктором. Для облегчения пуска при низких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателе установлен генератор переменного тока.

Двигатель СМД-62

Двигатель СМД-62, устанавливаемый на колесном тракторе Т-150К, является модификацией базовой модели СМД-60 и отличается регулировкой на мощность 165 л. с. при скорости вращения коленчатого вала 2100 об/мин, а также установкой компрессора для пневмосистемы трактора Т-150К.

Разделы:

www.traktora.org

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

________________________________________________________________________

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

Двигатель СМД-60, СМД-62 трактора Т-150 четырехтактный, шестицилиндровый, с V-образным расположением цилиндров жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Дизель состоит из блок-картера (блока цилиндров), двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма распределения, узлов и агрегатов систем питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов, а также узлов и агрегатов пускового
двигателя и редуктора.

Цилиндры дизеля СМД-60, 62 трактора Т-150К расположены в два ряда под углом 1,53 рад (90°) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера.

Топливный насос ТНВД распределительного типа с механическим всережимным регулятором расположен в задней части дизеля и имеет привод от механизма газораспределения.

Для очистки топлива на двигателе Т-150 установлены два фильтра: один — для грубой очистки, другой — для тонкой очистки. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, на дизеле применен воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами.

Для фильтрации масла применена полнопоточная масляная центрифуга. Водяной насос центробежного типа с вентилятором и компрессор имеют ременный привод от шкива на переднем носке коленчатого вала, а генератор — от шкива на водяном насосе.

Запускается дизель одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем, передача от которого к маховику дизеля осуществляется одноступенчатым редуктором. Для уменьшения шума дизель оборудован глушителем. На дизеле предусмотрены места для установки датчиков давления масла и
температуры воды, а также датчика сигнализации аварийного давления масла.

Каждый цикл работы дизеля СМД-62, 60 трактора Т-150 осуществляется в течение двух оборотов коленчатого вала и включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т.к н.м.т., в цилиндр через открытый впускной клапан поступает свежий воздух.

При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. (впускной и выпускной клапаны закрыты) воздух сжимается, при этом температура его повышается. В конце такта сжатия через форсунку в камеру в поршне впрыскивается топливо. Распыленное и перемешанное в среде сжатого воздуха топливо воспламеняется, давление в камере повышается.

Образующиеся при сгорании газы, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется от в.м.т. к н.м.т. и через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, заставляя его вращаться, то есть происходит рабочий ход.

Ремонт блока цилиндров двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам блока цилиндров (блок-картера) Т-150 относятся трещины, пробоины, износ рабочих поверхностей неподвижных сопряжений (поверхности под вкладыши коренных подшипников и втулок распределительного вала, опорные поверхности под бурты гильз цилиндров, отверстия под
нижний посадочный поясок гильз), износ рабочих поверхностей подвижных сопряжений (отверстия под подшипники распределительного вала, отверстия для толкателей; отверстия под установочные штифты и направляющие втулки; повреждение резьбы шпилек и отверстий, забоины и неровности на
привалочных плоскостях).

После осмотра и испытания блока цилиндров на герметичность под давлением 0,2…0,4 МПа (2…4 кгс/см2) на протяжении 5 мин измеряют и оценивают точность его геометрических форм. Проверяют на герметичность на стендах, а соответствие размеров и формы элементов определяют универсальными измерительными средствами.

Особенность дефектации блок-картера двигателей СМД-60 и СМД-62 — тщательный контроль взаимного расположения их рабочих (несущих) поверхностей, состояния выточек под бурты гильз цилиндров в блок-картере, соосности отверстий под подшипники коленчатого и распределительного
валов, параллельности опорных поверхностей под гильзы цилиндров к плоскости, сопрягаемой с плоскостью головки блока цилиндров.

Состояние выточек под бурты гильз цилиндров проверяют при помощи приспособления, состоящего из корпуса и индикатора. Ножка имеет специальную форму. В состав приспособления входит калибр при помощи которого проводят наладку на размер по глубине выточки.

Приспособление, установленное в выточку под бурт гильзы, позволяет одновременно проверять глубину выточки (износ) и параллельность ее основания относительно верхней плоскости. Разница измерений в пределах одного гнезда не должна превышать 0,03 мм, а всего блока — 0,05 мм.

Коробление верхней плоскости контролируют при помощи линейки и щупа. Коробление не должно превышать 0,1 мм. Несоосность отверстий под коренные подшипники проверяют, используя приспособление, которое состоит из корпуса и малогабаритных индикаторов.

На корпусе расположены неподвижные и подвижные упоры. Особенность приспособления та, что шкалы индикаторов четко видны независимо от положения приспособления в корпусе.

Несоосность отверстий проверяют в вертикальном положении блока цилиндров Т-150 по отклонению стрелок индикаторов от нуля. Перед измерением приспособление неподвижными упорами устанавливают на проверочную линейку, а стрелки индикаторов совмещают с нулевыми отметками шкал.

Точность взаимного расположения отверстий под опорные шейки распределительного вала проверяют калибром (скалкой), размеры которого меньше размеров отверстий на 0,04 мм.

Допускается несоосность отверстий под коренные подшипники коленчатого вала до 0,02 мм, а под подшипники распределительного вала — до 0,03 мм.

Параллельность опорных поверхностей под гильзы к оси коленчатого вала проверяют при помощи устройства, состоящего из оправки, которая имитирует ось отверстий подкоренные подшипники, и корпуса, в котором установлены два индикатора.

К устройству приложена эталонная пластинка, предназначенная для его настройки. Сначала в отверстия устанавливают оправку, затем корпус — на опорные выточки блока цилиндров под гильзы так, чтобы наконечники индикаторов касались оправки. По разности показаний индикаторов определяют параллельность опорных буртов относительно оси коленчатого вала.

Во время дефекации блок-картера двигателя СМД-62, 60 трактора Т-150К проверяют состояние задней поверхности блока, к которой крепят картер маховика. В местах контакта этих деталей их поверхности изнашиваются. Неперпендикулярность поверхности к оси коленчатого вала не должна
превышать 3,2 мм.

Не допускаются кавитационные повреждения нижнего посадочного пояска под гильзу, так как они могут быть причиной протекания воды из водяной рубашки в картер двигателя. При износе отверстий под вкладыши подшипников до диаметра более 98,04 мм отверстия растачивают под вкладыши
ремонтного размера 98,5+0.021 мм.

Коробление или повреждение поверхностей прилегания головок цилиндров блок-картера и верхней крышки устраняют шлифованием. Допустимая не плоскостность составляет соответственно 0,10 и 0,15 мм на всей длине.

Гильзы цилиндров 9 съемные, «мокрого» типа, изготовлены из специального чугуна. Внутренняя поверхность их закалена ТВЧ. По внутреннему диаметругильзы делятся на большую (Б) и малую (Н) группы. Маркировка группы наносится ударным клеймом на торце бурта гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.

Головка блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150 представляет собой чугунную отливку, выполненную как одно целое с клапанной коробкой. Для уплотнения плоскости разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка 3 из асбостального полотна. Головки цилиндров
взаимозаменяемы.

Ремонт головки блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам головки цилиндров двигателя СМД-60,62 относятся износ внутренних поверхностей направляющих втулок и клапанных гнезд. Износ втулок определяют при помощи пробок или индикаторного нутромера. Втулки, изношенные до диаметра более 12,06мм, заменяют новыми.

Последние развертывают до номинального размера. Износ клапанных гнезд (раковины, риски на рабочих поверхностях, утопание тарелки клапана относительно нижней плоскости головки впускного более 1,0 мм, выпускного — более 1,2 мм) контролируют калибрами или штангенглубиномером.
Изношенное седло выпрессовывают, а гнезда под седла растачивают под ремонтный размер.

При замене седел и направляющих втулок клапанов головку цилиндров Т-150 нагревают до 90 С. Седло клапанов перед запрессовкой охлаждают до минус 70…90 °С.

Седла впускных клапанов запрессовывают с натягом 0,040…0,105 мм, а выпускных — 0,035…0,105 мм. После запрессовки седло зачеканивают в шести точках, равномерно размещенных по окружности. Усилие зачеканки 5000…6000 Н (500…600 кгс).

Рабочие фаски седел впускных клапанов обрабатывают под углом 30°, а выпускных — под углом 45°. Ширина их при этом должна находиться соответственно в пределах 2…2,5 и 1,5…2,3 мм. К седлам притирают клапаны, качество притирки проверяют по наличию на их конических поверхностях
кольцевой матовой полоски, ширина которой должна находиться в пределах 1,5…2,5 мм.

Полоска не должна иметь разрывов и должна находиться в середине фаски, но не менее чем в 1,5 мм от кромки цилиндрического пояска тарелки клапана. Разница в ширине притертой фаски седла должна быть не более 0,6 мм. Биение рабочей фаски седла относительно оси втулки клапана не должно превышать 0,05 мм.

Герметичность сопряжения клапан — седло клапана для двигателя СМД-60, 62 проверяют при помощи приспособления, подающего воздух под давлением 0,03…0,05 МПа (0,3…0,6 кгс/см2). Просачивание воздуха при этом не допускается.

Можно проверять герметичность керосином, заливаемым во впускные и выпускные каналы клапанов. Подтекания или наличия капель керосина из-под тарелок клапанов в течение 1 мин не допускается.

Сухари клапанов должны плотно прилегать к поверхности втулок тарелок и стержней клапанов. Стержни клапанов перед сборкой смазывают моторным маслом или смесью моторного масла с графитом. Высота выступания шпилек над привалочными поверхностями головки цилиндров должна быть равна 79 ± 1,5 мм.

Неперпендикулярность шпилек крепления стойки оси коромысла к плоскости прилегания головки допускается не более 0,3 мм на длине 90 мм. При установке головки цилиндров на блок-картер гайки крепления затягивают в правильной последовательности.

Впускные и выпускные клапаны СМД-60, 62 трактора Т-150

На головках цилиндров двигателя трактора Т-150 смонтирован клапанный механизм. На нижней плоскости головки против каждого цилиндра выполнены по две цилиндрические расточки для установки впускного и выпускного клапанов. В расточках запрессованы седла из специального никелевого сплава.

В седлах впускных клапанов имеется ширма, при установке седла в головку она должна быть расположена относительно оси клапана. Утопание тарелок впускных клапанов относительно нижней плоскости головки составляет 0,25—0,75 мм, выпускных — 0,45—0,95 мм.

Толкатели — стальные, имеют плоские донышки. Коромысла клапанов — стальные, для впускных и выпускных клапанов они отличаются по конфигурации.

Перемещение их вдоль оси ограничивается распорными пружинами. Для подвода масла к втулкам ось коромысел выполнена полой. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жароупорной стали.

К основным дефектам клапанов СМД-60, 62 трактора Т-150К относятся раковины и риски на рабочей поверхности тарелки, износ рабочей поверхности и стержня, обгорание тарелок и изгиб стержня. Клапан ремонтируют при помощи шлифования рабочей фаски и последующей притирки ее к гнезду в головке цилиндров.

Допустимая непрямолинейность образующей стержня клапана, овальность и конусность его не должны превышать 0,02 мм. Биение шлифованной фаски тарелки клапана относительно оси стержня должно быть не более 0,03 мм.

Клапанные пружины должны иметь определенную упругость, размеры и форму. При сжатии наружной пружины клапана до высоты 42 мм нормальное усилие сжатия должно быть равно 446 + 26 Н (44,6 ± 2,6 кгс), допустимое — 400 Н (40 кгс). Если сжать внутреннюю пружину до высоты 37 мм,
номинальное усилие сжатия должно быть равно 256 ± 1,5 Н (25,6 ± 0 , 1 5 кгс), а допустимое усилие — 230 Н (2:3 кгс).

Внутренняя пружина клапана двигателя СМД-60, 62 должна под действием собственной массы надеваться на стержень диаметром 24 мм по всей длине и каждым концом — на калибр диаметром 24,3 мм на длине до 8 мм.

Наружная пружина клапана должна любым концом надеваться на калибр диаметром 35 мм на длине до 8 мм. После 20-кратного сжатия пружин до соприкосновения витков не должно быть остаточной деформации.

Трещины и изломы на поверхности коромысел и их осей, а также сминание резьбы не допускаются. Износ внутреннего диаметра втулки без ее замены допускается до 24,11 мм. При установке новой втулки необходимо совместить отверстия во втулке и коромысле. Допускается сверление отверстия во втулке после ее запрессовки в коромысло.

Износ бойка коромысла клапана двигателя Т-150К допускается до высоты 19,4 мм. После ремонта шлифованная и полированная поверхности его должны иметь твердость не менее HRC 50. Износ сферической поверхности регулировочного винта допускается до глубины 6,5 мм. Износ поверхности под втулки оси коромысла допускается до диаметра 28,05 мм.

Номинальное усилие при сжатии распорной пружины коромысел до высоты 91 ± 2,5 мм должно быть равно 35 ± 5,5 Н (3,5 ± 0,55 кгс), допустимое — 25 Н (2,5 кгс). Штанга толкателя не должна иметь изгиб более 0,5 мм. Общая длина ее не должна быть менее 342 мм.

Износ торцевой поверхности толкателя от кулачка распределительного вала допускается на глубину не более 0,05 мм. При ремонте ее шлифованием уменьшение высоты толкателя допускается до 67,30 мм.

Регулировка зазоров в клапанах СМД-60, СМД-62 трактора Т-150

Для регулировки клапанов двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 проводим следующие действия:

— Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу. Величина зазора на непрогретом двигателе для всех клапанов находится в пределах 0,48…0,50 мм. Регулировка происходит одновременно в двух противоположных цилиндрах 1…4; 2…5; 3…6.

— Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, наблюдают за движением клапанов первого цилиндра. После того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, который находится с правой стороны на картере маховика.

— Коленчатый вал продолжают вращать до тех пор, пока стержень указателя не попадет в лунку на маховике. Устанавливают стрелку под болт на картере маховика (при снятом лючке) и совмещают ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

— Продолжают проворачивать коленчатый вал дизеля СМД-60, 62 по часовой стрелке примерно на 45° до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «1» и «4». При помощи щупа проверяют зазор между бойками коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров.

— Ослабляют затяжку контргайки ключом и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение необходимой величины зазора, при этом щуп должен плотно входить в зазор. Затянув контргайки, проверяют плавность вращения штанги и щупом проверяют величину зазора.

— Проворачивают коленчатый вал на 240 градусов в том же направлении до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «2» и «5», и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров.

— Провернув коленчатый вал до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

— Закончив регулировку зазоров в клапанах, устанавливают на место колпаки. Во избежание появления течи из-под колпака проверяют, правильно ли установлена резиновая прокладка.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Регулировка теплового зазора в клапанах двигателя СМД-60

Рис. Указатель в углублении маховика

  1.  Снять колпаки головок цилиндра.
  2. Вращая коленчатый вал ручным дублирующим механизмом (наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра ).
  3. Когда оба коромысла опустятся (сначала коромысла выхлопного клапана, а затем всасывающего) и потом возвратятся в исходное положение, нажимают на стержень указателя ВМТ расположенного на картере маховика, и вращают коленчатый вал до тех пор, пока указатель не войдет в углубление маховика. При этом поршень первого цилиндра будет находиться в ВМТ такта сжатия.
  4. Открыв люк картера маховика с правой стороны двигателя, прикрепляют проволочку к одному из болтов крышки люка, установив её конец на метку ВМТ на маховике.
  5. Затем повертывают коленчатый вал по часовой стрелке на 45″, чтобы метка на маховике с цифрами 1 и 4 совпало с концом проволочки.(на рисунке показаны метки на маховике) В этом положении проверяют и, если необходимо, регулируют зазор между клапанами и коромыслами 1 и 4 цилиндра. Нормальная величина зазора у холодного двигателя должна быть 0,48–0,5 мм. для всех клапанов.
  6. Поле регулировки зазоров необходимо проверить рукой плавность вращения штанги.
  7. Далее проворачивают коленчатый вал еще на 240″ и регулируют зазор в клапанах 2 и 5 цилиндров. При этом с концом проволочки совпадет метка на моховике с цифрами 2 и 5. Следует иметь в виду , что при повороте коленчатого вала от метки 1-4 до метки 2-5 пропускается метка 3-6. Это положение метки 3-6 соответствует расположению поршней 3 и 6 цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска.
  8. Затем повертывают коленчатый вал еще на 240″ до совпадения конца проволочки с меткой 3 и 6 на маховике и регулируют зазор в клапанах 3 и 6 цилиндра.
  9. Собрать инструменты и сдать рабочее место.

Рис. Метки на маховике

ustroistvo-avtomobilya.ru

Зазор клапанов смд 60 — Трактор Т-40 полное руководство

Правильно отрегулированные зазоры в клапанах обеспечивают надежную работу деталей механизма газораспределения, что влияет на мощность и экономичность двигателя СМД-60. Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу, величина зазора при холодном двигателе для всех клапанов — 0,48—0,5 мм. Зазоры регулируются одновременно в двух противоположных цилиндрах (1—4; 2—5; 3—6).

Порядок регулировки клапанов в двигателе СМД-60/62

Регулировка клапанов двигателя СМД-60 (трактора Т-150): сначала устанавливается поршень 1 цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, необходимо следить за движением клапанов первого цилиндра; после того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, находящийся с правой стороны на картере маховика (рис. 39), и продолжают вращать коленчатый вал, пока стержень указателя попадет в лунку на маховике. Коленчатый вал прокручивают при помощи дублирующего механизма пуска.

Снимают лючок на картере маховика, находящийся с правой стороны под топливным фильтром грубой очистки, и под болт устанавливают стрелку, совместив ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

Освободив стержень указателя ВМТ (под действием пружины он возвращается в первоначальное положение), продолжают поворачивать коленчатый вал по часовой стрелке (примерно на 45°) до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «1» и «4» (рис. 40).

Щупом проверяют зазор между бойком коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров. Зазор регулируют следующим образом: отпускают ключом контргайку и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение требуемой величины зазора; щуп должен плотно входить в зазор. После затяжки контргайки проверяют (рукой) плавность вращения штанги и величину зазора (щупом).

Провернув коленчатый вал на 240° в том же направлении до совпадения метки с цифрами «2» и «5» с концом стрелки, аналогично регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров. Затем, провернув коленчатый вал еще на 240° до совпадения стрелки и метки с цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Следует иметь в виду, что при повороте коленчатого вала от метки «1»—«4» к метке «2»—«5» пропускается метка «3»— «6». Это положение метки «3»—«6» соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров вблизи ВМТ на такте выпуска, где имеется перекрытие фаз клапанов. Регулировать зазоры в этом положении нельзя. После регулировки клапанов колпаки устанавливают на место. При этом необходимо следить за правильностью установки резиновой прокладки, а также не следует перетягивать гайки крепления колпаков, чтобы избежать появления течи масла из-под колпака.

На двигателях СМД-60 выпуска 1971—1972 гг. метки на маховике расположены с учетом порядка работы цилиндров 1—4—2— 5—3—6 (рис. 40). Зазоры в клапанах регулируются по каждому цилиндру отдельно: в положении ВМТ — в клапанах первого цилиндра, потом проворачивается коленчатый вал до совмещения конца стрелки с меткой «4» и регулируются зазоры в клапанах четвертого цилиндра и затем последовательно в 2—5—3—6 цилиндрах.

Рис. 40. Расположение меток на маховике:

а — метки на маховике двигателя выпуска о января 1973 г., б — метки на маховике двигателя выпуска 1971—1972 гг.

Надёжная работа деталей ГРМ двигателя СМД-60 обеспечивается за счёт правильно отрегулированных зазоров в клапанах, что также влияет на экономичность и мощность двигателя. Зазор между торцом клапана и бойком коромысла устанавливается по щупу. Величина зазоров для всех клапанов ГРМ (при холодном двигателе) составляет 0,48-0,5 мм. Регулировка зазоров осуществляется одновременно в двух противоположных цилиндрах – 1-4, 2-5, 3-6.

Порядок регулировки зазоров в клапанах ГРМ двигателя СМД-60. Поршень первого цилиндра устанавливается в в.м.т на ходе сжатия. Далее, вращая коленчатый вал (колпаки головок должны быть сняты), нужно следить за движением клапанов первого цилиндра. Как только выпускной клапан, а потом и впускной откроются, нужно нажать на указатель в.м.т, расположенный на картере маховика (с правой стороны) [рис. 1] и продолжить вращение коленчатого вала до момента, пока стержень указателя не попадёт в лунку на маховике. Прокручивание коленчатого вала осуществляется посредством дублирующего пускового механизма.

Рис. 1. Указатель в.м.т. двигателя СМД-60 трактора Т-150 и Т-150К.

После снятия лючка на картере маховика (расположен справа под топливным фильтром грубой очистки) необходимо установить под болт стрелку, совместив её конец с риской на маховике, которая обозначена «ВМТ».

Как только стержень указателя в.м.т. окажется освобождённым (он возвращается под воздействием пружины в первоначальное положение), следует продолжить поворачивать коленчатый вал (по часовой стрелке) примерно на 45 град. до совпадения стрелки с риской на маховике, которая отмечена цифрами (1) и (4) [рис. 2].

Рис. 2. Расположение меток на маховике двигателя СМД-60 трактора Т-150 и Т-150К.

А) – Метки на маховике двигателя СМД-60 выпуска с января 1973 г;

Б) – Метки на маховике двигателя СМД-60 выпуска 1971-1972 г.

Посредством щупа контролируется зазор между торцом клапанов и бойком коромысел первого и четвёртого цилиндров. Регулировка зазора производится следующим образом: ключом отпускается контргайка и отвёрткой устанавливается регулировочный винт в положение необходимой величины зазора; щуп должен входить в зазор плотно. По завершении затяжки контргайки рукой проверяется плавность вращения штанги, а щупом — величина зазора.

Далее необходимо провернуть коленчатый вал на 240 град. (в том же направлении) до совпадения метки с цифрами (2) и (5) с концом стрелки. Регулировка зазоров в клапанах второго и пятого цилиндров осуществляется аналогично. После этого нужно провернуть коленчатый вал ещё на 240 град. до совпадения стрелки и метки с цифрами (3) и (6) и произвести регулировку зазоров в клапанах третьего и шестого цилиндров.

Нужно помнить, что при повороте коленчатого вала от метки (1)-(4) к метке (2)-(5) метка (3)-(6) пропускается. Данное положение метки (3)-(6) соответствует расположению поршней третьего и шестого цилиндров около в.м.т на такте впуска, где наблюдается перекрытие фаз клапанов. Регулировка зазоров в данном положении запрещена. По завершении регулировки зазоров следует установить колпаки на место. Необходимо контролировать правильность установки резиновой прокладки и степень затяжки гаек крепления колпаков. В противном случае возможны течи масла из-под колпака.

На двигателях СМД-60 1971-1972 г.в. метки на маховике располагаются с учётом порядка работы цилиндров 1-4-2-5-3-6 [рис. 2]. Регулировка клапанных зазоров производится отдельно по каждому цилиндру – в клапанах первого цилиндра, далее коленчатый вал проворачивается до совмещения конца стрелки с меткой (4) и регулировка зазоров осуществляется в клапанах четвёртого цилиндра и потом последовательно во 2-5-3-6 цилиндрах.

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Основные детали дизельного двигателя СМД-60, 62

Двигатель СМД-60, СМД-62 трактора Т-150 четырехтактный, шестицилиндровый, с V-образным расположением цилиндров жидкостного охлаждения, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом.

Дизель состоит из блок-картера (блока цилиндров), двух головок цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма распределения, узлов и агрегатов систем питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов, а также узлов и агрегатов пускового
двигателя и редуктора.

Цилиндры дизеля СМД-60, 62 трактора Т-150К расположены в два ряда под углом 1,53 рад (90°) и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера.

Топливный насос ТНВД распределительного типа с механическим всережимным регулятором расположен в задней части дизеля и имеет привод от механизма газораспределения.

Для очистки топлива на двигателе Т-150 установлены два фильтра: один — для грубой очистки, другой — для тонкой очистки. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, на дизеле применен воздухоочиститель с бумажными фильтрующими элементами.

Для фильтрации масла применена полнопоточная масляная центрифуга. Водяной насос центробежного типа с вентилятором и компрессор имеют ременный привод от шкива на переднем носке коленчатого вала, а генератор — от шкива на водяном насосе.

Запускается дизель одноцилиндровым бензиновым пусковым двигателем, передача от которого к маховику дизеля осуществляется одноступенчатым редуктором. Для уменьшения шума дизель оборудован глушителем. На дизеле предусмотрены места для установки датчиков давления масла и
температуры воды, а также датчика сигнализации аварийного давления масла.

Каждый цикл работы дизеля СМД-62, 60 трактора Т-150 осуществляется в течение двух оборотов коленчатого вала и включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. При такте впуска, когда поршень движется от в.м.т.к н.м.т., в цилиндр через открытый впускной клапан поступает свежий воздух.

При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. (впускной и выпускной клапаны закрыты) воздух сжимается, при этом температура его повышается. В конце такта сжатия через форсунку в камеру в поршне впрыскивается топливо. Распыленное и перемешанное в среде сжатого воздуха топливо воспламеняется, давление в камере повышается.

Образующиеся при сгорании газы, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется от в.м.т. к н.м.т. и через шатун передает усилие на кривошип коленчатого вала, заставляя его вращаться, то есть происходит рабочий ход.

Ремонт блока цилиндров двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам блока цилиндров (блок-картера) Т-150 относятся трещины, пробоины, износ рабочих поверхностей неподвижных сопряжений (поверхности под вкладыши коренных подшипников и втулок распределительного вала, опорные поверхности под бурты гильз цилиндров, отверстия под
нижний посадочный поясок гильз), износ рабочих поверхностей подвижных сопряжений (отверстия под подшипники распределительного вала, отверстия для толкателей; отверстия под установочные штифты и направляющие втулки; повреждение резьбы шпилек и отверстий, забоины и неровности на
привалочных плоскостях).

После осмотра и испытания блока цилиндров на герметичность под давлением 0,2. 0,4 МПа (2. 4 кгс/см2) на протяжении 5 мин измеряют и оценивают точность его геометрических форм. Проверяют на герметичность на стендах, а соответствие размеров и формы элементов определяют универсальными измерительными средствами.

Особенность дефектации блок-картера двигателей СМД-60 и СМД-62 — тщательный контроль взаимного расположения их рабочих (несущих) поверхностей, состояния выточек под бурты гильз цилиндров в блок-картере, соосности отверстий под подшипники коленчатого и распределительного
валов, параллельности опорных поверхностей под гильзы цилиндров к плоскости, сопрягаемой с плоскостью головки блока цилиндров.

Состояние выточек под бурты гильз цилиндров проверяют при помощи приспособления, состоящего из корпуса и индикатора. Ножка имеет специальную форму. В состав приспособления входит калибр при помощи которого проводят наладку на размер по глубине выточки.

Приспособление, установленное в выточку под бурт гильзы, позволяет одновременно проверять глубину выточки (износ) и параллельность ее основания относительно верхней плоскости. Разница измерений в пределах одного гнезда не должна превышать 0,03 мм, а всего блока — 0,05 мм.

Коробление верхней плоскости контролируют при помощи линейки и щупа. Коробление не должно превышать 0,1 мм. Несоосность отверстий под коренные подшипники проверяют, используя приспособление, которое состоит из корпуса и малогабаритных индикаторов.

На корпусе расположены неподвижные и подвижные упоры. Особенность приспособления та, что шкалы индикаторов четко видны независимо от положения приспособления в корпусе.

Несоосность отверстий проверяют в вертикальном положении блока цилиндров Т-150 по отклонению стрелок индикаторов от нуля. Перед измерением приспособление неподвижными упорами устанавливают на проверочную линейку, а стрелки индикаторов совмещают с нулевыми отметками шкал.

Точность взаимного расположения отверстий под опорные шейки распределительного вала проверяют калибром (скалкой), размеры которого меньше размеров отверстий на 0,04 мм.

Допускается несоосность отверстий под коренные подшипники коленчатого вала до 0,02 мм, а под подшипники распределительного вала — до 0,03 мм.

Параллельность опорных поверхностей под гильзы к оси коленчатого вала проверяют при помощи устройства, состоящего из оправки, которая имитирует ось отверстий подкоренные подшипники, и корпуса, в котором установлены два индикатора.

К устройству приложена эталонная пластинка, предназначенная для его настройки. Сначала в отверстия устанавливают оправку, затем корпус — на опорные выточки блока цилиндров под гильзы так, чтобы наконечники индикаторов касались оправки. По разности показаний индикаторов определяют параллельность опорных буртов относительно оси коленчатого вала.

Во время дефекации блок-картера двигателя СМД-62, 60 трактора Т-150К проверяют состояние задней поверхности блока, к которой крепят картер маховика. В местах контакта этих деталей их поверхности изнашиваются. Неперпендикулярность поверхности к оси коленчатого вала не должна
превышать 3,2 мм.

Не допускаются кавитационные повреждения нижнего посадочного пояска под гильзу, так как они могут быть причиной протекания воды из водяной рубашки в картер двигателя. При износе отверстий под вкладыши подшипников до диаметра более 98,04 мм отверстия растачивают под вкладыши
ремонтного размера 98,5+0.021 мм.

Коробление или повреждение поверхностей прилегания головок цилиндров блок-картера и верхней крышки устраняют шлифованием. Допустимая не плоскостность составляет соответственно 0,10 и 0,15 мм на всей длине.

Гильзы цилиндров 9 съемные, «мокрого» типа, изготовлены из специального чугуна. Внутренняя поверхность их закалена ТВЧ. По внутреннему диаметругильзы делятся на большую (Б) и малую (Н) группы. Маркировка группы наносится ударным клеймом на торце бурта гильзы. На дизеле устанавливаются гильзы одной размерной группы.

Головка блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150 представляет собой чугунную отливку, выполненную как одно целое с клапанной коробкой. Для уплотнения плоскости разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка 3 из асбостального полотна. Головки цилиндров
взаимозаменяемы.

Ремонт головки блока цилиндров СМД-60, 62 трактора Т-150

К основным дефектам головки цилиндров двигателя СМД-60,62 относятся износ внутренних поверхностей направляющих втулок и клапанных гнезд. Износ втулок определяют при помощи пробок или индикаторного нутромера. Втулки, изношенные до диаметра более 12,06мм, заменяют новыми.

Последние развертывают до номинального размера. Износ клапанных гнезд (раковины, риски на рабочих поверхностях, утопание тарелки клапана относительно нижней плоскости головки впускного более 1,0 мм, выпускного — более 1,2 мм) контролируют калибрами или штангенглубиномером.
Изношенное седло выпрессовывают, а гнезда под седла растачивают под ремонтный размер.

При замене седел и направляющих втулок клапанов головку цилиндров Т-150 нагревают до 90 С. Седло клапанов перед запрессовкой охлаждают до минус 70. 90 °С.

Седла впускных клапанов запрессовывают с натягом 0,040. 0,105 мм, а выпускных — 0,035. 0,105 мм. После запрессовки седло зачеканивают в шести точках, равномерно размещенных по окружности. Усилие зачеканки 5000. 6000 Н (500. 600 кгс).

Рабочие фаски седел впускных клапанов обрабатывают под углом 30°, а выпускных — под углом 45°. Ширина их при этом должна находиться соответственно в пределах 2. 2,5 и 1,5. 2,3 мм. К седлам притирают клапаны, качество притирки проверяют по наличию на их конических поверхностях
кольцевой матовой полоски, ширина которой должна находиться в пределах 1,5. 2,5 мм.

Полоска не должна иметь разрывов и должна находиться в середине фаски, но не менее чем в 1,5 мм от кромки цилиндрического пояска тарелки клапана. Разница в ширине притертой фаски седла должна быть не более 0,6 мм. Биение рабочей фаски седла относительно оси втулки клапана не должно превышать 0,05 мм.

Герметичность сопряжения клапан — седло клапана для двигателя СМД-60, 62 проверяют при помощи приспособления, подающего воздух под давлением 0,03. 0,05 МПа (0,3. 0,6 кгс/см2). Просачивание воздуха при этом не допускается.

Можно проверять герметичность керосином, заливаемым во впускные и выпускные каналы клапанов. Подтекания или наличия капель керосина из-под тарелок клапанов в течение 1 мин не допускается.

Сухари клапанов должны плотно прилегать к поверхности втулок тарелок и стержней клапанов. Стержни клапанов перед сборкой смазывают моторным маслом или смесью моторного масла с графитом. Высота выступания шпилек над привалочными поверхностями головки цилиндров должна быть равна 79 ± 1,5 мм.

Неперпендикулярность шпилек крепления стойки оси коромысла к плоскости прилегания головки допускается не более 0,3 мм на длине 90 мм. При установке головки цилиндров на блок-картер гайки крепления затягивают в правильной последовательности.

Впускные и выпускные клапаны СМД-60, 62 трактора Т-150

На головках цилиндров двигателя трактора Т-150 смонтирован клапанный механизм. На нижней плоскости головки против каждого цилиндра выполнены по две цилиндрические расточки для установки впускного и выпускного клапанов. В расточках запрессованы седла из специального никелевого сплава.

В седлах впускных клапанов имеется ширма, при установке седла в головку она должна быть расположена относительно оси клапана. Утопание тарелок впускных клапанов относительно нижней плоскости головки составляет 0,25—0,75 мм, выпускных — 0,45—0,95 мм.

Толкатели — стальные, имеют плоские донышки. Коромысла клапанов — стальные, для впускных и выпускных клапанов они отличаются по конфигурации.

Перемещение их вдоль оси ограничивается распорными пружинами. Для подвода масла к втулкам ось коромысел выполнена полой. Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жароупорной стали.

К основным дефектам клапанов СМД-60, 62 трактора Т-150К относятся раковины и риски на рабочей поверхности тарелки, износ рабочей поверхности и стержня, обгорание тарелок и изгиб стержня. Клапан ремонтируют при помощи шлифования рабочей фаски и последующей притирки ее к гнезду в головке цилиндров.

Допустимая непрямолинейность образующей стержня клапана, овальность и конусность его не должны превышать 0,02 мм. Биение шлифованной фаски тарелки клапана относительно оси стержня должно быть не более 0,03 мм.

Клапанные пружины должны иметь определенную упругость, размеры и форму. При сжатии наружной пружины клапана до высоты 42 мм нормальное усилие сжатия должно быть равно 446 + 26 Н (44,6 ± 2,6 кгс), допустимое — 400 Н (40 кгс). Если сжать внутреннюю пружину до высоты 37 мм,
номинальное усилие сжатия должно быть равно 256 ± 1,5 Н (25,6 ± 0 , 1 5 кгс), а допустимое усилие — 230 Н (2:3 кгс).

Внутренняя пружина клапана двигателя СМД-60, 62 должна под действием собственной массы надеваться на стержень диаметром 24 мм по всей длине и каждым концом — на калибр диаметром 24,3 мм на длине до 8 мм.

Наружная пружина клапана должна любым концом надеваться на калибр диаметром 35 мм на длине до 8 мм. После 20-кратного сжатия пружин до соприкосновения витков не должно быть остаточной деформации.

Трещины и изломы на поверхности коромысел и их осей, а также сминание резьбы не допускаются. Износ внутреннего диаметра втулки без ее замены допускается до 24,11 мм. При установке новой втулки необходимо совместить отверстия во втулке и коромысле. Допускается сверление отверстия во втулке после ее запрессовки в коромысло.

Износ бойка коромысла клапана двигателя Т-150К допускается до высоты 19,4 мм. После ремонта шлифованная и полированная поверхности его должны иметь твердость не менее HRC 50. Износ сферической поверхности регулировочного винта допускается до глубины 6,5 мм. Износ поверхности под втулки оси коромысла допускается до диаметра 28,05 мм.

Номинальное усилие при сжатии распорной пружины коромысел до высоты 91 ± 2,5 мм должно быть равно 35 ± 5,5 Н (3,5 ± 0,55 кгс), допустимое — 25 Н (2,5 кгс). Штанга толкателя не должна иметь изгиб более 0,5 мм. Общая длина ее не должна быть менее 342 мм.

Износ торцевой поверхности толкателя от кулачка распределительного вала допускается на глубину не более 0,05 мм. При ремонте ее шлифованием уменьшение высоты толкателя допускается до 67,30 мм.

Регулировка зазоров в клапанах СМД-60, СМД-62 трактора Т-150

Для регулировки клапанов двигателя СМД-60, 62 трактора Т-150 проводим следующие действия:

— Зазор между бойком коромысла и торцом клапана устанавливается по щупу. Величина зазора на непрогретом двигателе для всех клапанов находится в пределах 0,48. 0,50 мм. Регулировка происходит одновременно в двух противоположных цилиндрах 1. 4; 2. 5; 3. 6.

— Устанавливают поршень цилиндра в ВМТ на ходе сжатия. Вращая коленчатый вал при снятых колпаках головок цилиндров, наблюдают за движением клапанов первого цилиндра. После того как выпускной клапан, а затем впускной откроются, нажимают на указатель ВМТ, который находится с правой стороны на картере маховика.

— Коленчатый вал продолжают вращать до тех пор, пока стержень указателя не попадет в лунку на маховике. Устанавливают стрелку под болт на картере маховика (при снятом лючке) и совмещают ее конец с риской на маховике, обозначенной «ВМТ».

— Продолжают проворачивать коленчатый вал дизеля СМД-60, 62 по часовой стрелке примерно на 45° до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «1» и «4». При помощи щупа проверяют зазор между бойками коромысел и торцом клапанов первого и четвертого цилиндров.

— Ослабляют затяжку контргайки ключом и отверткой устанавливают регулировочный винт в положение необходимой величины зазора, при этом щуп должен плотно входить в зазор. Затянув контргайки, проверяют плавность вращения штанги и щупом проверяют величину зазора.

— Проворачивают коленчатый вал на 240 градусов в том же направлении до совмещения конца стрелки с риской на маховике, отмеченной цифрами «2» и «5», и регулируют зазоры в клапанах второго и пятого цилиндров.

— Провернув коленчатый вал до совмещения стрелки с риской на маховике, обозначенной цифрами «3» и «6», регулируют зазоры в клапанах третьего и шестого цилиндров.

— Закончив регулировку зазоров в клапанах, устанавливают на место колпаки. Во избежание появления течи из-под колпака проверяют, правильно ли установлена резиновая прокладка.

Похожие статьи

t40-tractor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о