Двигатель 402 фото – технические характеристики, установка, ремонт и замена

Содержание

ЗМЗ-402: технические характеристики и устройство

Автомобильный двигатель ЗМЗ-402 – одна из самых известных моделей, использовавшаяся на многих машинах ГАЗ, включая широко распространенные ГАЗ Соболь и ГАЗ Газель.

Он начал выпускаться более сорока лет назад, но его конструкция оказалась настолько успешной, что ГАЗ с таким двигателем выпускались вплоть до 2000 г. И хотя сейчас этот мотор можно обнаружить разве что в запчастях, во многих автомобилях он до сих пор стоит, пусть и не отвечает современным требованиям к мощности.

Конструкция и устройство двигателя ЗМЗ-402

В серию ЗМЗ-402 входили три вида: 402.1, 402.2 и 402. Различаются они по уровню сжатия топливной смеси, который в зависимости от типа находится в промежутке от 6,7 до 8,2.

Это простые в использовании моторы, использующие бензиновое топливо. В них установлен карбюратор и по четыре цилиндра в ряду.

Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Для увеличения герметичности блок цилиндров и верхняя сторона картера представляют собой единый компонент, отлитый из высокопрочного алюминиевого сплава и покрытый специальным составом.

По нижней стороне блок перегородками делится на четыре сектора, в которых размещены коренные подшипники коленчатого вала, крышки которых отлиты из ковкого чугуна. Их расточка происходит вместе с блоком, и ставить крышки на другое место нельзя. Для удобства на них выгравированы порядковые номера.

На передней части блока расположена алюминиевая крышка газораспределительного механизма. Сзади блока размещен картер сцепления.

Блок и головка цилиндров не нуждаются в особом уходе, кроме удаления скопившейся пыли и подтяжки резьбовых соединений.

Задний сальник является слабым местом двигателя ЗМЗ-402. Веревка, пропитанная графитовым составом, не рассчитана на эксплуатацию при высоких (более трех тысяч) оборотах коленвала. При недостатке смазки мотор просто ломается.

Простота конструкции позволяет ремонтировать и модифицировать мотор своими руками, без обращения к специалистам. Недостатком является высокая возможность перегрева при интенсивной эксплуатации.

Устанавливался двигатель ЗМЗ-402 на следующие машины:

  • ГАЗ 2410;
  • ГАЗ 3102;
  • ГАЗ 31029;
  • ГАЗ 3110;
  • ГАЗ 31105;
  • ГАЗ Соболь;
  • ГАЗ Газель;
  • некоторые модели УАЗ;
  • микроавтобусы «Латвия».

Технические параметры ЗМЗ-402

Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402:

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402

  • Четыре цилиндра с двумя клапанами на каждом.
  • Ход поршня составляет 92 мм.
  • Диаметр цилиндра – 92 мм.
  • Очередь действия цилиндров: 1-3-4-2.
  • В качестве системы питания установлен карбюратор.
  • Расход масла на 1000 км равен 100 гр.
  • Мотор имеет массу 181 кг.
  • Крутящий момент равен 182/2500 Нм/об. мин.
  • Мощность мотора составляет 100 л. с. на 4500 оборотов в минуту.
  • Рабочая температура мотора составляет приблизительно 90 градусов.
  • Замену масла нужно проводить каждые 10000 км.
  • Ресурс мотора составляет 200 тысяч километров.
  • Объем двигателя – 2445 см3.

Автомобили ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 меньше загрязняют окружающую среду, так как в моторе предусмотрена система рециркуляции выхлопных газов.

Расход топлива

Большим недостатком машин ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 является избыточный расход топлива. На сто километров у автомобиля ГАЗ с таким мотором уйдет 13 литров. Связано это с устаревшими технологиями, использованными при его создании.

Настройка карбюратора при подаче топлива была произведена некорректно, в результате автомобили с таким мотором расходовали избыточное количество топлива и неровно работали на холостых оборотах.

Исправляется этот недостаток заменой карбюратора от другой подходящей машины, например, от «Жигулей».

Критерии выбора моторного масла

Заливать в двигатель ЗМЗ-402 рекомендуется только минеральное масло. Другие типы смазки испортят машину. Герметик, применяемый в двигателе, является простой веревкой, пропитанной графитовым составом. Синтетические и полусинтетические масла, попав на герметик, разъедают его.

Если хочется использовать синтетическое и полусинтетическое моторное масло, целесообразнее провести тюнинг двигателя.

Заливка масла в двигатель ЗМЗ-402

Тюнинг для двигателя ЗМЗ-402

Двигатель ЗМЗ-402 уже довольно старый и для современного водителя он кажется маломощным. Решить эти проблему можно несколькими способами:

Двигатель ЗМЗ-402

  • установить новый распределительный вал;
  • поменять поршень на облегченный;
  • повысить диаметр клапанов;
  • применять только синтетические или полусинтетические масла в качестве смазки;
  • поставить свечи и высоковольтные провода от иномарок;
  • перенастроить выхлопную систему;
  • установить более современный карбюратор;
  • осуществить проточку маховика.

Другой способ повысить мощность ЗМЗ-402 – расточить блок под гильзы. Для стандартной вариации нужны гильзы диаметром 92 мм, после расточки подойдут даже 100 мм. Но такой тюнинг имеет и недостаток: в блоке цилиндров нарушится температурный режим. Кроме того, у машины повысится расход топлива, который и так слишком большой.

Увеличить количество л. с. можно, отшлифовав головку блока. При таком способе возрастает уровень сжатия, в дальнейшем можно заливать в машину топливо с повышенным октановым числом. Дополнительно улучшить производительность поможет расширение выхлопной трубы и выпускного коллектора.

Инжектор на двигателе ЗМЗ-402

Если нужно значительно повысить эффективность мотора, то самым эффективным вариантом будет установка инжектора вместо карбюратора. Так можно добиться увеличения мощности на 30 л. с. К недостаткам способа относится его трудоемкость и дороговизна.

Независимо от способа тюнинга, автомобиль с двигателем ЗМЗ-402 никогда не превратится в гоночный. Все вышеперечисленные изменения влияют только на сопротивление движущихся деталей, которое в изначальной конструкции и так невысокое. Это надежная и эффективная модель, предназначенная для автомобилей малой грузоподъемности.

Видео по теме: ЗМЗ-402 — ремонт и доработка двигателя

specnavigator.ru

402 двигатель, «Газель»: система охлаждения, схема

«Газель» — пожалуй, самый массовый в России грузовик малого класса. Эти машины встречаются на улицах каждый день. Мало кто помнит, но первые «Газели» шли с моторами и КПП от обычной «Волги». В таком виде «Газель» производилась в период с 1995 по 2002 гг. включительно. Это был двигатель Заволжского моторного завода, получивший маркировку ЗМЗ-402. Какие он имеет характеристики и особенности? Узнаем в нашей сегодняшней статье.

Описание

Двигатель ЗМЗ-402 – один из самых массовых, которые когда-либо выпускались в Заволжье. Этот мотор имеет алюминиевый блок с «мокрыми» чугунными гильзами. Распределительный вал находится внизу. Данный агрегат выпускался серийно с 1981 по 2006 гг. Изначально 402 двигатель для «Газели» не предусматривался. Это был модернизированный мотор 24Д, который ставится на советскую «Волгу». Среди существенных отличий 402-го мотора стоит отметить измененный выпускной коллектор, иной подъем распредвала (он стал выше на 0,5 миллиметра) и масляный насос. В остальном ЗМЗ-402 был копией мотора 24Д – двигателя из 50-х. О проблемах ДВС мы расскажем позже. Кстати, схема двигателя «Газели» (402 ЗМЗ) есть на фото в нашей статье.

Технические характеристики

Итак, ЗМЗ-402 – это бензиновый рядный четырехцилиндровый мотор с рабочим объемом в 2440 кубических сантиметров. Агрегат имеет простейшую карбюраторную систему питания с механическим бензонасосом.

Система ГРМ – восьмиклапанная, с цепным приводом от коленчатого вала. 402 двигатель «Газели» имеет 92-миллиметровый ход поршня. Диаметр цилиндров – тоже 92 миллиметра, ввиду чего мотор имел малую степень сжатия и компрессию. В норме данный параметр составлял 8,2 килограмм на кубический сантиметр. Критическим считался показатель в 6,7 килограмм. Наряду с низкой степенью сжатия, 402 двигатель «Газели» отличался малой мощностью. Максимальная мощность, которая достигалась при 4,5 тысячах оборотов – 100 лошадиных сил. Крутящий момент – 182 Нм при 2,5 тысячах оборотов. И если для «Волги» этого параметра еще было достаточно, то для «Газели» уже нет. Машина была чувствительная к малейшим перегрузам. Восьмиградусные подъемы казались для нее настоящим испытанием. Рекомендуемое производителем масло – 5w30-15w40. При замене необходимо лить до шести литров. Регламент замены масла – десять тысяч километров. Но автомобилисты рекомендуют это делать раньше, на восьми тысячах.

Карбюратор на «Газели» с 402 двигателем

Что касается системы питания, здесь использовался отечественный карбюратор «Пекар» модели К151. Это штатный элемент, коим укомплектовывались все 402-е двигатели. «Газель» не стала тому исключением.

Как показывает себя К151 в деле? Как отмечают отзывы владельцев, «Пекар» – не самый лучший карбюратор. На «Газели» с 402 двигателем хорошо ведет себя «Солекс». Он не имеет, таких минусов, как «Пекар»:

  • Расход топлива. С карбюратором К151 «Газель» тратила порядка 25 литров бензина, причем 92-го. Установка «Солекса» позволяет снизить данный параметр примерно на четверть.
  • Работа двигателя. Как не пытались настраивать «Пекар» автомобилисты, мотор все равно работал неустойчиво. На холостых плавали обороты, при разгоне ощущались провалы. На «Солексе» таких проблем нет.
  • Ресурс. К151 обладает малым ресурсом. Через 50 тысяч километров он приходил в негодность. Причем К151 не подлежал ремонту – попытки установить ремкомплект были тщетными. Мотор работал еще хуже. Кстати, К151 мог выйти из строя и раньше. Известная болезнь – заклинивание заслонки вторичной камеры. «Солекс» имеет вдвое больший ресурс и легко поддается ремонту.

Клапана

Как мы уже отметили ранее, ЗМЗ-402 – это восьмиклапанный мотор, поэтому в системе ГРМ только один распределительный вал. Среди частых проблем – необходимость в регулировке клапанов. На «Газели» с 402 двигателем она должна производиться каждые 30 тысяч километров. Причем зазоры подстраиваются строго под каждый тип топлива. Производитель заявляет, что тепловой зазор на обеих клапанах (впускном и выпускном) должны быть 0,4 миллиметра.

Но как показывает практика, для нормальной работы мотора нужны другие настройки. Регулировка клапанов на «Газели» с 402 двигателем под 92-й бензин должна производиться следующим образом. Для впускных клапанов зазор составляет 0,30 миллиметра, для выпускных – 0,25. А вот для езды на 76-м бензине нужно увеличить данный параметр до 0,44 миллиметров. Что касается большинства «Газелей» из 90-х, которые эксплуатируются сегодня, они ездят на пропан-бутане. Под это топливо свой тепловой зазор – 0,35 миллиметра. Именно с такими характеристиками машина будет приемистой и тяговитой.

Система охлаждения

Любой двигатель внутреннего сгорания нуждается в охлаждении. Не стал исключением и двигатель 402 «Газели». Система охлаждения двигателя данной модели – жидкостного типа, с принудительной циркуляцией от помпы. Схема СОД представлена в нашей статье.

Устройство данной системы на всех «Газелях» одинаковое. Единственное – на модификациях «микроавтобус» установлены два отопителя и дополнительный электронасос. В конструкцию СОД входит:

В качестве охлаждающей жидкости производитель рекомендует использовать Тосол А-40. Также мотор работает и на чистой дистиллированной воде. Однако ее нельзя использовать в зимний период времени.

Ниже мы рассмотрим наиболее важные элементы системы охлаждения 402 двигателя «Газели».

Термостат

СОД состоит из двух кругов – малого и большого. По первому жидкость циркулирует до того момента, как мотор прогреется. Как только температура достигнет заданной отметки (обычно 70-80 градусов), тосол движется по большому кругу. Для чего нужен термостат? Именно он управляет регулировкой и подает жидкость по определенному контуру в зависимости от ее температуры. Что касается неисправностей термостата на 402-м моторе, зачастую случается клин элемента в закрытом виде. Ввиду этого мотор начинает перегреваться, поскольку жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя основной радиатор.

Помпа

Иное ее название – водяной насос. Данный механизм обеспечивает циркуляцию тосола в системе охлаждения. Работает деталь от коленчатого вала. Чем выше его обороты, тем сильнее раскручивается крыльчатка насоса.

Среди неисправностей помпы на 402-м моторе стоит отметить вой подшипника. В таком случае насос разбирается и меняется вал в сборе с подшипником. Также в негодность приходит сальник, шкив и крыльчатка.

Вентилятор и радиатор

С завода на «Газель» с 402-м мотором ставится трехрядный медный радиатор. Он достаточно выносливый и служит очень долго. Но со временем (особенно при использовании некачественной охлаждающей жидкости) начинается внутренняя коррозия металла. Из-за этого ухудшается теплоотвод и сильно греется двигатель. Также коррозия приводит к течи тосола. Что касается вентилятора, он шестилопастной и установлен на шкиву коленчатого вала. Вращается элемент с такой же частотой, что и сам вал. Работает вентилятор постоянно, из-за чего 402-й мотор не может нормально нагреться зимой.

Элементы отопления

Сюда входят:

  • Салонный радиатор.
  • Вентилятор отопителя с электрическим моторчиком.
  • Соединительные патрубки.
  • Элементы управления печкой с тросовым приводом.

Часто обрывается трос, что перекрывает клапан на печку. Из-за этого она греет как летом, так и зимой. Сам радиатор и вентилятор служат относительно долго.

Водяная рубашка и патрубки

Первая находится в самом блоке цилиндров, а также в ГБЦ. Принцип работы водяной рубашки простой. Холодный тосол, что идет от радиатора, попадает в каналы блока и забирает часть тепла. Далее жидкость снова попадает на радиатор и охлаждается. Среди неисправностей рубашки стоит отметить засор каналов и внутреннюю коррозию. Опять же, виновником сей проблемы является некачественная охлаждающая жидкость.

Генератор «Газели» (402 двигатель)

Немного расскажем о навесном оборудовании. Двигатель ЗМЗ-402 комплектуется 65-амперным генератором модели 1631.3701. Это трехфазный синхронный генератор со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Приводится в действие он посредством ремня от шкива коленвала. Ротор вращается на шариковых подшипниках, что находятся в крышках. Стоит отметить, что смазка на вал ротора заложена на весь его срок службы. Внутри задней крышки имеется выпрямительный блок, что регулирует напряжение. Выпрямитель состоит из шести диодов, что установлены в подковообразные пластины. Данный генератор может выдавать ток от 12 до 14 Вольт. В статоре – две трехфазные обмотки, подключенные друг другу параллельно. Охлаждение – воздушного типа, через окна в крышке.

Для возбуждения на роторе генератора находится обмотка. Ее выводы идут на два медных контакта, что соединяются с кольцами вала ротора. Питание подается через угольные щетки. Среди проблем данного генератора владельцы выделяют малую мощность. Для полноценной эксплуатации необходимо минимум 80 Ампер-часов. Также часто из строя выходят щетки генератора и «шоколадка» (регулятор напряжения).

Ресурс

Ремонт двигателю 402 «Газели» понадобится не раньше, чем через 200 тысяч километров. Для коммерческого автомобиля это не большой срок. Мотор может «капиталиться» до четырех раз. А чтобы ремонт двигателю «Газели» не понадобился долгое время, нужно вовремя менять в нем масло и не перегревать мотор.

Также следует выставить правильное зажигание. На «Газеле» с 402 двигателем он выставляется на трамблере. Настройка угла опережения зажигания позволит сохранить клапана от прогара и увеличить приемистость мотора.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет двигатель ЗМЗ-402. Конструкция данного мотора весьма устарела, ввиду чего возникают частые поломки с ним. Поэтому владельцы старых «Газелей» устанавливают вместо него более современные, 405 и 406 моторы. При таком же расходе они выдают намного больше мощности и крутящего момента. А поломки с ними случаются гораздо реже.

fb.ru

ЗМЗ-402: технические характеристики устройства

К легендам силовых агрегатов, разработанных в Советском Союзе, по праву относится модель ЗМЗ-402. Официальным производителем силовой установки является Заволжский моторный завод. Комбинат выпустил несколько серий, в том числе и версию 24-Д, которая не прижилась в серийном потреблении по причине дорогого обслуживания и частых поломок. рассмотрим особенности и характеристики прибора.

Разработка и история создания

Главным конструктором мотора ЗМЗ-402 стал инженер Г. В. Эварт. Рассматриваемый мотор должен был заменить «волжский» аналог типа ГАЗ-21. Указанный силовой агрегат часто называют отпрыском модели 21. Изначально намечалась установка двигателя на различные модели автомобилей.

Мотор ЗМЗ-402 обладает улучшенными характеристиками в плане системы охлаждения, позволяющей уменьшить расход горючего. Эта версия была выведена из массового производства, по причине перегрева моторов, иногда приводящего к катастрофическим ситуациям.

Применение

Использование мотора ЗМЗ-402 предрасположено к установке на ряд легковых транспортных средств. Данный силовой агрегат часто можно встретить на «уазиках» модели 469. Это связано с тем, что устаревшие двигатели переживали не лучшие времена.

Именно в этот период решено было заменить «движки» аналогами от ЗМЗ. Такая практика имела место быть недолго. Вскоре ульяновские конкуренты предъявили полноценный вариант, на порядок улучшенный.

Доработка и установка

Модернизировать агрегат ЗМЗ-402 не составит особых проблем. Многие пользователи стараются при усовершенствовании поменять карбюраторную систему впрыска на инжекторный аналог. В первую очередь, доработке подвергается поршневой блок. Например, вместо штатного элемента монтируют облегченную версию. Это дает возможность усилить крутящий момент и повысить показатели мощности силового агрегата.

На следующей стадии выполняется проточка коленвала и установка вкладышей спортивного образца. В итоге повышается динамика и набор скорости. Проводят манипуляции с блоком подачи и выпуска отработанных газов. Для этого меняют штатные коллекторы на усовершенствованные модификации, а также ставят карбюратор от ВАЗ-2107 или аналог с моноинжектором. Здесь выгода заключается в снижении потребления горючего. Улучшить подачу воздушной смеси дополнительно позволит атмосферный фильтр нулевого сопротивления.

Дорабатывают зажигание ЗМЗ-402. Между контактным и неконтактным типом пуска часто выбирают промежуточный вариант со стартом от кнопки, без использования ключа. В рамках модернизации указанного силового агрегата, такая система стала довольно популярной.

Техническое обслуживание

Одним из моментов обслуживания, согласно техническим картам завода-изготовителя, является регулярное ТО, в которое входит:

  • Замена масляного масла с фильтром через 1 тысячу км.
  • Аналогичная процедура с заменой воздушного элемента, свечей зажигания, проводки после 8-ми тысяч километров пробега.
  • Повторные работы, указанные выше, проводятся через 17 000 км.
  • Дополнительно после 25 тысяч километров делают регулировку клапанов и процедуру, характерную для восьмитысячного пробега.
  • Через 35 000 км меняют ГРМ с ремнем.

Диагностика

В этом режиме проводится определение твердости и толщины шеек коленчатого вала и последующей ремонтопригодности узла. Аналогичная процедура применяется к блоку цилиндров ЗМЗ-402, промеряются гильзы с вычислением возможного объема починки поршней. По возможности детали шлифуются и протачиваются, или меняются на новые элементы.

На диагностической операции выявляются трещины в корпусе. Для этого закрывают все отверстия, кроме впускного гнезда для подачи хладагента. В него подается керосин или горячая вода, которая покажет наличие деформаций. Если они имеются, агрегат подлежит сварочной обработке. Используется аргонная техника, так как блок сделан из алюминия. В некоторых случаях может применяться холодная сварка.

Основные проблемы и ремонт

Двигатель ЗМЗ-402 достаточно легко поддается ремонту, даже если находится в максимально плохом техническом состоянии. В перечень работ входит переборка мотора с головкой блока цилиндров и замена расходных деталей. Процесс выполняется поэтапно, начинается с диагностики. Также в капитальный ремонт силового агрегата входит еще ряд работ, которые рассмотрим далее.

Мотор разбирается полностью, головка демонтируется, снимается поддон и прочие детали. В процессе одновременно проводится деффектовка агрегата (промывка блока цилиндров, прессовка, замер коленвала).

БЦ и коленчатый вал подвергаются расточке. Если детали отработали свой ресурс, монтируются стандартные 92-миллиметровые гильзы. На этой стадии выполняется хонинговка (расточка блока цилиндров при помощи специального станка, который полирует элементы при помощи специального камня на высоких оборотах).

ГБЦ ЗМЗ-402

Этот узел также подвержен переборке. В перечень работ включены преимущественно следующие операции:

  • Замена клапанов.
  • Установка новых сальников, манжет, седел и клапанов.
  • Монтаж новых направляющих втулок.
  • Использование технологии k-line с 9-миллиметровыми гильзами.

Довольно часто производится замена распределительного вала. Износ элемента достигает максимальных показателей через 20 лет работы, поэтому на эту запчасть обращают особое внимание, при необходимости шлифуют головку блока.

Характеристики в цифрах

Ниже приведены основные параметры мотора ЗМЗ-402 (карбюратор):

  • Тип – бензиновый мотор.
  • Конфигурация – двигатель внутреннего сгорания с четырьмя продольно размещенными цилиндрами.
  • Модификации – 402, 4021, 4025, 24С.
  • Мощность – 95 лошадиных сил.
  • Диаметр/ход поршня – 92/92 мм.
  • Число клапанов – 8 штук.
  • Вид охлаждения – жидкостного типа.
  • Материал изготовления – алюминиевый сплав.
  • Узел зажигания – контактная или бесконтактная система.

Особенности

Крышки коренных подшипников сделаны из чугуна способом ковки, каждый элемент фиксируется на блоке посредством пары шпилек (диаметром 12 мм). В первом люке оборудованы гнезда для монтажа шайб упорного подшипника. Растачивается узел в сборе с блоком, при проведении ремонта они должны устанавливаться на свои места. Для облегчения этого процесса все крышки маркируются порядковыми номерами.

С торца крепится алюминиевая крышка распределительных шестерен с паронитовой прокладкой и резиновой уплотнительной манжетой. В задней части имеется картер сцепления, фиксируемый посредством шестью болтов. Точное расположение элемента, позволяющее корректно функционировать коробке переключения передач, обеспечивается парой установочных штифтов (13 миллиметров).

Соотношение осей первичного вала КПП и коленвала гарантирует задний торец картера со специальным монтажным отверстием. В связи с особенностями конструкции, указанные детали не являются взаимозаменяемыми. Цилиндры агрегата сделаны из легкосъемных мокрых гильз, отлиты из износостойкого чугуна, основание помещается нижней частью в предусмотренное гнездо.

Рекомендации

Клапана ЗМЗ-402 должны помещаться на свое место при сборке мотора. При правильных действиях объем камеры сгорания составит до 77 кубических сантиметров. Разница между вместимостью отсеков рассматриваемых двигателей, в зависимости от модификации, не должна превышать 2 куб. см. Через каждые 20 тысяч километров пути рекомендуется проводить подтяжку крепления ГБЦ и корректировку зазоров между клапанами и коромыслами.

При выполнении указанного процесса на горячем моторе, затяжка гаек после остывания агрегата окажется не полной. Это обуславливается значительной разницей между коэффициентами расширения шпилек, блок и головки приспособления. В связи с этим фиксацию всех крепежных деталей выполняют на холодном двигателе. Корпусные модели на отечественных машинах не требуют специального обслуживания, кроме своевременного дополнения масла, очистки от грязи, пыли и подтяжки соединений на резьбе.

Эксплуатация

Отечественный мотор ГАЗ ЗМЗ-402 устанавливался не только на автомобили горьковского комбината, но и на аналогичные транспортные средства. Во многом, эта ситуация сложилась с переходным периодом с устаревшего варианта УМЗ-417 на 421.

Указанная модификация двигателя внутреннего сгорания также активно эксплуатировалась на «Газелях» в различном исполнении. Позже на смену этим движкам на малотоннажных грузовиках пришли версии под индексами 405 и 407. Двигатель ЗМЗ-402 получил довольно широкое распространение не только на территории СССР и постсоветского пространства, но и в Прибалтике, Германии, Африке.

Модернизация

Самым простым способом «прокачать» «Волгу» или другую машину с установкой ЗМЗ-402 является применение компрессора типа SC-14 с последующим продуванием карбюратора. ШПГ при этом в усилении не нуждается. Система выдерживает без проблем давление порядка 0,5-0,7 бар, выхлопную часть меняют на прямоточный элемент.

Подобное исполнение не отличается элегантностью и красотой, зато дает неплохой эффект, в плане динамики и экономичности. Дополнительно рекомендуется установить и отрегулировать кованный коленчатый вал, специальные ресиверы, и инжекторный привод. В части турбонаддува желательно подобрать подходящий коллектор, форсунки, пайпинги и валы. В итоге стоимость модернизации указанным способом обойдется в двойном, а то и тройном размере по цене. Поэтому на ЗМЗ-402 такая модернизация практикуется редко. Обычно усиливают атмосферную часть агрегата либо переставляют некоторые детали с аналога типа ЗМЗ-406.

Подытожим

Как видно, рассматриваемый двигатель был очень популярным для установки на многие отечественные и некоторые зарубежные модели легковых автомобилей. К плюсам «движка» относят его надежность и высокий показатель ремонтопригодности. При правильном обслуживании, силовая установка способна проработать до 500 тысяч километров без капитального ремонта.

fb.ru

Двигатель 402

Двигатель 402 Газель характеристики и ремонт.

   Двигатель ЗМЗ-402 автомобилей Газель ГАЗ-2705 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный с двумя клапанами на цилиндр и распределительным валом в блоке цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3. Блок цилиндров автомобилей Газель ГАЗ-2705 — литой из алюминиевого сплава, цилиндры вставные чугунные, уплотненные медными кольцами. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости.

В передней части двигателя расположен привод клиновым ремнем насоса охлаждающей жидкости, вентилятора и генератора. К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления. Силовой агрегат крепится к раме автомобиля на трех опорах — две резиновые подушки размещены с правой и левой сторон двигателя, а третья опора установлена под задним картером коробки передач.

Коленвал ЗМЗ-402 автомобилей Газель ГАЗ-2705— чугунный, литой вращается в пяти коренных подшипниках скольжения. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами. Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения, верхней головкой — с поршневым пальцем.

Палец плавающего типа, он свободно поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установлеными в проточках бобышек поршня. Поршни — литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцами. Головка блока цилиндров ЗМЗ-402 автомобилей Газель ГАЗ-2705 отлита из алюминиевого сплава, с запрессованными чугунными седлами и прессованными из порошкового материала направляющими втулками клапанов.

Клапаны приводятся в действие через цилиндрические толкатели, штанги и коромысла. Каждый клапан снабжен двумя пружинами. Распредвал Газель ГАЗ-2705— литой, чугунный, вращается в пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений он удерживается пластиной, входящей в выточку вала и установленной на передней части двигателя. Привод распределительного вала — косозубыми шестернями, при этом ведомая шестерня для снижения шума выполнена из текстолита или полиамида.

Система смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей Газель ГАЗ-2705— комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала, подшипники валика привода масляного насоса, подшипники коромыcел, верхние концы штанг толкателей и шестерни привода распределительного вала. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос — шестеренчатый, односекционный с приводом от распределительного вала посредством пары винтовых шестерен. В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр. Система вентиляции картера двигателя автомобилей Газель ГАЗ-2705— закрытая, принудительная, с отводом картерных газов через маслоотделитель в систему впуска. Некоторые двигатели оснащены системой рециркуляции отработавших газов. Система охлаждения ЗМЗ-402 автомобилей Газель ГАЗ-2705 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны.

 

 1 – стартер; 2 – тяговое реле стартера; 3 – маслопровод; 4 – топливный насос; 5 – кронштейн опоры двигателя; 6 – датчик лампы аварийного давления масла; 7 – масляный фильтр; 8 – шкив коленчатого вала; 9 – шкив водяного насоса; 10 – водяной насос; 11 – термостат; 12 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 – фильтр тонкой очистки топлива; 14 – свеча зажигания; 15 – распределитель зажигания; 16 – крышка толкателей; 17 – привод распределения зажигания и масляного насоса.

 

 

 

 

 

 

Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны.

 1 – шкив коленчатого вала; 2 – датчик указателя давления масла; 3 – выпускной коллектор; 4 – масляный картер; 5 – кран слива охлаждающей жидкости; 6 – головка блока цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – карбюратор; 9 – пробка маслозаливной горловины; 10 – крышка коромысел; 11 – термостат; 12 – шкив водяного насоса; 13 – генератор.

gaz3307.ru

Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель».

Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях.

!— Yandex.RTB R-A-102613-23 —>

Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.

Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.

Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Рис. 2. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны

Рис. 3. Поперечный разрез двигателей мод. 402 и 4021

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.

В нижней части блока выполнены пять опор коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.

Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами.

Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.

На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера. К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала.

К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров.

Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны.

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла.

Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках.

В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов.

В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания. Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте.

Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм. Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское. Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед».

Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.

На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца.

Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна.

Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости.

Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца, отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.

На внутренней поверхности этого кольца есть проточка.

Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.

Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.

Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.

От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.

Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы.

Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».

Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров.

В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра.

Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу.

Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров.

В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке.

В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.

avtomechanic.ru

Двигатель ЗМЗ-24 (402)

Общие сведения о двигателе

Рисунок 1 — Двигатель ЗМЗ-24 (402)

1 — Маслоприемник. 2 — Крышка коренного подшипника коленчатого вала. 3 — Поршень. 4 — Блок цилиндров. 5 — Прокладка гильзы цилиндра. 6 — Гильза цилиндра. 7 — Задний сальник коленчатого вала. 8 — Краник для слива охлаждающей жидкости. 9 — Краник отопителя кузова. 10 — Заслонка подогрева смеси. 11 — Выпускной коллектор. 12 — Впускная труба. 13 — Тяга управления сливным краником. 14 — Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 15 — Крышка коромысел. 16 — Коромысло. 17 — Распорная пружина коромысел 18 Выпускной клапан. 19 — Седла клапанов. 20 — Впускной клапан 21 — Пружина клапана. 22 — Сухарь клапана. 23 — Тарелка пружины клапана. 24 — Маслоотражательный колпачок. 25 — Опорная шайба пружины клапана. 26 — Крышка маслоналивной горловины. 27 — Стойка оси коромысел. 28 — Плоские шайбы оси коромысел, 29 — Пружинная шайба оси коромысел. 30 — Ось коромысел. 31 — Прокладка крышки коромысел. 32 — Выпускной патрубок охлаждающей рубашки. 33 — Термостат. 34 — Корпус насоса охлаждающей жидкости. 35 — Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости. 36 — Ремни вентилятора. 37 — Вентилятор. 38 — Гайки крепления ступицы вентилятора. 39 — Толкатель клапана. 40 — Распределительный вал. 41 — Упорный фланец распределительного вала. 42 — Шестерня распределительного вала. 43 — Крышка распределительных шестерен. 44 — Передний сальник коленчатого вала. 45 — Шкив коленчатого вала. 46 — Зубчатая шайба храповика коленчатого вала. 47 — Храповик коленчатого вала. 48 — Ступица шкива коленчатого вала. 49 — Отражатель крышки распределительных шестерен. 50 — Маслоотражатель коленчатого вала. 51 — Распределительная шестерня коленчатого вала. 52 — Упорная шайба коленчатого вала. 53 — Передняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 54 — Задняя шайба упорного подшипника коленчатого вала. 55 — Коленчатый вал.

Двигатели 24Д и 24-01 выпускаются на Заволжском моторном заводе им. 50-летия СССР по чертежам, разработанным Горьковским автозаводом на базе двигателя автомобиля ГАЗ-21.
Двигатели — четырехтактные, карбюраторные, верхнеклапанные, четырехцилиндровые, с жидкостным охлаждением.
Ход поршня у этих двигателей равен диаметру цилиндра и составляет 92 мм. Сравнительно малый ход поршня обусловил его малую среднюю скорость, вследствие чего путь поршня на 1 км пробега автомобиля также мал. Это обеспечило малый износ цилиндро-поршневой группы и высокую долговечность узла.

Коленчатый вал — пятиопорный, с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных подшипников. Вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно малы. Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты, залитой алюминиевым сплавом. Такие вкладыши способны воспринимать большие нагрузки, сохраняя высокую работоспособность.

Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты.
Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости, выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки. Направляющие втулки клапанов выполнены из металлокерамики с высокими износостойкими качествами. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали:
фаска тарелки выпускных клапанов заправлена более жаропрочным сплавом.
Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию (кулачки и шейки распределительного вала, наконечники штанг толкателей, толкатели, коромысла, регулировочные винты коромысел и т. д.), изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндра установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна.
Все трущиеся поверхности смазываются под давлением. В системе смазки установлен полнопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.

В результате указанных конструктивных и технологических мер ресурс двигателя — 200 тыс. км пробега автомобиля по дорогам 1 категории.
При данной конструкции газопровода с подогревом центральной части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное распределение горючей смеси по цилиндрам, а также при выбранных оптимальных фазах открытия впускных и выпускных клапанов, двигатели развивают мощность 95 и 85 л. с. (при 4500 об/мин коленчатого вала; степень сжатия соответственно 8,2 и 6,7).

В конструкции двигателя учтено удобство обслуживания его в процессе эксплуатации. С левой стороны двигателя расположены бензиновый насос 11, стартер 13, распределитель зажигания 8, указатель давления масла и датчик 29 указателя давления масла, масляный фильтр 30, фильтр 32 тонкой очистки топлива, свечи 6 зажигания, с правой стороны — генератор 16, газопровод с сектором 14 регулирования подогрева смеси, сливной кран охлаждающей жидкости с тягой 17, кран отопителя кузова, датчик температуры воды и карбюратор 3. Смазка подшипников насоса охлаждающей жидкости осуществляется через пресс-масленку с правой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса.
Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел; доступ к ним очень удобен.

В конструкции двигателя также предусмотрена возможность легкого ремонта. Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей — «мокрых» гильз, легко вставляемых в блок цилиндра, а коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминевые вкладыши, которые можно заменить, не прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя с автомобиля.
Для изготовления деталей двигателя широко применены алюминиевые сплавы; кроме такой традиционной алюминиевой детали как поршень, из алюминиевого сплава изготовлены также основные корпусные детали: блок цилиндров, картер сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, крышка насоса охлаждающей жидкости, выпускной патрубок охлаждающей рубашки, корпус масляного насоса, корпус и крышка масляного фильтра, впускная труба.
В результате широкого применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением и коробкой передач (но без воздушного фильтра и вентилятора) весит только 205 кгс.
Подробное описание конструктивных особенностей двигателя дано к соответствующим иллюстрациям.

Подвеска двигателя

Двигатель установлен на шасси на трех резиновых подушках: две расположены в передней части двигателя (по одной с каждой стороны), одна — сзади, под удлинителем коробки передач

Передние подушки расположены наклонно в поперечной плоскости двигателя. Сверху и снизу подушки имеют стальные пластины. В верхнюю пластину ввертывается болт, соединяющий подушку с кронштейном на двигателе. С кронштейном шасси подушка соединяется двумя болтами, заделанными в арматуру подушки. Кронштейны шасси привернуты (каждый двумя болтами) к поперечине передней подвески. Для усиления связи болтов с поперечиной в конусные отверстия поперечины установлены конические разрезные втулки, плотно охватывающие болт при его затяжке.
Задняя подушка имеет снизу и сверху стальные пластины, в которых закреплено по два болта. Подушка крепится к площадке удлинителя коробки передач и к поперечине. Между подушкой и удлинителем установлены Г-образные пластины- ограничители. Ограничители препятствуют чрезмерному перемещению двигателя в продольном направлении при торможении и разгоне автомобиля. Для правильной работы ограничителей необходимо, чтобы зазор между кромкой вертикальной поЖи и поверхностью подушки (у каждого ограничителя) был 3 мм. Зазор устанавливается перемещением поперечины на болтах, креплениях ее к кронштейнам рамы.

В процессе эксплуатации автомобиля следует периодически проверять состояние деталей подвески двигателя, подтягивать при необходимости болты и гайки, а также очищать подушки от грязи и попавшего на них масла.

Блок цилиндров (рис.1)

Блок цилиндров 4 составляет одно целое с верхней частью картера. Он отлит под давлением из высокопрочного алюминиевого сплава. Блок цилиндров разделен на две части горизонтальной перегородкой, в которой сделаны четыре отверстия для установки гильз цилиндров. Верхняя часть образует общую для всех цилиндров охлаждающую рубашку. По контуру рубашки имеется десять бобышек для шпилек крепления головки цилиндров. Нижняя (картерная) часть блока разделена на четыре отсека поперечными перегородками, в которые устанавливаются коренные подшипники коленчатого вала.

Коленчатый вал 55 установлен на пяти коренных подшипниках. Крышки 2 подшипников изготовлены из ковкого чугуна; каждая крышка крепится к блоку двумя шпильками диаметром 12 мм. В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб 53 и 54 упорного подшипника. Все крышки имеют шипы, плотно входящие в пазы блока. Такая конструкция крышек подшипников и изготовление их из чугуна (коэффициент линейного расширения алюминиевого сплава вдвое больше, чем у чугуна) обеспечивают малое изменение рабочих зазоров в подшипниках при нагревании и охлаждении двигателя. Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком pи поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме первой и пятой, выбиты их порядковые номера. Гайки шпилек крепления крышек затягиваются динамометрическим ключом с усилением 11-12 кгс-м.

Гнезда для подшипников распределительного вала 40 расположены в верхней левой части поперечных перегородок блока. Третья и четвертая перегородки имеют снизу наклонные плоскости для крепления масляного насоса.
В средней горизонтальной перегородке (с левой стороны) просверлены восемь отверстий для толкателей 39 штанг клапанов: четыре отверстия, выполненные в отливке, соединяют полости клапанной камеры и камеры толкателей с масляным картером.

Камера толкателей закрыта штампованной из листовой стали крышкой. Крышка по контуру уплотняется пробковой прокладкой и крепится к блоку двумя шпильками, под гайки которых поставлены фибровые уплотняющие прокладки.
С левой стороны блока отлиты приливы для установки масляного фильтра, бензинового насоса, привода распределителя и бобышка для указателя уровня масла. С правой стороны (в верхней картерной части стенки блока) расположен прилив, через который проходит продольный масляный канал.
Бобышки для крепления кронштейнов двигателя расположены в передней части блока с правой и левой сторон. На правой стороне спереди предусмотрены две бобышки для крепления генератора. Нижний фланец блока снабжен шпильками диаметром 8 мм для крепления масляного картера.

К передней стенке блока на паронитовой прокладке крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка 43 распределительных шестерен. В отверстие в крышке для выхода носка коленчатого вала запрессована обойма с самоподтягивающимся резиновым сальником 44.

К заднему торцу блока шестью болтами крепится отлитый также из алюминиевого сплава картер сцепления. Точное расположение картера сцепления, необходимое для правильной работы коробки передач, обеспечивается двумя установочными штифтами диаметром 13 мм. Задний торец картера сцепления и отверстие в нем для установки коробки передач для обеспечения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом обрабатываются в сборе с блоком 4, и поэтому картеры сцепления не взаимозаменяемы.
Цилиндры двигателя выполнены в виде легкосъемных мокрых гильз 6, отлитых из серого чугуна. Для повышения износостойкости гильза в верхней части снабжена вставкой из коррозионностойкого чугуна. Длина вставки 50 мм, толщина ее стенки 2 мм.

Гильза вставляется в гнездо блока нижней частью, диаметр которой равен 100 мм. В плоскости нижнего стыка гильза уплотнена прокладкой 5 из мягкой меди толщиной 0,3 мм, а по верхнему торцу — прокладкой головки цилиндров. Для надлежащего уплотнения верхний торец гильзы выступает над плоскостью блока на 0,034-0,089 мм. При этом красномедная прокладка должна быть обжата. Для надежного уплотнения необходимо, чтобы разница в выступании гильз над плоскостью блока на одном двигателе была в пределах 0,025 мм. Это достигается (на заводе) сортировкой гильз цилиндров по высоте (от нижнего стыка до верхнего торца) и блоков по p pглубине проточки под гильзу (от его верхнего торца) на две группы. При смене гильз у цилиндров равномерность выступания можно обеспечить подбором красномедных прокладок соответствующей толщины.

Головка цилиндров (рис.1)

Головка, общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и подвергнута термообработке (закалке и старению). Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого цилиндра и расположены с правой стороны головки. Гнезда для клапанов расположены в ряд по продольной оси двигателя. Седла 19 всех клапанов — вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой твердости. Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо головки (на заводе перед сборкой головка нагревается до +170 °С, а седла охлаждаются примерно до −70«С; при этом седло свободно вставляется в гнездо в головке), а также достаточно большому коэффициенту линейного расширения материала седла, обеспечивается надежная и прочная посадка седла в гнезде.

Втулки клапанов, изготовленные из металлокерамики прессованием смеси из железного, медного и графитового порошков с последующим спеканием, обладают высокими антифрикционными качествами. Втулки так же, как и седла клапанов собираются с головкой, предварительно нагретой (втулки — охлажденные). Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой.

Головка цилиндров крепится к блоку десятью стальными шпильками диаметром 11 мм. Под гайки шпилек поставлены плоские стальные цианированные шайбы. Между головкой и блоком имеется прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и пропитанного графитом. Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.

Правильное положение головки на блоке обеспечивается двумя установленными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров (в бобышки шпилек крепления головки). Момент затяжки гаек крепления головки равен 7,3-7,8 кгс-м. Гайки затягиваются в последовательности, указанной на рисунке, т. е. от середины последовательно переходя к торцам (переднему и заднему). Затяжку и проверку затяжки следует делать на холодном двигателе. Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после его остывания затяжка гаек окажется неполной вследствие большой разницы в коэффициентах линейного расширения алюминиевого сплава и стали. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку и избежания его деформации затяжку следует делать в два приема: предварительно—с малым усилием и окончательно — с заданным усилием.

Следует иметь в виду, что затяжка гаек вызывает изменение зазоров в газораспределительном механизме. Поэтому после каждой такой операции необходимо проверять величину зазоров между носками коромысел и стержнями клапанов. При необходимости, зазоры надо отрегулировать.

Во время работы двигателя, особенно изношенного, кольца которого пропускают много масла, на стенках камеры сгорания . и днищах поршней отлагается слой нагара. Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, в результате чего возникают местные перегревы, явления детонации и калильного зажигания; в результате мощность двигателя уменьшается, а расход топлива возрастает.

При появлении таких признаков следует снять головку и очистить камеру сгорания и днище поршня от нагара. Перед очисткой следует нагар смочить керосином. Это предотвращает распиливание нагара и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.
При снятии головки цилиндров рекомендуется притереть клапаны.
Перед установкой головки цилиндров на место прокладку необходимо с обеих сторон натереть графитовым порошком. Это предотвращает ее прилипание к блоку и головке.

Головки цилиндров двигателей 24Д и 24-01 различаются степенью сжатия. Увеличение степени сжатия двигателя 24Д получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости головки на 3,6 мм (высота головки двигателя 24Д составляет 94,4 мм, высота головки двигателя 24-01 равна 98 мм).

Поршни и шатуны

Поршни отлиты из высококремнистого сплава и термически обработаны. Головка поршня — цилиндрическая, с плоским днищем. На цилиндрической поверхности головки проточены три канавки: две верхние служат для размещения компрессионных колец, а нижняя — для маслосъемного. Проточка для маслосъемного кольца имеет отверстия, через которые лишнее масло, снимаемое маслосъемным кольцом со стенок цилиндра, отводится в картер двигателя.
Юбка поршня — овальная и конусная. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Диаметр верхнего основания юбки на 0,013-0038 мм меньше нижнего основания. В юбке поршня с левой стороны сделана Т-образная прорезь. Ось отверстия под поршневой палец смещена от средней плоскости на 1,5 мм в правую (по ходу автомобиля) сторону. Пружинящее свойство юбки, благодаря наличию прорези, и смещение поршневого пальца делают работу поршня более бесшумной.

Для улучшения приработки поверхность поршня покрыта (электролитическим способом) слоем олова толщиной 0,004-0,006 мм.
Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из бобышек поршень указанной стороной должен быть обращен к задней части двигателя.

Поршни подбираются к гильзам с зазором 0,024-0,048 мм. Для облегчения подбора поршни и гильзы разделены (по диаметру) на пять групп, обозначаемых соответствующей буквой, которая выбирается на днище поршня и на наружной поверхности нижней части гильзы.

А
Б
В
Г
Д
92,000-91,988
92,012-92,000
92,024-92,012
92,036-92,024
92,048-92,036
92,036-92,024
92,048-92,036
92,060-92,048
92,072-92 070
92,084-92,072

Правильность подбора проверяется протягиваем ленты-щупа, проложенного между поршнем и гильзой в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Размеры ленты: толщина 0,05 м, ширина 13 мм и длина 250 мм. Усилие протягивания ленты (замеряется динамометром) должно равняться 1-2 кгс.

Компрессорные кольца отлиты из серого чугуна. Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее тяжелых условиях (при высоких температуре и давлении, а также при недостатке смазки). Для увеличения износостойкости его наружная поверхность, прилегающая к цилиндру, покрыта слоем хрома. Слой хрома значительно увеличивает срок службы верхнего кольца. Это способствует также увеличению срока службы нижнего кольца и зеркала цилиндра. Наружная цилиндрическая. поверхность нижнего компрессионного кольца покрыта слоем олова толщиной 0,005-0,010 мм. Это улучшает его приработку.

На внутренней цилиндрической поверхности нижнего компрессионного кольца сделана выточка. На поршень кольцо должно быть установлено выточкой кверху. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода масла и дымление двигателя. Верхнее кольцо выточки не имеет.

Маслосъемное кольцо сборное. Оно состоит из двух стальных кольцевых дисков и двух стальных расширителей: осевого и радиального. Рабочая цилиндрическая поверхность (прилегающая к цилиндру) кольцевых дисков покрыта слоем хрома толщиной 0,075-0,125 мм.
Замок колец прямой. Монтажный зазор в замке у компрессионных колец, установленных в цилиндр, равен 0,3-0,5 мм, а у кольцевых дисков маслосъемного кольца — 0,3-1,0 мм.
Высота компрессионных колец равна 2 мм, маслосъемного в сборе —4,9 мм. Торцовый монтажный зазор для верхнего компрессионного кольца равен 0,050-0,082 мм, для нижнего компрессионного — 0,035-0,067 мм и для маслосъемного — 0,135-0,173 мм.

Примерно через 100 тыс. км пробега наступает необходимость в смене поршневых колец. К этому сроку они изнашиваются, в результате чего наблюдается дымление двигателя, падение мощности двигателя, увеличение расхода масла. Перед установкой колец канавки в поршне следует очистить от нагара. Эту операцию выполняют специальным инструментом или поломанным кольцом, остерегаясь соскабливания вместе с нагаром металла со стенок канавки.

Поршневые пальцы плавающего типа (они не закреплены ни в поршне, ни в шатуне), стальные, наружная поверхность их закалена. Наружный диаметр пальца равен 25 мм. Палец подбирается к шатуну с зазором от 0,0045 до 0,0095 мм. Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше, чем у пальца, то при комнатной температуре палец входит в отверстий бобышек поршня с минимальным зазором (от 0 до 0,005 мм). Перед сборкой поршня с пальцем поршень нагревают в горячей воде до температуры 60-70°С. Для удобства подбора пальцев к поршню и шатуну поршень, шатун и пальцы разделены на размерные группы, маркируемые краской.

25,0000-24,9975

24,9975-24,9950

24,9950-24,9925

24,9925-24,9900

25,9925-25,0000

25,0000-24,9975

24,9975-24,9950

24,9950-24,9925

25,0070-25,0045

25,0045-25,0020

25,0020-24,9995

24,9995-24,9970

Белый

Зеленый

Желтый

Красный

Шатуны стальные кованые. В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы. Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя шлифованными, термически обработанными стальными болтами. Момент затяжки гаек болтов должен быть 6,8-7,5 кгс-м. Гайки контрятся штампованными из листовой стали шайбами. Момент их затяжки должен быть 0,3-0,5 кгс-м. Крышки шатунов обрабатываются в сборе с шатуном, и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты порядковые номера цилиндров. Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.

В стержне шатуна у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое производится смазка зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено в правую сторону двигателя, т. е. в сторону, противоположную распределительному валу. При правильной сборке номер детали, выштампованный на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна, должны быть обращены к передней стороне двигателя.

Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя суммарная масса поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 8 г. Это обеспечивается подбором деталей соответствующей массы. По деталям разница в массе может быть: поршней — 8 г, шатуна — 8 г, причем разница в массе поршневых головок — 4 г и шатунных головок — 4 г, поршневого пальца — 2 г.

Коленчатый вал. Коленчатый вал отлит из высоко-прочного чугуна. Он имеет пять опор. Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован: допустимый дисбаланс не более 35 гс-см. Диаметр коренных шеек 64 мм, шатунных — 58 мм. Шатунные и коренные шейки полые. Полости в шатунных шейках закрыты пробками. Эти полости служат для удаления продуктов износа из масла, поступающего на шатунные шейки.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя сталебаббитовыми шайбами упорного подшипника, расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. Передняя шайба баббитовой стороной обращена к стальной упорной шайбе на коленчатом валу, задняя — у щеки коленчатого вала. Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами, запрессованными в блок и крышку коренного подшипника. Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вращения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0,075-0,175 мм. Достигается он подбором соответствующей толщины передней шайбы.
На переднем конце коленчатого вала на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала. Все эти детали стянуты болтом-храповиком (для пуска двигателя от рукоятки). Болт-храповик ввертывается в резьбовое отверстие, имеющееся в переднем торце коленчатого вала.

Шкив привода насоса охлаждающей жидкости, вентилятора и генератора (крепится к ступице тремя болтами) имеет на ободе две метки (риски). По первой метке (по направлению вращения), при совмещении ее с установочным штифтом на крышке распределительных шестерен, устанавливают момент зажигания; при совмещении второй метки со штифтом поршни первого и четвертого цилиндров будут находиться в в.м.т.

Передний конец коленчатого вала уплотнен самоподтягивающимся резиновым сальником, запрессованным в крышку распределительных шестерен. Для облегчения условий работы сальника перед ним на валу установлен маслоотражатель. Кроме того, корпус сальника имеет отбортовку, отводящую масло, стекающее по стенке крышки. Снаружи сальник защищен отражателями, препятствующими проникновению на него грязи. Надежная работа сальника после переработки обеспечивается хорошей центровкой его по коленчатому валу. Центрировать можно при помощи специальной оправки-втулки или замером величины щели между стенкой отверстия и шейкой коленчатого вала. Перемещая крышку 4 легкими ударами (болты крепления крышки при этом должны быть только слегка затянуты), надо добиваться, чтобы щель по всей окружности отличалась не более чем на 0,1 мм. После этого болты затянуть окончательно.

Задний конец коленчатого вала уплотнен набивкой из асбестового шнура, пропитанного антифрикционным составом и покрытого графитом. Набивка заложена в канавку в блоке цилиндра и в сальникодержателе, привернутом двумя болтами к блоку. На шейке коленчатого вала под сальником имеется микрошнек, а перед сальником — гребень. Стыки держателя сальника уплотнены резиновыми прокладками Г-образной формы. В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки шарикоподшипника первичного вала коробки передач.

Маховик отлит из серого чугуна. Он крепится к фланцу на заднем конце коленчатого вала четырьмя шлифованными болтами. Момент затяжки гаек болтов 7,8-8,3 кгс-м. Гайки законтрены отгибной пластиной. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. К заднему торцу маховика шестью болтами прикреплено сцепление. На фланце кожуха сцепления и маховике выбита метка «О». При сборке двигателя обе метки должны быть совмещены, чтобы не нарушить балансировку коленчатого вала.

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала снабжены тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами, которые изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава. Толщина коренного вкладыша равна 2,232-2,226 мм, а шатунного — 1,737-1,731 мм. В каждом подшипнике установлены по два вкладыша. Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или шатуна препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных шеек коленчатого вала. Посередине коренных вкладышей имеется отверстие, через которое подается масло к подшипникам из канала в постели блока. Отверстия в шатунных вкладышах совпадают с отверстиями в шатунах. Для сохранения взаимозаменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкладышей на всех коренных и шатунных вкладышах сделаны отверстия. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами составляет 0,036-0,079 мм для коренных и 0,026-0,063 мм для шатунных подшипников.

Одновременно с заменой поршневых колец следует заменить и вкладыши, т. е. примерно через 100 тыс. км пробега автомобиля. При этой операции необходимо тщательно очистить полости в шатунных шейках. После очистки отверстия в шейках закрыть резьбовыми пробками, затянув их моментом 3,8-4,2 кгс-м. Пробки закернить для предохранения от самоотвертывания.

gaz31.com

Конструкция двигателя ЗМЗ-402

Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель».

Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации.

!— Yandex.RTB R-A-102613-23 —>

Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях.

Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.

Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.

Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Рис. 2. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны

Рис. 3. Поперечный разрез двигателей мод. 402 и 4021

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.

В нижней части блока выполнены пять опор коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.

Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами.

Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.

На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера.

К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала.

К заднему торцу блока крепится картер сцепления.

Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров.

Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны.

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла.

Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках. В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов.

В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания.

Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте.

Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм.

Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское.

Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед».

Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.

На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца. Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна.

Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости. Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца,

отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.

На внутренней поверхности этого кольца есть проточка. Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.

Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.

Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома. Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.

От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.

Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы.

Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».

Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров.

В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра.

Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу.

Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров. В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке.

В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач. К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.

Возможные неисправности двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-4021

Причина неисправности (Метод устранения)

Двигатель не запускается

Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе):

— засорен сетчатый фильтр карбюратора, топливного насоса или фильтра тонкой очистки топлива

Промыть фильтр в неэтилированном бензине и продуть сжатым воздухом

— порвана диафрагма или нарушилась герметичность клапанов топливного насоса

Заменить диафрагму или клапаны

— замерзла вода в отстойнике или топливопроводе

Прогреть отстойник или топливопровод горячей водой

— засорился топливопровод

Продуть топливопровод

— не закрывается полностью воздушная заслонка карбюратора;

Отрегулировать привод воздушной заслонки

— засорен жиклер: главный топливный и холостого хода;

Промыть в неэтилированном бензине и продуть жиклеры сжатым воздухом

— ослабло крепление карбюратора к впускной трубе или впускной трубы к головке блока цилиндров;

Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки

— низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— заедает клапан рециркуляции отработавших газов в открытом положении

Заменить клапан рециркуляции

Богатая горючая смесь (хлопки в глушителе при пуске двигателя):

–   воздушная заслонка карбюратора полностью не открывается;

Отрегулировать привод воздушной заслонки

– нарушена герметичность клапана подачи топлива;

Заменить уплотнительную шайбу клапана

– нарушена герметичность поплавка;

Восстановить герметичность поплавка или заменить поплавок

– засорены воздушные жиклеры дозирующих систем; 

Промыть жиклеры неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом

– нарушена регулировка винта качества смеси;

Отрегулировать необходимый состав смеси

– слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

Двигатель не пускается в холодное время:

— Не закрывается воздушная заслонка

Отрегулировать привод воздушной заслонки

Двигатель работает неустойчиво в режиме холостого хода

— Высокий или низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Неправильно отрегулирован холостой ход

Отрегулировать необходимый состав смеси

— Большое количество воды в отстойнике фильтра тонкой очистки топлива и топливном баке

Слить отстой из фильтра и бака

— Неправильная регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Ослабло крепление карбюратора, впускной трубы, газопровода

Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки

Повышенная токсичность отработавших газов

— Богатая горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (богатая горючая смесь)»

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

Двигатель не развивает полную мощность и не обладает достаточной приемистостью:

— Неисправен ускорительный насос карбюратора         

Проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали

— Низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Отрегулировать уровень топлива

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Дроссельные заслонки карбюратора полностью не открываются

Отрегулировать привод дроссельных заслонок

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)»

— Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Нарушена регулировка зазоров в приводе клапанов

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Положение заслонок «Зима–Лето» не соответствует сезону

Установить заслонки в положение, соответствующее сезону

Повышенный расход топлива

— Бедная или богатая горючая смесь

См. «Двигатель не запускается»

— Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра

Заменить фильтрующий элемент

— Неправильная установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания

— Неисправен вакуум-корректор распределителя зажигания

Заменить вакуум-корректор или распределитель

— Нарушена герметичность системы питания     

Восстановить герметичность

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах

Перегрев двигателя

— Неисправен термостат

Заменить термостат

— Слабое натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса

Отрегулировать натяжение ремней

— Неправильная установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания

— Бедная горючая смесь

См. «Двигатель не запускается (бедная горючая смесь)»

— Сильное загрязнение радиатора

Промыть систему охлаждения, промыть радиатор струей воды

— Повышенное сопротивление движению автомобиля

Проверить и отрегулировать тормозную систему, подшипники колес, давление воздуха в шинах

— Неисправен водяной насос

Заменить насос

— Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Перегрев двигателя См. «Перегрев двигателя»

— Применено низкооктановое топливо

Применять топливо с соответствующим октановым числом

Детонационные стуки в двигателе

— Ранняя установка начального момента зажигания

Отрегулировать начальный момент зажигания

— Большой слой нагара на стенках камер сгорания и днищах поршней

Очистить нагар

— Применено низкооктановое топливо

Применять топливо с соответствующим октановым числом

Недостаточное давление масла на прогретом двигателе

— Неисправность или засорение редукционного клапана давления масла

Промыть детали клапана и гнездо в корпусе масляного насоса, при необходимости заменить пружину или клапан

— Неисправен датчик или указатель давления масла

Проверить давление контрольным манометром, заменить неисправный прибор

— Перегрев двигателя

Включить масляный радиатор, устранить причину перегрева

— Большой износ вкладышей коренных подшипников

Заменить вкладыши

— Износ деталей масляного насоса

Заменить прокладку между корпусом и крышкой тонкой бумажной прокладкой или заменить насос

Повышенный расход масла

— Большой износ поршневых колец

Заменить поршневые кольца

— Засорение системы вентиляции картера

Промыть неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом шланги и каналы вентиляции во впускной трубе и детали маслоотделителя в крышке коромысел

— Течь масла через уплотнения двигателя

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки или сальники

— Большой износ или разрушение маслоотражательных колпачков клапанов

Заменить колпачки

Стуки в двигателе

— Износ шатунно-поршневой группы

Отремонтировать двигатель

— Большие зазоры между коромыслами и клапанами

Отрегулировать зазоры в приводе клапанов

— Большие зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками

Заменить изношенные детали или головку с клапанами в сборе

— Износ кулачков распределительного вала и толкателей

Заменить изношенные детали

— Большой зазор между упорными кольцами и коленчатым валом

Заменить упорные кольца

avtomechanic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о