Жидкость трансмиссионная – Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Содержание

Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Что такое жидкость ATF?

Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Кроме самих производителей, которые выпускают технические жидкости под своим именем, на рынке существуют «универсальные» ATF жидкости.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Читайте также:
Можно ли буксировать машину на автомате?

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.

На изображение слева находится чистая жидкость ATF, а справа после истечения срока использования.

Когда менять трансмиссионную смесь?

Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:

  • пробег транспортного средства;
  • условия эксплуатации;
  • стиль вождения.

Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.

Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.

На фото представлена схематическая версия DSG коробки передач, с пояснениями.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:

  • Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
  • Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
  • Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.

Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.

Долговременное использование одной и той же жидкости, или использование некачественной подделки приводит к неисправностям и поломкам в разных системах двигателя.

Вопросы эксплуатации ATF

Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.

О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.

Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.

automotolife.com

Трансмиссионная жидкость, трансмиссионное масло ATF, их типы

Как известно, трансмиссионная жидкость (ATF) в автоматических коробках передач автомобилей, выполняет самые разные функции.

С её помощью передается крутящий момент, обеспечивается работа системы управления и контроля АКПП, и фрикционных дисков и конечно же, обеспечивается смазывание и охлаждение трущихся деталей трансмиссии.

Именно поэтому, несмотря на то, что часто ATF называют маслом для АКПП, на самом деле свойства этой жидкости во многом отличаются от свойств обычного моторного или трансмиссионного масла.

Для получения ATF или смазочной гидравлической трансмиссионной жидкости, используют специальные минеральные масла, с добавлением нескольких типов особых добавок. Применение иных типов жидкостей и масел в коробках «автоматах» неизбежно приведет к снижению эксплуатационных характеристик АКПП или даже к её поломке.

Трансмиссионное масло ATF — их типы

Существует несколько типов ATF.

  • Чаще всего в АКПП используется трансмиссионная жидкость типа «DEXRON».
  • В последнее время появилась жидкость нового типа — тип «Т» или «Т-2». Жидкости разного типа смешивать не рекомендуется, поэтому для избежания путаницы, трансмиссионные жидкости разного типа специально окрашиваются в разный цвет — тип ATF «DEXRON» — имеет красный цвет, а тип «Т» и «Т-2» — желтый.

Тип ATF, используемый в коробке передач, обычно обозначен на контрольном масляном щупе АКПП и в паспорте автомобиля.

Когда менять трансмиссионную жидкость?

Основные факторы, позволяющие максимально продлить срок службы АКПП – это регулярный контроль уровня жидкости в трансмиссии и своевременная её замена.

Сроки замены трансмиссионной жидкости в большой степени зависят от пробега автомобиля, стиля вождения водителя, условий эксплуатации и других факторов. Обычно специалисты рекомендуют проводить замену ATF после пробега каждых 20-25 тыс. километров пробега или один раз в два года.

Что касается замены трансмиссионной жидкости, то лучше всего эту процедуру доверить специалистам СТО, где есть соответствующая аппаратура, позволяющая заменить весь объем жидкости в трансмиссии.

Дело в том, что при обычном сливе ATF, некоторая часть жидкости остается в коробке передач и даже долив свежее масло, можно говорить не о его замене, а всего лишь о частичном обновлении. Также, во время процедуры замены масла нужно при необходимости промыть или заменить фильтр.

Проверка уровня трансмиссионной жидкости в АКПП

Как уже говорилось, проверка уровня жидкости в АКПП, является важным профилактическим моментом, обеспечивающим долгую «жизнь» трансмиссии.

Процедура проверки уровня жидкости может отличаться в зависимости от типа АКПП, поэтому прежде чем проконтролировать уровень жидкости, прочитайте инструкцию и выясните, как это делать правильно. Обычно это можно проделывать как на холодной, так и на горячей АКПП — для этого на контрольном щупе есть соответствующие отметки.

Отдельно следует коснуться вопроса опасности перелива или недолива трансмиссионной жидкости. Недостаточный уровень ATF в трансмиссии опасен тем, что при этом в насос вместе с жидкостью начинает попадать воздух. При этом работа АКПП нарушается, может произойти пробуксовка фрикционов, их подгорание и поломка АКПП.

При повышенном уровне жидкости, масло начинает выбрасывать через сапун, в результате чего его уровень становится ниже нормы, с такими же последствиями, как описано выше. Часто выброс ATF через сапун можно определить по тому, что вся коробка передач испачкана в масле.

При выявлении низкого уровня жидкости, прежде всего нужно выявить причины утечки. Несвоевременное устранение неисправности, может впоследствии обернуться дорогостоящим ремонтом АКПП.

Жидкости ATF для АКПП — видео:

Теперь вы знаете, что из себя представляет трансмиссионное масло ATF.

Загрузка…

avto-i-avto.ru

Что нужно знать о трансмиссионной жидкости

Немного теории о трансмиссионной жидкости. Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разнообразные функции: 

— передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач 
— обеспечение функционирования системы управления и контроля 
— работы фрикционных дисков 
— смазка и охлаждение трущихся деталей.

Поэтому в АКПП используется специальное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Эта жидкость называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплутационные характеристики, и часто приводят к поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масленом щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. 
В большинстве автомобилей с АКПП, используется жидкость типа «DEXRON», «DEXRON-2», «DEXRON-3», в последнее время появился новый тип трансмиссионной жидкости — тип «Т» или тип «Т-2». Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в различные цвета, «DEXRON» — красный, а тип «Т» — желтый. Смешивать их не рекомендуется.

Частота замены трансмиссионной жидкости. Для обеспечения правильной работы трансмиссии и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости во многом зависит от возраста и пробега автомобиля, а также условий его эксплуатации. Для большинства территории России наши специалисты рекомендуют менять трансмиссионную жидкость через каждые 20-25 тыс. километров пробега (либо через 1 год).

Особо это касается старых, подержанных иномарок. Это объясняется тем, что поддержанные автомобили сильно изношены и работают в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, корпусе клапанов, насосе и других полостях трансмиссии, поэтому в ручную можно сменить только половину используемого объема, то есть происходит только обновление жидкости, а не ее замена.

Замена трансмиссионной жидкости. Замену трансмиссионной жидкости следует производить в специализированных автосервисах с применением аппаратуры по 100% замене трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач. Такую замену можно произвести у нас в автосервисе на фирменной установке по замене масла — вся процедура займет всего 30-40 минут — аппарат промоет гидравлическую систему трансмиссии используя специальную промывочную жидкость и заменит трансмиссионную жидкость на новую. Также, если требуется заменить фильтр, наши техники заменят его, при этом произведут диагностику реального состояния Вашей трансмиссии. Ведь о состоянии трансмиссии многое может сказать цвет и запах ее трансмиссионной жидкости. У нормально работающей АКПП, трансмиссионная жидкость имеет густо-красный или оранжево-красный цвет. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом говорит о неисправностях трансмиссии. 

Проверка трансмиссионной жидкости. Для большинства автомобилей уровень трансмиссионной жидкости (ATF) в автоматической коробке передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение «P». На щупе для измерения масла в автоматической трансмиссии, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, соответствуют нормальному уровню трансмиссионной жидкости, прогретой до рабочей температуры (60 — 90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью «Hot». Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. 

Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены или простого определения наличия трансмиссионной жидкости в коробке передач. Следует помнить, что уровень по щупу трансмиссионной жидкости при доведения его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 — 0,7 см. Окончательно уровень, все же, следует проверять после прогрева трансмиссионной жидкости.

Следует иметь ввиду, что для автомобилей Honda и Acura, уровень трансмиссионной жидкости следует проверять так же после достижения рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. Для некоторых моделей переднеприводных Mitsubishi, Proton и Hyundai уровень масла проверяется при установке РВД в положение «N». 

Это же верно для Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены автоматы производства Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение «P». Чтобы не ошибиться следует иметь ввиду, что автоматические трансмиссии фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба идет прямо от поддона сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон квадратный и сливной пробки нет. 

Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение «N». 

Опасность перелива/недолива трансмиссионной жидкости. Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате этого, масло не сжимает как надо диски фрикционов и появляется пробуксовка дисков относительно друг друга, и они сгорают. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. 

Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его. 
Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле.

carmanz.com

Жидкость для АКПП: особенности и выбор

Большинство автолюбителей хорошо знают, что в двигателе используется моторное масло, а в коробке передач трансмиссионное масло. При этом в АКПП различных типов заливается не масло, а жидкость. Сразу отметим, между обычным маслом для коробки (например, МКПП) и трансмиссионной жидкостью для «автомата» есть большая разница как по назначению, так и по свойствам.

Другими словами, заливать в коробку передач нужно только рекомендуемое масло или жидкость (в зависимости от типа трансмиссии). Далее мы рассмотрим, чем жидкость для АКПП отличается от масла для коробки передач, а также что нужно учитывать при выборе и замене трансмиссионных жидкостей и масел.

Читайте в этой статье

Рабочая жидкость автоматической коробки передач

Начнем с того, что в автомат льется жидкость ATF, которая представляет собой особое трансмиссионное масло. Такое масло может быть на минеральной или синтетической основе. Сегодня производители автомобилей и АКПП выпускают собственные «оригинальны» жидкости, также на рынке представлено большое количество «универсальных» ATF жидкостей.

Как в первом, так и во втором случае продукты соответствуют ряду стандартов и спецификаций, то есть в агрегат можно лить как рекомендуемый «оригинал», так и подобрать соответствующий сторонний аналог. Кстати, первыми, кто классифицировал АТФ, стал концерн General Motors, который представил данный тип жидкостей в далеком 1949 году.

В 1938 GM разработал и наладил серийное производство первых АКПП, после чего специалисты данного концерна особе внимание стали уделять спецификациям трансмиссионных масел, выдвигая жесткие требования к их составу. Отсутствие конкуренции в тот период позволило GM стать первыми, кто определял стандарты и технические характеристики ATF.

Первые жидкости для АКПП в основе имели жир, который получали из сала морского кита. Однако в дальнейшем запреты на охоту на китов заставили производителя разработать искусственную основу трансмиссионных жидкостей для коробки-автомат.

Итак, важно понимать, что жидкость АКПП отличается от трансмиссионного масла, которое заливается в «механику» или однодисковый робот типа АМТ. Если  для масла основной функцией является смазка трущихся деталей и механизмов, в АКПП используется специальная жидкость ATF, которая отвечает за целый комплекс определенных задач. При этом обычное масло с такими задачами не справится.

Прежде всего, как масло, так и трансмиссионная жидкость отвечают за смазку. При этом в АКПП нет привычного механического сцепления. Вместо него используется отдельное устройство под названием гидротрансформатор. Так вот, ГДТ исключает жесткую связь двигателя и трансмиссии, то есть коленвала и первичного вала АКПП.

Связующим элементом, через который передается крутящий момент от ДВС на коробку, является трансмиссионная жидкость АКПП. Как уже было сказано, это жидкость под названием ATF.

При этом данная жидкость сильно разогревается, что неизбежно приводит к нагреву ГДТ и самой АКПП. Вполне очевидно, что важной функцией трансмиссионной жидкости является отвод избыточного тепла. Также в составе ATF находятся особые присадки, которые предотвращают вспенивание и окисление жидкости при высоких температурах.

Естественно, масло для механической КПП такими свойствами не обладает, то есть заливать его в автомат категорически запрещено. Параллельно жидкость в АКПП используется для управления работой всей коробки. Если иначе, такая жидкость под давлением циркулирует в гидроблоке АКПП, поступая по отдельным каналам к исполнительным механизмам.

Не удивительно, что с учетом такой особенности отдельные требования выдвигаются к текучести и прокачиваемости жидкости, а также к изменению ее свойств при различных температурах.

Не допускается того, чтобы жидкость густела на морозе или сильно разжижалась при нагревах, так как это приведет к отсутствию необходимого давления и сбоям в работе гидравлической системы АКПП. Указанные сбои неизбежно приведут к усиленному износу и поломкам коробки-автомат. 

Подбор и замена жидкости АКПП

Прежде всего, при подборе масла АКПП важно использовать такие продукты, которые соответствуют  требованиям и рекомендациям производителя автомобиля или самой коробки автомат. Другими словами, важно или использовать «оригинальную» ATF, или же полностью подходящий аналог.

Как правило, сам тип жидкости указан в мануале, также может содержаться отметка, нанесенная прямо на масляном щупе. Сегодня наиболее распространенными являются жидкости GM DEXRON II и DEXRON III, а также большое количество других типов трансмиссионных жидкостей для АКПП с разными характеристиками.

Фактически, разные жидкости обладают разными фрикционными показателями, а также отличиями по температурным показателям и ряду других характеристик. Например, если в АКПП допускается использование такой жидкости, ATF Dexron IID не подойдет для сильных холодов (до -15), а также не рассчитана на современные поколения АКПП.

Такую жидкость можно использовать в простых 3-х и 4-х ступенчатых гидромеханических автоматах. Если зимой морозы сильные, лучше использовать  Dexron IIE, который рассчитан на эксплуатацию при температурах -30 и сохраняет текучесть. Для более современных автоматов, а также и для большинства старых, вполне можно использовать Dexron III (сочетает в себе положительные свойства двух предыдущих и имеет собственные улучшенные характеристики).

Основное правило при выборе ATF- полное соответствие всем требованиям и рекомендациям производителя коробки. В противном случае автомат начнет работать со сбоями, возникает проскальзывание фрикционов, задержки при переключениях передач, пробуксовки АКПП.

Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять масло в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на срок службы масла в коробке-автомат, а также когда оптимально производить замену трансмиссионной жидкости ATF в автомате.

Примечательно то, что сначала такие симптомы могут быть мало заметны, однако в дальнейшем неполадки могут начать прогрессировать, что приведет к необходимости ремонта АКПП, если масло вовремя не сменить на рекомендуемое.

Еще нужно отметить, что смешивать жидкости разных типов в АКПП настоятельно не рекомендуется. Смешивание допускается только в случае аварийной утечки масла. После устранения неполадок смешанную жидкость в трансмиссии нужно полностью сменить. Если же владелец не знает, что залито в автомат, также нужно поменять ATF, чтобы исключить риски смешивания при необходимости долива масла в АКПП.

Также для нормальной работы коробки и важно поддерживать оптимальный уровень жидкости, а также сама жидкость должна оставаться чистой, без загрязнений и примесей. Другими словами, необходимо проверять уровень жидкости в автомате и регулярно менять жидкость АКПП, причем выполнять полную (аппаратную) замену, параллельно меняя масляные фильтры коробки автомат.

Если ATF почернела или цвет стал темно-коричневым, масло изменило свойства, потеряна прозрачность, отмечено появление горелого запаха, это указывает на необходимость замены или же проблемы с АКПП. Менять жидкость в коробке автомат нужно каждые 40-50 тыс. км. пробега.

В случаях, когда владелец практикует частичные замены, тогда проводить такую процедуру требуется каждые 15 тыс. км. пробега (с учетом того, что такая замена является всего лишь «освежением» части масла). 

Также добавим, что при заменах не допускается как недолив масла до оптимального уровня, так и перелив жидкости АКПП. В обоих случаях отклонения от нормы приводят к износу коробки, появлению толчков при переключениях, пробуксовок, подгоранию фрикционов и т.д.

Подведем итоги

Как видно, жидкость ATF является особым типом трансмиссионного масла, которое выполняет в агрегате целый ряд задач. При этом такую жидкость нужно правильно подбирать для каждой АКПП, а также регулярно менять в процессе эксплуатации автомобиля. Параллельно уровень масла в АКПП нужно постоянно контролировать, не допуская снижения или превышения ниже оптимальной отметки.

Такой подход позволит не только увеличить срок службы автоматической коробки передач, но и улучшить качество ее работы во время езды (плавные и своевременные переключения передач, отсутствие пробуксовок, рывков АКПП и т.д.).

Напоследок отметим, что если вы не знаете, как выбрать ATF, лучше приобретать только оригинальную жидкость и соблюдать все рекомендации производителя авто или коробки. Если же планируется использовать сторонние продукты, тогда лучше всего обращать внимание на современные «универсальные» ATF, подходящие для разных АКПП.

В данном случае, особенно при учете правильного подбора жидкости, качественный продукт вполне способен обеспечить нормальную работу коробки автомат и сохранение ресурса агрегата.

Читайте также

krutimotor.ru

Советы по обслуживанию. Трансмиссионная жидкость


Что это?

Замену жидкости в автоматической коробке передач лучше доверить автосервису, в котором есть специальное оборудование, например, Transerve II+ от Wynn’s, которое позволяет осуществить замену жидкости намного лучше, чем Вы сделали бы это сами.
Трансмиссионная жидкость выступает в роли смазки для всех движущихся деталей в коробке передач. В автоматической коробке трансмиссионная жидкость также служит в качестве охлаждающей и вязкой жидкости для передачи мощности от двигателя на трансмиссию.

Для разных трансмиссий используются разные жидкости. В автоматических коробках используется, как бы это банально не звучало, жидкость для автоматических трансмиссий. В механических коробках используются различные масла: обычное моторное масло, тяжелое гипоидное масло, а в некоторых случаях и жидкость для автоматических трансмиссий. В руководстве по эксплуатации Вы найдете информацию о том, что подходит для Вашего автомобиля.


Нужно ли производить обслуживание с рекомендуемым интервалом?

Естественно, независимо от того, механическая ли у Вас коробка или автомат.

Для механики: большинство производителей рекомендуют производить замену трансмиссионной жидкости каждые 50 000 — 100 000 км. При эксплуатации в тяжелых условиях, производители рекомендуют производить замену каждые 25 000 км.

Для автомата: интервал замены трансмиссионной жидкости может варьироваться от 50 000 км до … бесконечности. Обычно обслуживание производится каждые 100 000 — 160 000 км. Также можно производить замену и чаще.


Зачем мне это нужно?

Для механики: в механической коробке передач основную проблему представляет не столько ухудшение качества жидкости, сколько ее загрязнение. Загрязнение происходит со временем, в результате износа синхронизаторов, подшипников и шестерней в коробке. При этом частицы металла попадают в жидкость. Всем хорошо известно, что масло, содержащее металлические частицы, смазывает хуже, чем чистое масло. Поэтому если не удалить загрязнители, то они могут сократить срок службы коробки передач.

Для автомата: в автоматической коробке передач вырабатывается больше тепла, в результате чего качество трансмиссионной жидкости ухудшается.

Помимо этого, также как и механической коробке, в автомате происходит загрязнение жидкости частицами металла. Поэтому если не удалить загрязнители, то они могут сократить срок службы коробки передач.


Что будет, если я не произведу обслуживание вовремя?

Если вовремя не произвести замену трансмиссионной жидкости, то Ваша коробка будет смазываться металлической стружкой и грязью. Это, в свою очередь, сократит срок службы коробки. В результате, Вы поможете своему механику заработать на яхту. Другими словами, своевременная замена трансмиссионной жидкости позволит Вам сэкономить деньги.


Что еще мне нужно делать?

В последнее время производители стали маркировать щупы. На фото щуп с красным кольцом (справа) предназначен для измерения уровня жидкости для автоматических трансмиссий. Щуп с желтым кольцом служит для измерения уровня моторного масла.
Очень важно регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости. Низкий уровень трансмиссионной жидкости может привести к некорректному переключению передач. Также низкий уровень жидкости может вызвать повреждение внутренних деталей трансмиссии в результате недостатка смазки. К сожалению, Вы можете не заметить никаких признаков нехватки трансмиссионной жидкости, пока уже не будет слишком поздно. Поэтому необходимо регулярно проверять уровень трансмиссионной жидкости.

Ниже мы расскажем о том, как же проверить ее уровень.

Для механики: в механической коробке проверка уровня трансмиссионной жидкости может вызвать некоторые трудности. Некоторые производители позаботились о специальном щупе, но это, скорее, исключение, чем правило. Если у Вас автомобиль с механической коробкой, то мы рекомендуем попросить Вашего механика проверить уровень трансмиссионной жидкости, когда Вы поедете менять масло. Это займет всего пару минут.

Для автомата: если у Вас автомобиль с автоматической коробкой передач, то под капотом Вы найдете специальный щуп. Будьте внимательны, чтобы не совершить самую распространенную ошибку и не взять масляный щуп.

В большинстве машин для проверки уровня нужно достать щуп при прогретом работающем двигателе, и коробке передач в положении «парковка». Но мы рекомендуем свериться с руководством по эксплуатации, т.к. для некоторых автомобилей предусмотрена другая процедура.

И, конечно же, необходимо проверить уровень трансмиссионной жидкости, если Вы обнаружили протечку.

Небольшой совет: В отличие от моторного масла, машина не «ест» трансмиссионную жидкость. Поэтому, если ее уровень упал, то, скорее всего, это следствие неисправности трансмиссии

www.exist.ru

Эволюция трансмиссионных масел: почему они разные?

Набирающая силу в России тенденция ко все большей «автоматизации» парка новых машин заставляет все большее число людей разбираться в маслах для коробок передач. И часто сюрпризом становится несовместимость различных трансмиссионных жидкостей. Как и все остальные трансмиссионные жидкости, ATF (Automatic Transmission Fluid) являются конструкционно-ориентированными, но различающимися в зависимости от производителя автомобиля. Как сложилась такая ситуация, какие типы жидкостей существуют, где и как их можно применять?

Первые трансмиссионные жидкости для первой серийной гидромеханической трансмиссии Hydra-Matic model 180, выпущенной в 1939 году, представляли собой смесь обычного моторного масла с добавкой в виде сульфатизированного китового жира. Но сравнительно низкая рабочая температура коробок передач, ошибки в пропорциях и выход более требовательных версий трансмиссий Hydramatic заставил корпорацию GM создать первую специализированную ATF.

В 1949 году была опубликована спецификация ATF Type A. В 1957-м спецификации обновили, выпустив Type A.A, или TASA (Type A suffix A). До 1960 года остальные производители серийных автоматических трансмиссий также использовали TASA как основной тип трансмиссионной жидкости.

Начало разделению типов трансмиссионных жидкостей положила компания Ford. Ее новые коробки передач отличались по конструкции от коробок передач GM и требовали значительного снижения количества антифрикционных присадок, а также модификаторов трения для нормальной работы. В них должны были применяться жидкости со статическим коэффициентом трения ниже, чем динамический коэффициент. Аналогичный подход исповедовали также Borg Warner и Toyota. Конструкции GM и Chrysler, напротив, требовали пониженного статического коэффициента трения. Дальнейшее разделение конструкций, применение различных ноу-хау и оптимизация для собственных конструкций коробок передач привели к разделению трансмиссионных жидкостей.

Спецификации ATF Ford Type F появились в 1967 году. Тогда же был выпущен и первый Dexron GM. Эти трансмиссионные жидкости уже разрабатывались как универсальные. Они были изначально предназначены для работы не только в автоматических коробках, но и в системах гидроприводов сцеплений, в гидроусилителях рулевого управления и даже в механических коробках передач без гипоидных передач. Показательно развитие одного из самых ходовых на данный момент типов жидкостей для АКПП GM. Большие объемы производства трансмиссий этой корпорацией в итоге привели к тому, что этот тип ATF является наиболее распространенным, а для современных универсальных составов совместимость с ним практически обязательна.

В 1972 году появился Dexron II, сохраняющий актуальность и поныне. Новое масло понадобилось, потому что китовый жир, который был модификатором трения для первого Dexron, перестали добывать. Почти все современные ATF GM/Toyota сохраняют совместимость с этим типом масла и могут применяться в трансмиссиях, рассчитанных на него. В 1975 году спецификации обновили до Dexron IID, поскольку ингибитор коррозии оказался слишком гигроскопичным.

В 1993-м вышел Dexron III, все еще совместимый с TASA и Dexron спецификациями. Основное отличие — значительно уменьшенная вязкость при низких температурах и новый пакет присадок с лучшей защитой от коррозии. В 1997 году появилось обновление — Dexron IIIG на синтетической основе, лучше сохраняющий вязкость при высокой температуре. В 2003-м — еще одно обновление, на этот раз Dexron IIIH с новым антифрикционным пакетом. А вот Dexron IV не существует в природе — так иногда обозначают масла, обладающие улучшенным пакетом свойств по сравнению с DIII, или же просто путают с Toyota T-IV/3309, который, в свою очередь, ограниченно совместим с DIII и может применяться в коробках Aisin всех поколений, в том числе и рассчитанных на Dexron.

Самая свежая спецификация Dexron VI вышла в 2005 году. Ее выход приурочили к выходу трансмиссий серии 6L. Серьезным отличием от жидкостей серии DIII стало снижение рабочей вязкости, причем сразу на 13%.

Линейка трансмиссионных жидкостей Ford в 60-е годы в основном была представлена Ford Type F — жидкостями, не совместимыми по фрикционным параметрам с жидкостями GM Dexron. Спецификации менялись с годами, компания выпустила несколько промежуточных спецификаций, сохраняющих совместимость с Type F.

В 1977 году спецификации серьезно обновили. Новые жидкости серии Ford Type O предназначались для трансмиссий типа Ford C4/С5/С6, так же как жидкости Type F и трансмиссий первой «самостоятельной» серии Ford FMX (они же известны как Ford-O-Matic и Cruise-O-Matic), которая, в свою очередь, была разработана Borg Warner Corporation. Эти же жидкости были совместимы с жидкостями для остальных трансмиссий разработки BW, выпускаемыми под марками BW и Toyota. Последние коробки, разработанные под жидкости этих спецификаций, были выпущены в 2004 году, но для них обычно уже рекомендуются масла семейства Mercon.

Выход в 1992 году жидкости под маркой Mercon был приурочен к появлению нового поколения трансмиссий и смены парадигмы работы гидроблоков Ford, а также попутного сближения фрикционных качеств ATF с жидкостями семейств Dexron. В основном жидкости этого семейства рассчитаны на новые трансмиссии и новейшие модификации старых.

Дальнейшее развитие линейки Mercon вышло в 1997 году. Жидкости Mercon V на синтетической основе имеют значительные отличия по вязкости от предшественника и ограниченную обратную совместимость. Еще меньшую рабочую вязкость имеют масла спецификации Mercon SP, появившиеся в 2004-м. Их можно применять только на трансмиссиях, где их использование рекомендовано.

Широкое распространение получили на рынке и масла спецификаций Toyota в связи с широким распространением АКПП Aisin. ATF жидкости семейства Toyota Type T, TypeT-II, Type T-III по фрикционным параметрам соответствуют жидкостям для коробок Ford спецификации Type F/Type O и часто имеют двойной допуск. Для коробок передач выпуска после 1992 года используются в основном масла спецификации Type-IV, вышедшие в 1997 году и заменившие для трансмиссий разработки середины 80-х годов масла T-III. Эти масла уже имеют другие фрикционные параметры и совместимы с семейством Dexron III, в ряде случаев жидкости имеют двойной допуск. В самых новых трансмиссиях Toyota/Aisin после 2005 года используются новые маловязкие масла Toyota WS, не совместимые со старыми АКПП.

Компания Chrysler была одним из пионеров в разработке автоматических трансмиссий. Их первые PowerFlite и TorqueFlite, а также модернизированные 3-ступенчатые A488 работали с жидкостями GM TASA. Но начиная с трансмиссий A727/A904/A998/A999 компания стала дорабатывать спецификации базовых масел, и к концу 70-х годов Dexron II масла в списках совместимости получили статус «ограниченно совместимых». А рекомендуемыми стали жидкости собственной разработки семейства ATF+.

В 1997 году вышла последняя спецификация ATF+3 для классических трансмиссий, а обновленная ATF+4 совместима только с АКПП, разработанными строго под +3, и более новыми, а также трансмиссиями разработки Mercedes под допуск MS9602. На этом компания закончила работу по созданию собственных спецификаций для ATF и рекомендовала использовать универсальные жидкости, тем более что развитие линейки ATF для коробок собственного производства взяли на себя Mitsubishi и Hyundai.

Поскольку Chrysler сотрудничал с компанией Mitsubishi в разработке трансмиссий, японские коробки передач также оказались рассчитаны на использование масел спецификации ATF+3 и более поздних. В свою очередь, конструкции Mitsubishi стали основой для АКП производства Hyundai, и без нового семейства спецификаций не обошлось. Для всех поздних конструкций Chrysler и всех АКП Hyundai требуются масла Diamond SP II-SP IV.

Европейские производители трансмиссий вопросам разработки трансмиссионных жидкостей уделяли чуть меньше внимания, а на машинах европейской сборки применялись в том числе и АКПП разработки американских компаний, требующие «своих» масел. В итоге в трансмиссиях BW, GM, Ford, Aisin применяли те же масла, что и на машинах «профильных» марок. А вот Mercedes-Benz и ZF использовали «чужие» масла вплоть до начала 90-х годов.

Сейчас ситуация изменилась на противоположную. Для почти всех коробок передач требуются только масла с ОЕМ-спецификациями, часто с отдельным допуском для конкретного автомобиля. И, в отличие от американских и японских компаний, в Европе до сих пор есть тренд на использование «пожизненных» масел. Впрочем, на практике почти все ОЕМ-жидкости совместимы со спецификациями Dexron/LT71141.

Машины с АКПП производства ZF поздних серий с электронным управлением вплоть до 6-ступенчатых требуют применения жидкостей семейства Esso LT71141. Более ранние конструкции предназначены для эксплуатации с Dexron II/III, более поздние — в основном ОЕМ-масел.

Своих собственных жидкостей требуют и все CVT-трансмиссии (вариаторы). Но пока количество их производителей невелико и спецификаций масел немного. Для коробок производства Jatco годятся только жидкости семейства CVT Fluid NS-2, для вариаторов ZF предназначены масла Esso CVT EZL 799. Для конструкций с цепью Audi/Subaru требуются ОЕМ-масла. Но тем не менее есть универсальные жидкости для CVT, поскольку набор требований к маслу у них близок.

Каков итог?

Можно отметить, что «конструктивное разделение» 60–90-х годов постепенно исчезло, и более поздние спецификации масел часто совместимы. Но полностью универсальных жидкостей не существует: каждая коробка передач имеет свой набор требований к маслу и идеально работает только на маслах, имеющих нужный ОЕМ-допуск. Зачастую даже одна и та же коробка в машинах разных марок требует применения жидкостей разных спецификаций. Номинально это объясняется «тонкой настройкой», но на практике обычно совместимость полная. Новый виток разделения связан с повышением требований к маслу в многоступенчатых коробках передач, а также снижением рабочей вязкости. Тем не менее существует множество масел с практически универсальным набором допусков, подходящим для большинства коробок производства GM/Aisin/ZF/Hyundai.

dvizhok.su

Масло для «автоматов»: экспертиза 8 жидкостей для АКП

Тест универсальных жидкостей для автоматических коробок передач. На испытаниях, которые проводятся по четырем параметрам, — восемь жидкостей для автоматических трансмиссий с обозначением Multi-Vehicle («для разных автомобилей»).

01

Нужно ли менять жидкость в автоматической коробке?

Если верить инструкции по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем «автомат» не требует какого-либо обслуживания вплоть до пробега 100 тысяч километров. Правда, скептики-масленщики морщатся: мол, к 40–50 тысячам было бы неплохо залить свежую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для конкретной машины. Но наряду со специализированными жидкостями популярностью пользуются и так называемые «мультяшки» — ATF с красивым именем Multi-Vehicle («малти-виикл», то есть для разных автомобилей), которые можно лить едва ли не в любую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.

Казалось бы, зачем они нужны, если можно купить родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на «автомате» и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Кроме того, далеко не каждый склад или магазин держит в закромах бутылку, заведомо подходящую именно вашей АТ. Поставка жидкости под заказ может идти долго — а «мультяшки» соответствуют многим допускам. Так что вопрос тут вовсе не в цене («мультяшки» не дешевле), а именно в быстроте решения проблемы.

В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка «мультяшек» нам показалась очень интересной, потому что с технической точки зрения создать подобный товар очень непросто. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задача непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотню (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Поэтому мы объединили всевозможные критерии по группам, более близким и понятным потребителю.

02

www.zr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о