Плюсы и минусы болонского процесса: Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

Болонский процесс: плюсы, минусы и особенности

В конце прошлого века в европейских странах обсуждалась идея гармонизировать и сблизить их образовательные системы. В результате предполагалось сформировать на континенте единое пространство образования высшего уровня.

Что это такое

Дискуссии по этой проблеме привели к тому, что в 70-е годы исполнительный орган Евросоюза принял решение о разработке соответствующих мер по  сотрудничеству в этой сфере.  Спустя одиннадцать лет министры образования Германии, Великобритании, Италии и Франции подписали в Париже Сорбонскую декларацию. Она предусматривала выработку подходов к унификации европейского образования в вузах континента. В этом документе предполагалось:

  1. Стимулировать мобильность их студентов, в том числе завершивших учебу.
  2. Использовать возможности учебы и работы в разных странах в целях повышения квалификационного уровня.
  3. Гармонизировать квалификации согласно потребностям трудового рынка.

В июне 1999  г. в старейшем университете Европы в итальянской Болонье представители 29 европейских стран подписали

Болонскую декларацию. Она содержала их обязательства о повышении конкурентности высшего образования на европейском пространстве. Декларировалась полная самостоятельность и независимость университетов. Конкретных юридических обязательств в ней не содержалось. Согласовательные процедуры носили добровольный характер.

Документ ставил цель добиться максимальной схожести высшего образования в разных странах, его сравнимости и открытости, в то числе в части присвоения научных степеней.  Это предполагалось достичь с помощью систем обучения по модульному принципу и перезачета кредитов, модернизации планов обучения. Специальное приложение к единому диплому способствовало этому.

Процедура присоединения к процессу осуществляется в добровольном порядке. Для этого достаточно подписать специальную декларацию. Это, в частности, означало, что подписавшие ее страны обязывались без оплаты выдавать окончившим курс обучения магистрам и бакалаврам единого образца дипломы с приложениями  ним. Предполагалось также к определенному сроку реформировать в соответствующих странах их системы образования. Сегодня участниками этого процесса выступают полсотни государств, а также Еврокомиссия. Для участия новых стран в Болонском процессе никаких препятствий нет.

Координация совместных действий осуществляется посредством регулярно проводимых конференций министров, занимающихся вопросами образования, и организационных форумов.  В них принимают участие представители всех стран-участников процесса, а также других стран и неправительственных организаций. По итогам обсуждения актуальных образовательных проблем принимаются документы с оценкой процесса и соответствующими рекомендациями.

Зачем это нужно

Участие в подобных процессах способствует

актуализации подготовки специалистов высших квалификационных уровней. Это позволяет вузам участвовать в мероприятиях, финансирование которых обеспечивается европейскими структурами. Открываются возможности участвовать обменах с европейскими вузами. В концентрированном виде необходимость модернизации и гармонизации образовательных процессов отражается в принципиальных положениях  принятой в Болонье декларации. Она нацелена на формирование современного европейского образовательного пространства с последующим его расширением.

Студенты

К базовым ее положениям относятся:

  1. Стимулирование взаимодействия европейских стран и вузов для выработки качественных сравнимых методологических подходов и критериев. Это будет способствовать принятию системы сопоставимых степеней. Для поднятия конкурентоспособности в мире принятой в Европе системы высшего образования и упрощения трудоустройства внедряется приложение к диплому.
  2. Обучение должно осуществляться в двухцикловом режиме. Первый цикл, называемый предварительным, рассчитан на три года. В результате завершения второго цикла выпускник получает магистерскую или докторскую степень.
  3. Распространение принятой в Европе системы кредитной трансферной системы, (ECTS) которая дает студенту право выбирать предметы для изучения. Она может работать в режиме накопления, обеспечивая возможность обучения всю свою жизнь.
  4. На основе внедрения двухциклового режима и ECTS развитие мобильности студентов и преподавателей посредством зачета времени работы в Европе. Разработка транснациональных образовательных стандартов.
  5. Содействие распространению европейских взглядов относительно сотрудничества между вузами, разработки планов обучения и программ совместной учебы с учетом  схем мобильности. Расширение европейской практики организации научной деятельности.

Студенты сидят

О плюсах и минусах

Практическая реализация болонского процесса сопровождается его противоречивыми оценками. Порой это вызывало массовые студенческие выступления, негативную реакцию старых авторитетных вузов, имеющих всемирно известные научные школы.

К достоинствам процесса относят:

  • Повышение уровня и привлекательности и доступности европейского высшего образования.
  • Ориентированность на рынок труда присваиваемых вузами степеней и квалификаций, что обеспечивает успешное трудоустройство.
  • Большая мобильность студентов и преподавательского состава, Активизация международного обмена между вузами .
  • Возможности участия вузов в финансируемых европейскими структурами проектов.

Минусами являются:

  • Недостаточная информация учащихся, преподавателей, руководства вузов о ситуации в отечественном и европейском образовании, целях Болонского процесса.
  • Общая путаница, в том числе с учебными программами, в период присоединения к процессу.
  • Риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования.
  • Практическая недееспособность некоторых новаций процесса.
  • Снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление.
  • Ограничение доступности студентов к магистратуре.

Похожие записи

преимущества и недостатки — Люди Роста

Краткая история

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы

В центре внимания Болонского процесса было создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Основные цели ЕПВО :

  • Расширение доступа к высшему образованию;
  • Повышение качества и привлекательности европейского высшего образования;
  • Расширение мобильности студентов и преподавателей;
  • Обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации ориентированы на рынок труда.

Болонский процесс призван помочь учащимся, поместив их и их потребности в центр системы образования. Поскольку это новый подход, вдохновленный глобализацией и возросшей ценностью знаний, общие принципы разумны, но реализация и результаты имеют свои плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Болонская система сужает подготовку в рамках одной специальности, что предоставляет более качественную подготовку выпускников;
  2. Болонская система обеспечивает мобильность по всему ЕПВО;
  3. Все участники работают как партнеры, чтобы вносить улучшения, которые стимулируют активное участие благодаря чувству причастности к процессу;
  4. Более короткие программы означают, что студенты будут работать раньше;
  5. Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

Недостатки:

  1. Современные сжатые версии курсов не предоставляют достаточно времени для усвоения знаний и качественного обучения;
  2. Явная угроза «утечки мозгов»;
  3. Проблема «Элитных вузов». Процесс модернизации в центрах и регионах проходит по-разному, что приводит к ситуации, когда уровень образования в стране не равен и преимущества при трудоустройстве отдаются выпускнику известного вуза;
  4. Мировая тенденция перехода на платные программы магистратуры. Предоставление степени бакалавра высшего образования является формальным и, как правило, никак не влияет на сознание работодателей.

Болонский процесс полезен для студентов, так как они могут искать лучшие возможности и могут перемещаться по всему ЕПВО. Весь негатив для студентов, по сути, заключаются в том, что это новый подход к образованию, что означает, что будут возникать проблемы с внедрением изменений, внесенными на протяжении всей его истории.

Болонский процесс: за и против

Болонский процесс: за и против

Эксперт МГИМО: Геннадий Гладков

В настоящее время многих преподавателей, студентов, а также их родителей все больше и больше стал интересовать Болонский процесс. О преимуществах и недостатках новой образовательной системы рассказывает начальник Управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО, профессор кафедры английского языка №1, кандидат педагогических наук Геннадий Иванович Гладков.

Согласно теории Поппера, наше общество становится все более и более открытым. Не могли бы вы пояснить, почему в этой связи появляется необходимость единого образовательного пространства? Я занимаюсь Болонским процессом с 2002 года. Главное его значение заключается в том, что он поддерживает демократизацию образования. Образование становится все более личностно ориентированным. В то же время Болонский процесс поощряет академическую мобильность студентов и преподавателей. Таким образом, студенты получают возможность сравнивать разные точки зрения на одно научное знание, а преподаватели развиваться в своей профессиональной области.

Не могли бы Вы более подробно рассказать о преимуществах Болонского процесса?

Одним из самых положительных моментов является то, что высшее образование становится более универсальным. Студенты могут использовать его в других странах. Система получения знания становится унифицированной подобно автодорожным правилам. Если у тебя есть права, ты свободно сможешь водить машину в любой точке мира. Так и здесь: если у тебя есть диплом бакалавра или магистра, то ты можешь искать работу в любой стране. Для работодателя также не будет составлять труда понять, какие дисциплины ты изучал в вузе, какие оценки у тебя были по необходимым предметам для работы в той или иной области.

Второй момент, о котором необходимо упомянуть, заключается в том, что происходит очень быстрое обновление контента образования. Как я уже говорил, происходит мобильность не только студентов, но и преподавателей. Западная система образования сильно отличается от советской. Она подсказывает, что можно больше доверять студенту, поощряя его активность. Там получение знаний строится не на том, чтобы прочитать студентам лекции, а на том, чтобы студенты самостоятельно изучали материал, а потом сдавали его своим преподавателям, но с периодичностью не раз в семестр, а раз в неделю. Дисциплины студент может выбирать сам. Разумеется, не все, есть и стержневые, обязательные дисциплины. За каждого студента отвечает тьютор, который помогает ему составлять его учебный план, а также контролирует его учебную деятельность. У нас в МГИМО этого пока в широких масштабах нет, но, возможно, появится в будущем.

Третьим преимуществом является то, что сама система строится по принципу двух уровней высшего образования. Первые четыре года студент учится на степень бакалавра, а следующие два на степень магистра. Это позволяет студенту сменить направление подготовки после бакалавриата.

Но, таким образом, получается, что студент очень загружен в течение семестра и у него не остается времени на работу. Как известно, у нас в России многие начинают работать чуть ли не с первого курса. Как вы видите решение этого вопроса?

Если человек работает по профилю, то работа может быть зачислена ему как пройденная дисциплина. Зачастую так случается, что студент не может найти работу в той профессиональной сфере, которую он выбрал. Это дает ему понять, что возможно лучше поменять профориентацию и поступать в магистратуру уже на другой факультет.

Да, но как известно, Болонский процесс содержит в себе и «подводные камни». Не могли бы Вы рассказать более подробно о недостатках данной системы?

Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что наши лучшие выпускники уезжают за рубеж. Для них не составляет особых трудностей продолжить свое образование в таких университетах, как Оксфорд или Кембридж, например.

Существует также проблема финансирования магистратуры. Не все те люди, которые учатся на бюджетном отделении первые 4 года, смогут продолжить бесплатное образование в магистратуре. С другой стороны, студенты могут решить эту проблему путем поступления в магистратуру других вузов. Многие студенты также не знают о возможности поступления в магистратуру зарубежных университетов. Особенно о том факте, что оформиться туда можно самостоятельно. Студентам «нового образца» следует проявлять инициативу.

Но что же делать студентам, которые все же не смогут поступить в магистратуру на бюджетные места? Ведь, как известно, российские работодатели не воспринимают степень бакалавра как полноценное высшее образование.

Что касается работодателей, то это временный процесс. Если посмотреть на ситуацию в Европейских странах, то в магистратуре люди начинают учиться спустя 2–3 года после получения степени бакалавра. За это время они получают опыт работы в интересующей их сфере и уже окончательно определяются с выбором магистратуры. В настоящее время в Москве бакалаврам действительно непросто найти работу. Но с каждым днём всё больше примеров, когда бакалавры успешно работают как профессионалы с высшим образованием.

Как известно, у нас в институте Болонский процесс отождествляется с рейтинговой системой выставления оценок. С моей точки зрения, она разобщает студентов, увеличивает конкуренцию в группах. Студент, получивший 95%, а не 100% испытывает эмоциональное напряжение, хотя по сути это одна и та же буква A. По рейтингу легко определить, кто является слабым в группе, что также вызывает дискомфорт. И у более сильных студентов нет желания помочь отстающему, как это было в советские времена. С одной стороны, конкуренция — это хорошо, но насколько это отвечает человеческим ценностям? Действительно ли так необходима рейтинговая система?

Выставление рейтинга в процентах — не относится напрямую к Болонскому процессу. Данная система высшего образования предполагает только выставление буквенных оценок: A, B, C, D, E. Что же касается климата в учебной группе, то, если посмотреть на западных студентов, у них нет стабильной группы как таковой, т. к. каждый семестр студенты выбирают разные дисциплины.

Беседовала Татьяна БУЗИНОВА
Источник: Портал МГИМО


Плюсы и минусы Болонского процесса

2009/2010 учебный год пройдет под знаком Болонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европу в единое образовательное пространство. А с 1 сентября в него вошла и Россия. Правда, как водится, не так, как остальные. 

Болонский процесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе вдобавок и политическое пространство требовало единства образовательного. Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получил диплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации, можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами из прочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признавать дипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы, изучаемые в рамках одной специальности в разных странах. 

Морока, понятно, колоссальная. Но зато открывается невиданная возможность получать образование сразу в нескольких странах, а по его завершении — и признаваемый повсюду диплом. И европейцы не пожалели сил и времени на унификацию своего высшего образования. Сложившиеся в итоге единые требования и подходы к нему и заложили основу Болонского процесса.

Главным документом Болонского процесса является лиссабонская «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», подписанная в 1997 году. В числе первых стран-участниц — Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания. В настоящее время конвенцию подписали 46 стран, включая Россию. Впервые о своем намерении войти в Болонский процесс наша страна заявила в 2003 году, а в 2007 году в российское законодательство были внесены необходимые изменения, вступившие в силу в 2009 году.

Основные обязательства стран-участниц таковы. 

Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень — 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя — 2-летняя магистратура; высшая — степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает.

Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе. 

Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25-30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов. 

Четвертое: отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).  

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается и Россия. И это вроде неплохо. По последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих за рубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят возрастут. Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора — проректора по учебной работе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик и рынков труда прошли. «Если выпускники вузов России в условиях мировой конкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не только отличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определены мировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владеть информационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятные во всем мире документы». И такая возможность у них появляется.  

Но некоторые моменты все же смущают. Прежде всего насильственный характер «болонизации» в России — неведомый ни одной другой стране-участнице и противоречащий как правилам, так и практике создания единого европейского образовательного пространства. Только у нас вузам диктуют сверху, сколько каких категорий выпускников им готовить, и насаждают бакалавриат. Все другие ведущие европейские страны сумели привязать свои нетрадиционные квалификации к основной модели, вписав свои системы образования в Болонскую. В Германии, например, сохранилась степень, аналогичная российскому доктору наук, а значит, четырех-, а не ортодоксальная трехступенчатая система образования. Французы также сохранили 4 из имевшихся у них ступеней, а настырные шотландцы — целых 6. Ряд же вузов стран — участниц процесса и вовсе в него не вошли, как, скажем, британский Оксфорд или французская «Эколь политекник». А тамошним чиновникам и в голову не пришло загонять их туда палкой. Благо Лиссабонская конвенция оставляет за подписантами право на оговорки и частичное вхождение в процесс — специально для того, чтобы страны-участницы могли максимально сохранить собственные традиции образования, не ломая их, а адаптируя к единым условиям.  

Только Россия зачем-то взялась рубить свою систему образования под корень. И, что гораздо хуже, этим ее приобщение к единому европейскому образовательному пространству пока и ограничилось. С 1 сентября по большинству специальностей прекращен набор на 5-летний специалитет (он сохранится лишь для важнейших направлений вроде медицинских и силовых), а вузы переориентировались на массовый выпуск бакалавров. То есть 4-летнюю подготовку квалифицированных исполнителей широкого профиля и низшей ступени академической иерархии. Переход на вторую, магистерскую ступень будет ограничен вступительными экзаменами, а для подавляющего большинства соискателей еще и необходимостью платить за учебу (по некоторым оценкам — для 80-90% набора). При этом новых программ у нас нет: вузы норовят не создавать с нуля принципиально другие 4-летние планы обучения бакалавров, а обкорнать на год старые - 5-летние специалитетные. В итоге российское высшее образование укоротилось и удорожало, а его качество стало более чем сомнительным.  

«Болонская система имеет большие плюсы, — заявил «МК» зампред думского Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. - Например, взаимное признание дипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию в целом. Однако она имеет и большие минусы. Во всяком случае, для России с ее особенностями. Мы — огромная страна и по территории, и по числу проживающих у нас народов, причем не приехавших откуда-то извне, а живущих здесь изначально. Подчас регион значительно отличается от другого, соседнего, — другая культура, другой менталитет. Отсюда крайняя неоднородность нашей системы образования, что резко сужает возможности для ее унификации.  

Второй важный момент. В России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системы образования, — прежде всего я имею в виду бакалавриат. Мы привыкли, что полноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5-6 лет. Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются недоучками и не могут найти работу. Наконец, Болонская система предполагает единую степень доктора наук. Но по нашей научной табели о рангах это всего лишь кандидат.

Российский доктор — ученый гораздо более высокого уровня. А куда его девать при новой системе? Аннулировать и тем самым снизить общий уровень нашей науки? Все эти нюансы не позволяют нам полностью и без потерь перейти на новую систему. России, безусловно, надо интегрироваться в мировую систему. Но сохраняя свои особенности. Так что в связи с кризисом, думаю, и наше вхождение в ВТО, и в Болонский процесс стоит отложить».  

Работодатели того же мнения. «Сейчас нелегко трудоустроиться даже со степенью магистра, не то что бакалавра, - рассказал «МК» замдиректора Центра арбитража и посредничества Торгово-промышленной палаты Михаил Савранский. — Причем не только в нашей, юридической, или, скажем, в медицинской сфере. Никто не хочет, чтобы турбины ГЭС эксплуатировали люди с 4-летним образованием! Нам очень трудно определить, какую социальную ступеньку должен занимать бакалавр — рабочего или квалифицированного служащего. Ведь на рабочей специальности он не захочет работать сам, а мастеров, как и прежде, готовят техникумы. Ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов. Возможно, нужно тщательно изучить наши потребности в бакалаврах по всем отраслям. В любом случае кризис - хорошая возможность вернуться к этой идее и посмотреть, как сделать, чтобы из вуза не выходили недоученные специалисты».

Зачем России болонская система образования?

Зачем России болонская система образования?
Реформа образования в России всегда была непростым вопросом. Последствием последнего нововведения в России стал переход на Болонскую систему. Когда-то в её пользу раздавались самые разные доводы. Одни голоса были от противников наследия СССР. Другие — от сторонников глобализации, мол «в свободной Европе есть такая Болонская система, и для того чтобы срочно интегрироваться в свободный демократический мир нам необходимо сделать такую же систему образования как у них!». Но стало ли наше образование таким же, как в Европе, есть ли реальные плюсы от Болонской системы образования, и что в итоге получила Россия от смены образовательного процесса? На эти вопросы ответил эксперт, председатель ООД «Реформы – Новый Курс» Сергей Журавский.

— Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?

— Прежде всего, хочу ответить на вопрос о том, удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе. Ответ: нет. И главная причина в том, что в мире не было и нет такой системы образования, которая была бы близка по качеству к советской. Это признают все — и в России, и за рубежом. Успехи советского образования можно измерить теми научными достижениями, которые были достигнуты в СССР, а это просто огромнейший багаж открытий. Ничего такого никакая другая система образования предоставить не смогла.

Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.

— Выходит, Болонская система не подходит для России?

— Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.

— Для России в ней плюсов нет?

— Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.

— Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?

— Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.

В-третьих, это политика унификации высшего образования, не учитывая национальные образовательные и культурные традиции. Все сводится к одному безликому европейскому формату. В будущем это только вызовет проблемы с содержанием учебного процесса, принятием новых государственных стандартов, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Болонская система – это, прежде всего система баллов. Основная цель — набрать нужное количество баллов. В каждом вузе есть основная база, за которую студенты получают оценки или баллы. Но вот остальные оценки они должны набирать, основываясь на своих желаниях и предпочтениях. А поскольку для зачёта или экзамена нужно лишь энное количество баллов, то все, разумеется, идут по пути меньшего сопротивления.

В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.

— Не самая лучшая перспектива для России…

— Именно. Я думаю, лучше бы мы сохранили советский стандарт образования, который послужил бы хорошей базой для интеграции Евразийского союза, а не следовали стандартам ЕС, которые нам совершенно не подходят. Система образования действительно требует реформирования, но реформа должна быть связана с социальным обеспечением преподавателей. Повышением их зарплат и увеличением расходов на науку. Мы не должны бездумно копировать все западное, а лишь учитывать их опыт в некоторых областях, не забывая своей ментальности, которая кардинально отличается от европейской. А пока что у нас действует бомба замедленного действия в системе образования. Но с эффектом бумеранга. Ведь когда кто-то пытается сломать и занизить общеобразовательный уровень государства, в расчёте на эффект от каких-то туманных плюсов, рано или поздно это ударит по их детям или внукам, для которых уровень образования будет ещё ниже.

Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.

Б) Минусы Болонского процесса. — Студопедия

 

Наряду с плюсами, можно выделить и минусы Болонского процесса. Российская и зарубежная общественность далеко неоднозначно оценивает его результаты и перспективы. Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ударили по гуманитарным отделениям. В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу продолжает оставаться весьма настороженным. Значительная часть преподавателей убеждены, что российская система высшего образования, оставшаяся в наследство от СССР, является лучшей в мире и любое вмешательство в нее губительно сказывается на качестве подготовки дипломированных специалистов. В чем же конкретно дают о себе знать минусы Болонского процесса?

· болонская система, ставя своей целью унификацию высшего образования, не учитывает традиционные национальные образовательные и культурные ценности, что становится источником проблем с содержательным реформированием учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов, необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Это особенно относится к нашей стране, ибо возникает проблема совмещения традиционных российских образовательных ценностей с западноевропейскими, менталитета российских и европейских студентов.


· некоторые из предлагаемых целей болонского процесса в большей мере ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают различия в уровне экономик государств- участников данного процесса. В частности, речь идет о мобильности преподавателей и студентов. Действительно, идея очень привлекательная. Но понятно, что лучшие специалисты, окончившие вузы, будут стремиться найти работу в наиболее экономически благополучных странах с высоким уровнем заработной платы. А это означает утечку умов из менее благополучных в экономическом отношении стран в более благополучные. В результате богатые страны будут становиться богаче, а бедные беднее.

· болонское соглашение в определенной мере ведет к разделению образования на элитарное и неэлитарное. Дело в том. что некоторые наиболее знаковые европейские университеты отказались от участия в Болонском процессе. Это Кембриджский университет, Парижский институт политических наук и др. В нашей стране особый статус получили Московский и Санкт-петербургский государственные университеты


· введение болонской системы в нашей стране сокращает срок обучения в вузе с пяти лет до четырех лет, что безусловно скажется на качестве подготовки выпускников. При этом нужно учитывать, что срок обучения в школе для получения среднего образования в РФ 11 лет, в Европе 12 лет. Мы в любом случае теряем один год в подготовке специалистов по сравнению с Европой, а это на самом деле очень много.

· минусом Болонского процесса является сохраняющаяся дискриминация в признании дипломов. В настоящее время юридически признанными являются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. Дипломы выпускников, окончивших вузы в иных странах, хотя и являющихся участниками Болонского процесса, в странах ЕС не признаются. Соответственно и, наоборот. Поэтому Вы можете окончить вуз в России, являющейся участницей болонской системы, но Ваш диплом не будет признан в странах ЕС. Точно также Вы можете получить высшее образование в какой -либо стране ЕС, но он не будет признан в России. А это очень важно для трудоустройства. Например, в соответствие с российским законодательством некоторые должности могут занимать только лица с высшим образованием. Но, если Вы его получили, например, в Великобритании, и Ваш диплом не нострифицирован, то занять такую должность Вы уже не сможете.

 

 

Таким образом, на сегодняшний день существуют плюсы и минусы Болонского процесса. Разумеется, бессмысленно заниматься статистикой и считать плюсы Болонского процесса и минусы Болонского процесса. Сама идея создания единой европейской системы образования является продуктивной, соответствует реалиям сегодняшнего дня, а вот её реализация требует серьезной проработки. Во многом успехи в практическом воплощении этой идеи зависят от политики в сфере образования государств, участников Болонского процесса.


Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство восприняло предстоящие изменения с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

Важно следующее — теперь, спустя 14 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

Болонское соглашение и участие в нем России является плюсом для системы высшего образования, но правительство России подходит к этому прагматично, отбирая те элементы, которые усиливают высшее образование в РФ и не применяют тех, которые его расслабляют. Россия является не только европейской страной. Активно выстраиваются контакты и с Азией и тихоокеанским регионом, в формате БРИКС и в формате АТЭС. В России реализуется целый ряд инициатив. Например, программа «5-100» или «Глобальное образование». Это те программы, которые реализуются единицами в Европе и вызывают большой интерес.

В будущем, стоит отметить, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

 

Список используемой литературы

 

 

1. Байденко В. И. Болонский процесс // Курс лекций. – М.: Логос, 2004.

2. Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И., Колесов В.И., Ткаченко С.Л., Яковлев С.М., Черковец М.В. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе // Под ред. К. Пурсиайнена, Медведева С.А. – М.: РЕЦЭП, 2005.

3. Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. Пункт 2.

4. Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. Пункт 3.

5. Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. Пункт 4.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Раздел 3.

7. Давыдов Ю. Болонский процесс. Миф или реальность? // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С. 3-11.

8. Лисаускене М. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С. 41-46.

9. Международная стандартная классификация образования (МСКО) // Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999.

10. Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

11. Мишукова Е.В. Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы // Сайт Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета.

12. Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 111.

13. Никольский В. Тенденции Болонского процесса // Высшее образование в России. – 2005. – №10. – С. 156-169.

14. Ректоры Московского университета. Биографический словарь. Вып. II. // Сост. В. В. Ремарчук. — М., 1996.

15. Садовничий В. «Одеть» в Болонью // Профиль. – 2010. – №13. – С. 12.

16. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования // Учебное пособие. – М.: ФИРО, 2006.

17. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Статья 51.

18. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Статья 7.

19. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Статья 8.

20. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Статья 9.

Статья — «Преимущества и недостатки болонской системы в условиях российской реалии»

Это статья написана о плюсах и минусах болонской системы в современном образовании. Как ис…Показать еще

Комментарий

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.

Preview text

Статья на тему: «Преимущества и недостатки болонской системы в условиях российской реалии». Относительно не так давно Россия присоединилась к Болонской декларации о Зоне европейского высшего образования. Произошло это в сентябре 2003 года. Первоначально она была создана и утверждена в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. Однако данная система до сих пор является новой и труднодоступной для многих вузов нашей страны, а крайне удалённые от центрального федерального округа высшие образовательные учреждения имеют сугубо теоретические познания о болонской системе. Именно по этим причинам европейская модель в условиях российской реалии является одной из самых обсуждаемых и актуальных проблем. Однако давайте обратим наше внимание на то, что представляет данная система в Европе. Во-первых, одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней – бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй – на научные исследования. Во-вторых, зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов. Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц. В-третьих, учебу на протяжении всей жизни, то есть повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда. В-четвертых, автономность вузов, то есть их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений. В нашей стране болонская система существует уже 11 лет. После подписи декларации Россией, был обнаружен ряд нерешённых задач, которые в дальнейшей могли бы препятствовать удачному внедрению данной модели обучения. В первую очередь многие учёные озадачились проблемой сохранения традиций знаменитой на весь мир фундаментальной отечественной науки. Также сильные опасения возникают по поводу положения кандидатов наук, степень которых не предусмотрена в Её основная проблема не в ней самой – она, безусловно, хороша и работает во всех крупных университетах мира. Основные трудности возникают в содержании образования, за освоение которого выдается кредит. Иначе говоря, разница в структуре программ – ничто по сравнению с разницей в содержании дисциплин. Именно последняя разница и тормозит интеграцию образования, препятствует мобильности, все условия для интенсификации которой создает система кредитов. Болонские соглашения содержат весьма характерный рефрен: образование должно быть разнообразным по своему содержанию, но это не должно идти в ущерб его качеству. Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что создавать совместные органы образовательного менеджмента полезно и необходимо. Проводить совместные конференции и другие мероприятия нужно. Остается только надеяться, что осуществляющие эту деятельность люди будут руководствоваться простым и хорошо проверенным принципом – не навреди! [3] Для более детального и глубокого изучения проблемы в условиях современности мы провели исследование, в котором приняло участие 28 человек. Респондентами данного исследования согласились стать студенты РГПУ им. Герцена. Им был задан вопрос: «Устраивает ли вас болонская система образования?». Было предложено три варианта ответа. Мнения студентов разделились, 60% опрошенных посчитали, что болонскую систему необходимо адаптировать в соответствии с известным на весь мир фундаментальным отечественным образованием. 30% тяготеют к старой, традиционной системе образования. И лишь 10% остаются удовлетворенными новшествами болонской системы. Руководствуясь результатами опроса, можно сделать вывод, что российские студенты достаточно тяжело переносят текущие изменения в системе получения высшего образования. Одним из путей решения проблемы приспособления абитуриентов к инновационной модели получения знаний в высших учебных заведениях является создание отдельной дисциплины, уделяющей большое внимание структуризации и систематизации болонского процесса для получения профессиональных профильных навыков. Внедрение и использование такового предмета можно наблюдать в РГПУ им. А.И. Герцена. В этом университете дисциплина называется «введение в профессиональную деятельность бакалавра». Её основными целями и задачами является необходимость ознакомить студентов с новшествами преподавания и освоения материала, а также обучение методикам самоконтроля и самообразования. На лекциях, семинарах и практических занятиях юных бакалавров учат писать научные статьи, заниматься научной, проектной и исследовательской деятельностью, отбору и представлению исключительно необходимой информации относительно поставленных задач. Введение данной дисциплины в другие вузы нашей страны поможет студентам быстрее освоить и понять преимущества болонской системы. Так же мы предлагаем и второй путь решения данной проблемы, чтобы избежать разницы дисциплин, нужно создать единую структуру преподавания дисциплин. Болонская система это хорошее преобразование в сфере российского образования, так как она дает возможность постоянного, непрерывного образования, но так как эта система молода в ней имеется ряд минусов, исправив которые Российская Федерация сможет подняться на еще более высокий уровень.

плюсов и минусов Болонского процесса

Со времени принятия Болонской декларации в 1999 году Болонский процесс помог сегодня определить стандарты образования во всех 48 государствах Европы. Эти государства-члены вносят свой вклад в оценку стандартов Европейского пространства высшего образования (EHEA).

Этот EHEA основан на международном сотрудничестве, чтобы предоставить лучшие и более привлекательные возможности для студентов и сотрудников как в Европе, так и в других регионах мира.В то время как цель этой группы, по-видимому, чиста, и группа видела много образовательных триумфов, Болонский процесс не проходит без проблем.

Краткое описание Болонского процесса

Болонский процесс — это серия встреч и решений, которые были приняты между европейскими странами для обеспечения образовательной совместимости в высшем образовании.

Целью Болонского процесса было создание EHEA, которое было разработано для:

  • Облегчить передвижение студентов и сотрудников внутри системы.
  • Подготовить студентов к продуктивной роли в обществе.
  • Обеспечить больший доступ к лучшему высшему образованию.

Это процесс, который во многом обязан своему успеху при участии таких организаций, как Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС. Есть также студенты, сотрудники, работодатели и агентства по обеспечению качества, вовлеченные в поддержание высоких стандартов EHEA.

Понимание его истории

В 1999 году и в Болонском университете были проведены Болонские соглашения для создания Европейского пространства высшего образования.В это время представители образования из 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию.

Хотя это было первое учреждение образовательного обмена, с тех пор в столицах по всей Европе проводились встречи для дальнейшего развития процесса и создания более продвинутых программ для студентов и сотрудников. Они проводились в Праге, Берлине, Бергене, Лондоне, Левене, Будапеште, Вене, Бухаресте и Ереване.

На этих встречах по всей Европе были также приняты дополнительные решения о том, какие страны могли бы присоединиться к Процессу, и были также определены особенности того, как осуществить изменения.У организации также есть совет, который помогает странам осуществлять необходимые процессы для обеспечения успеха и единообразия.

Чтобы поддержать высокие стандарты этого соглашения и EHEA, все страны-члены ЕС в настоящее время участвуют, в то время как многие другие страны были отстранены от процесса. Косово, например, не может присоединиться к соглашениям, потому что оно имеет статус провинции Сербии, хотя многие государства признают его как самостоятельную страну.Пока это удержит Косово и другие страны в аналогичном положении вне Процесса.

Причины противоречий в европейской системе образования

В частности, во Франции было несколько проблем с этим процессом. Чтобы понять это, сначала необходимо объяснить французскую систему высшего образования. Во Франции университеты, а также неуниверситетские программы, специально разработанные для одного предмета, такого как инженерное дело, предоставляют высшее образование.

Когда учащиеся закончили пятилетний курс обучения в одном из этих учебных заведений, они получают диплом по этому предмету. Попасть в эти программы чрезвычайно сложно, и поэтому признание в этих школах ценится выше, чем высшее образование.

Процесс образования во Франции и признание остались неизменными для степеней бакалавра и доктора. Это известно в стране как реформа LMD. DEUG и старая лицензия, однако, были объединены в новую трехлетнюю лицензию, а Maîtrise, DESS и DEA объединены в двухлетнюю степень магистра.Эти изменения были внесены в рамках Болонского процесса, чтобы сделать французскую систему образования более совместимой в рамках ЕПВО.

Подробнее: https://www.freelancehouse.co.uk/blog/british-vs-american-education-system/

Когда в 2002 и 2003 годах и затем в 2007 году были внесены изменения, во Франции произошли забастовки против реформы LMD. Это было больше из-за недофинансирования французских университетов, чем Болонский процесс, но это все же сыграло свою роль в недовольстве.

Начало дебатов в Болонском университете

Болонский процесс призван помочь учащимся, поместив их и их потребности в центр образования. Поскольку это новый подход, вдохновленный глобализацией и возросшей ценностью знаний, общие принципы разумны, но реализация и результаты имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы

  • Участвующие в проекте партнеры работают над улучшением, которое способствует более активному участию благодаря чувству причастности к процессу.
  • Встречи и развитие идеалов являются неформальными обменами.
  • Процесс обеспечивает мобильность по всему ЕПВО.
  • Процесс увидел высокий спрос на образовательные программы.
  • Более короткие программы означают, что студенты будут работать раньше.

Минусы

  • Новые сжатые версии курсов могут не предоставить достаточно времени для усвоения, размышления и качественного обучения.
  • Трудоспособность может быть уменьшена в результате более короткой программы.
  • Старые и новые системы все еще сосуществуют, некоторые не так гармонично.
  • Потребность в программах здравоохранения была ниже.
  • Реализация процесса в каждой стране может оказать огромное влияние на успех.

Влияние на европейское образование

Болонский процесс полезен для студентов, так как они могут искать лучшие возможности и могут перемещаться по всему EHEA.Негативы для студентов, по сути, заключаются в том, что это новый подход к образованию в более широком масштабе, что означает, что будут возникать проблемы с внедрением и изменениями, внесенными на протяжении всей его истории, чтобы стремиться к улучшениям.

В целом влияние Болонского процесса на европейское образование было положительным, и система достигла своих целей, продолжая при этом осуществлять некоторые необходимые улучшения.

Подробнее о написании эссе: freelancehouse

,

Болонский процесс в России

Одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего образования в мир системы высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Вступление в Болонский процесс В России появился новый импульс модернизации системы высшего образования, дополнительные возможности для участия российского вуза в проектах, финансируемых ЕС, и для академической мобильности в рамках программ обмена с зарубежными учреждениями.

Российская система высшего образования началась с основания университетов в Москве и Санкт-Петербурге в середине 18-го века. Система была построена так же, как в Германии. История высшего образования в России восходит к 1755 году, когда по инициативе М.В. в Москве был основан первый университет. Ломоносова и в соответствии с его планом.

Позже университеты были открыты во многих других крупных городах страны. В советское время все население России имело хотя бы среднее образование.Погоня за высшим образованием была и остается очень престижной. Более 50% людей имеют высшее образование.

В России существуют давние традиции качественного образования для всех граждан. Вероятно, он также имеет одну из лучших систем массового образования в мире, обеспечивающую уровень грамотности (98%), превышающий большинство стран Западной Европы. Образование делится на обязательное базовое образование и непрерывное высшее образование.

Система высшего образования в России переживает переходный период.Русские всегда проявляли большую заботу об образовании. Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации.

Основными целями реформы являются: децентрализация системы высшего образования, разработка нового финансового механизма, расширение академических свобод для преподавателей и студентов. Все средние школы, институты и университеты до недавнего времени финансировались государством. Сейчас существует довольно много частных платных начальных и средних школ; в некоторых университетах есть платные отделения.В настоящее время в России существует четыре вида высших учебных заведений:

1. Университеты: ответственные за образование и исследования в различных дисциплинах;

2. Академии: ответственные за образование и исследования. Они отличаются от университетов только тем, что ограничивают себя одной дисциплиной;

3. Институты: многопрофильные. Они могут быть независимыми структурными подразделениями или частью университета или академии;

4.Частные учреждения: все больше. Они предлагают степени в неинженерных областях, таких как бизнес, культура, социология и религия и т. Д.

После окончания 11-го класса среднего образования можно поступить на высшее образование. Все претенденты должны сдать конкурсные экзамены (экзамены). Высшие учебные заведения, то есть институты или университеты, предлагают пятилетнюю программу учебных предметов для студентов в различных областях, а также курсы для аспирантов.Если кто-то заканчивает аспирантуру и пишет диссертацию, он или она получает степень кандидата или доктора.



Целью Болонского процесса (или Болонских соглашений ) является создание Европейского пространства высшего образования путем обеспечения большей сопоставимости и совместимости (или, возможно, конкурентоспособности) стандартов академической степени и стандартов обеспечения качества во всей Европе, в частности в рамках Лиссабонская конвенция о признании.Он назван в честь места, в котором он был предложен, — Болонского университета, с подписанием в 1999 году Болонской декларации министрами образования из 29 европейских стран. Он был открыт для других стран, подписавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы. Со времени принятия Болонской декларации в 1999 году состоявшиеся два раза в год встречи проходили следующим образом: Прага 2001, Берлин 2003, Бергин 2005, Лондон 2007, Лувен 2009. Болонский процесс имеет два критерия членства:

-Ратификация Европейской культурной конвенции.

— приверженность целям и политике Болонского процесса, подтвержденная в письменной форме компетентными органами

Россия присоединилась к Болонской конвенции о высшем образовании. Решение о приеме России в объединение европейских государств для создания единого образовательного пространства было отражено в совместном коммюнике участников Берлинской конференции в пятницу, 19 сентября 2003 года. Эта информация была получена в пятницу, 19 сентября, 2003, от председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Александра Шишлова, который сейчас участвует в конференции министров образования европейских государств в Берлине.По словам Шишлова, это позволит нашей стране присоединиться к процессу международной интеграции в сфере высшего образования. (- было)

Помимо России, на конференции было принято решение о допуске в Конвенцию следующих государств: Андорра, Босния и Герцеговина, Албания, Сербия и Черногория, Македония и Ватикан. Сегодня Болонскую декларацию «Европейское пространство высшего образования» подпишут министры образования 40 европейских стран.

Высшее образование предоставляют государственные и негосударственные (негосударственные) аккредитованные высшие учебные заведения.Есть два уровня высшего образования:

Базовое высшее образование (4 года), ведущее к степени Бакалавра, первой степени университетского уровня. Это эквивалентно B.Sc. Степень в США или Западной Европе

Послевузовское высшее образование (5-6 лет и более). Через два года студенты имеют право на получение степени магистра. Это эквивалентно степени магистра (M.Sc, M.A.) в США или Западной Европе. После получения степени магистра студенты могут продолжить обучение до получения степени доктора наук: степени кандидата наук (первый уровень, эквивалентный степени Ph.D.) и степень доктора наук (второй, высший уровень, эквивалентный профессору).

Наконец, я хотел бы указать на преимущества и недостатки Болонского процесса в России. (Можно сказать плюсы и минусы)

Недостатки Болонского процесса в России:

Не все понимают разницу между магистерской степенью и специалистом с 5-летней формой обучения.

  • Некоторые студенты объясняют свои низкие знания не тем, что планируют участвовать в международных программах обмена и работать за границей.

Некоторые политики в России пытаются связать переход к Болонскому процессу с попытками обойти статью Конституции РФ, которая гарантирует бесплатное высшее образование для каждого гражданина Российской Федерации. Но степень магистра не является бесплатной и должна быть оплачена. Этот факт рассматривается как нарушение Конституции РФ

Страна должна сохранить собственный научный потенциал.

Кардинальные изменения в структуре: система кредитных часов и модульный подход.

Преимущества Болонского процесса в России:

конвертируемость дипломов

карьерных перспектив,

более широкие перспективы,

престиж,

небольшая аудиторная нагрузка,

больше самостоятельной работы

Но в то время как международные обмены и мобильность растут, эти процессы внутри страны не так активны. Есть только отправная точка в процессе приема студентов бакалавриата в магистратуру в других вузах, и для этого есть несколько объективных причин.

Обращение к Болонскому процессу позволит нам перейти от самой культуры образовательных традиций девятнадцатого века к системе двадцать первого века, в которой каждый имеет право распоряжаться собой, своим временем и нести ответственность. Это очень важно.


Дата: 2016-01-03; просмотр: 1770


.
Внедрение Болонского процесса: поддерживают ли студенты более короткую первую степень?

Сокращение первого цикла в высших учебных заведениях является одним из самых противоречивых аспектов Болонских реформ. Недавние исследования показывают, что студенты голосуют ногами в поддержку этой реформы, поскольку спрос на учебные программы, в которых используются Болонские принципы, растет.

Болонский процесс — это далеко идущая реформа, направленная на создание европейского пространства высшего образования к 2010 году.Ожидается, что реформа будет способствовать мобильности граждан, трудоустройству выпускников и общему развитию континента. Среди основных особенностей Болонской реформы — переопределение учебных программ, обучение, ориентированное на учащихся, определение результатов обучения, развитие компетенций и внедрение двухуровневой системы, где трехлетний курс обучения более короткий первый цикл (степень бакалавра), после которого следует полутора-двухлетний второй цикл (степень магистра).
Jacobs и van der Ploeg (2006) обсуждают потенциальные преимущества двухуровневой системы трех- или четырехлетних степеней бакалавра и одно- или двухлетних степеней магистра и представляют

несколько возможных объяснений лучшей производительности двухуровневой англосаксонской системы по сравнению с аналогичными системами в континентальной Европе. Во-первых, двухуровневая система снижает стоимость неправильного выбора, сделанного студентами. Во-вторых, двухуровневая система способствует более гибкому переходу в аспирантуру, позволяя студентам выходить на рынок труда раньше и выяснять, какие навыки им следует развивать, когда они в конечном итоге возвращаются в университет, чтобы получить степень магистра.В-третьих, студенты могут закончить свое обучение раньше. Harmon et al. (2003) обнаружили, что в странах, где выпускники выходят на рынок труда раньше, как в двухуровневой системе Великобритании, отдача от образования, как правило, самая высокая. Утверждается, что все эти факторы могут сделать европейское высшее образование более отзывчивым к потребностям все более и более

.
Российская образовательная система и Болонский процесс

РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

  • Российская образовательная система, как неоднократно отмечали крупные международные эксперты, является одной из наиболее развитых и передовых образовательных систем в мире. В контексте изменяющегося общества образовательная система оказалась способной, с другой стороны, адаптироваться к быстрым преобразованиям новых реальностей (демонстрируя свои хорошо известные сильные качества) и, с другой стороны, к фазе длительной эволюционной эволюции. реформация.Высшее образование находится в ведении Министерства образования Российской Федерации, которое отвечает за аккредитацию и лицензирование высших учебных заведений, а также за разработку и поддержание государственных образовательных стандартов. Только аккредитованные высшие учебные заведения имеют право выдавать государственные дипломы и степени, обеспечивающие полные профессиональные и академические права, и на них распространяются международные соглашения о взаимном признании и утверждении документов об образовании.Только аккредитованные высшие учебные заведения имеют право использовать печать с изображением герба Российской Федерации.

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

  • Российская Федерация выделяет следующие типы высших учебных заведений: 1) Университет — это высшее учебное заведение, деятельность которого направлена ​​на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и подготовки на уровнях высшего, послевузовского и высшего образования. дальнейшее образование по широкому кругу естественных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.2) Академия — это высшее учебное заведение, целью которого является развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и подготовки кадров на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования, главным образом в одной конкретной области науки, техники и культуры. .3) Институт является независимым высшим учебным заведением или частью (структурным подразделением) университета, а также академией, которая применяет программы профессионального образования в конкретных областях науки, техники, культуры и участвует в научных исследованиях.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД И ЭКЗАМЕНЫ

  • учебный год начинается первого сентября и заканчивается в конце весеннего семестра. Семестр — это период обучения в 16 недель в осенний семестр и период обучения в 15-16 недель в весенний семестр, в течение которого преподаются курсы. Каждый семестр заканчивается одной оценочной неделей, в течение которой студенты сдают тестовые задания, представляют задание и защищают курсовые проекты. Экзаменационная сессия: в течение каждого семестра отводится две или три недели для сдачи экзаменов и завершения итоговых оценок.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

УРОВНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Существует три уровня высшего образования:

  • незаконченное высшее образование длится в течение 2 лет.

  • Базовое высшее образование (бакалавриат) длится в течение 4 лет. Это эквивалентно B.Sc.Степень в США или Западной Европе.

  • Аспирантура высшее образование . После окончания бакалавриата студенты поступают на программы диплома специалиста (1 год) и магистра (магистр) (2 года).

  • академических степеней: степень кандидата наук (первый уровень, эквивалентный Ph.D.) и степень доктора наук (второй, самый высокий уровень, эквивалентный немецкому Habilitand).

Внимание!
БОЛОНЬЯ ПРОЦЕСС В РОССИИ

  • Болонский процесс — это создание Европейского пространства высшего образования. Основными целями Болонской декларации являются повышение мобильности и возможности трудоустройства европейских выпускников высших учебных заведений, что обеспечивает конкурентоспособность европейского высшего образования в мировом масштабе. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

  • Основные характеристики Болонского процесса:

— 3 циклическая система высшего образования (степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).
— использование кредитной системы (ECTS).
— мобильность студентов и персонала вокруг Европейского пространства высшего образования.
— совместное европейское приложение к диплому
— контроль качества высшего образования.
— создание Европейского пространства высшего образования.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о