Автомобильные охранные системы

А́втосигнализация — электронное устройство, установленное в автомобиль, предназначенное для его защиты от угона, кражи компонентов данного транспортного средства или вещей, находящихся в автомобиле. Оно оповещает владельца или окружающих людей с помощью звуковых и/или световых сигналов о несанкционированном доступе к автомобилю (салону), но не препятствует угону, краже автокомпонентов и т. п.

Устройство

Состоит, как правило, из основного блока, приемо-передатчика (антенны), брелока, датчика удара,концевого выключателя освещения салона(датчик открытия дверей), концевого выключателя моторного отсека(датчик открытия капота, багажника) сервисной кнопки и индикатора в виде светодиода. Автосигнализации бывают с обратной связью, то есть брелок-пейджер информирует о состоянии автомобиля.

Защита от угона

Автосигнализация не даёт 100 % гарантии от угона, однако существенно снижает привлекательность у мелких угонщиков. К некоторым моделям автосигнализаций возможно подключение GSM/GPRS модуля с возможностью управления функциями сигнализации с сотового телефона путём отправки SMS. а также можно подключить модуль GPS/ГЛОНАСС для определения координат автомобиля.

Диалоговый код

Диалоговый код — специальный способ кодозащищённости автосигнализаций. Использует для идентификации брелока широко известную криптографии технологию аутентификации через незащищённый канал.

Получив сигнал, система убеждается, что он послан со «своего» брелока, причем это происходит не однократно, а в диалоге. В ответ на первый сигнал система посылает на брелок запрос в виде псевдослучайного числа, который обрабатывается брелоком по специальному алгоритму и отсылается обратно. Сигнализация обрабатывает свою посылку по тому же алгоритму, сравнивая полученный ответ со своими данными. Если они совпадают, команда выполняется, а на брелок отправляется подтверждение.

Диалоговым кодом обеспечивается дополнительная защита от электронного взлома.

Кодграббер

Для «взламывания»(подмены кодовой радиопосылки) автосигнализаций угонщиками используются кодграбберы («code grabber», «захватчик кода»). Различают три типа подобных устройств: кодграббер для статических кодов, кодграбберы на принципе кодоподмены (для одно- и двухкнопочных брелоков) и алгоритмические (иногда их называют «мануфактурными»).

Для более ранних систем автосигнализаций, использующих статический код, достаточно устройства, которое перехватывает этот код и запоминает его.

Для кодграбберов, основанных на принципе кодоподмены, характерен алгоритм работы, требующий повторного нажатия владельцем кнопок брелока, используя частично одновременно радиоглушение и перехват посылки брелока.

Алгоритмический кодграббер — устройство, которое распознаёт по цифровой посылке брелока тип (то есть производителя, «бренд») сигнализации и, используя т. н. «мануфактурный код», становится клоном (полным дубликатом) брелока владельца. Этот принцип применяется к автосигнализациям, использующим алгоритм KeeLoq и др. для кодирования сигнала от брелока к центральному блоку сигнализации и при радиообмене «брелок — центральный блок» (диалоговые системы).

Надо понимать, что во многом шумиха о взломах код-граббером той или иной модели вызвана недобросовестной конкуренцией импортёров сигнализаций и российских подсборщиков-«производителей».

Прочие фунций

Также сигнализации часто оснащаются функцией автозапуска двигателя. Автозапуск может производиться: -вручную (дистанционный запуск); -через заданные промежутки времени (периодический запуск); -по достижению заданной пользователем температуры.

Обзор автосигнализаций

 

В наше время угон автомобилей стал обыденностью, каждый час в России угоняют десяток автомобилей. Поэтому, покупая новый автомобиль, особенно если он дорогой или популярной модели, прежде всего, необходимо подумать обавтосигнализации. Автосигнализация – это не роскошь, а необходимая мера защиты. В первую очередь при выборе автосигнализации следует уделить её охранным возможностям и только потом обратить внимание на сервисные функции.

Но прежде чем покупать и устанавливать автосигнализацию, следует разобраться – что же они собой представляют, и что можно получить за свои деньги. Выбор сигнализации для своего автомобиля – задача не из легких, особенно для неспециалиста. Требуется найти оптимальное соотношение цены, защиты и функциональности. Условно автосигнализации можно разделить на три типа, рассмотрим их.

Первый тип – это обычные автосигнализации. Они довольно просты и включают в себя центральный замок, простой блокиратор двигателя, датчик удара, сирену и брелок через который автосигнализация управляется дистанционно. Обычно брелок используется для постановки автосигнализации на охрану (снятия с охраны) с автоматическим блокированием (разблокированием) дверей – остальные возможности применяются редко. Данная автосигнализация отпугнет только неопытных угонщиков или подростков, которые хотят взять автомобиль «покататься», профессиональных угонщиков она не отпугнет. Если автомобиль не из самых дорогих и хранится на стоянке или в гараже, то такая простая автосигнализация станет оптимальным вариантом.

Второй тип – это автосигнализации с обратной связью, или как их еще называют с двухсторонней связью. Этот тип автосигнализаций отличаются от обычных тем, что на брелке имеется светодиодный индикатор или ЖК-дисплей, с помощью которого автосигнализация передает информацию о состоянии автомобиля. Обычно это информация о попытке вскрытия двери или срабатывании сирены. Но также может присутствовать другая дополнительная информация, например:

  • температура салона автомобиля,
  • информация о сработавших датчиках автосигнализации,
  • индикация открытой двери, капота или багажника,
  • индикация режима «VALET»,
  • индикация режима «антиограбления».

Таким образом, находясь за пределами слышимости и видимости автомобиля можно знать о его состоянии. Обычно радиус действия брелка в городе составляет от 300 до 1200 метров.

Третий тип – это автосигнализации с дистанционным запуском двигателя. Такие сигнализации помимо функций обратной связи позволяют запускать двигатель автомобиля дистанционно. Большинство автосигнализаций оснащенных такой функцией позволяют не только включать двигатель с брелка-пейджера вручную, но и запрограммировать прогрев двигателя по часам или по температуре.

Четвертый тип – это спутниковые автосигнализации. Установленные на автомобиле они в случаи угона определяют его местоположение по сигналу со спутников (прием сигнала осуществляется посредством GPS приемника встроенного в автосигнализацию). Полученные координаты автомобиля передаются в закодированном виде через сеть GSM на телефон владельца и/или на пульт охранного предприятия. Обладают и обратной связью, то есть с пульта охранного предприятия и/или с телефона владельца можно выключить двигатель автомобиля (включить сирену автосигнализации и т.п.). Среди недостатков такой охранной системы нужно отметить абонентскую плату и не всегда точное определение координат автомобиля. Последнее связано с тем, что даже крона большого дерева может затруднить получение сигнала GPS, а некоторые профессиональные угонщики автомобилей имеют в своем арсенале специальные GSM /GPS глушилки и специально оборудованные подземные гаражи.

Также автосигнализации, независимо от их типа, могут быть оборудованы дополнительным функциями. Функции могут быть самыми разнообразными: открытие/закрытие стекол, датчик бензина, датчик температуры, включение автомагнитолы и т.п.

Не следует забывать и об условиях эксплуатации автосигнализации. Некоторые модели не выдерживают сильных холодов и при температуре ниже – 30 °C могут функционировать некорректно или вообще не работать. У некоторых брелков-пейджеров с LCD экраном при низкой температуре может потрескаться экран.

Цены на автосигнализации колеблются в пределах от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов. При выборе автосигнализации по цене в первую очередь следует руководствоваться стоимостью автомобиля.